11 июля 2021 г.

Отрывок из книги подводника-тихоокеанца контр-адмирала Виктора Дыгало "Море, флот, личность".


Отрывок из книги тихоокеанца подводника контр-адмирала Дыгало Виктора Ананьевича "МОРЕ, ФЛОТ, ЛИЧНОСТЬ".

Как уже было сказано, 6 сентября 1958 года впервые на Тихоокеанском флоте была выполнена стрельба с ПЛ баллистическими ракетами: отклонение от точки прицеливания обеих ракет соответствовало отличной оценке. 

Но экипаж "Б-62" ожидали более серьезные испытания, которым для меня предшествовали события весьма неприятные. 

Приказом командования Подводных сил я был назначен старшим группы контроля за итогами торпедных стрельб трех ПЛ и убыл на эсминце - корабле-цели - в море. 

Тем же приказом на время моей командировки в командование подводной лодки вступил допущенный к самостоятельному управлению старший помощник. 

Стрельбы прошли успешно. 

При возвращении в базу я был буквально ошеломлен чрезвычайным проиcшествием: во время планово-профилактических работ (ППР) один из электриков, не отключив тысячеамперные предохранители, начал очищать металлической щеткой щит от осыпающейся с "губок" рубильников окалины. 

Моментально произошло короткое замыкание. 

Да еще какое - огненная дуга! 

Разгорелся пожар. 

Электрик, получив ожоги, к счастью, остался жив. 

Система пожаротушения ЛОХ не сработала. 

Как показало расследование, электрик с испугу не в ту сторону крутил вентиль, вот пена и не пошла. 

Словом, накладки за накладками. 

Возникла угроза распространения огня. 

Люди из второго отсека перешли в третий - центральный пост, а переборки со стороны первого и третьего отсеков были задраены. 

Огонь полыхал, пока не иссяк кислород, все, что было подвержено горению в отсеке, выгорело. 

В то время в дивизии как раз находился инспектор Подводных сил ВМФ контр-адмирал В.Родионов. 

Ему доложили: на "Б-62" пожар. 

На вопрос, кто командир, старший помощник назвал мое имя, "забыв", что приказом на время моего отсутствия командиром назначен был он. 

Инспектор в Москву дал телеграмму: "Из-за низкой организации службы на ПЛ "Б-62" во время проведения ППР возник пожар во 2-м отсеке. 

Личный состав с тушением не справился. 

Отсек полностью выгорел. Лодка выведена из строя". 

И это как раз перед выходом на боевую службу! 

Главком не стал разбираться в подробностях. 

Через неделю последовал приказ: "За низкую организацию службы на подводной лодке, приведшей к пожару и выводу корабля из строя, капитана 2-го ранга Дыгало В.А. снизить в воинском звании до капитана 3-го ранга". 

Удар для меня был страшный. 

Через полгода я должен был получить звание капитана 1-го ранга. 

А тут вышло повышение со знаком минус. 

Однако фортуна вскоре опять повернулась ко мне лицом. 

4 октября 1959 года во Владивосток прибыл Первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совмина СССР и Верховный Главнокомандующий Никита Сергеевич Хрущев. 

Он возвращался из Пекина, где принимал участие в торжествах по случаю десятилетия образования КНР. 

По пути решил завернуть в Приморье. 

Вечером того же дня меня вызвали в штаб и поставили задачу: принять с РТБ и погрузить на ПЛ две ракеты и к 10.00 6 октября быть готовым к стрельбе. 

Эти сроки были вдвое короче нормативных. 

Работали без отдыха, днем и ночью. 

Первая часть задачи была выполнена в срок ... 

Утром 6 октября в бухту, где стояла Б-62, вошел эсминец под флагом главы государства. 

На его борту кроме Н.С.Хрущева находились главком ВМФ адмирал С.Г.Горшков, командующий ТОФом адмирал В.А.Фокин, член Военного совета, начальник политуправления флота контр-адмирал М.Н.Захаров и другие официальные лица. 

Загодя на пирсе развесили демонстрационные схемы подводной лодки и ракеты. 

В течение пятнадцати минут я доложил необходимые тактико-технические элементы ПЛ и характеристики ракеты. 

Хрущев внимательно выслушал, потом, обращаясь к Фокину, спросил: 

- Виталий Алексеевич, какой у вас дальнейший распорядок дня? 

- Сейчас на кораблях и в частях идет боевая подготовка. А в 13 часов обед. 

- Вот и хорошо, - сказал Хрущев. 

- Чтобы не нарушать распорядка, старт назначим на 13.00. А потом пообедаем. 

Я посмотрел на часы. 

Стрелки показывали 10 часов 30 минут. 

То есть до старта оставалось два с половиной часа. 

Из этого времени час нужно было потратить для перехода самым полным ходом в точку погружения. 

Для маневрирования на боевом курсе оставалось примерно часа полтора. 

Но дело в том, что из-за несовершенства системы ввода данных целеуказания в бортовые приборы ракеты по правилам ракетной стрельбы лодке необходимо было лежать на боевом курсе, не меняя скорости и глубины погружения, не менее трех часов! 

Всплывать перед стартом без дифферента и крена, на ровном киле. 

Я ожидал, что кто-то из высоких начальников доложит об этом Никите Сергеевичу и он согласится перенести время старта. 

Но все промолчали. 

И мне оставалось только бодро приложить руку к козырьку и сказать: "Есть!" 

Исход стрельбы мог быть непредсказуемым. 

Не случайно один из начальников прошептал мне на ухо: "Ты только в эсминец не попади!" 

Б-62 рванула в море 16-узловым ходом. 

За час добежали до позиции, как можно точнее определили свое место и погрузились на глубину 30 метров. 

Вскоре акустик доложил: "Слева 175, шумы винтов эсминца!" 

Всплыли на перископную глубину. 

Я поднял перископ. 

Эсминец под флагом главы государства. 

Он был совсем рядом, не более 5 кабельтовых, и при 20-кратном увеличении я отлично различал фигуры всех начальников. 

Погода была солнечной, на небе ни облачка, штиль. 

Тут взбунтовался командир БЧ-2 (ракетной боевой части) капитан-лейтенант А.В.Бардинов: 

- Товарищ командир, я стрелять отказываюсь! 

Мы нарушаем все правила! 

Прошу разрешения сделать запись в вахтенном журнале. 

Как можно спокойнее я ответил ему: 

- Альберт Васильевич! Как можно отказаться от стрельбы, когда нам отдал приказ сам Верховный главнокомандующий? 

Нам ведь не приказали попасть в цель. 

Нам приказали в 13 часов выстрелить. 

Вот и давайте выполним предстартовую подготовку так, чтобы в 13 часов, ровно с шестым коротким сигналом, ракета стартовала. 

Вот задача. И больше от нас ничего не требуется. 

Успокоил подчиненного, но у самого сердце сжималось. 

В расчетное время всплыли в позиционное положение (промежуточное положение между подводным и надводным). 

На мой запрос по УКВ ЗАС получил ответ с эсминца: "Старт разрешаю". 

Через перископ наблюдал, как открылась крышка носовой шахты, как ракета на стартовом столе поднялась до ее верхнего среза. 

Получив доклад Бардинова "К старту готов!", дал команду: "Старт разрешаю". 

Командир БЧ нажал кнопку. 

На контрольном пульте в боевой рубке засветился транспарант "Выстрел". 

Раздался грохот двигателей. 

Две штанги корсетного устройства, как две руки, стремительно отошли от корпуса ракеты, и она вертикально вверх стремительно ушла в голубую высь, оставляя за собой шлейф пламени. 

Зрелище было, прямо скажем, сказочное. 

 Выполняя правила, ПЛ срочно погрузилась, уклоняясь от возможного ответного удара "противника". 

Выполнив этот маневр, всплыли в надводное положение. 

На эсминце подняли сигнал "Добро" (флагман одобряет ваши действия) и приказали следовать в базу. 

Сигнал внес уверенность, что ракета достигла района цели. 

Я тогда еще не знал, что, стартовав с лодки, очертив баллистическую кривую и пролетев 158 км, ракета разнесла вдребезги поставленный в точке прицеливания большой артиллерийский щит. 

Хрущев пришел в неописуемый восторг, хотя столь феноменально точное попадание, безусловно, стало "случайным результатом удачного сложения ошибок". 

Думаю, что такое случается раз в сто лет! 

Хрущев не только выразил восторг, нo и настоял, чтобы Главком ВМФ тут же, на корабле, подготовил приказ о присвоении мне звания "капитан 2-го ранга". 

Когда лодка отшвартовалась, я увидел, что меня ожидает черная "Волга" и офицер с берега передал просьбу как можно быстрее переодеться и следовать с ним в штаб флота.

Вскоре я понял, что попал с корабля на бал. 

В конференц-зале во всю его длину был накрыт стол. 

Во главе - Н.С.Хрущев, слева от него - Главком, справа - командующий флотом. 

Как положено по уставу, я строевым шагом промаршировал к главе государства и рапортовал: 

- Товарищ Первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР! 

Ваше приказание выполнено. 

Ракетная стрельба произведена. 

Командир подводной лодки "Б-62" капитан 3-го ранга Дыгало. 

Никита Сергеевич обнял меня и сказал так, чтобы услышали окружающие: 

- Мы убедились, что мы сейчас с Богом в ладах. 

Хотя говорят, что коммунисты против Бога, - это неправильно. 

Потому что мы посылаем к Богу то, что нужно, а он уже посылает, куда нужно. 

Нас это сотрудничество устраивает. 

А ты, моряк, молодец! 

Тут появился официант с подносом. 

На подносе лежали погоны капитана второго ранга и стояли два хрустальных фужера с водкой. 

- Ты мне только напомни, что сначала: сначала пьют, а потом вручают или вручают, а потом пьют? - обратился ко мне Хрущев. 

- Сначала, Никита Сергеевич, вручают, а уж потом "обмывают", - ответил я. 

Так и поступили... 

Сейчас модно критиковать Никиту Сергеевича за волюнтаризм в этой сфере. 

Мол, Первый секретарь и премьер, недооценивая развитие других вооружений, буквально свихнулся на ракетах, чем нанес ущерб Сухопутным войскам, авиации, да и флоту, заставив порезать на иголки стоявшие на верфях новейшие артиллерийские крейсера.

Несомненно, ракетное увлечение Хрущева не обошлось без издержек. 

Но в стратегическом плане он, как показало время, действовал единственно правильно. 

Он взял курс (и неизменно выдерживал его) на строительство современного ракетно-ядерного флота. 

К концу 1964 года, то есть к моменту снятия Хрущева с высоких должностей, флот располагал 46 атомными подводными лодками, в том числе 8 - с баллистическими ракетами и 19 - с противокорабельными, 325 дизельными лодками и 150 ракетными катерами. 

С принятием комплекса с ракетой "Р-11 ФМ" на вооружение Советский Союз стал первой страной, имеющей в составе подводные лодки с баллистическими ракетами. 

Первые подводные ракетоносцы - носители баллистических ракет, успешно решив все возлагавшиеся на них задачи, вскоре уступили свое место кораблям того же боевого назначения 

- сначала океанским дизель-электрическим ПЛ проекта 629 и 629А и атомным подводным лодкам проекта 658, обладавшим большими боевыми возможностями, нежели дизельные, а затем и кораблям последующих проектов и поколений. 

Автор этих строк, прослужив на подводных лодках более 20 лет, был также первым командиром дивизии стратегических ракетных подводных лодок. 

И я горд тем, что при строительстве послевоенного океанского ракетно-ядерного Военно-морского флота СССР внес свой вклад, одним из первых осваивая совершенно новое для флота оружие ... 

Рассматривая роль Н.С.Хрущева в строительстве Вооруженных сил Советского Союза с нынешних позиций, нельзя не согласиться со многими негативными действиями в его деятельности. 

Однако для меня случай личной встречи с ним сыграл положительную роль во всей моей дальнейшей службе. 

И за это я благодарен и "господину случаю", и Никите Сергеевичу Хрущеву ...

Контр-адмирал Виктор Дыгало.

Комментариев нет:

Отправить комментарий