4 июля 2021 г.

Капитан 1 ранга Юлий Ксюнин. На комсомольском собрании я выступил в защиту сына "врага народа", который сочувствовал Троцкому.


Из воспоминаний старейшего российского подводника капитана 1 ранга Юлия Порфирьевича Ксюнина (1914 - 1919).

... Когда возвратились в Томск, неожиданно вызвали в горком комсомола, в отдел по военной работе, и сообщили: отправляешься учиться на подводника. 

Мне объяснили, что страна приступила к строительству военных кораблей и подводных лодок, нужны квалифицированные кадры, чтобы управлять ими. 

Уточнили, что протяженность морской границы нашей Родины составляет 40 000 километров — их нужно закрывать. 

Действительно, от царской России молодой республике мало что досталось из военного флота. Часть кораблей была затоплена, часть забрали с собой белые, покидая страну.

Словом, согласился. Заполнил анкету. Однако, когда возвратился домой, отец сказал, что на флот меня не возьмут по состоянию здоровья. 

Дело в том, что переболел тифом, и болезнь оставила на сердце рубцы. 

Стоило раз десять присесть — сердце чуть не вылетало из груди. 

Но, видимо, у остальных здоровье оказалось еще хуже. 

Из сотни сибиряков, которых призвали для учебы, 53 отсеялись на предварительной медкомиссии в Омске, 40 — в самом Ленинграде. 

Остались семеро, в том числе и я. 

Так стал курсантом дизельного факультета Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского. 

Но после второго курса меня чуть не выгнали. 

Связано это было не с учебой. 

Отец моего товарища Мити Мотерна работал парторгом на Днепропетровском паровозоремонтном заводе. 

Его обвинили в сочувствии Троцкому. 

Сняли с должности, объявили врагом народа. 

После чего взялись за сына — исключили из комсомола, затем из училища. 

На комсомольском собрании я выступил в его защиту. 

Мы же были друзьями, наши койки стояли рядом. 

За это меня тоже исключили из комсомола и издали приказ об отчислении. 

Как сейчас помню, прихожу к начальнику училища за бегунком и говорю, что и ему нужно будет скоро брать бегунок. 

Потому что именно он принял сына врага народа в учебное заведение и меня с ним познакомил. 

Тот задумался, подошел к окну, долго молчал. 

Наконец, произнес: «Иди, тебе сообщат о моем решении». 

К этому времени я уже был женат. 

Супруга сказала, что, когда выходила замуж, не рассчитывала, что свяжет жизнь с врагом народа. 

Думала, будет женой блестящего советского офицера. 

Предложила развестись. 

Мне ничего не оставалось, как согласиться. 

Разошлись. 

Однако начальник училища вдруг отменил свой приказ. 

После этого меня и в комсомоле восстановили. 

Но брак восстанавливать я не стал. 

В тот же год отправился на практику на Тихоокеанский флот. 

По дороге заехал в Томск, познакомился там со студенткой филологического факультета. Шурой. 

Впоследствии она стала моей женой, с которой я прожил 60 лет. 

Умерла в 2000 году. 

... По окончании училища (прим. - в 1939 году) меня чуть ли не единственного спросили, куда хочу распределиться.

Сказал — на Тихоокеанский флот. 

Был уверен, что война грядет с востока и начнут ее японцы. 

Они оккупировали Маньчжурию, мы ждали, что вот-вот перейдут границу. 

Никому и в голову не приходило, что большая беда придет с запада. 

Перед отправкой к месту службы мой товарищ Миша, которого распределили на Черное море, произнес, прощаясь: «Мне стыдно смотреть тебе в глаза. Ты едешь воевать, а я на курорт». 

Все оказалось ровно наоборот. 

Миша служил в Севастополе на подводной лодке и там погиб. 

Его беременная жена эвакуировалась в Сибирь. 

За день перед смертью Миша написал ей: «Назови сына Виктором в честь нашей грядущей победы!» 

Так получилось, что с войны не вернулся почти весь наш курс, а я, который стремился быть на передовых рубежах, жив до сих пор... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий