3 августа 2011 г.

Летчики-тихоокеанцы штурмовали облачное небо

Плывут над сопками туманы,
Рассвет багрянит небосвод,
А мы над морем, мы по плану
Уходим в утренний полёт.


Над морем всё необычайно,
Но мы проложим свой маршрут,
Ведь нас в народе не случайно
«Морские лётчики» зовут.


Напрасно в сумрачных глубинах
Таится недруг в тишине,
Найдём, достанем субмарину,
От нас не скроешься на дне.


Это сказано о них, настоящих морских летчиках противолодочной авиабазы.

Сегодня здесь плановые по­лёты в сложных метеорологи­ческих условиях. А погода, действи­тельно, весьма непростая. Аэро­дром, зажатый с двух сторон круты­ми сопками, сверху плотно запеча­тан десятибалльной облачностью. Собравший­ся на КДП почти весь командный со­став авиабазы: командир полковник Александр Козак, его заместитель подполковник Владимир Арбузов, заместитель командира по работе с личным составом - старейшина лёт­ной части подполковник Александр Веремиенко, штурман майор Влади­мир Кузнецов - с тревогой посматри­вали в небо. Во взгляде каждого один вопрос: будет облачность понижать­ся над аэродромом или же нет? От этого зависит судьба нынешней лёт­ной смены. Синоптик предваритель­но пообещал, что облачность, конеч­но, будет понижаться, но где-то к ночи и незначительно. А что скажет разведчик погоды?

На разведку погоды ушёл один из молодых, но уже достаточно опыт­ных лётчиков - заместитель коман­дира эскадрильи Валерий Семигановский (на фото). О Семигановском я впервые ус­лышал несколько лет тому назад. В ту пору, будучи ещё начинающим лётчиком, как-то возвращаясь на аэродром, он в паре с капитаном Антоном Дрожжиным попал в тяже­лейшие погодные условия. Но моло­дые пилоты не дрогнули при встрече с облаками, которые внезапно вы­ползли с моря и закрыли собой все подходы к аэродрому. Лётчики как по ниточке прошли сквозь облачную пелену по глиссаде снижения и бла­гополучно произвели посадку на родном аэродроме.

Сегодня Семигановского уже не устрашишь низкой облачностью и ограниченной видимостью над аэро­дромом. Он лётчик-инструктор, ле­тает по уровню 1-го класса и учит других, как вести себя в облачном «плену». Да вот, кажется, и он. Над аэро­дромом послышался отдалённый гул приближающегося самолёта. А вскоре из мутных, седых облаков вы­нырнул Ил и уверенно пошёл на по­садку.

На предполётных указаниях, кото­рые проходили здесь же, на втором этаже командно-диспетчерского пун­кта, разведчик погоды коротко доло­жил лётному составу о том, какие ре­альные условия ждут авиаторов там, в небе. Главное - нижняя кромка об­лаков вполне устраивала сегодня и лётчиков опытных, и начинающих учиться летать в сложных метеоро­логических условиях. Значит, планы командования авиабазы погода пока не нарушит и по возможности сегод­ня могут отлетать все экипажи, вне­сённые в плановую таблицу.

Командир авиабазы полковник Александр Козак принимает реше­ние: летать!
В эту лётную смену молодому лёт­чику, кандидату в командиры кораб­ля старшему лейтенанту Максиму Исрафилову (на фото слева) предстоит очень серь­ёзное испытание: получить допуск на самостоятельные полёты в сложных метеорологических условиях. И дать ему этот допуск или отказать дол­жен заместитель командира эскад­рильи майор Валерий Семигановский. 

Валерию Семигановскому, в свою очередь, когда-то давал путё­вку в небо ныне лётчик-инспектор морской авиации Тихоокеанского флота подполковник Рахимзян Исрафилов – отец Максима Исрафилова. Вот так в авиации и передаются лётный опыт и знания от одного по­коления к другому. Впрочем, и сам Исрафилов-старший помог в своё время сыну стать на крыло.

Максим, можно сказать, вырос на этом аэродроме. И после окончания школы без подсказок и наставлений отца сам выбрал себе в жизни авиа­ционную стезю, поступил в лётное училище. А после окончания его в 2007 году попросился на Тихоокеан­ский флот, в полк, в котором служил и летал его отец.

- А уж коль так всё благополучно сложилось, взял я его вторым пилотом в свой экипаж том в свои экипаж, - говорит подпол­ковник Исрафилов. - Учил лётному делу жёстко, без родственных по­блажек, потому как знаю по лично­му oпыту: небо недоучек не жалует. Кое-чему научил. А потом, когда я перешёл на службу в штаб авиации, майор Семигановский стал возить Максима. А сегодня тот уже подни­мается в облачное небо. Это очень сложный полёт для начинающего летчика, но он справится, я уверен.

Внизу, напротив домика КДП, за­жужжал, застрекотал корабельный вертолёт. Через несколько минут он вырулил на бетонку и поднялся в воздух. За штурвалом его лётчик-ин­спектор подполковник Владимир Ковальчук, один из корабельных авиа­торов, кто в первых походах наших кораблей к африканским берегам смело вступал в единоборство с пи­ратами. 

Нынче подполковнику Ковальчуку предстоят полёты с палубы корабля. Надо восстановить свои несколько подзабытые за время от­пуска лётные навыки, помочь другим и вновь собираться в длительный морской поход к берегам Чёрного континента. Восстановить свои лёт­ные навыки с палубы боевого кораб­ля предстоит сегодня и майору Алек­сандру Ларину.

На КДП по радио слышен позыв­ной начальника службы безопаснос­ти полётов противолодочной авиаба­зы подполковника Алексея Заплавнего (на фото). Интересная судьба у этого лётчи­ка. Он прибыл сюда, к противолодочникам из Ейского центра по переучиванию лётного состава авиации ВМФ. Теоретически пре­красно подготовлен­ный офицер-препода­ватель пожаловал в авиабазу для совер­шенствования своих летных навыков. Да и остался здесь. Понравились ему и служба лётная, и дружный коллектив.

Сегодня подполковнику Алексею Заплавнему тоже предстоит полу­чить допуск к самостоятельным по­лётам в облаках и в условиях метео­минимума. Лётчик уже прошёл соот­ветствующую подготовку. Готов ли он к самостоятельной работе в СМУ, об этом узнаем мы после его конт­рольного полёта с лётчиком-инст­руктором на борту подполковником Рахимзяном Исрафиловым.

А вот и Исрафилов - младший зап­росил разрешение на запуск двига­теля.
- ...Запуск разрешаю, - ответил руководитель полётов.

У руководителя полётов подпол­ковника Владимира Арбузова (на фото) тоже сегодня экзамен - на самостоятель­ное руководство полётами. Контро­лирует работу своего боевого заме­стителя командир авиабазы полков­ник Александр Козак. Арбузов - опытнейший лётчик-инструктор и умелый командир. В своё время он успешно командовал отдельной транспортной эскадрильей на аэро­дроме Кневичи. А это - воздушные ворота Тихоокеанского флота. Не каждому под силу такая ноша. Но он выдержал все испытания с честью и достоинством. Выдержит и нынеш­ний экзамен...

Вернулся из контрольного полёта и вновь поднялся в небо, теперь уже самостоятельно, старший лейте­нант Максим Исрафилов. Отработал в облачном небе чётко и безошибоч­но и ушёл в самостоятельный полёт подполковник Алексей Заплавний...

Авиаторы-противолодочники в эту лётную смену работали до полу­ночи. За отведённое на полёты вре­мя восстановились с посадкой на па­лубу корабля подполковник Влади­мир Ковальчук и майор Александр Ларин

Вылетели самостоятельно в сложных метеорологических усло­виях кандидат в командиры корабля старший лейтенант Максим Исрафи­лов и подполковник Алексей Заплав­ний. Успешно отработали в дневном и ночном облачном небе и другие экипажи. Они до самой полуночи штурмовали облачное небо. Уверен­но сдал экзамен на самостоятельное руководство полётами и заместитель командира авиабазы подполковник Владимир Арбузов.

На разборе полётов были отмече­ны умелые действия не только лёт­чиков, но и бортовых и наземных ин­женеров и техников, работу которых направлял и при необходимости кор­ректировал врио главного инженера авиабазы майор Сергей Любин.
Молодцы, авиаторы! За одну лёт­ную смену они заметно продвину­лись вперёд в летней боевой учёбе.

Михаил ЧЕВЫЧЕЛОВ.

Фото: Ильдус Гилязутдинов, Михаил Чевычелов, Роман Статный.
«Боевая вахта» от 30 июля 2011 года

Новый облик морской авиации Тихоокеанского флота

Комментариев нет:

Отправить комментарий