В конце 40-х годов XX столетия в СССР, после ядерной бомбардировки японских городов Хиросима, и Нагасаки, была принята Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий применения ядерного оружия.
В ней предусматривалось проведение мероприятий по укрытию населения и важных объектов Севастополя и Черноморского флота.
На реконструкцию уже имеющихся в городе подземных сооружений и строительство новых правительством было выделено 322 млн рублей.
Сложное фортификационное сооружение создавалось подземным способом в толще горы, что давало возможность развивать сеть подземных галерей на заданной глубине от поверхности земли.
Согласно проекту, в состав противоатомного подземного комплекса должно было войти несколько автономных объектов.
В том числе объект 825 ГТС «гидротехническое сооружение» — укрытие для подводных лодок и экипажей 613 и 633 проектов,
специальный цех судоремонтного завода с сухим доком, минно-торпедная часть для приготовления и проверки торпед, топливное хранилище на 9,5 тыс. тонн.
В 1958 году проект был доработан и дополнен новой подземной ремонтно-технической базой — арсеналом для хранения и подготовки ядерных боеприпасов.
Работы по созданию подземного комплекса велись в три смены, т.е. круглосуточно.
Прокладка тоннелей производилась с помощью взрывов направленного действия.
В толще восточного склона горы Таврос построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док.
В 1961 году в доке стояла первая подводная лодка.
В канале (длина 602 метра) засекреченного объекта могло разместиться семь подводных лодок. Его глубина достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м.
Общая площадь только помещений и ходов завода — 9,6 тыс. кв. м, площадь подземной водной поверхности равна 5,2 кв. м.
Заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов.
Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море.
В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время.
Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно.
Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом.
Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект.
Выход на северную сторону также перегораживался ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море.
Вход в тоннель с северной стороны был искусно замаскирован так, что непосвященный человек ни за что не мог обнаружить штольню даже на близком расстоянии.
Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды.
Дизель-электрические подводные лодки следующего поколения (знаменитые «Варшавянки») имели большие размеры, чем подлодки типов 613 и 633.
Новые субмарины просто не могли зайти на подземную базу из-за своих габаритов.
Так что в 80-х годах объект 825 ГТС по своему прямому назначению уже не использовался, хотя формально в строю база находилась до 1994 года.
Последняя российская подводная лодка покинула Балаклаву в марте 1995 года.
И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины.
Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти.
Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли.
Балаклавская бухта Черного моря идеальна для организации порта базирования подводных лодок.
Ширина — 200–400 м, глубина — 17 м.
Природный ландшафт способствует отсутствию в ней штормов.
Это отличное условие для швартовки.
Благодаря уникальной извилистости бухта абсолютно незаметна со стороны открытого моря.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий