К 85-летию подводника Анатолия Васильевича Середенко (15.04.1936 г.р.).
... Повестка из военкомата пришла 25 сентября 1956 года. Пора в армию отправляться.
Так Анатолий Середенко оказался в Кронштадте в 65-й электромеханической школе, где готовили электриков для подводного флота.
Опыта у призывника было более чем достаточно, любые электрические схемы читал сходу, благодаря качественному обучению и хорошей практике.
На флоте тогда предстояло служить 5 лет.
А в марте следующего года (прим. - 1957) срок флотской службы на год сократили.
В учебном отряде Середенко был в передовиках, на хорошем счету.
Любую работу мог самостоятельно выполнить.
Будь то кабель высоковольтный на 12 тысяч вольт, или низковольтная цепь.
Завод по ремонту подводных лодок таких специалистов ценил и направил Анатолия на подводную лодку.
Полторы недели он провел в отсеках лодки, осуществляя плановый ремонт электрооборудования корабля.
Как-то разрешил командир ему на причал отлучиться, а там у щита зарядки аккумуляторов мичман колдует на пирсе.
При нем два матроса пытаются провода развести.
Анатолий сразу заметил неладное, сделал замечание о недопустимости таких скруток проводов и ушел по своим делам.
На обратном пути мичман его остановил: «А ты с какой лодки? «М-200»? А как нужно делать правильно»?
И уже на следующий день Середенко перевели на среднюю лодку «С-18».
Лодка та вступила в строй 9 мая 1945 года.
День рождения лодки с тех пор отмечали в День Победы.
(прим. - по другим сведениям, лодка вступила в строй 20.06.1945 г. Символичен был не день, месяц, а год Победы).
Так молодой матрос учебного отряда стал подводником.
И был он приглашен 9 мая во второй отсек, где собирались ветераны войны.
Анатолий в качестве вестового отработал на отлично.
Позже он узнал, что в тот день на борту лодки был и Александр Маринеско.
Разжалованный до старшего лейтенанта, отбывший наказание, Маринеско в те годы форму не носил по известным причинам и работал на заводе на сугубо гражданской должности начальника группы отдела снабжения.
Увы, подводным флотом матросик особо не интересовался, человека-легенду в лицо не знал, и история его подвигов для него неведома тогда была.
А ветераны-фронтовики (было их там человек 10) живо интересовались молодым моряком, его родней, условиями службы.
А 20 мая лодка ушла в море на длительные учения с базированием у острова Мощный в Финском заливе южнее Большого корабельного фарватера.
От Кронштадта 60 миль, 130 км к западу от Петербурга.
Эстонцы его называли Лавенсаари.
Рядом с островом располагались полигоны для тренировок экипажей подводных лодок.
Правда, на острове тогда был только один причал.
Лодка уходила к острову на месяц, чтобы не совершать длительные переходы каждый день.
Погружения, всплытия, маневры – все по программе.
Как-то сослуживцы окликают матроса: «Середа (такое прозвище к Анатолию приклеилось на лодке), а тебе повезло. Ты к нам с какой лодки пришел? С «М-200»? А она месяц назад погибла на Балтике»!
Подводная лодка «М-200» в надводном положении попала под эсминец «Статный» 76-й бригады Балтфлота.
Не смогли разойтись в сумерках.
Погибли все, кроме тех, кто был на мостике.
Трагедия произошла в Суурупском проходе Балтийского моря.
Оперативный дежурный оповещения о сближении кораблей не дал.
В 19.53 надводный корабль разрубил лодку между пятым и шестым отсеками.
Она затонула на глубине 53 метра.
После столкновения с эсминца были спущены на воду все спасательные средства.
Из воды подняли пять моряков и командира «М-200» капитана 3 ранга Шуманина.
Еще два сигнальщика, находившихся на мостике, погибли.
В прочном корпусе осталось 26 подводников.
Спасти их не сумели.
Для Середенко эта новость была ошеломляющей.
Его место на погибшей лодке было бы в шестом отсеке.
Осенью «С-18» вернулась с острова Мощный в Кронштадт, приняла участие ноябрьском параде в Ленинграде.
Гости посещали лодку, доступ был свободный.
После парада объявляют, что подводная лодка меняет свой статус и превращается в учебно-тренировочную базу по борьбе за живучесть «УТС-12».
Позже её передали ДОСААФ Ленинграда для учебных целей.
Анатолий категорически отказался от должности на берегу.
Его ещё манила морская служба подводника.
В тот момент судьба свела Анатолия с командиром новостроящейся лодки «М-295» Скипидарниковым Леонидом Ивановичем.
На следующий день электрик-асс был уже в команде новой лодки, изучающей материальную часть и помогающей рабочим завода достраивать лодку.
«М-295» была представителем нового поколения лодок проекта А615 с замкнутым циклом, способных работать на дизелях в подводном положении.
Водоизмещение 503 тонны, скорость 16 узлов, глубина погружения 100 метров.
Лодка имела три дизеля по 900 л.с., один электродвигатель, три винта.
Экипаж 41 человек (6 офицеров, 8 мичманов, 27 старшин и матросов).
На борт брали жидкий кислород и поглотитель с запасом хода в 100 часов при скорости 3,5 узла.
Аналогов в мировой практике лодка не имела.
Выхлопные газы очищались, добавлялся кислород.
И лодка продолжала движение.
2 сентября 1957 года внутренними водами «М-295» в доке отправилась на Черное море.
К месту постоянной дислокации в Балаклаву лодка пришла через два месяца 7 ноября и была включена в состав 27-й отдельной бригады подводных лодок.
В бригаде было 14 подводных лодок.
Уже в Балаклаве Анатолия ждало новое назначение на подводную лодку «М-260» старшиной команды электриков.
Анатолий Васильевич всегда с благодарностью вспоминал своего мастера в ФЗУ, давшего настоящее образование электрика.
И в Балаклаве команда электриков Середенко долго удерживала первое место в бригаде.
Свою судьбу он уже прочно связал с флотом и после окончания срочной службы продолжал учить молодых моряков-электриков.
До конца службы, а на «малютках» год за два считался, на лодке у Середенко ни одной серьезной поломки не было, ни одной аварии по электромеханической части.
Из балаклавской службы Анатолий Васильевич с улыбкой вспоминает самоволки во времена срочной службы, два докования в подземном заводе-укрытии.
Одно из докований совпало с приездом Хрущева для осмотра подземного завода.
Середенко был дежурным по лодке.
Пришел приказ команду убрать с лодки, оставить только вахту.
Через 10 минут новое ЦУ: «Вахту убрать, оставить только дежурного по лодке».
Через 15 минут: «И дежурного по лодке убрать, оставить только командира»!
Вот вся команда через южный выход из штольни выбралась и ждет на горе, когда «отбой» посещения генсеком «протрубят».
Ждали-ждали и решили два мичмана к столовой рудоуправления пройти и в магазинчике при столовой бутылку прикупить.
Мичманы – народ серьезный.
Уж если что решили, так обязательно выполнят.
Рабочая одежда не была помехой для продавцов магазина, план нужно делать.
И бутылку водки взяли, и закуску.
А Хрущев все не едет.
И лишь через час, как бутылка была пуста, появился кортеж.
Вот так время и коротали, пока Генсек по штольне гулял...
Комментариев нет:
Отправить комментарий