Москвич Савельев Александр Николаевич вышел
на http://vladimir-pelevin.blogspot.ru в поисках информации о подробностях службы своего отца Савельева Николая Васильевича - военного моряка Подводных сил
Тихоокеанского флота в сороковые годы прошлого века.
В семейном архиве Александра Николаевича сохранились две памятные фотографии экипажей, в которых служил его отец. Фотоколлаж, датированной 1941 годом запечатление экипаж ПЛ, которым командовал И.И.Гаркуша.
Под фотографиями членов экипажа стоят их фамилии. Среди старших офицеров: Кирилов М.Н., Кирияка В.А., Фадеев В.П., Софьин В.И., среди моряков - фотография Савельева Николая Васильевича.
По ряду конструктивных особенностей корпуса подводной лодки на фотографии, нарисованной явно специалистом, было выдвинуто предположение, что это подводный минный заградитель типа «Л» XI серии - Л-7 "Ворошиловец", которым в 1939 г. и с 22 июня 1941 по 26 октября 1943 гг. командовал Гаркуша Иосиф Иванович и который в 1947 году вступил в командование 2-м дивизионом 1 бригады подводных лодок ТОФ (ПЛ типа "Л") в звании капитана 3 ранга.
Так как других версий пока не появилось, остаётся предположить, что на фото 1941 года в виньетках запечетлён экипаж подводной лодки Л-7 "Ворошиловец" Подводных сил Тихоокеанского флота. Подробней, материал с фотографиями членов экипажа ПЛ Л-7, читайте на http://vladimir-pelevin.blogspot.ru/2013/01/7.html.
Не меньший интерес вызывает вторая фотография (фотоколлаж), любезно предоставленная Александром Николаевичем в электронном виде. Итак, давайте вместе ещё раз внимательно посмотрим, что же там изображено.
Фотография датирована 1945 годом.
На ней надпись: ОНИ ПРОШЛИ ДВА ОКЕАНА И ПЯТЬ МОРЕЙ. Нарисован маршрут Владивосток - Портленд - Нью-Йорк - Сан-Джонс - Фалмауст - Киль.
Сан-Джонс, правильно Сент-Джонс — город - порт в Канаде, столица провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. Расположен на юго-востоке острова Ньюфаундленд на полуострове Авалон на побережье Атлантического океана.
Фалмауст. Правильно Фалмут — город - порт в Великобритании. В годы Второй мировой войны порт Фалмута был базой для британских диверсионных отрядов, наносивших удары по немецкому флоту в портах оккупированной Франции.
Отрезок пути от Портленда, который на берегу Тихого океана до Нью-Йорка обозначен железной дорогой. В правом верхнем углу фотоколлажа нарисован спасательный круг с номером 460. Но наибольший интерес вызывает нижняя часть фотографии.
В левом нижнем углу нарисован
корабль с бортовым номером 460.
Его конструктивные особенности - трёхпалубная надстройка с большими круглыми иллюминаторами, отсутствие трубы, одна мачта с антенной РЛС.
Пушка на баке, два пулемёта, надувной спасательный плот (прямоугольник по правому борту надстройки), явно прожектор на носу корабля и самое главное - тралбалки на корме !!!
Художник, видимо, чтобы было понятно, что это тральщик, прямо по курсу нарисовал плавающую мину и в отдалении ещё один силуэт явно тральщика (прорисованы тралбалки).
Тут же возникло предположение, что это один из американских тральщиков поставленных в годы Второй мировой войны в Советский Союз по ленд-лизу.
Обратимся к Википедии и мы там видим фото тральщика ВМС США типа YMS с надписью USS YMS-324 in San Francisco Bay, California, after the end of World War II, circa 1945-46. YMS-1 class minesweeper.
Не правда ли, тральщики на фотографии и на рисунке похожи, но есть и отличия - у USS YMS-324 сразу за надстройкой дымовая труба.
Как оказалось, тральщиков типа YMS было поставлено по ленд-лизу 43 единицы, в т.ч. на Балтику и на Тихоокеанский флот. Размерения и вооружение тральщиков данного проекта.
Водоизмещение 345 т. Размерения 41.45 х 7.46 х 3.87 м. ГЭУ дизельная, 1000 л.с. Скорость 12.8/9.2 узла, дальность 2030 миль. Вооружение: 1 х 76.2 мм, 2 х 20 мм, 3 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбомета, тралы 1 электромагнитный, 1 акустический. Экипаж 48 чел.
Строились тральщики типа YMS в США в 1942 - 1944 гг. несколькими сериями. Тральщики разных серий отличались количеством дымовых труб: тральщики первой серии (YMS-1 - YMS-134) имели две дымовые трубы, второй серии (YMS-135 - YMS-445, YMS-480, YMS-481) - одну, а третьей серии (YMS-446 - YMS-479) - не имели дымовой трубы (ответ на вопрос, куда делась труба).
Если Савельев Николай Васильевич в составе команды перегонял тральщик из США в СССР, то что пишут про USS YMS-460 Minesweeper англоязычные интернет-ресурсы.
http://uboat.net/allies/warships/ship/9877.html,
http://www.navsource.org/archives/11/19idx.htm,
http://www.navsource.org/archives/11/19460.htm
USS YMS-460 (YMS-460).
Minesweeper of the YMS class
Built by Stadium Yacht Basin
(Cleveland, Ohio, U.S.A.)
Ordered 16 Nov 1942
Laid down 8 Jun 1943
Launched 4 Dec 1943
Commissioned 27 May 1944
End service 31 Mar 1945
History Transferred to the USSR
on 31 March 1945 (5 April 1945)
Former name PCS-1415
А теперь, что пишут рускоязычные интернет-ресурсы. Тральщик Т-183 (до 19.10.1944 г. "YMS-460", с 27.12.1956 г. "ОС-8") Заложен 8.06.1943 г. (Кливленд, США), спущен 4.12.1943 г. вступил в строй 27.05.1944 г. 05.04.1945 г. принят советским экипажем в счет поставок по ленд-лизу, 28.06.1945 г. прибыл в Ренне (о. Борнхольм) и вошел в состав Краснознамённого Балтийского флота (КБФ).
30.12.1955 г. выведен из боевого состава, разоружен, переклассифицирован в опытовое судно и перечислен в Северный флот (СФ). 16.10.1957 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества.
http://sovnavy-ww2.narod.ru/minesweepers/typ_yms.htm
http://sewar.ru/tralschiki/1387-tip-yms-t-183-do-19101944-g-yms-460-s-27121956-g-os-8.html
В принципе, разница на несколько дней только в дате приёма тральщика - 31 марта или 5 апреля 1945 года.
В итоге получается, что экипаж под командованием капитан-лейтенанта А.Н. Широкова из Владивостока морем и поездом добрался до Нью-Йорка, где принял построенный на озере Эри в Кливленде, штат Огайо тральщик ВМС США USS YMS-460 (Т-183) и перегнал его через Сент-Джонс, Фалмут на остров Борнхольм в Данию.
В тему:
Датский историк о советской оккупации Борнхольма
Продлить пребывание советских войск на острове Борнхольм (дат. Bornholm, Denmark) заставила необходимость проведения широких работ по разминированию Померанской и Мекленбургской бухт.
В этом районе мины ставили немецкие надводные корабли, советские подводные лодки и английская авиация. Так в 1944-1945 годах английская авиация поставила в Померанской бухте 744, в Данцигской бухте -700, у о. Борнхольм 100 неконтактных мин. Из-за отсутствия точных координат поставленных мин требовалось протралить огромные акватории.
Решением Союзной контрольной комиссии зона послевоенного траления советского флота на Балтийском море включала южную часть Мекленбургской бухты (до Висмара), Померанскую и Данцигскую бухты и далее вдоль побережья до устья Финского залива, Рижский и Финский заливы.
Для траления Померанской бухты уже в июне 1945 года были использованы четыре дивизиона кораблей (всего 50 тральщиков и катеров-тральщиков). Из-за большого объема тральных работ в течение 1945 года были открыты для плавания лишь некоторые порты Балтийского моря: Гданьск, Свиноустье, Колобжег, Гдыня, Лиепая и Рене.
В 1946 году были очищены от мин фарватеры, ведущие ко всем основным портам, в том числе Клайпеде, Балтийску, Калининграду, Варнемюнде, Ростоку, Штральзунду.
Видимо в заключение необходимо перечислить всех членов экипажа на фотоснимке. Офицеры - капитан-лейтенант А.Н. Широков, А.И. Зиненко, Г.И.Бережной, В.Д.Трифонов, М.Е.Кураганов, М.Ш.Степанский, А.А.Барков, Г.Г.Первухин.
Матросы и старшины - Б.Г.Семёнов, С.И.Смирнов, М.Е.Калачев, Г.А.Гузыкин, Д.В.Костенко, З.Г.Мергазизов, Г.Н.Полевой, И.А.Лобачев, К.А.Миловидов, Г.А.Киров, А.А.Сычев, Н.М.Новиков, П.Г.Пермяков, И.Д.Васин, И.И.Кушнир, И.П.Слетов, Г.Е.Стародубцев, Н.К.Кулаков, А.М.Наянов, И.М.Догонкин, С.Ш.Мухамедзянов, К.И.Приходько, М.Ф.Архипенко, Н.М.Бударов, Е.А.Черданцев, Ф.Ф.Рылов, Н.В.Савельев, П.Д.Дятлов, В.П.Васильев, Н.П.Филлипов, П.И.Кирсанов.
На фото экипажа, полноправным членом команды мы видим "Датчанку". При большом увеличении фото приходишь к выводу, что это всё же корабельная кошка с бантом на груди, видимо с острова Борнхольм. Журналистское расследование продолжается.
Владимир Пелевин, Харьков
Алексей Пелевин, Владивосток
RE: На фото 1945 года экипаж тральщика Т-183 (USS YMS-460).
на http://vladimir-pelevin.blogspot.ru в поисках информации о подробностях службы своего отца Савельева Николая Васильевича - военного моряка Подводных сил
Тихоокеанского флота в сороковые годы прошлого века.
В семейном архиве Александра Николаевича сохранились две памятные фотографии экипажей, в которых служил его отец. Фотоколлаж, датированной 1941 годом запечатление экипаж ПЛ, которым командовал И.И.Гаркуша.
Под фотографиями членов экипажа стоят их фамилии. Среди старших офицеров: Кирилов М.Н., Кирияка В.А., Фадеев В.П., Софьин В.И., среди моряков - фотография Савельева Николая Васильевича.
По ряду конструктивных особенностей корпуса подводной лодки на фотографии, нарисованной явно специалистом, было выдвинуто предположение, что это подводный минный заградитель типа «Л» XI серии - Л-7 "Ворошиловец", которым в 1939 г. и с 22 июня 1941 по 26 октября 1943 гг. командовал Гаркуша Иосиф Иванович и который в 1947 году вступил в командование 2-м дивизионом 1 бригады подводных лодок ТОФ (ПЛ типа "Л") в звании капитана 3 ранга.
Так как других версий пока не появилось, остаётся предположить, что на фото 1941 года в виньетках запечетлён экипаж подводной лодки Л-7 "Ворошиловец" Подводных сил Тихоокеанского флота. Подробней, материал с фотографиями членов экипажа ПЛ Л-7, читайте на http://vladimir-pelevin.blogspot.ru/2013/01/7.html.
Не меньший интерес вызывает вторая фотография (фотоколлаж), любезно предоставленная Александром Николаевичем в электронном виде. Итак, давайте вместе ещё раз внимательно посмотрим, что же там изображено.
Фотография датирована 1945 годом.
На ней надпись: ОНИ ПРОШЛИ ДВА ОКЕАНА И ПЯТЬ МОРЕЙ. Нарисован маршрут Владивосток - Портленд - Нью-Йорк - Сан-Джонс - Фалмауст - Киль.
Сан-Джонс, правильно Сент-Джонс — город - порт в Канаде, столица провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. Расположен на юго-востоке острова Ньюфаундленд на полуострове Авалон на побережье Атлантического океана.
Фалмауст. Правильно Фалмут — город - порт в Великобритании. В годы Второй мировой войны порт Фалмута был базой для британских диверсионных отрядов, наносивших удары по немецкому флоту в портах оккупированной Франции.
Отрезок пути от Портленда, который на берегу Тихого океана до Нью-Йорка обозначен железной дорогой. В правом верхнем углу фотоколлажа нарисован спасательный круг с номером 460. Но наибольший интерес вызывает нижняя часть фотографии.
В левом нижнем углу нарисован
корабль с бортовым номером 460.
Его конструктивные особенности - трёхпалубная надстройка с большими круглыми иллюминаторами, отсутствие трубы, одна мачта с антенной РЛС.
Пушка на баке, два пулемёта, надувной спасательный плот (прямоугольник по правому борту надстройки), явно прожектор на носу корабля и самое главное - тралбалки на корме !!!
Художник, видимо, чтобы было понятно, что это тральщик, прямо по курсу нарисовал плавающую мину и в отдалении ещё один силуэт явно тральщика (прорисованы тралбалки).
Тут же возникло предположение, что это один из американских тральщиков поставленных в годы Второй мировой войны в Советский Союз по ленд-лизу.
Обратимся к Википедии и мы там видим фото тральщика ВМС США типа YMS с надписью USS YMS-324 in San Francisco Bay, California, after the end of World War II, circa 1945-46. YMS-1 class minesweeper.
Не правда ли, тральщики на фотографии и на рисунке похожи, но есть и отличия - у USS YMS-324 сразу за надстройкой дымовая труба.
Как оказалось, тральщиков типа YMS было поставлено по ленд-лизу 43 единицы, в т.ч. на Балтику и на Тихоокеанский флот. Размерения и вооружение тральщиков данного проекта.
Водоизмещение 345 т. Размерения 41.45 х 7.46 х 3.87 м. ГЭУ дизельная, 1000 л.с. Скорость 12.8/9.2 узла, дальность 2030 миль. Вооружение: 1 х 76.2 мм, 2 х 20 мм, 3 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбомета, тралы 1 электромагнитный, 1 акустический. Экипаж 48 чел.
Если Савельев Николай Васильевич в составе команды перегонял тральщик из США в СССР, то что пишут про USS YMS-460 Minesweeper англоязычные интернет-ресурсы.
http://uboat.net/allies/warships/ship/9877.html,
http://www.navsource.org/archives/11/19idx.htm,
http://www.navsource.org/archives/11/19460.htm
Minesweeper of the YMS class
Built by Stadium Yacht Basin
(Cleveland, Ohio, U.S.A.)
Ordered 16 Nov 1942
Laid down 8 Jun 1943
Launched 4 Dec 1943
Commissioned 27 May 1944
End service 31 Mar 1945
History Transferred to the USSR
on 31 March 1945 (5 April 1945)
Former name PCS-1415
А теперь, что пишут рускоязычные интернет-ресурсы. Тральщик Т-183 (до 19.10.1944 г. "YMS-460", с 27.12.1956 г. "ОС-8") Заложен 8.06.1943 г. (Кливленд, США), спущен 4.12.1943 г. вступил в строй 27.05.1944 г. 05.04.1945 г. принят советским экипажем в счет поставок по ленд-лизу, 28.06.1945 г. прибыл в Ренне (о. Борнхольм) и вошел в состав Краснознамённого Балтийского флота (КБФ).
30.12.1955 г. выведен из боевого состава, разоружен, переклассифицирован в опытовое судно и перечислен в Северный флот (СФ). 16.10.1957 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества.
http://sovnavy-ww2.narod.ru/minesweepers/typ_yms.htm
http://sewar.ru/tralschiki/1387-tip-yms-t-183-do-19101944-g-yms-460-s-27121956-g-os-8.html
В принципе, разница на несколько дней только в дате приёма тральщика - 31 марта или 5 апреля 1945 года.
В итоге получается, что экипаж под командованием капитан-лейтенанта А.Н. Широкова из Владивостока морем и поездом добрался до Нью-Йорка, где принял построенный на озере Эри в Кливленде, штат Огайо тральщик ВМС США USS YMS-460 (Т-183) и перегнал его через Сент-Джонс, Фалмут на остров Борнхольм в Данию.
В тему:
Датский историк о советской оккупации Борнхольма
Продлить пребывание советских войск на острове Борнхольм (дат. Bornholm, Denmark) заставила необходимость проведения широких работ по разминированию Померанской и Мекленбургской бухт.
В этом районе мины ставили немецкие надводные корабли, советские подводные лодки и английская авиация. Так в 1944-1945 годах английская авиация поставила в Померанской бухте 744, в Данцигской бухте -700, у о. Борнхольм 100 неконтактных мин. Из-за отсутствия точных координат поставленных мин требовалось протралить огромные акватории.
Для траления Померанской бухты уже в июне 1945 года были использованы четыре дивизиона кораблей (всего 50 тральщиков и катеров-тральщиков). Из-за большого объема тральных работ в течение 1945 года были открыты для плавания лишь некоторые порты Балтийского моря: Гданьск, Свиноустье, Колобжег, Гдыня, Лиепая и Рене.
В 1946 году были очищены от мин фарватеры, ведущие ко всем основным портам, в том числе Клайпеде, Балтийску, Калининграду, Варнемюнде, Ростоку, Штральзунду.
Видимо в заключение необходимо перечислить всех членов экипажа на фотоснимке. Офицеры - капитан-лейтенант А.Н. Широков, А.И. Зиненко, Г.И.Бережной, В.Д.Трифонов, М.Е.Кураганов, М.Ш.Степанский, А.А.Барков, Г.Г.Первухин.
Матросы и старшины - Б.Г.Семёнов, С.И.Смирнов, М.Е.Калачев, Г.А.Гузыкин, Д.В.Костенко, З.Г.Мергазизов, Г.Н.Полевой, И.А.Лобачев, К.А.Миловидов, Г.А.Киров, А.А.Сычев, Н.М.Новиков, П.Г.Пермяков, И.Д.Васин, И.И.Кушнир, И.П.Слетов, Г.Е.Стародубцев, Н.К.Кулаков, А.М.Наянов, И.М.Догонкин, С.Ш.Мухамедзянов, К.И.Приходько, М.Ф.Архипенко, Н.М.Бударов, Е.А.Черданцев, Ф.Ф.Рылов, Н.В.Савельев, П.Д.Дятлов, В.П.Васильев, Н.П.Филлипов, П.И.Кирсанов.
На фото экипажа, полноправным членом команды мы видим "Датчанку". При большом увеличении фото приходишь к выводу, что это всё же корабельная кошка с бантом на груди, видимо с острова Борнхольм. Журналистское расследование продолжается.
Владимир Пелевин, Харьков
Алексей Пелевин, Владивосток
RE: На фото 1945 года экипаж тральщика Т-183 (USS YMS-460).
Здравствуйте.У меня есть фото 1945 г. экипажа Т-184.Переход СССР-США,на фото мой дед Симонов Михаил Степанович 1918 г.р.
ОтветитьУдалитьЗдесь можно найти наградные листы на членов экипажа Т - 184
ОтветитьУдалитьhttp://podvignaroda.ru/?#id=50473355&tab=navDetailDocument
Мой дед, Иванов Петр Михайлович, 1920 гр. служил на тральщике Т-186, который пригнал из Штатов в 1945. Можно ли найти хоть какую то информацию о команде, может фото...???
ОтветитьУдалитьДобрый день!
ОтветитьУдалитьМой дед Кулаков Владимир Васильевич, служил на тральщике матросом, и участвовал в войне с Японией (судя по наличию медали "За победу над Японией").
Есть два фото, одно в составе трех человек - все матросы, второе в составе пяти человек, трое матросов и два офицера.
Если интересует, могу поделиться электронной копией фотографий .
В свою очередь прошу совета, где можно посмотреть списочный состав ТОФ того времени, чтобы узнать хоть какую - то информацию о месте службы деда!
С уважением, Виктор.
Лучше запросить военкомат призыва деда. Там данные должны быть. Плюс Центральный Военно-Морской архив в Гатчине.
УдалитьМой отец Ивлёнков Иван Максимович тоже перегонял тральщик с Америки "Они прошли два океана и пять морей", а перед этим служил на подплаве на дальнем востоке. Траление проводили в районе Свиноустья. Награждён медалью Ушакова и Нахимова. Подтверждено в "Подвиге народа". ДМБ в 1948 году.Картинка тральщика на фото похожа на фото тральщика. Фотографии можно увидеть в моём мире.
ОтветитьУдалитьИвлёнков Иван Максимович Звание: краснофлотец
ОтветитьУдалитьв РККА с 1940 года Место службы: ТЩ-186 1 отр. 8 ОДТЩ БФ