30 сентября 2019 г.

Юрий Гагарин на борту подводной лодки «К-35» Северного флота.


О пребывании Ю.А.Гагарина на пларк «К-35». 

Из воспоминаний помощника командира пларк «К-131» Кулинченко Вадима Тимофеевича и Степаненко Алексея Ивановича. 

10 декабря 1965 года заместитель начальника ЦПК СССР по летно-космической подготовке полковник Юрий Гагарин прибыл в Мурманск в составе внушительной делегации ЦК ВЛКСМ для вручения переходящего Красного Знамени Мурманскому обкому комсомола за успехи в шефской работе над Краснознаменным Северным флотом.

После торжественной церемонии Юрий Алексеевич изъявил желание побывать в гостях у подводников-североморцев.

Ведь подводные походы первых советских атомных подводных лодок «Ленинский комсомол» («К-3»), а также АПЛ «К-181» к Северному полюсу и всплытие их на макушке планеты приобрели всеобщую известность.

Для Гагарина не существовало слова «нет». 

Поэтому командующий Северным флотом адмирал Семен Михайлович Лобов (1913-1977 гг.) из кабинета первого секретаря Мурманского обкома ВЛКСМ по аппарату «ВЧ» тут же отдал приказ командующему 1-й флотилией вице-адмиралу А.И. Сорокину «срочно приготовить две АПЛ для встречи Юрия Алексеевича Гагарина».

На следующий день Гагарин и секретарь ЦК комсомола Борис Пастухов в сопровождении командования Северного флота прибыли в Западную Лицу в губу Большая Лопатка.

Для встречи космонавта подводники «приготовили к бою и походу» две атомные подводные лодки — «К-149» и «К-35».

Гости посетили оба подводных крейсерах. Однако Гагарин торжественной встречей не ограничился, а решил погрузиться на подводной лодке.

Адмирал Лобов и начальник политуправления СФ вице-адмирал Федор Сизов отказать ему не могли и тут же приказали включить «ревун» на борту пларк «К-35».

Адмиралы объяснили свой выбор тем, что «К-35» проекта 675 являлась самой новой единицей подплава. 

Эта лодка вошла в строй первой линии флота 30 июля 1965 года.

Командовал «К-35» капитан 2 ранга Эрнест Генрихович Бульон (1926-2009) — единственный из офицеров Северного флота того времени — кавалер трех орденов Красной Звезды.

Потомок аристократов из Нижней Лотарингии, переселившихся в Россию еще в XVIII веке, он в 15 лет участвовал в боях с гитлеровцами при защите Риги и Таллинна, окончил ускоренный курс Каспийского военно-морского училища в Баку, а в 1944-1945 гг. успел повоевать командиром взвода морской пехоты Балтийского флота в районе Пиллау.

После войны молодой офицер переквалифицировался в подводника и прибыл на Крайний Север с Черноморского флота с должности командира дизельной подлодки «С-384».


Гагарин и Бульон обменялись подарками. Юрий Алексеевич подарил моряку свою полковничью папаху, а Бульон презентовал космонавту черную пилотку подводника.


Погружение «К-35» с Гагариным на борту на перископную глубину произошло в Мотовском заливе.

Космонавт даже глянул в перископ. 

Однако он не знал, что лодка погрузилась на глубину только 40 метров, вместо 240 метров.

Мера предосторожности.

Первый космонавт планеты свое желание осуществил. 

После всплытия, по воспоминаниям Эрнеста Бульона, Гагарин произнес: «Лучше я еще раз в космос слетаю, чем выйду в море на подводной лодке».

Юрий Алексеевич тепло попрощался с подводниками, подарил им свою книгу «Дорога в космос» и увез в Звездный городок флотскую бескозырку.

Погружение Гагарина на подводной лодке «К-35» подтолкнуло Александру Пахмутову и Николая Добронравова к созданию песни «На пирсе тихо в час ночной» — о том, как «усталая подлодка из глубины идет домой». 

Гагарин сам любил ее напевать.

Больше Юрий Гагарин и Эрнест Бульон не встречались. 

Эрнест Бульон стал контр-адмиралом и закончил службу в должности оперативного дежурного Центрального командного пункта ВМФ СССР.

До своей кончины он жил в московском районе Чертаново, являясь членом «Клуба адмиралов» ВМФ Российской Федерации, а «Гагаринская» подводная лодка «К-35» спустила флаг 20 июля 1993 года.

Вспоминает Алексей Иванович Степаненко.

Проходя по отсекам, Юрий Гагарин со всеми здоровался за руку и обязательно задавал вопросы. 

В третьем отсеке – ракетном его поразило количество боевых постов и приборов управления ракетной стрельбой по береговым и морским целям.

В центральном в штурманской боевой рубке долго расспрашивал о каждом приборе и способах определения местоположения подводной лодки в подводном положении.

Задержались и в шестом отсеке. 

Его поразила абсолютная чистота и тишина в реакторном отсеке.

В седьмом отсеке на пульте управления установкой (пульт ГЭУ) Ю.Гагарин обнаружил некоторые приборы «свои», т.е. применяющиеся и у них. 

На пульте, хоть и тесно было, но поместились все и даже получилось что-то вроде беседы.

Затем было посвящение в подводники.

В честь этого события Гагарину подарили канадку (кожаная куртка из овчины, непременный атрибут офицеров-подводников). 

Подарком он остался доволен, сказав, что ему в ней было бы гораздо удобнее в Космосе, чем в скафандре.

В общем, от этого выхода в море у Юрия Алексеевича остались хорошие впечатления. 

Нашли журнал «Огонек» с портретом Гагарина, попросили оставить запись, он написал: «Личному составу ПЛ «К-35» желаю дальнейших успехов в боевой и политической подготовке». Подпись, дата.

http://www.submariners.ru/news/news_reg/10814/

1 комментарий:

Популярные сообщения

Популярные сообщения