24 июля 2021 г.

Светлой памяти командира ракетного крейсера «Москва» контр-адмирала Владимира Богдашина.


На 70-м году жизни скончался контр-адмирал Владимир Иванович Богдашин, который в 1988 году тараном вытеснил из территориальных вод СССР американский крейсер «Йорктаун». 

Владимир Богдашин родился в 1952 году в городе Пугачеве Саратовской области. 

В 1969 году поступил в Черноморское высшее военно-морское училище имени П. С. Нахимова. 

В 1974 году, по окончании училища проходил военную службу на кораблях Черноморского флота на должностях командира зенитно-ракетной батареи большого противолодочного корабля «Николаев», заместителя командира 30-й дивизии кораблей Черноморского флота. 

С 1983 по 1988 год — командир сторожевого корабля «Беззаветный». 

В 1988 году СКР «Беззаветный» под командованием капитана 2 ранга Богдашина вытеснил отряд боевых кораблей США из советских территориальных вод, дважды таранив американский крейсер УРО «Yorktown». 

Таким образом, Богдашин отразил вторжение корабля ВМС США в территориальные воды СССР.

В 1990 году окончил Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова. 

С сентября 1991 года по май 1996 года — командир противолодочного крейсера «Москва», c апреля 1996 по февраль 1998 года — командир ракетного крейсера «Москва». 

С 1999 года — заместитель начальника Центрального командного пункта ВМФ РФ по боевому управлению. 

В 2007 году уволен в запас. 

Скончался 22 июля 2021 года на 70-м году жизни от последствий коронавирусной инфекции.

Будет похоронен на Троекуровском кладбище.



В 1986 году американский крейсер “Йорктаун” и эсминец “Кэрон”, пройдя через проливы Босфор и Дарданеллы из Средиземного моря, решительно прошли у советских берегов со стороны Феодосии. 

Тогда не хватило решимости выгнать американцев из наших вод. 

Адмирал Владимир Чернавин был Главкомом ВМФ СССР всего несколько месяцев. 

Но когда советская разведка в самом начале 1988 года узнала о планах американцев повторить свой рейд, он уже не постеснялся доложить об этом самому Михаилу Горбачеву: “Это надо предотвратить решительно и бескомпромиссно!”. 

Как гласят исторические хроники того времени, Горбачев только пожал плечами, но ничего не молвил в ответ. 

Видимо, это было воспринято Главкомом как своеобразный карт-бланш. 

Итак, февраль 1988 года. 

Крейсер “Йорктаун” и эсминец “Кэрон”, повторно зашли в Черное море, но в этот раз уже со стороны Севастополя. 

Корабли углубились в территориальные воды СССР на целых шесть миль. 

При этом их радары, включая средства радиотехнической разведки, работали в активном режиме. 

Корабли находились в полной боеготовности, что являлось откровенным вызовом. 

На перехват американцев вышли сторожевые корабли «Беззаветный» и СКР-6 . 

Находясь на параллельных курсах, несколько раз наши корабли по международному каналу связи предупреждали американцев: “Вы нарушаете государственную границу СССР”. 

Эти же предупреждения дублировались флажным семафором. 

В ответ американцы продолжая следовать своим курсом. 

Тогда командир “Беззаветного” капитан 2 ранга Владимир Богдашин получил приказ: вытеснить американские корабли из советских территориальных вод. 

На инструктаже командира флотские начальники предусмотрели: чтобы навал был более жестким и причинил более существенные повреждения американским кораблям, вытравить правые якоря и держать их в подвешенном состоянии на якорь-цепях под клюзами правого борта. 

Так что высокий полубак “Беззаветного”, да еще болтающийся справа якорь могли бы основательно порвать борт и все, что попадет под навал на борту вытесняемого с его курса корабля. 

Затем командир получил четкий приказ: “Еще раз предупредите американцев: нарушение тервод Советского Союза недопустимо. 

Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана. Передайте все это в эфир открытым текстом дважды по-русски и по-английски”.

Но американцы в ответ только что-то невнятно пробурчали и продолжали следовать своим курсом. 

Водоизмещение “Беззаветный” имел втрое меньшее, чем “Йорктаун” (3200 тонн против 9600). 

При малейшей ошибке американец вполне мог раздавить наш корабль. 

Решение в данной ситуации могло быть лишь одно — нанести ряд ударов по корпусу американского корабля. 

История современного флота ничего подобного не знала. 

Сначала корабли шли параллельными курсами. 

“Йорктаун” давал большую волну, мешавшую сближению. 

“Беззаветный” увеличил скорость и стал быстро настигать американский крейсер с его левого борта. 

По внутрикорабельной трансляции личному составу “Беззаветного” было объявлено, что корабль идет на таран с американцем. На корабле загерметизировали отсеки…

”Беззаветный” взял вправо и приспустил правый якорь. 

Как потом выяснилось, командование американского крейсера совершенно не понимало действий советского корабля, намного меньшего по размерам. 

Американские моряки, наблюдая за маневром, столпившись на верхней палубе, смеясь и показывая неприличные жесты, активно фотографировались на фоне «сумасшедших Иванов». 

Но едва только «Беззаветный» с раздирающим душу скрежетом навалился на левый борт американского крейсера, всех весельчаков и фотографов, как ветром сдуло. 

Примерно в то же время СКР-6 ткнул правой «скулой» своего форштевня в левый борт кормовой части «Кэрона». 

После первого удара форштевень “Беззаветного” ушел влево, а его корма навалилась на крейсер в районе установки контейнеров с противокорабельными ракетами “Гарпун”, смяв четыре контейнера. 

Возникла опасность повреждения и наших торпедных аппаратов. 

Резко переложив руль в положение “право на борт”, “Беззаветный” вновь развернулся атакующим носом в боевую стойку. 

Второй удар по американцу оказался очень сильным. 

“Йорктаун” вздрогнул, а “Беззаветный” на какое-то мгновение получил крен в 13 градусов. 

Дифферент на корму достиг четырех градусов. 

В следующий миг форштевень “Беззаветного” пошел сметать на “Йорктауне” все, что попадалось по пути: леерные стойки, кнехты, горловины, листы надстроек и прочие выступающие части, превращая все это в металлолом. 

Под фейерверк искр несколько секунд слышался леденящий душу треск разрушаемых конструкций. 

Были видны ошметки отлетающей краски, дым от сильного трения — пока нос сторожевого корабля не соскользнул вниз. 

После этого навала-тарана командир американского крейсера наконец оценил опасность момента. 

Из воспоминаний командира «Беззаветного» контр-адмирала в отставке Владимира Богдашина: «Первый навал был легким, – говорит Богдашин, – как бы вскользь. 

Мы потерлись бортами, снесли на «Йорктауне» трап и все. 

Тем не менее, это произвело шок на командиров обоих американских кораблей, которые тут же сыграли у себя боевую тревогу. 

Они не ожидали от нас таких действий. 

После первого удара мы получили команду отойти и не вступать в контакт, но было уже поздно. 

Крейсер по своим размерам был вдвое больше «Беззаветного», и от удара корма моего корабля пошла резко влево, от чего мы стали сближаться кормовыми частями. 

Это было очень опасно как для них, так и для нас». 

По словам Богдашина, четырехтрубный торпедный аппарат «Беззаветного» с правого борта находился в полной боевой готовности. 

У американца восемь ракетных установок «Гарпун» тоже наверняка были заряжены «под завязку». 

«Если бы корабли коснулись кормовыми частями и мои торпедные аппараты вошли под его ракетные направляющие, вряд ли бы мы сегодня с вами разговаривали. 

Мне оставалось только дать самый полный вперед с резким поворотом вправо, чтобы отбросить корму в сторону. 

В результате, мы своим форштевнем буквально залезли на левый шкафут «Йорктауна», почти полностью снеся левую часть вертолетной площадки их корабля и сокрушив все, что было на пути. 

А поскольку перед этим я дал команду приспустить правый якорь, он сыграл роль снаряда, выпущенного из пращи. 

Войдя в борт крейсера, якорь пролетел над его палубой, оборвал несколько метров цепи и ушел вместе с ней на дно. Эта была единственная жертва в той стычке». 

СКР-6 вторая попытка навала даже не понадобилась. 

Американцы решили свою судьбу больше не испытывать. 

Они совершили маневр, который на флоте называется «все вдруг – на обратный курс», и пошли на выход из территориальных вод СССР. 

“Беззаветный” еще некоторое время не упускал из виду американские корабли. Затем вновь увеличил скорость и напоследок дал “круг почета” вокруг “Йорктауна” и “Кэрона”.

“Йорктаун” казался мертвым — ни одного человека на палубах и мостиках не было видно.

”Беззаветный” гордо пронесся мимо американцев на самом полном ходу и, как ни в чем не бывало, взял курс на Севастополь. 

Как сообщали иностранные источники, после инцидента “Йорктаун” несколько месяцев ремонтировался на одной из верфей. 

Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу. 

Конгресс США почти на полгода заморозил бюджет военно-морскому ведомству. 

А Горбачев (после доклада Главкома Чернавина) похвалил наших моряков — небывалый случай. 

Впоследствии командир “Беззаветного” Владимир Богдашин пошел на повышение и закончил службу контр-адмиралом. 

После столкновения с «Йорктауном» СКР «Беззаветный» длительное время (до 1997 года) находился в ремонте. 

14 июля 1997 года экипаж корабля был расформирован. 

1 августа 1997 по условиям раздела Черноморского флота «Беззаветный» передан ВМС Украины. 

Новое название — фрегат «Днепропетровск» (U134 «Дніпропетровськ»). 

8 сентября 1997 года исключен из состава ВМФ РФ. 

В октябре 2002 года фрегат «Дніпропетровськ» был выведен из состава боевых кораблей ВМС Украины. 

В декабре 2003 корабль переведен в категорию «техническое имущество» и предприятие «Укрспецмаш» приступило к его реализации. 

В марте 2005 года СКР «Беззаветный» был продан украинскими военными на металлолом в Турцию. 

Однако до Турции он не дошёл и покоится на дне Чёрного моря. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий