14 ноября 2011 г.

Пенсия в России вновь будет зависеть от трудового стажа

Пенсионная реформа в России. Размер пенсии опять будет зависеть от трудового стажа, который многие за годы реформ подтвердить не смогут.

В России обсуждается вариант отказа от накопительной системы и возращение к начислению пенсий по трудовому стажу. Об этом заявил замминистра здравоохранения и социального развития России Юрий Воронин

Основным направлением новой пенсионной реформы станет резкое увеличение обязательного стажа – с нынешних 5 лет до 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. Тем, кто проработал меньше, будет выплачиваться только усеченная пенсия.

Такая мера предложена для включения в план реформы пенсионной системы. 

Эта реформа станет частью новой версии «Стратегии-2020».

В ходе обсуждения реформы пенсионной системы было обсуждено более 10 формул расчета пенсии, но реальных вариантов всего два, признал Юрий Воронин, замглавы Минздравсоцразвития.

Первый — сохранить систему условно накопительных счетов, в которых пенсионные права каждого работающего измеряются отчислением в Пенсионный фонд его работодателя. Второй — возврат к системе, действующей до 2002 когда, где за основу брался трудовой стаж пенсионера.

По словам Воронина, система условно накопительных счетов НЕ УЧИТЫВАЕТ расходов пенсионной системы в целом, необходимых для ее функционирования. «Например, как объяснить застрахованному лицу, что не весь его расчетный капитал, который за него перечислил его работодатель, будет положен в основу расчета его пенсии, так как системе в целом необходимо платить пенсии по инвалидности, по утрате кормильца и даже оплачивать пенсионерам бесплатную доставку пенсий на дом?» — говорит чиновник.

Юрий Воронин и ранее говорил, что ключевой момент действующей пенсионной системы — сколько взносов перечислено за работника, столько потом ему и должно быть выплачено в виде пенсии — является ТУПИКОВЫМ.

«Пенсионной системе должен быть возвращен страховой облик. Это означает восстановление роли и значения трудового стажа, увеличение его продолжительности по меньшей мере до дореформенных показателей, – продолжает Воронин. – В страховой стаж должны включаться периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы, либо периоды общественно-полезной деятельности, за которые из бюджета выплачивались компенсационные платежи взамен страховых взносов».

При этом, добавляет Воронин, «размер пенсии должен рассчитываться из заработка, с которого уплачиваются страховые взносы, определяемого либо за весь период жизни, либо за очень значительный период жизни работника».

По мнению Воронина, наиболее правильным было бы восстановить те параметры расчета пенсии, которые были до реформы 2002 года, то есть восстановить институт минимального требуемого стажа: 20 лет для женщин при выходе на пенсию в 55 лет, и 25 для мужчин при выходе на пенсию в 60 лет. Он также напомнил, что для получения повышенной пенсии необходим был стаж в 40 лет для женщины и 45 для мужчины.

Недостаток стажа, согласно Минздраву, сможет компенсировать, например, более высокая зарплата, ради которой гражданин, допустим, долго учился и повышал квалификацию. Также Минздрав предполагает дать возможность участвовать в пенсионном страховании фрилансерам и вольнонаемным работникам, которые пока, как правило, не могут подтвердить свой стаж.

При этом Юрий Воронин считает, что не следует отказываться от социальной пенсии, которая положена по достижении 65 лет каждому проживающему на территории России легально и имеющему стаж не менее 5 лет.

Замминистра Минздравсоцразвития ОФ Юрий Воронин предлагает исключить из стажа период обучения в высших учебных заведениях, поскольку, по его мнению, особо умные граждане и без того получают высокие зарплаты, что обеспечит им высокие пенсии. Не пойдут в зачет годы, которые женщины отдают рождению и воспитанию детей.

Сегодня пенсионная система РФ настолько не сбалансирована, что самостоятельно она не может гарантировать гражданам пенсию даже на уровне прожиточного минимума. Федеральный Центр пытается решить эту проблему требуя от региональных бюджетов выплачивать пособия самым бедным пенсионерам, чтобы их текущие доходы дотянулись до прожиточного минимума. Поэтому любые разговоры о том, как хорошо увязать пенсии со стажем, верны только в теории. На практике государство с трудом обеспечивает пенсионерам даже минимум. Именно поэтому для российских пенсий характерна «уравниловка».

Комментарии экспертов:

По мнению зампредседателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Олега Шеина, возврат к дореформенной системе — очередная попытка снизить издержки по выплате. Среди предыдущих предложений были отмена выплат работающим пенсионерам, изменение возраста выхода на пенсию и даже переселение пенсионеров в Таджикистан, где «жить дешевле».

«На сегодняшний день в России из 500 тысяч работников официально оформлены только 40%, — поясняет в разговоре с „Трудом“ Олег Шеин. — Профсоюзов практически нет, большинство из этих людей просто не смогут подтвердить трудовой стаж». Остатки «урезанных» пенсий пойдут на ликвидацию дефицита Пенсионного фонда.

Минздрав предлагает вернуться к формуле расчета пенсии, которая учитывала не только продолжительность трудового стажа, но и соотношение индивидуального заработка работника со средней зарплатой по стране, отмечает первый вице-президент Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Юрий Люблин. Он пояснил, что в этой формуле установлен коэффициент по стажу 0,55.

Учитывая рекомендации Международной организации труда (МОТ), где стандартной считается пенсия при 30-ти годах страхового стажа, на такой коэффициент — 0,55 — скорее всего, будут иметь право граждане, проработавшие не менее тридцати лет. А за каждый следующий год сверх этого будет добавляться 0,01, а за каждый недостающий — вычитаться 0,01.

Надо иметь в виду, что в России многие люди в силу разных обстоятельств выходят на пенсию, не имея 30-летнего стажа, особенно так называемые «досрочники», отмечает Юрий Люблин. «Следствием недостатка стажа будет назначение будущим пенсионерам меньшей пенсии, чем нынешним. Такая коррекция пенсионных обязательств в сторону понижения вряд ли вызовет восторг у пенсионеров», — считает Люблин.

Эксперт уверен, что предлагаемое Минздравсоцразвития решение является завуалированным способом повышения пенсионного возраста: хочешь получать полную пенсию — отложи выход на пенсию, пока не отработаешь 30 лет.

Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев подтвердил, что концепция реформы пенсионной системы содержит возможность поощрения тех людей, которые решат выйти на пенсию в более позднем возрасте: они будут получать больше других пенсионеров. Но при этом он подчеркнул, что Госдума и Минздравсоцразвития выступают против принудительного повышения пенсионного возраста, не усматривая в этом экономического смысла, так как в России продолжают сохраняться тяжелые условия труда и низкая продолжительность жизни.

Исаев сказал, что тем, кто не планирует активно участвовать в накопительной части пенсии, будет предложено передать свою накопительную часть в страховую — то есть в распоряжение Пенсионного фонда, чтобы она пошла на текущие выплаты пенсионерам.

Начальник аналитического управления УК «КапиталЪ» Федор Наумов предполагает, что возврат только к учету стажа при начислении пенсии и отказ от перечисления части социальных налогов в счет будущей пенсии невозможен. В противном случае, говорит эксперт, государству придется платить пенсию людям с большим стажем и «серой» зарплатой, которые ничего не отчисляли в Пенсионный фонд. Откуда возьмутся деньги на это, задается вопросом Наумов.

Федор Наумов не склонен видеть в накопительной системе одни недостатки. По его мнению, в ней есть элемент мотивации и элемент реалистичности: хочешь получать нормальную пенсию — много работай, отчисляй на свое будущее сам, но при этом отчисляй на содержание нынешних пенсионеров в обмен на то, что будущие поколения тоже будут отчислять на выплату пенсии тебе.

«Сегодня из общей суммы социальных налогов на формирование своей персональной пенсии отчисляется всего лишь 6% из 34% того, что платит работодатель. Остальное идет на текущие нужды в обмен на обещание государства, что когда ты, работающий сегодня, выйдешь на пенсию, о тебе так же будут заботиться», — заявил Наумов.

«Привязка размера пенсий к стажу или заработку сегодня вряд ли приведет к значительному изменению размера пенсий. Для повышения пенсий у Пенсионного фонда нет средств, а для привлечения этих средств у него нет возможностей», – считает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева. И вряд ли в будущем эта ситуации кардинально изменится.

«Сейчас мы платим минимальную пенсию тому, кто отработал 5 лет. И, конечно, то, что люди с трудовым стажем в 5 лет будут получать пенсию, эквивалентную той, которую получают люди с трудовым стажем в 20 лет, неправильно. Но на дифференцированные пенсии нужны дополнительные ресурсы, которых в настоящее время нет. Сегодня средняя пенсия составляет менее 37% от зарплаты. Откуда брать деньги на выплаты по предлагаемым 55% – непонятно», – считает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян.

«Невключение срока профессионального обучения – высшего или среднего – в трудовой стаж нелогично. Аргумент, что высшее образование автоматически влечет более высокие зарплаты, во многих случаях не работает. Достаточно сравнить зарплаты инженеров, врачей, учителей с зарплатами некоторых менее квалифицированных работников», – считает эксперт компании БКС Сергей Сулимов. Также Сулимов замечает, что «огромное число наших граждан последние 20 лет работает без подтвержденного стажа» – например, в черных и серых схемах, совмещая работу на множестве малых предприятий.

Советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Валерий Виноградов считает, что с новым стажем особенные проблемы с величиной будущей пенсии могут возникнуть прежде всего у женщин. И произойдет это в силу объективных причин, связанных с рождением и воспитанием ребенка.

P.S. Незадолго до своей смерти Туркменбаши полностью отменил пенсии, посчитав, что забота о стариках – дело их детей.

Минздравсоцразвития предлагает ввести социальный сбор, равный двум процентам от зарплаты, и направить эти деньги на систему социального ухода за стариками. При этом платить будут все (работник и работодатель – по одному проценту), а пользоваться лишь те, кому помощь будет реально необходима. В плюсе откажется бюджет, который в таком случае разгрузят от расходов по жизнеобеспечению стариков – ведь сейчас их несет государство.


Комментариев нет:

Отправить комментарий