Вдохновляет, придаёт смысл всей нашей истории простая связь: поколения предков осваивали, защищали страну именно в такой конфигурации — нам остаётся пронизывать её силовыми транспортными линиями, прикрывать портами, военно-морскими базами, флотами.
Как уточнить, развернуть понимание роли флота, сделать его вдохновляющим, общенациональным?
Как уточнить, развернуть понимание роли флота, сделать его вдохновляющим, общенациональным?
Это одна из задач Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) и его председателя, общественного и государственного деятеля, капитана 1-го ранга Михаила Ненашева.
Были, есть и будут и практические задачи: помогать достраивать корабли, обустраивать порты, базы и судьбы моряков.
Были, есть и будут и практические задачи: помогать достраивать корабли, обустраивать порты, базы и судьбы моряков.
Но главная работа — в сфере идей, духа.
30 марта 1999 года ДПФ провело Всероссийскую конференцию по вопросам национальной морской политики, в которой приняли участие моряки, учёные, общественные деятели, предприниматели, представители власти.
Список участников, начиная с начальника Главного штаба Военно-морского флота России адмирала В.А. Кравченко, первого заместителя главкома ВМФ адмирала И.В. Касатонова, займёт слишком много места, но результаты работы, даже в двух строках — это поворотный момент в жизни российского флота: была выработана Морская доктрина, сформирована Морская коллегия.
Двадцать лет спустя, на круглом столе, посвящённом национальной морской политике, помощник президента Игорь Левитин отметил: "Морской и речной флот России имеет серьезное преимущество: ни у какой другой транспортной отрасли или вида Вооружённых Сил РФ нет такого дельного союзника в лице энергичной и принципиальной общественной организации, как Общероссийское движение поддержки флота".
Хотя круглый стол был приурочен к 20-летию той Всероссийской конференции, организованной ДПФ, но для юбилейных слов не было времени.
30 марта 1999 года ДПФ провело Всероссийскую конференцию по вопросам национальной морской политики, в которой приняли участие моряки, учёные, общественные деятели, предприниматели, представители власти.
Список участников, начиная с начальника Главного штаба Военно-морского флота России адмирала В.А. Кравченко, первого заместителя главкома ВМФ адмирала И.В. Касатонова, займёт слишком много места, но результаты работы, даже в двух строках — это поворотный момент в жизни российского флота: была выработана Морская доктрина, сформирована Морская коллегия.
Двадцать лет спустя, на круглом столе, посвящённом национальной морской политике, помощник президента Игорь Левитин отметил: "Морской и речной флот России имеет серьезное преимущество: ни у какой другой транспортной отрасли или вида Вооружённых Сил РФ нет такого дельного союзника в лице энергичной и принципиальной общественной организации, как Общероссийское движение поддержки флота".
Хотя круглый стол был приурочен к 20-летию той Всероссийской конференции, организованной ДПФ, но для юбилейных слов не было времени.
Руководители, учёные, адмиралы съехались со всей страны — почти шесть часов докладов и порой весьма жёстких споров.
Помощник президента, кратко отметив точки наиболее бурного роста — порты на Чёрном море, Балтике, Каспии, в Арктике и на Дальнем Востоке, — и выделив нового игрока — Росатом — инфраструктурного оператора на Севморпути — быстро перешёл к точке болезненной.
"Что пока не удалось, — это река.
Помощник президента, кратко отметив точки наиболее бурного роста — порты на Чёрном море, Балтике, Каспии, в Арктике и на Дальнем Востоке, — и выделив нового игрока — Росатом — инфраструктурного оператора на Севморпути — быстро перешёл к точке болезненной.
"Что пока не удалось, — это река.
Сколько прикладывали усилий, проводили Президиум Госсовета, состоявшийся тоже, благодаря инициативе ДПФ… пока не получается.
У реки много хозяев.
Существующие ограничения по глубинам на Волге не позволяют восстановить интенсивное судоходство.
Большие надежды возлагаем на реализуемые Минтрансом проекты строительства двух мощных гидроузлов, Багаевского на Дону и Нижегородского на Волге, завершение которых станет импульсом развития речного транспорта".
Отстаём мы, на взгляд Левитина, и на Каспии.
Большие надежды возлагаем на реализуемые Минтрансом проекты строительства двух мощных гидроузлов, Багаевского на Дону и Нижегородского на Волге, завершение которых станет импульсом развития речного транспорта".
Отстаём мы, на взгляд Левитина, и на Каспии.
А лучше представить "начальные условия" России в 1991 г. и последующую динамику помогут хорошо сопоставимые цифры: перевалки грузов в портах.
В СССР — 420 млн. тонн в год.
В СССР — 420 млн. тонн в год.
Из них на РСФСР приходилось лишь 138 млн.!
Сегодня перевалка грузов (по России) — 880 млн.
Ближайшая задача — 1100 млн…
В портах Находка, Зарубино, Усть-Луга, обеспечивших такой рывок, все директора назубок знали длины своих причальных стенок и глубины — мировую транспортную гонку выигрывает тот, кто может принимать самые крупнотоннажные суда.
И на примере новейшего порта сыпучих грузов — Тамани — Игорь Левитин обрисовал достижения новых технологий портового строительства: оно, вынесенное в открытое море, без молов, позволило сделать причалы, принимающие суда водоизмещением 200 000 тонн…
Закончил выступление Игорь Левитин большой благодарностью ДПФ и председателю Михаилу Ненашеву за 27 лет активной деятельности: "Историческая инициатива проведённой 20 лет назад конференции не пропала зря, дав мощный рывок в развитии отрасли. При всех проблемах, перемены разительные — и по Военно-морскому флоту, и по гражданской морской отрасли".
Проводивший круглый стол Михаил Ненашев в своём докладе систематизировал проблемы развития всех составных частей российского флота: ВМФ России, морского транспортного, речного флота, морской пограничной береговой охраны, судостроительной, судоремонтной промышленности, рыбопромыслового и народного флота (яхты), — а также коснулся некоторых вопросов морской науки.
Увидев в президиуме директора Института океанологии им. П.П. Ширшова доктора географических наук Алексея Сокова, я вспомнил о случае, впервые познакомившем меня со значением Морской коллегии, одной из инициатив ДПФ.
В 2005 году ведущий геофизик мира, член Президиума РАН Георгий Сергеевич Голицын сообщил мне, что заместитель директора Института океанологии им. П.П. Ширшова, доктор физико-математических наук, профессор Леопольд Лобковский, разработал интереснейшую научную теорию, описывающую механику и предсказывающую масштабы подводных землетрясений, подобных знаменитому Суматранскому 2004 года и последовавших вслед за ним.
Теория была изложена в "Вестнике РАН", но учёный хотел бы сопроводить её и статьёй в популярных СМИ, объясняющей неспециалистам, как её выводы должны быть учтены в строительстве портов на Дальнем Востоке.
Тогда я спросил: "Ваша теория известна в научном мире, в чём, собственно, срочность и важность популярной статьи?" Учёный ответил, что "готовится к заседанию Морской коллегии, это такой Совмин по морским делам, собирается раз в год, разрабатывает стратегию"…
В портах Находка, Зарубино, Усть-Луга, обеспечивших такой рывок, все директора назубок знали длины своих причальных стенок и глубины — мировую транспортную гонку выигрывает тот, кто может принимать самые крупнотоннажные суда.
И на примере новейшего порта сыпучих грузов — Тамани — Игорь Левитин обрисовал достижения новых технологий портового строительства: оно, вынесенное в открытое море, без молов, позволило сделать причалы, принимающие суда водоизмещением 200 000 тонн…
Закончил выступление Игорь Левитин большой благодарностью ДПФ и председателю Михаилу Ненашеву за 27 лет активной деятельности: "Историческая инициатива проведённой 20 лет назад конференции не пропала зря, дав мощный рывок в развитии отрасли. При всех проблемах, перемены разительные — и по Военно-морскому флоту, и по гражданской морской отрасли".
Проводивший круглый стол Михаил Ненашев в своём докладе систематизировал проблемы развития всех составных частей российского флота: ВМФ России, морского транспортного, речного флота, морской пограничной береговой охраны, судостроительной, судоремонтной промышленности, рыбопромыслового и народного флота (яхты), — а также коснулся некоторых вопросов морской науки.
Увидев в президиуме директора Института океанологии им. П.П. Ширшова доктора географических наук Алексея Сокова, я вспомнил о случае, впервые познакомившем меня со значением Морской коллегии, одной из инициатив ДПФ.
В 2005 году ведущий геофизик мира, член Президиума РАН Георгий Сергеевич Голицын сообщил мне, что заместитель директора Института океанологии им. П.П. Ширшова, доктор физико-математических наук, профессор Леопольд Лобковский, разработал интереснейшую научную теорию, описывающую механику и предсказывающую масштабы подводных землетрясений, подобных знаменитому Суматранскому 2004 года и последовавших вслед за ним.
Теория была изложена в "Вестнике РАН", но учёный хотел бы сопроводить её и статьёй в популярных СМИ, объясняющей неспециалистам, как её выводы должны быть учтены в строительстве портов на Дальнем Востоке.
Тогда я спросил: "Ваша теория известна в научном мире, в чём, собственно, срочность и важность популярной статьи?" Учёный ответил, что "готовится к заседанию Морской коллегии, это такой Совмин по морским делам, собирается раз в год, разрабатывает стратегию"…
Позже, в журнале "Мужская работа" (ведущий орган российских силовиков), беседуя с адмиралом Касатоновым, мне довелось узнать подробнее о Морской коллегии и ДПФ.
Адмирал Касатонов отстоял Черноморский флот для России в начале 1990-х, а потому его отношение к Всероссийской конференции 1999 года и выступление на ней были совершенно особые.
Теперь, когда в широком и переносном смысле Российский флот выведен с мелей и минных полей, работа, как намечает ДПФ, только начинается.
Председатель Научно-экспертного совета Морской коллегии при правительстве РФ Лев Клячко сказал о важности работы над Морским законом РФ, который среди прочих позволит принять положение, чтобы каботаж в России ("движение коммерческого грузового, пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства") осуществлялся только своими судами.
"На кону", как все понимают, наш Севморпуть.
Адмирал Касатонов отстоял Черноморский флот для России в начале 1990-х, а потому его отношение к Всероссийской конференции 1999 года и выступление на ней были совершенно особые.
Теперь, когда в широком и переносном смысле Российский флот выведен с мелей и минных полей, работа, как намечает ДПФ, только начинается.
"На кону", как все понимают, наш Севморпуть.
США уже выпустили массу заявлений о "всеобщности Арктики", но… у них самих с 1920 года действует именно такой закон о каботаже, и принятие нашего аналога — необходимо.
Помощник президента РФ Левитин уточнил: уровень перевозки в 80 млн. тонн в год по Севморпути — это национальный проект.
Помощник президента РФ Левитин уточнил: уровень перевозки в 80 млн. тонн в год по Севморпути — это национальный проект.
Выполнение на первых порах потребует анализа отсутствия тех или иных классов судов, учёта исключений и предполагаемого допуска иностранцев на три года.
Врио директора Института океанологии имени П.П. Ширшова Алексей Соков обратил внимание на истинный глобализм нашего времени: дело идёт к глобальному разделу открытого океана и отсутствие наших исследовательских экспедиций в нём может привести к необратимому отставанию.
Тут надо пояснить: Институт океанологии, как и многие другие, смог выжить в 1990-е потому, что "сузил фронт". Работы в ближайших водах велись, но мощные экспедиции в Тихий, Индийский, Атлантику были вычеркнуты "как жанр".
А реальный делёж "открытых океанов"… как-то уж очень хорошо сочетается с "Открытым обществом" Джорджа Сороса: открывай своё общество (свою Арктику) — о прочем забудь.
Единый системный подход ДПФ ко всем флотам, в том числе научному, подсказывает технологичное решение: сейчас океанских научных судов очень мало, нужно делать комплексные, которые могут (вместе или поочерёдно) использовать как те, кто занимается цунами, тектоническими процессами, месторождениями, так и те, кто — миграцией рыб.
Военные эксперты, подхватив эту тему, заметили, что полное подчинение военных флотов ближайшим округам превратит их в "береговое прикрытие" и тоже помешает развитию "океанического мышления".
Вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Дмитрий Колодяжный припомнил, как ДПФ помогло достроить три корабля.
Тут надо пояснить: Институт океанологии, как и многие другие, смог выжить в 1990-е потому, что "сузил фронт". Работы в ближайших водах велись, но мощные экспедиции в Тихий, Индийский, Атлантику были вычеркнуты "как жанр".
А реальный делёж "открытых океанов"… как-то уж очень хорошо сочетается с "Открытым обществом" Джорджа Сороса: открывай своё общество (свою Арктику) — о прочем забудь.
Единый системный подход ДПФ ко всем флотам, в том числе научному, подсказывает технологичное решение: сейчас океанских научных судов очень мало, нужно делать комплексные, которые могут (вместе или поочерёдно) использовать как те, кто занимается цунами, тектоническими процессами, месторождениями, так и те, кто — миграцией рыб.
Военные эксперты, подхватив эту тему, заметили, что полное подчинение военных флотов ближайшим округам превратит их в "береговое прикрытие" и тоже помешает развитию "океанического мышления".
Вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Дмитрий Колодяжный припомнил, как ДПФ помогло достроить три корабля.
Порадовал новинками, освоенными ОСК: лазерно-гибридная сварка, винты бионического дизайна; готовится серия "Пионер" — комплексные безэкипажные суда.
Заместитель руководителя Административного департамента аппарата Правительства РФ Александр Балыбердин в числе тревожных моментов назвал "наезд на отраслевые вузы".
Заместитель руководителя Административного департамента аппарата Правительства РФ Александр Балыбердин в числе тревожных моментов назвал "наезд на отраслевые вузы".
Но ведь одно дело — штамповать сотни тысяч продавцов-клерков с дипломами, и совсем другое — готовить строителей портов, дорог, авиаконструкторов, пилотов, машинистов поездов.
Здравый смысл и естественные опасения ("самим приходится ездить, летать…") помогли отстоять, благодаря транспортным институтам, объединившимся в крепкую Ассоциацию во главе с многолетним ректором крупнейшего технического вуза страны, Российского университета транспорта (знаменитый МИИТ) Борисом Лёвиным, и отраслевое образование в целом…
Александр Балыбердин поднял и вопрос о том, что планируемая мощность Севморпути значительно превосходит нынешнюю мощность Мурманского порта.
Александр Балыбердин поднял и вопрос о том, что планируемая мощность Севморпути значительно превосходит нынешнюю мощность Мурманского порта.
Неужели делать "терминалом" близлежащий норвежский Киркенес?!
Руководитель Администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива Николай Татаринов доходчиво объяснил суть "курильского вопроса": "Японцам нужны не острова, а проливы меж ними!".
Действительно, здесь — важнейшее продолжение Севморпути к портам Приморья, Приамурья, Сахалина, богатейшее гидробионтами Охотское море, вообще — один из важнейших мировых маршрутов.
Руководитель Администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива Николай Татаринов доходчиво объяснил суть "курильского вопроса": "Японцам нужны не острова, а проливы меж ними!".
Действительно, здесь — важнейшее продолжение Севморпути к портам Приморья, Приамурья, Сахалина, богатейшее гидробионтами Охотское море, вообще — один из важнейших мировых маршрутов.
И сложнейшие погодные условия: штормы, туманы, когда с мостика не видно своего флагштока.
Обладание Курилами позволяет по обстановке выбирать маршрут: западнее, по Охотскому морю, или восточнее — по океану.
Обладание Курилами позволяет по обстановке выбирать маршрут: западнее, по Охотскому морю, или восточнее — по океану.
Установив на островах станции автоматизированной проводки судов, японцы станут контролировать весь околокурильский трафик.
Как нашим судам, пройдя Арктику, Камчатку, дойти до Приморья, Кореи, важнейших портов Восточной Азии — решать будет хозяин проливов.
Адмиралы поднимали важнейшие вопросы по строительству ВМФ, системные замечания чередовались с конкретикой.
Выразительные детали: целый лишний класс судов прибрежной службы (прим. - ближней морской сзоны) хотят "догнать" до 45-узловых скоростей (в ущерб другим параметрам), ссылаясь на США, — а там такие применимы только для погонь за наркоторговцами.
А на Камчатке осталось лишь два тральщика.
Нефтедобывающие платформы, что у северного Сахалина, можно элементарно довести до платформ обнаружения подводных лодок с 4-5 вертолётами — и вовсе не нужно разрабатывать новый класс судов!
Вице-адмирал Владимир Дорогин указал недочёты нынешней подчинённости флотов, разъяснил ситуацию с "Мистралями".
В стоимости кораблей 20% падает на линию гребного вала, а "Мистрали" с вынесенными электродвигателями "ликвидируют его как класс", нет гидравлики.
Выразительные детали: целый лишний класс судов прибрежной службы (прим. - ближней морской сзоны) хотят "догнать" до 45-узловых скоростей (в ущерб другим параметрам), ссылаясь на США, — а там такие применимы только для погонь за наркоторговцами.
А на Камчатке осталось лишь два тральщика.
Нефтедобывающие платформы, что у северного Сахалина, можно элементарно довести до платформ обнаружения подводных лодок с 4-5 вертолётами — и вовсе не нужно разрабатывать новый класс судов!
В стоимости кораблей 20% падает на линию гребного вала, а "Мистрали" с вынесенными электродвигателями "ликвидируют его как класс", нет гидравлики.
Но для освоения этой новации вряд ли стоило заказывать столько "Мистралей".
В общем, считая незапланированных оппонентов, на круглом столе выступило более 25 человек.
В общем, считая незапланированных оппонентов, на круглом столе выступило более 25 человек.
Председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев в заключение отметил: "Национальная морская политика мобилизует усилия всего государства, всего народа в целом".
Мы в результате долгой истории вышли к трём мировым океанам, и это ко многому нас обязывает.
Газета "ЗАВТРА"
10 апреля 2019 г.
Мы в результате долгой истории вышли к трём мировым океанам, и это ко многому нас обязывает.
Газета "ЗАВТРА"
10 апреля 2019 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий