20 июля 2021 г.

Мичман Анатолий Середенко — знаток «малюток-зажигалок».


Анатолий Середенко родился в Ворошиловграде 15 апреля 1936 года и был третьим ребенком в семье рабочего. 

Еще были брат и сестричка. 

Мать — из казацкого рода Волошиных. 

Когда в 1941 году гости собрались за столом отметить день рождения мамы, верховой из сельсовета принес известие о том, что началась война. 

Отец-коммунист был эвакуирован с заводом в тыл, в город Фрунзе. 

Но он рвался на фронт. 

И когда немцы подошли к Донбассу, отец попал в действующую часть. 

Судьба его оборвалась под Сталинградом во время попытки немцев прорваться из окружения.

После войны Толик окончил 7 классов и поступил в ФЗУ на специальность «монтажник».

В 1952 году учеба завершилась, и началась работа в очень серьезной организации.

Опытный специалист монтажа Алексей Александрович Сергеев взял шефство над молодым парнем и многому его научил. 

Педагог-воспитатель за два года сделал из Анатолия бригадира монтажников электрооборудования. 

Но весной 1955 года пришла повестка из военкомата. 

Областной план призыва уже был выполнен, и Анатолия отправили домой до осени. 

И вот 25 сентября Середенко с командой отправили служить в Ленинград. 

Тогда призывали на 5 лет. 

В Кронштадте только организовалась 65-я электромеханическая школа техников. 

Там и проходил Анатолий школу молодого бойца, учил уставы, занимался строевой подготовкой. 

Но в специальности ему равных не было. 

На качественные знания и практические навыки в работе обратил внимание преподаватель — мичман Сергеев. 

В новой школе еще не было наглядных пособий, и мичман предложил матросу смонтировать действующий макет-тренажер ходовой станции подводной лодки. 

Анатолий взялся за дело. 

К апрелю половина тренажера была готова. 

К этому моменту срок службы сократили до 4 лет, и «на дембель» уходили моряки сразу двух призывов. 

Кем заменить специалистов? 

Вот Анатолия и перевели из учебного отряда на подводную лодку «М-200». 

Она прошла ремонт и готовилась уходить в Клайпеду. 

Две недели вживался Середенко в лодку. 

Но мичман заметил отсутствие талантливого строителя тренажера и пошел по командирским кабинетам. 

Завершение оборудования кабинета оказалось под угрозой срыва. 

Сергеев сумел убедить командиров, и тут же моряка перевели на лодку «С-18», которая оставалась на базе. 

Так Середенко совмещал службу на лодке, а в свободное время достраивал тренажер.

Служба заканчивалась. 

Пора было подумать и о дальнейшей судьбе. 

Собирался Анатолий вернуться в «Шахтэлектромонтаж», в котором работал до службы.

Тогда по командировкам весь Донбасс объездил. 

Но привык Середенко к подводной лодке, даже полюбил ее. 

Знал ее устройство на пять баллов, изучил все узлы и механизмы досконально.

«Дедовщины» в тот период на флоте не было. 

«Годков» уважали не за количество лет службы, а за профессионализм. 

Предложили Анатолию после третьего года службы остаться на сверхсрочную, но сразу на шесть лет. 

И он согласился, решив, что его место — на флоте. 

Старшина команды Середенко перешел с «С-18» на вновь строящуюся «малютку» «М-260» А615-го проекта. 

Командиром той «зажигалки» был Леонид Иванович Скипидарников. 

Лодка строилась на судоверфи в Ленинграде. 

Всю зиму 1957 года моряки изучали матчасть, проходили тренировки. 

А 1 сентября подводную лодку поставили в транспортный док и по рекам отправили в Черное море. 

В Мариуполе она покинула док и своим ходом пришла в Балаклаву. 

Это произошло 7 ноября 1957 года. 

«Море слева, море справа, посредине Балаклава». 

Но сперва даже на красоты посмотреть некогда было, на море и горы. 

Экипаж подводной лодки впервые попал в эту базу. 

Ждали увольнения, чтобы осмотреть окрестности, пообщаться с местной молодежью. 

И Балаклава полюбилась Анатолию. 

Лодки проекта А615 имели возможность ходить на дизелях в подводном положении. 

На подводной лодке была специальная латунная цистерна для жидкого кислорода. 

Сталь при такой температуре (минус 184 градуса) становилась хрупкой, как стекло.

Кислород выглядел маслянистой жидкостью. 

Подводная лодка брала на борт почти десять тонн жидкого кислорода. 

В испарителях кислород превращался в газ и затем смешивался с топливом и подавался в дизели. 

Выхлопные газы поступали в выгородку с пятнадцатью тоннами химпоглотителя. 

После очистки они вновь поступали в дизели. 

Подводная скорость такой лодки составляла 15-16 узлов — это хорошо для подводного хода. 

Но была и высокая взрыво- и пожароопасность лодок из-за наличия жидкого кислорода.

На Черном море обошлось без серьезных аварий. 

Хлопки были, но пожаров и взрывов не было. 

Но один случай из личной службы Анатолию запомнился особо. 

Продолжение следует. 

В. Илларионов.

Балаклава, март 2015 года.

Фото из семейного архива А. Середенко.



Комментариев нет:

Отправить комментарий