В семейном архиве Александра Николаевича сохранились две памятные фотографии экипажей, в которых служил его отец.
Фотоколлаж, датированной 1941 годом запечатление экипаж ПЛ, которым командовал И.И.Гаркуша.
Под фотографиями членов экипажа стоят их фамилии.
Под фотографиями членов экипажа стоят их фамилии.
Среди старших офицеров: Кирилов М.Н., Кирияка В.А., Фадеев В.П., Софьин В.И., среди моряков - фотография Савельева Николая Васильевича.
По ряду конструктивных особенностей корпуса подводной лодки на фотографии, нарисованной явно специалистом, было выдвинуто предположение, что это подводный минный заградитель типа «Л» XI серии - Л-7 "Ворошиловец",
которым в 1939 г. и с 22 июня 1941 по 26 октября 1943 гг. командовал Гаркуша Иосиф Иванович и который в 1947 году вступил в командование 2-м дивизионом 1 бригады подводных лодок ТОФ (ПЛ типа "Л") в звании капитана 3 ранга.
Так как других версий пока не появилось, остаётся предположить, что на фото 1941 года в виньетках запечетлён экипаж подводной лодки Л-7 "Ворошиловец" Подводных сил Тихоокеанского флота.
Так как других версий пока не появилось, остаётся предположить, что на фото 1941 года в виньетках запечетлён экипаж подводной лодки Л-7 "Ворошиловец" Подводных сил Тихоокеанского флота.
Подробней, материал с фотографиями членов экипажа ПЛ Л-7, читайте на http://vladimir-pelevin.blogspot.ru/2013/01/7.html.
Не меньший интерес вызывает вторая фотография (фотоколлаж), любезно предоставленная Александром Николаевичем в электронном виде.
Не меньший интерес вызывает вторая фотография (фотоколлаж), любезно предоставленная Александром Николаевичем в электронном виде.
Итак, давайте вместе ещё раз внимательно посмотрим, что же там изображено.
Фотография датирована 1945 годом.
На ней надпись: ОНИ ПРОШЛИ ДВА ОКЕАНА И ПЯТЬ МОРЕЙ.
Нарисован маршрут Владивосток - Портленд - Нью-Йорк - Сан-Джонс - Фалмауст - Киль.
Сан-Джонс, правильно Сент-Джонс — город - порт в Канаде, столица провинции Ньюфаундленд и Лабрадор.
Сан-Джонс, правильно Сент-Джонс — город - порт в Канаде, столица провинции Ньюфаундленд и Лабрадор.
Расположен на юго-востоке острова Ньюфаундленд на полуострове Авалон на побережье Атлантического океана.
Фалмауст. Правильно Фалмут — город - порт в Великобритании.
Фалмауст. Правильно Фалмут — город - порт в Великобритании.
В годы Второй мировой войны порт Фалмута был базой для британских диверсионных отрядов, наносивших удары по немецкому флоту в портах оккупированной Франции.
Отрезок пути от Портленда, который на берегу Тихого океана до Нью-Йорка обозначен железной дорогой.
Отрезок пути от Портленда, который на берегу Тихого океана до Нью-Йорка обозначен железной дорогой.
В правом верхнем углу фотоколлажа нарисован спасательный круг с номером 460.
Но наибольший интерес вызывает нижняя часть фотографии.
В левом нижнем углу нарисован корабль с бортовым номером 460.
Его конструктивные особенности - трёхпалубная надстройка с большими круглыми иллюминаторами, отсутствие трубы, одна мачта с антенной РЛС.
Пушка на баке, два пулемёта, надувной спасательный плот (прямоугольник по правому борту надстройки), явно прожектор на носу корабля и самое главное - тралбалки на корме !!!
Художник, видимо, чтобы было понятно, что это тральщик, прямо по курсу нарисовал плавающую мину и в отдалении ещё один силуэт явно тральщика (прорисованы тралбалки).
Обратимся к Википедии и мы там видим фото тральщика ВМС США типа YMS с надписью USS YMS-324 in San Francisco Bay, California, after the end of World War II, circa 1945-46.
YMS-1 class minesweeper.
Не правда ли, тральщики на фотографии и на рисунке похожи, но есть и отличия - у USS YMS-324 сразу за надстройкой дымовая труба.
Как оказалось, тральщиков типа YMS было поставлено по ленд-лизу 43 единицы, в т.ч. на Балтику и на Тихоокеанский флот.
Не правда ли, тральщики на фотографии и на рисунке похожи, но есть и отличия - у USS YMS-324 сразу за надстройкой дымовая труба.
Как оказалось, тральщиков типа YMS было поставлено по ленд-лизу 43 единицы, в т.ч. на Балтику и на Тихоокеанский флот.
Размерения и вооружение тральщиков данного проекта.
Водоизмещение 345 т.
Водоизмещение 345 т.
Размерения 41.45 х 7.46 х 3.87 м.
ГЭУ дизельная, 1000 л.с.
Скорость 12.8/9.2 узла.
Дальность 2030 миль.
Вооружение: 1 х 76.2 мм, 2 х 20 мм, 3 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбомета, тралы 1 электромагнитный, 1 акустический.
Тральщики разных серий отличались количеством дымовых труб.
Тральщики первой серии (YMS-1 - YMS-134) имели две дымовые трубы.
Второй серии (YMS-135 - YMS-445, YMS-480, YMS-481) - одну.
А третьей серии (YMS-446 - YMS-479) - не имели дымовой трубы (ответ на вопрос, куда делась труба).
Если Савельев Николай Васильевич в составе команды перегонял тральщик из США в СССР, то что пишут про USS YMS-460 Minesweeper англоязычные интернет-ресурсы.
Если Савельев Николай Васильевич в составе команды перегонял тральщик из США в СССР, то что пишут про USS YMS-460 Minesweeper англоязычные интернет-ресурсы.
http://www.navsource.org/archives/11/19460.htm
Minesweeper of the YMS class
Built by Stadium Yacht Basin
(Cleveland, Ohio, U.S.A.)
Ordered 16 Nov 1942
Laid down 8 Jun 1943
Launched 4 Dec 1943
Commissioned 27 May 1944
End service 31 Mar 1945
Laid down 8 Jun 1943
Launched 4 Dec 1943
Commissioned 27 May 1944
End service 31 Mar 1945
History Transferred to the USSR
on 31 March 1945 (5 April 1945)
on 31 March 1945 (5 April 1945)
Former name PCS-1415
А теперь, что пишут русскоязычные интернет-ресурсы.
А теперь, что пишут русскоязычные интернет-ресурсы.
Тральщик Т-183 (до 19.10.1944 г. "YMS-460", с 27.12.1956 г. "ОС-8")
Заложен 8.06.1943 г. (Кливленд, США).
Спущен на воду 4.12.1943 г.
Вступил в строй 27.05.1944 г.
05.04.1945 г. принят советским экипажем в счет поставок по ленд-лизу.
28.06.1945 г. прибыл в Ренне (о. Борнхольм) и вошел в состав Краснознамённого Балтийского флота (КБФ).
30.12.1955 г. выведен из боевого состава, разоружен, переклассифицирован в опытовое судно и перечислен в Северный флот (СФ). 16.10.1957 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества.
30.12.1955 г. выведен из боевого состава, разоружен, переклассифицирован в опытовое судно и перечислен в Северный флот (СФ). 16.10.1957 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества.
http://sewar.ru/tralschiki/1387-tip-yms-t-183-do-19101944-g-yms-460-s-27121956-g-os-8.html
В итоге получается, что экипаж под командованием капитан-лейтенанта А.Н. Широкова из Владивостока морем и поездом добрался до Нью-Йорка, где принял построенный на озере Эри в Кливленде, штат Огайо тральщик ВМС США USS YMS-460 (Т-183) и перегнал его через Сент-Джонс, Фалмут на остров Борнхольм в Данию.
В тему:
Датский историк о советской оккупации Борнхольма
Продлить пребывание советских войск на острове Борнхольм (дат. Bornholm, Denmark) заставила необходимость проведения широких работ по разминированию Померанской и Мекленбургской бухт.
В этом районе мины ставили немецкие надводные корабли, советские подводные лодки и английская авиация.
Так в 1944-1945 годах английская авиация поставила в Померанской бухте 744, в Данцигской бухте -700, у о. Борнхольм 100 неконтактных мин.
Из-за отсутствия точных координат поставленных мин требовалось протралить огромные акватории.
Решением Союзной контрольной комиссии зона послевоенного траления советского флота на Балтийском море включала южную часть Мекленбургской бухты (до Висмара), Померанскую и Данцигскую бухты и далее вдоль побережья до устья Финского залива, Рижский и Финский заливы.
Для траления Померанской бухты уже в июне 1945 года были использованы четыре дивизиона кораблей (всего 50 тральщиков и катеров-тральщиков).
Для траления Померанской бухты уже в июне 1945 года были использованы четыре дивизиона кораблей (всего 50 тральщиков и катеров-тральщиков).
Из-за большого объема тральных работ в течение 1945 года были открыты для плавания лишь некоторые порты Балтийского моря: Гданьск, Свиноустье, Колобжег, Гдыня, Лиепая и Рене.
В 1946 году были очищены от мин фарватеры, ведущие ко всем основным портам, в том числе Клайпеде, Балтийску, Калининграду, Варнемюнде, Ростоку, Штральзунду.
Видимо в заключение необходимо перечислить всех членов экипажа на фотоснимке.
В 1946 году были очищены от мин фарватеры, ведущие ко всем основным портам, в том числе Клайпеде, Балтийску, Калининграду, Варнемюнде, Ростоку, Штральзунду.
Видимо в заключение необходимо перечислить всех членов экипажа на фотоснимке.
Офицеры - капитан-лейтенант А.Н. Широков, А.И. Зиненко, Г.И.Бережной, В.Д.Трифонов, М.Е.Кураганов, М.Ш.Степанский, А.А.Барков, Г.Г.Первухин.
Матросы и старшины - Б.Г.Семёнов, С.И.Смирнов, М.Е.Калачев, Г.А.Гузыкин, Д.В.Костенко, З.Г.Мергазизов, Г.Н.Полевой, И.А.Лобачев, К.А.Миловидов, Г.А.Киров, А.А.Сычев, Н.М.Новиков, П.Г.Пермяков, И.Д.Васин, И.И.Кушнир, И.П.Слетов,
Матросы и старшины - Б.Г.Семёнов, С.И.Смирнов, М.Е.Калачев, Г.А.Гузыкин, Д.В.Костенко, З.Г.Мергазизов, Г.Н.Полевой, И.А.Лобачев, К.А.Миловидов, Г.А.Киров, А.А.Сычев, Н.М.Новиков, П.Г.Пермяков, И.Д.Васин, И.И.Кушнир, И.П.Слетов,
Г.Е.Стародубцев, Н.К.Кулаков, А.М.Наянов, И.М.Догонкин, С.Ш.Мухамедзянов, К.И.Приходько, М.Ф.Архипенко, Н.М.Бударов, Е.А.Черданцев, Ф.Ф.Рылов, Н.В.Савельев, П.Д.Дятлов, В.П.Васильев, Н.П.Филлипов, П.И.Кирсанов.
При большом увеличении фото приходишь к выводу, что это всё же корабельная кошка с бантом на груди, видимо с острова Борнхольм.
Журналистское расследование продолжается.
Владимир Пелевин, Харьков
Алексей Пелевин, Владивосток
RE: На фото 1945 года экипаж тральщика Т-183 (USS YMS-460).
Владимир Пелевин, Харьков
Алексей Пелевин, Владивосток
RE: На фото 1945 года экипаж тральщика Т-183 (USS YMS-460).
Здравствуйте.У меня есть фото 1945 г. экипажа Т-184.Переход СССР-США,на фото мой дед Симонов Михаил Степанович 1918 г.р.
ОтветитьУдалитьЗдесь можно найти наградные листы на членов экипажа Т - 184
ОтветитьУдалитьhttp://podvignaroda.ru/?#id=50473355&tab=navDetailDocument
Мой дед, Иванов Петр Михайлович, 1920 гр. служил на тральщике Т-186, который пригнал из Штатов в 1945. Можно ли найти хоть какую то информацию о команде, может фото...???
ОтветитьУдалитьДобрый день!
ОтветитьУдалитьМой дед Кулаков Владимир Васильевич, служил на тральщике матросом, и участвовал в войне с Японией (судя по наличию медали "За победу над Японией").
Есть два фото, одно в составе трех человек - все матросы, второе в составе пяти человек, трое матросов и два офицера.
Если интересует, могу поделиться электронной копией фотографий .
В свою очередь прошу совета, где можно посмотреть списочный состав ТОФ того времени, чтобы узнать хоть какую - то информацию о месте службы деда!
С уважением, Виктор.
Лучше запросить военкомат призыва деда. Там данные должны быть. Плюс Центральный Военно-Морской архив в Гатчине.
УдалитьМой отец Ивлёнков Иван Максимович тоже перегонял тральщик с Америки "Они прошли два океана и пять морей", а перед этим служил на подплаве на дальнем востоке. Траление проводили в районе Свиноустья. Награждён медалью Ушакова и Нахимова. Подтверждено в "Подвиге народа". ДМБ в 1948 году.Картинка тральщика на фото похожа на фото тральщика. Фотографии можно увидеть в моём мире.
ОтветитьУдалитьИвлёнков Иван Максимович Звание: краснофлотец
ОтветитьУдалитьв РККА с 1940 года Место службы: ТЩ-186 1 отр. 8 ОДТЩ БФ