18 августа 2011 г.

Яков Соломонович Шифрин о И.И.Фисановиче

Уважаемый Владимир Александрович!

Посылаю Вам небольшой отрывок из моей книги "Как мы жили" (Харьков: ИПП "Контраст", 2004 г.), который называется "Дела общественные (стр. 480-485). В этом разделе содержится и история с памятной доской И.Фисановичу.

С лучшими пожеланиями.

Яков Соломонович Шифрин.

Справочно. Яков Соломонович Шифрин. Заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор технических наук, профессор, Лауреат премии им. А. С. Попова, действительный член американского IEEE, соросовский профессор, академик и член президиума АН прикладной радиоэлектроники. Якову Шифрину - 90 лет



Год 2001-й, 60-летие со дня начала Великой Отечественной войны.

Обойти такую дату мне было трудно, ибо она всколыхнула в моей душе обилие эмоций, прежде всего память о миллионах погибших: на фронте, в народном ополчении, в блокаду, да и в глубоком тылу тоже. Я написал письма губернатору Харьковской области Е.П.Кушнареву и мэру города М.Д.Пилипчуку.

Копии этих писем я отправил председателю Харьковского областного и городского совета ветеранов войны. В этих письмах я поднял три вопроса:
• об увековечении памяти героев войны;
• о захоронении погибших воинов;
• об отношении к ветеранам войны.

По первому из них я обращал внимание властей на необходимость установки (или восстановления) мемориальных досок на домах, где жили харьковчане – Герои Советского Союза. В качестве примера я приводил историю с исчезновением памятной
доски, посвященной легендарному подводнику, Герою Советского Союза Израилю Фисановичу.

В славной плеяде героев-подводников, на мой взгляд, два человека занимают особое место. Это знаменитый Маринеско, трагическая судьба которого хорошо известна широкой общественности, и харьковчанин Израиль Ильич Фисанович, боевые подвиги которого слабо освещены в печати.

Между тем по ряду параметров это подводник с уникальными заслугами. Отмечу лишь три факта. Подводная лодка под его командованием была единственной, сумевшей за один поход потопить три транспорта; единственной, прорвавшейся в хорошо защищенную гавань и потопившей при этом стоявший там корабль; первой (а может быть, и единственной), совершившей удачную бесперископную атаку.

19 сентября 1944 г. при выполнении боевого задания Фисанович погиб, имея от роду 31 год.

Я по своей природе ярый интернационалист, и тем не менее,проходя мимо дома по Рымарской ул., д. 23а (возле оперного театра), с гордостью за свой еврейский народ смотрел на доску, посвященную Фисановичу. И вдруг она исчезла. Какой-то мерзавец польстился на небольшой бронзовый горельеф героя. Я все ждал, что вот-вот памятную доску восстановят, но увы…

В своем письме я ставил вопрос об увековечении памяти героев значительно шире. Я предлагал, в частности, создать в Харьковском историческом музее зал Славы, в котором увековечить память всех харьковчан – Героев Советского Союза, кавалеров орденов Славы трех степеней и т.д., и т.п.

Еще более острым представлялся мне вопрос о достойном захоронении погибших советских воинов. Я обращал внимание властей, что, по архивным данным, на территории Харьковской области в годы ВОВ погибло не менее 600 тыс. советских воинов.

Примерно две трети (!) из них не захоронены. Государство этим не занимается, хотя это его прямая обязанность. Эту благородную миссию взяли на себя добровольцы-поисковики, входящие в военно-мемориальный фонд «Обелиск». Власти им практически
никак не помогают, поэтому работа идет чрезвычайно медленно. Я призывал руководство города резко усилить финансирование поисковых работ и поднять на ноги спонсоров и широкие круги общественности. Что же касается помощи живущим ветеранам войны,то в этой части письмо повторяло (но в более острой форме) то, что
я писал к 50-летию со Дня Победы.

К моему сожалению, из областной администрации и горсовета я получил формальные отписки, подписанные начальниками управлений труда и социальной защиты населения этих инстанций. Приведу лишь одно место из ответа Харьковского горсовета.
«Установка и восстановление мемориальных досок, обелисков и т.п. осуществляется за счет лиц, выступивших с иницитивой проведения таких акций, в связи с чем средства на подобные нужды, к сожалению, не предусмотрены городским бюджетом. По этой причине восстановить похищенную мемориальную доску,посвященную памяти Героя Советского Союза И.Фисановича, в современных экономических условиях (?!) не представляется возможным».

Ну разве не обидно за Фисановича, сложившего свою голову за то, чтобы в его родном городе подобные люди «руководили» социальной защитой населения?! Получив такие ответы, я решил переправить их Президенту Л.Д.Кучме со своими комментариями.

Но тут на моих руках повисли руководители областного совета ветеранов (кстати, в прошлом военные люди),умоляя этого не делать, ибо они получают зарплату от областных властей. А вдруг эти власти осерчают и перестанут их кормить.

Махнул я на них рукой и решил попробовать другой путь – обратиться к Харьковскому митрополиту Никодиму с письмом, в котором я писал, что по самой своей сути церкви должна быть присуща забота о воинах, павших при защите Отечества. Я приводил пример России, где усилиями Патриарха Алексия II создан специальный Попечительский совет, целью которого является увековечение памяти погибших воинов и оказание помощи оставшимся в живых участникам войны.

По моему письму нас принял молодой протоиерей (хотя вначале прием был назначен у Никодима), который после краткого разговора заверил нас, что церковь нам поможет. 

В результате церковь «раскошелилась» аж на 200 (!!!) гривень (примерно 40 долларов). Понять это невозможно, если вспомнить,что речь идет о сотнях тысяч незахороненных воинов.

И все же мои усилия даром не пропали. Неожиданно для себя я получил благодарственное письмо от областного военного комиссара генерала Климкина, которому переслали копию моего письма из областной администрации.

В ходе нашей встречи он обещал собрать всех райвоенкомов области и дать
им указания, что им следует сделать в связи с приближающейся печально памятной датой. Вряд ли следует пояснять, что райвоенкомы на местах – это большая сила, с которой очень считаются местные власти.

Успешно завершилось и дело с памятной доской Фисановичу. К моему письму со вниманием отнеслась заведующая управлением культуры горсовета М.О.Егорова,
которая через некоторое время позвонила мне и сообщила, что одна из новых улиц Харькова названа именем Фисановича и что на одном из ее домов установлена соответствующая памятная доска...


Церемония открытия мемориальной доски И.И.Фисановичу в Харькове 31 июля 2011 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий