Владимир Богдашин родился в 1952 году в городе Пугачеве Саратовской области.
В 1969 году поступил в Черноморское высшее военно-морское училище имени П. С. Нахимова.
В 1974 году, по окончании училища проходил военную службу на кораблях Черноморского флота на должностях командира зенитно-ракетной батареи большого противолодочного корабля «Николаев», заместителя командира 30-й дивизии кораблей Черноморского флота.
С 1983 по 1988 год — командир сторожевого корабля «Беззаветный».
В 1988 году СКР «Беззаветный» под командованием капитана 2 ранга Богдашина вытеснил отряд боевых кораблей США из советских территориальных вод, дважды таранив американский крейсер УРО «Yorktown».
Таким образом, Богдашин отразил вторжение корабля ВМС США в территориальные воды СССР.
В 1990 году окончил Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.
С сентября 1991 года по май 1996 года — командир противолодочного крейсера «Москва», c апреля 1996 по февраль 1998 года — командир ракетного крейсера «Москва».
С 1999 года — заместитель начальника Центрального командного пункта ВМФ РФ по боевому управлению.
В 2007 году уволен в запас.
Скончался 22 июля 2021 года на 70-м году жизни от последствий коронавирусной инфекции.
Будет похоронен на Троекуровском кладбище.
В 1986 году американский крейсер “Йорктаун” и эсминец “Кэрон”, пройдя через проливы Босфор и Дарданеллы из Средиземного моря, решительно прошли у советских берегов со стороны Феодосии.
Тогда не хватило решимости выгнать американцев из наших вод.
Адмирал Владимир Чернавин был Главкомом ВМФ СССР всего несколько месяцев.
Но когда советская разведка в самом начале 1988 года узнала о планах американцев повторить свой рейд, он уже не постеснялся доложить об этом самому Михаилу Горбачеву: “Это надо предотвратить решительно и бескомпромиссно!”.
Как гласят исторические хроники того времени, Горбачев только пожал плечами, но ничего не молвил в ответ.
Видимо, это было воспринято Главкомом как своеобразный карт-бланш.
Итак, февраль 1988 года.
Крейсер “Йорктаун” и эсминец “Кэрон”, повторно зашли в Черное море, но в этот раз уже со стороны Севастополя.
Корабли углубились в территориальные воды СССР на целых шесть миль.
При этом их радары, включая средства радиотехнической разведки, работали в активном режиме.
Корабли находились в полной боеготовности, что являлось откровенным вызовом.
На перехват американцев вышли сторожевые корабли «Беззаветный» и СКР-6 .
Находясь на параллельных курсах, несколько раз наши корабли по международному каналу связи предупреждали американцев: “Вы нарушаете государственную границу СССР”.
Эти же предупреждения дублировались флажным семафором.
В ответ американцы продолжая следовать своим курсом.
Тогда командир “Беззаветного” капитан 2 ранга Владимир Богдашин получил приказ: вытеснить американские корабли из советских территориальных вод.
На инструктаже командира флотские начальники предусмотрели: чтобы навал был более жестким и причинил более существенные повреждения американским кораблям, вытравить правые якоря и держать их в подвешенном состоянии на якорь-цепях под клюзами правого борта.
Так что высокий полубак “Беззаветного”, да еще болтающийся справа якорь могли бы основательно порвать борт и все, что попадет под навал на борту вытесняемого с его курса корабля.
Затем командир получил четкий приказ: “Еще раз предупредите американцев: нарушение тервод Советского Союза недопустимо.
Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана. Передайте все это в эфир открытым текстом дважды по-русски и по-английски”.
Но американцы в ответ только что-то невнятно пробурчали и продолжали следовать своим курсом.
Водоизмещение “Беззаветный” имел втрое меньшее, чем “Йорктаун” (3200 тонн против 9600).
При малейшей ошибке американец вполне мог раздавить наш корабль.
Решение в данной ситуации могло быть лишь одно — нанести ряд ударов по корпусу американского корабля.
История современного флота ничего подобного не знала.
Сначала корабли шли параллельными курсами.
“Йорктаун” давал большую волну, мешавшую сближению.
“Беззаветный” увеличил скорость и стал быстро настигать американский крейсер с его левого борта.
По внутрикорабельной трансляции личному составу “Беззаветного” было объявлено, что корабль идет на таран с американцем. На корабле загерметизировали отсеки…
”Беззаветный” взял вправо и приспустил правый якорь.
Как потом выяснилось, командование американского крейсера совершенно не понимало действий советского корабля, намного меньшего по размерам.
Американские моряки, наблюдая за маневром, столпившись на верхней палубе, смеясь и показывая неприличные жесты, активно фотографировались на фоне «сумасшедших Иванов».
Но едва только «Беззаветный» с раздирающим душу скрежетом навалился на левый борт американского крейсера, всех весельчаков и фотографов, как ветром сдуло.
Примерно в то же время СКР-6 ткнул правой «скулой» своего форштевня в левый борт кормовой части «Кэрона».
После первого удара форштевень “Беззаветного” ушел влево, а его корма навалилась на крейсер в районе установки контейнеров с противокорабельными ракетами “Гарпун”, смяв четыре контейнера.
Возникла опасность повреждения и наших торпедных аппаратов.
Резко переложив руль в положение “право на борт”, “Беззаветный” вновь развернулся атакующим носом в боевую стойку.
Второй удар по американцу оказался очень сильным.
“Йорктаун” вздрогнул, а “Беззаветный” на какое-то мгновение получил крен в 13 градусов.
Дифферент на корму достиг четырех градусов.
В следующий миг форштевень “Беззаветного” пошел сметать на “Йорктауне” все, что попадалось по пути: леерные стойки, кнехты, горловины, листы надстроек и прочие выступающие части, превращая все это в металлолом.
Под фейерверк искр несколько секунд слышался леденящий душу треск разрушаемых конструкций.
Были видны ошметки отлетающей краски, дым от сильного трения — пока нос сторожевого корабля не соскользнул вниз.
После этого навала-тарана командир американского крейсера наконец оценил опасность момента.
Из воспоминаний командира «Беззаветного» контр-адмирала в отставке Владимира Богдашина: «Первый навал был легким, – говорит Богдашин, – как бы вскользь.
Мы потерлись бортами, снесли на «Йорктауне» трап и все.
Тем не менее, это произвело шок на командиров обоих американских кораблей, которые тут же сыграли у себя боевую тревогу.
Они не ожидали от нас таких действий.
После первого удара мы получили команду отойти и не вступать в контакт, но было уже поздно.
Крейсер по своим размерам был вдвое больше «Беззаветного», и от удара корма моего корабля пошла резко влево, от чего мы стали сближаться кормовыми частями.
Это было очень опасно как для них, так и для нас».
По словам Богдашина, четырехтрубный торпедный аппарат «Беззаветного» с правого борта находился в полной боевой готовности.
У американца восемь ракетных установок «Гарпун» тоже наверняка были заряжены «под завязку».
«Если бы корабли коснулись кормовыми частями и мои торпедные аппараты вошли под его ракетные направляющие, вряд ли бы мы сегодня с вами разговаривали.
Мне оставалось только дать самый полный вперед с резким поворотом вправо, чтобы отбросить корму в сторону.
В результате, мы своим форштевнем буквально залезли на левый шкафут «Йорктауна», почти полностью снеся левую часть вертолетной площадки их корабля и сокрушив все, что было на пути.
А поскольку перед этим я дал команду приспустить правый якорь, он сыграл роль снаряда, выпущенного из пращи.
Войдя в борт крейсера, якорь пролетел над его палубой, оборвал несколько метров цепи и ушел вместе с ней на дно. Эта была единственная жертва в той стычке».
СКР-6 вторая попытка навала даже не понадобилась.
Американцы решили свою судьбу больше не испытывать.
Они совершили маневр, который на флоте называется «все вдруг – на обратный курс», и пошли на выход из территориальных вод СССР.
“Беззаветный” еще некоторое время не упускал из виду американские корабли. Затем вновь увеличил скорость и напоследок дал “круг почета” вокруг “Йорктауна” и “Кэрона”.
“Йорктаун” казался мертвым — ни одного человека на палубах и мостиках не было видно.
”Беззаветный” гордо пронесся мимо американцев на самом полном ходу и, как ни в чем не бывало, взял курс на Севастополь.
Как сообщали иностранные источники, после инцидента “Йорктаун” несколько месяцев ремонтировался на одной из верфей.
Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу.
Конгресс США почти на полгода заморозил бюджет военно-морскому ведомству.
А Горбачев (после доклада Главкома Чернавина) похвалил наших моряков — небывалый случай.
Впоследствии командир “Беззаветного” Владимир Богдашин пошел на повышение и закончил службу контр-адмиралом.
После столкновения с «Йорктауном» СКР «Беззаветный» длительное время (до 1997 года) находился в ремонте.
14 июля 1997 года экипаж корабля был расформирован.
1 августа 1997 по условиям раздела Черноморского флота «Беззаветный» передан ВМС Украины.
Новое название — фрегат «Днепропетровск» (U134 «Дніпропетровськ»).
8 сентября 1997 года исключен из состава ВМФ РФ.
В октябре 2002 года фрегат «Дніпропетровськ» был выведен из состава боевых кораблей ВМС Украины.
В декабре 2003 корабль переведен в категорию «техническое имущество» и предприятие «Укрспецмаш» приступило к его реализации.
В марте 2005 года СКР «Беззаветный» был продан украинскими военными на металлолом в Турцию.
Однако до Турции он не дошёл и покоится на дне Чёрного моря.
Комментариев нет:
Отправить комментарий