В феврале 2013 года на блоге появилась заметка "На фото 1945 года экипаж тральщика Т-183 (USS YMS-460)".
Москвич САВЕЛЬЕВ Александр Николаевич вышел на блог в поисках информации о подробностях службы своего отца САВЕЛЬЕВА Николая Васильевича - военного моряка подводных сил Тихоокеанского флота в сороковые годы прошлого века.
В семейном архиве Александра Николаевича сохранились памятные фотографии экипажей кораблей, на которых служил его отец.
Особый интерес вызвала фотография (фотоколлаж), любезно предоставленная Александром Николаевичем в электронном виде.
Фотография датирована 1945 годом.
На ней надпись: ОНИ ПРОШЛИ ДВА ОКЕАНА И ПЯТЬ МОРЕЙ.
Нарисован маршрут Владивосток - Портленд - Нью-Йорк - Сан-Джонс - Фалмауст - Киль.
Сан-Джонс, правильно Сент-Джонс (Канада).
Фалмауст, правильно Фалмут — порт в Великобритании.
В годы Второй мировой войны порт Фалмута был базой для британских диверсионных отрядов, наносивших удары по немецкому флоту в портах оккупированной Франции.
И вот теперь на блог обратился Евгений СИМОНОВ из Тольятти, дед которого, тихоокеанец старшина 2 статьи СИМОНОВ Михаил Степанович тоже ПРОШЁЛ ДВА ОКЕАНА и ПЯТЬ МОРЕЙ.
- Здравствуйте!
Пишет Вам СИМОНОВ Евгений, внук СИМОНОВА Михаила Степановича, участника перехода СССР-США.
В Вашем блоге с удовольствием читал про САВЕЛЬЕВА Н.В. - экипаж тральщика Т-183 (YMS-460).
Так же про краснофлотца ЧЕЛЯДИНОВА Андрея Т-188 (YMS-464).
В свою очередь я хотел бы рассказать про своего деда и отправить Вам сохранившиеся фото его службы.
Мой дед СИМОНОВ Михаил Степанович 1918 г.р., проходил военную службу с 25 мая 1939 года по 25 декабря 1946 года в частях ВМФ, из них:
с 25 мая 1939 года по 19 октября 1944 года на Тихоокеанском флоте, откуда убыл в состав спецкоманды №20 для выполнения специального правительственного задания по приёмке кораблей в США и переводу их в СССР;
с 20 октября 1944 года по май 1945 года в Спецкоманде №20 (США);
с мая 1945 года по 25 декабря 1946 года на тральщике "ТЩ-184" 15 отдельного дивизиона электромагнитных тральщиков эскадры Балтийского флота.
Из рассказов деда помню, что во время пребывания в США у них проходил дружеский матч по футболу.
Победу одержали американцы, причем друг моего деда из Москвы забил гол в свои же ворота (дед вспоминал всегда этот момент с улыбкой).
Ещё наши краснофлотцы посетили самый высокий в то время небоскреб, дед рассказывал там была запись на русском: А МЫ ПОСТРОИМ ЕЩЁ ВЫШЕ!
За переход США- СССР старшина 2 статьи СИМОНОВ Михаил Степанович был награждён медалью Ушакова.
На фото друг моего деда ЗАХАРОВ Анатолий, на обратной стороне надпись:
Капитану футбольной команды М.С. Это фото напомнит о былых встречах и проведённые года нашей совместной службе. Вспомни не забывай о друге из Иркутска.
05.02.1946 г. Лучшему другу Симонову М.С. от Захарова А.В.
На фото 2 экипаж тральщика Т-184.
На фото 3 старшина 2 статьи СИМОНОВ Михаил Степанович.
По документам архива установлено, что старшина 2 статьи Симонов Михаил Степанович, 13 ноября 1918 года рождения, призванный 16 апреля 1939 года Сызранским РВК проходил военную службу с 25 мая 1939 года по 25 декабря 1946 года в частях ВМФ.
На последнем фото трое краснофлотцев справа налево Симонов, Самсонов, Брыксин.
Надпись на другой стороне: Электрики. Владивосток. США. Ленинград. Симонов, Брыксин, Самсонов. ЭМТЩ-184.
Если можно опубликовать про Симонова М.С., Т-184, я буду очень благодарен.
Тем более, что внук старшины 2 статьи ТУНКИНА с экипажа Т-184 вёл со мной переписку, да и остальным участникам форума думаю будет интересна эта информация.
А можно ли узнать ,что либо о службе СИМОНОВА Михаила Степановича с 25 мая 1939 года по 19 октября 1944 года, знаю только, что он служил в г.Владивостоке на корабле "Расторопный".
Вот такое письмо пришло 6 декабря от Евгения Симонова.
Письмо позволило уточнить некоторые ранее не известные моменты.
Во-первых, упомянута Спецкоманда №20.
Надо полагать, что спецкомандами обозначались экипажи, направляющиеся в США.
Во-вторых, подтверждён факт, что в составе Спецкоманд были моряки-тихоокеанцы, в частности из экипажа эсминца "Расторопный" (проект 7).
В третьих, на карте уточнён маршрут перехода:
Владивосток - м.Лопатка (Камчатка) - Акутан (Восточные Алеутские о-ва, штат Аляска, США) - Портланд (США) - Сиэтл - Миннеаполис - Чикаго - Питтсбург - Вашингтон - Нью-Йорк - Сан-Джонс (Сент-Джонс, Канада).
Фалмаут (Фалмут, Великобритания) - Куксхафен (Германия) - Киль (Германия) - Борнхольм (Дания) - Данциг (Гданьск, Польша) - Свинемюнде (Свиноуйсьце, Польша) - Либава (Лиепая, Латвия) - Виндава (Вентспилс, Латвия) - Рига (Латвия) - Таллинн (Эстония) - Хельсинки (Финляндия) - Кронштадт - Ораниенбаум - Ленинград.
Внизу коллажа нарисован тральщик с бортовым номером 462.
Его конструктивные особенности - трёхпалубная надстройка с большими круглыми иллюминаторами, отсутствие трубы, одна мачта с антенной РЛС.
Пушка на баке, два пулемёта, надувной спасательный плот (прямоугольник по правому борту надстройки), тралбалки на корме.
В результате журналистского расследования удалось выяснить, что нарисован один из американских тральщиков типа YMS третьей серии (без дымовой трубы), поставленных в годы Второй мировой войны в Советский Союз по ленд-лизу.
Тральщик Т-184 (до 19.10.1944 г. "YMS-462", с 12.01.1955 г. "ВМ-78").
Заложен 5.04.1943 г. (Кингстон, США), спущен 11.10.1943 г.. вступил в строй 10.06.1944 г. 12.04.1945 г. принят советским экипажем в счет поставок по ленд-лизу, 28.06.1945 г. прибыл в Ренне (о. Борнхольм) и вошел в состав КБФ.
18.12.1955 г. выведен из боевого состава, разоружен, переклассифицирован в морской водолазный бот. 12.03.1955 г. законсервирован, а 9.06.1956 г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества.
USS YMS-462 (YMS-462)
Minesweeper of the YMS class. Navy The US Navy. Type Minesweeper. Class YMS.
Pennant YMS-462
Built by Hiltebrant Dry Dock Co. (Kingston, New York, U.S.A.)
Ordered 16 Nov 1942
Laid down 5 Apr 1943
Launched 11 Oct 1943
Commissioned 9 Jun 1944
End service 12 Apr 1945
History. Transferred to the USSR on 12 April 1945
Former name PCS-1427