Обращение Президента Российской Федерации В.Путина к гражданам России о событиях на Украине. Продолжение.
В.Путин: В марте 2021 года Украина приняла новую Военную стратегию.
Этот документ практически целиком посвящён противостоянию с Россией, ставит целью втягивание иностранных государств в конфликт с нашей страной.
Стратегия предлагает организацию в российском Крыму и на территории Донбасса, по сути, террористического подполья.
В ней прописаны и контуры предполагаемой войны, а закончиться она должна, как мнится сегодняшним киевским стратегам, далее процитирую: «при содействии международного сообщества на выгодных для Украины условиях».
А также, как выражаются сегодня в Киеве, тоже привожу здесь цитату, повнимательнее вслушайтесь, пожалуйста: «при военной поддержке мировым сообществом в геополитическом противостоянии с Российской Федерацией».
По сути, это не что иное, как подготовка к боевым действиям против нашей страны – против России.
Мы также знаем, что уже прозвучали заявления о том, что Украина собирается создать собственное ядерное оружие, и это не пустая бравада.
Украина действительно располагает ещё советскими ядерными технологиями и средствами доставки такого оружия, включая авиацию, а также оперативно-тактические ракеты «Точка-У», тоже ещё советской конструкции, дальность которых превышает 100 километров.
Но сделают и больше, это вопрос только времени.
Заделы с советского времени есть.
Таким образом, обзавестись тактическим ядерным оружием Украине будет гораздо проще, чем некоторым другим государствам, не буду сейчас их называть, фактически ведущим такие разработки, особенно в случае технологической поддержки из-за рубежа.
И этого тоже мы не должны исключать.
С появлением у Украины оружия массового поражения ситуация в мире, в Европе, особенно для нас, для России, изменится самым кардинальным образом.
Мы не можем не реагировать на эту реальную опасность, тем более, повторю, что западные покровители могут посодействовать появлению на Украине такого оружия, чтобы создать ещё одну угрозу для нашей страны.
Мы же видим, как настойчиво осуществляется военная накачка киевского режима.
Только США начиная с 2014 года направили на эти цели миллиарды долларов, включая поставки вооружения, снаряжения, обучения специалистов.
В последние месяцы западное оружие идёт на Украину просто беспрерывным потоком, демонстративно, на глазах у всего мира.
Деятельностью вооружённых сил и спецслужб Украины руководят иностранные советники, мы это хорошо знаем.
В последние годы под предлогом учений на территории Украины практически постоянно присутствовали военные контингенты стран НАТО.
Система управления украинскими войсками уже интегрирована с натовскими.
Это означает, что командование украинскими вооружёнными силами, даже отдельными частями и подразделениями, может напрямую осуществляться из натовских штабов.
США и НАТО приступили к беззастенчивому освоению территории Украины как театра потенциальных военных действий.
Регулярные совместные учения имеют явную антироссийскую направленность.
Только в прошлом году в них участвовало более 23 тысяч военнослужащих и свыше тысячи единиц техники.
Уже принят закон о допуске в 2022 году вооружённых сил других государств на территорию Украины для участия в многонациональных учениях.
Понятно, что речь идёт прежде всего о войсках НАТО.
И в наступившем году запланировано не менее десяти таких совместных манёвров.
Очевидно, что подобные мероприятия служат прикрытием для быстрого наращивания военной группировки НАТО на территории Украины.
Тем более что модернизированная с помощью американцев сеть аэродромов – Борисполь, Ивано-Франковск, Чугуев, Одесса и так далее – способна обеспечить переброску воинских частей в кратчайшие сроки.
Воздушное пространство Украины открыто для полётов стратегической и разведывательной авиации США, беспилотных летательных аппаратов, которые используются для наблюдения за территорией России.
Добавлю, что построенный американцами Центр морских операций в Очакове позволяет обеспечивать действия кораблей НАТО, включая применение ими высокоточного оружия против российского Черноморского флота и нашей инфраструктуры на всём Черноморском побережье.
В своё время США намеревались создать подобные объекты и в Крыму, но крымчане и севастопольцы сорвали эти планы.
Мы всегда будем помнить об этом.
Повторю, сегодня такой центр развёрнут, уже развёрнут в Очакове.
Напомню, в XVIII веке за этот город сражались солдаты Александра Суворова.
Благодаря их мужеству он вошёл в состав России.
Тогда же, в XVIII веке, земли Причерноморья, присоединённые к России в результате войн с Османской империей, получили название Новороссия.
Сейчас эти вехи истории пытаются предать забвению, как и имена государственных военных деятелей Российской империи, без чьих трудов не было бы у современной Украины многих крупных городов и даже самого выхода к Чёрному морю.
Недавно в Полтаве снесли памятник Александру Суворову.
Что тут скажешь?
Отказываетесь от собственного прошлого?
От так называемого колониального наследия Российской империи?
Ну, тогда будьте здесь последовательны.
Далее. Отмечу, что статья 17-я Конституции Украины не допускает размещения на её территории иностранных военных баз.
Но оказалось, что это лишь условность, которую можно легко обойти.
На Украине развёрнуты учебно-тренировочные миссии стран НАТО.
Это, по сути, уже и есть иностранные военные базы.
Просто назвали базу миссией – и дело в шляпе.
В Киеве давно провозгласили стратегический курс на вступление в НАТО.
Да, безусловно, каждая страна имеет право выбирать собственную систему обеспечения безопасности, заключать военные союзы.
И всё вроде бы так, если бы не одно «но».
В международных документах прямо зафиксирован принцип равной и неделимой безопасности, которая, как известно, включает в себя обязательства не укреплять свою безопасность за счёт безопасности других государств.
Могу здесь сослаться и на Хартию европейской безопасности ОБСЕ 1999 года, принятую в Стамбуле, и на Астанинскую декларацию ОБСЕ 2010 года.
Другими словами, выбор способов обеспечения безопасности не должен создавать угрозы для других государств, а вступление Украины в НАТО – это прямая угроза безопасности России.
Напомню, ещё в апреле 2008 года на Бухарестском саммите Североатлантического альянса США продавили решение о том, что Украина и, кстати, Грузия станут членами НАТО.
Многие европейские союзники США уже тогда прекрасно понимали все риски подобной перспективы, но были вынуждены смириться с волей старшего партнёра.
Американцы просто использовали их для проведения ярко выраженной антироссийской политики.
Ряд государств – членов Альянса и сейчас весьма скептически относится к появлению Украины в НАТО.
При этом из некоторых европейских столиц мы получаем сигнал, мол, «что вы переживаете?
Это не произойдёт буквально завтра».
Собственно, и американские наши партнёры тоже об этом говорят.
«Хорошо, – отвечаем мы, – не завтра, так послезавтра.
Что это меняет в исторической перспективе? По сути, ничего».
Более того, нам известна позиция и слова руководства Соединённых Штатов о том, что активные боевые действия на востоке Украины не исключают возможности вступления этой страны в НАТО, если она сможет соответствовать критериям Североатлантического альянса и победить коррупцию.
При этом нас раз за разом пытаются убедить в том, что НАТО – это миролюбивый и сугубо оборонительный союз.
Мол, никаких угроз для России нет.
Опять предлагают поверить на слово.
Но реальную цену таким словам мы хорошо знаем.
В 1990 году, когда обсуждался вопрос об объединении Германии, советскому руководству со стороны США было обещано, что не произойдёт распространения юрисдикции или военного присутствия НАТО ни на один дюйм в восточном направлении.
И что объединение Германии не приведёт к распространению военной организации НАТО на восток.
Это цитата.
Наговорили, надавали устных заверений, и всё оказалось пустым звуком.
Позднее нас стали уверять в том, что вступление в НАТО стран Центральной и Восточной Европы лишь улучшит отношения с Москвой, избавит эти страны от страхов тяжёлого исторического наследия и даже, более того, создаст пояс дружественных России государств.
Всё получилось с точностью до наоборот.
Власти некоторых восточноевропейских стран, торгуя русофобией, принесли в Альянс свои комплексы и стереотипы о российской угрозе, настаивали на наращивании потенциалов коллективной обороны, которые должны быть развёрнуты прежде всего против России.
Причём это происходило в 1990-х и в начале 2000-х годов, когда благодаря открытости и нашей доброй воле отношения России и Запада находились на высоком уровне.
Россия все свои обязательства выполнила, в том числе вывела войска из Германии, из государств Центральной и Восточной Европы, и тем самым внесла огромный вклад в преодоление наследия холодной войны.
Мы последовательно предлагали разные варианты сотрудничества, в том числе в формате Совета Россия – НАТО и ОБСЕ.
Более того, скажу сейчас то, о чём никогда не говорил публично, скажу об этом впервые.
В 2000 году во время визита в Москву уходящего со своей должности Президента США Билла Клинтона я спросил его: «Как Америка отнесётся к тому, чтобы принять Россию в НАТО?»
Не буду раскрывать все подробности той беседы, но реакция на мой вопрос внешне выглядела, скажем так, весьма сдержанно, а как американцы реально отнеслись к этой возможности, фактически видно на их практических шагах в отношении нашей страны.
Это открытая поддержка террористов на Северном Кавказе, пренебрежительное отношение к нашим требованиям и озабоченностям в сфере безопасности в расширении НАТО, выход из Договора по ПРО и так далее.
Так и хочется спросить: зачем, зачем всё это, ради чего?
Ну ладно, не хотите видеть в нашем лице друга и союзника, но зачем же делать из нас врага?
Ответ только один: дело не в нашем политическом режиме, не в чём-то другом, просто им не нужна такая большая самостоятельная страна, как Россия.
В этом ответ на все вопросы.
Это и есть источник традиционной американской политики на российском направлении.
Отсюда и отношение ко всем нашим предложениям в сфере безопасности.
Сегодня достаточно одного взгляда на карту, чтобы увидеть, как западные страны «сдержали» обещание не допустить продвижения НАТО на восток.
Попросту обманули.
Мы получили одну за другой пять волн расширения НАТО.
В 1999 году в Альянс были приняты Польша, Чехия, Венгрия,
в 2004 году – Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения,
в 2009 году – Албания и Хорватия, в 2017-м – Черногория,
в 2020-м – Северная Македония.
В результате Альянс, его военная инфраструктура вышли непосредственно к границам России.
Это и стало одной из ключевых причин кризиса евробезопасности, самым негативным образом сказалось на всей системе международных отношений, привело к утрате взаимного доверия.
Ситуация продолжает деградировать в том числе в стратегической сфере.
Так, в Румынии и Польше в рамках проекта США по созданию глобальной ПРО разворачиваются позиционные районы для противоракет.
Хорошо известно, что размещённые здесь пусковые установки могут быть использованы для крылатых ракет «Томагавк» – ударных наступательных систем.
Кроме того, в США идёт разработка универсальной ракеты «Стандарт-6», которая наряду с решением задач противовоздушной и противоракетной обороны может поражать и надземные, и надводные цели.
То есть у якобы оборонительной системы ПРО США расширяются и появляются новые наступательные возможности.
Имеющаяся у нас информация даёт все основания полагать, что вступление Украины в НАТО и последующее развёртывание здесь объектов Североатлантического альянса вопрос предрешённый, это дело времени.
Мы чётко понимаем, что при подобном сценарии уровень военных угроз для России кардинально, в разы повысится.
И, обращаю особое внимание, многократно возрастёт опасность именно внезапного удара по нашей стране.
Поясню, что в американских документах стратегического планирования (в документах!) закреплена возможность так называемого упреждающего удара по ракетным комплексам противника.
А кто основной противник для США и НАТО, нам тоже известно.
Это Россия.
В документах НАТО наша страна официально прямо объявлена главной угрозой евроатлантической безопасности.
И в качестве передового плацдарма для такого удара будет служить Украина.
Если бы об этом услышали наши предки, они, наверное, просто бы не поверили.
И нам сегодня не хочется в это верить, но это так.
Хочу, чтобы это поняли и в России, и на Украине.
Многие украинские аэродромы расположены недалеко от наших границ.
Размещённая здесь тактическая авиация НАТО, включая носители высокоточного оружия, сможет поражать нашу территорию на глубину до рубежа Волгоград – Казань – Самара – Астрахань.
Развёртывание на территории Украины радиолокационных средств разведки позволит НАТО плотно контролировать воздушное пространство России вплоть до Урала.
Наконец, после разрыва Соединёнными Штатами Договора о ракетах средней и меньшей дальности Пентагон уже открыто ведёт разработку целого ряда ударных средств наземного базирования, в том числе баллистических ракет, способных достигать цели на дистанции до 5,5 тысячи километров.
В случае размещения таких систем на Украине они смогут поражать объекты на всей европейской территории России, а также за Уралом.
Подлётное время до Москвы крылатых ракет «Томагавк» составит менее 35 минут, баллистических ракет из района Харькова – 7–8 минут, а гиперзвуковых ударных средств – 4–5 минут.
Это называется, прямо «нож к горлу».
И они, не сомневаюсь, рассчитывают реализовать эти планы, так же как неоднократно делали в прошлые годы, расширяя НАТО на восток, продвигая военную инфраструктуру и технику к российским границам, полностью игнорируя наши озабоченности, протесты и предупреждения.
Извините, просто плевали на них и делали всё, что хотели, что считали нужным.
И конечно, предполагают так же вести себя и дальше по известной поговорке: «Собака лает, а караван идёт».
Скажу сразу, мы на это не соглашались и никогда не согласимся.
При этом Россия всегда выступала и выступает за то, чтобы самые сложные проблемы решать политико-дипломатическими методами, за столом переговоров.
Мы хорошо понимаем нашу колоссальную ответственность за региональную и глобальную стабильность.
Ещё в 2008 году Россия выдвинула инициативу о заключении Договора о европейской безопасности.
Смысл его состоял в том, чтобы ни одно государство и ни одна международная организация в Евроатлантике не могли бы укреплять свою безопасность за счёт безопасности других.
Однако наше предложение было с порога отвергнуто: нельзя, дескать, позволить России ограничивать деятельность НАТО.
Более того, нам прямо заявили, что юридически обязывающие гарантии безопасности могут иметь только члены Североатлантического альянса.
В декабре прошлого года мы передали западным партнёрам проект договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о гарантиях безопасности, а также проект соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств – членов НАТО.
В ответ от США и НАТО было много общих слов. Содержались и рациональные зёрна, но всё это касалось второстепенных моментов и выглядело как попытка замотать вопрос, увести дискуссию в сторону.
Мы на это соответствующим образом отреагировали, подчеркнули, что готовы идти по пути переговоров, однако при условии, что все вопросы будут рассматриваться в комплексе, пакетом, без отрыва от основных, базовых российских предложений.
А они содержат три ключевых пункта.
Первое – это недопущение дальнейшего расширения НАТО.
Второе – отказ от размещения Альянсом ударных систем вооружения на российских границах.
И наконец, возврат военного потенциала и инфраструктуры блока в Европе к состоянию 1997 года, когда был подписан Основополагающий акт Россия – НАТО.
Как раз эти наши принципиальные предложения проигнорированы.
Западные партнёры, повторяю, ещё раз озвучили заученные формулировки о том, что каждое государство имеет право свободно выбирать способы обеспечения своей безопасности и вступать в любые военные союзы и альянсы.
То есть в их позиции ничего не изменилось, звучат всё те же ссылки на пресловутую политику «открытых дверей» НАТО.
Более того, нас опять пытаются шантажировать, вновь угрожают санкциями, которые, кстати, они всё равно будут вводить по мере укрепления суверенитета России и роста мощи наших Вооружённых Сил.
А предлог для очередной санкционной атаки всегда будет найден или попросту сфабрикован, причём вне зависимости от ситуации на Украине.
Цель одна – сдержать развитие России.
И они будут это делать, как делали это раньше, даже вообще без всякого формального предлога, только потому, что мы есть и никогда не поступимся своим суверенитетом, национальными интересами и своими ценностями.
Хочу чётко, прямо сказать: в сложившейся ситуации, когда наши предложения о равноправном диалоге по принципиальным вопросам фактически остались без ответа со стороны США и НАТО,
когда уровень угроз для нашей страны значительно возрастает, Россия имеет полное право принимать ответные меры обеспечения собственной безопасности.
Именно так и будем поступать.