5 ноября 2016 г.

75-лет со Дня подъема Военно-морского флага на подводной лодке «С-56».


31 октября во Владивостоке на мемориальном комплексе «Боевая слава Тихоокеанского флота» прошли памятные мероприятия, посвященные 75-летию подъема Военно-морского флага на легендарной подводной лодке «С-56».

Дизель-электрическая подлодка «С-56» была спущена на воду в декабре 1939 г., а 30 октября 1941 г. зачислена в состав Тихоокеанского флота. 

На следующий день на ее борту был поднят флаг Военно-Морского Флота Советского Союза.

В начале сентября 1942 г. Государственный комитет обороны принял решение об усилении Северного флота за счёт перевода с Тихого океана 6 подводных лодок. 

Ситуация осложнялась тем, что из-за тяжёлой ледовой обстановки все мощные ледоколы, способные провести подлодки по Северному морскому пути, остались на западе страны.


В результате лодкам предстоял переход по маршруту Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор – Сан-Франциско – Коко-Соло (Панамский канал) – Гуантанамо – Галифакс – Розайт – Лервик – Полярное. Командовал «С-56» в походе капитан-лейтенант Григорий Щедрин, в будущем — адмирал СССР.

Поход был тяжёлым и для техники, и для людей. 

На подходе к Панамскому каналу жара в отсеках доходила до 60 градусов по Цельсию, экипаж болел конъюнктивитом, почти лишаясь зрения. 

Самой «С-56» тоже досталось. 

Её несколько раз атаковали немецкие подлодки, а в декабре 1942 г. у берегов Канады она пережила страшный шторм, в результате которого была полузатоплена и лишилась хода.

Добравшись до Галифакса и пройдя ремонт, лодка продолжила свой путь. 

Но несмотря ни на что, в марте 1943 г. «С-56» дошла до базы в Полярном.


За время 153-суточного похода подлодка прошла более 16 тыс. морских миль и по прибытии в Полярное была зачислена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

«С-56» оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей. 

На её счету потопление двух боевых кораблей и двух транспортов, а также повреждение одного транспорта. «С-56» совершила 8 боевых походов, в которых провела 13 атак с выпуском 30 торпед. 

За живучей советской подлодкой немцы охотились с особым рвением. 

На «С-56» за время войны сбросили больше 3000 глубинных бомб, 19 раз объявляли её погибшей.

В марте 1944 г. лодка была награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года ей присвоено почетное наименование «гвардейская».

Отслужив на Севере верой и правдой 9 послевоенных лет, «С-56» получила новое задание – совершить переход по Северному морскому пути из Екатерининской гавани в бухту Тарья (Камчатка), а затем во Владивосток. 


Командовал «С-56» в этом походе капитан-лейтенант Виктор Харченко.


Вот как об этом вспоминал сам Виктор Иванович:

— Яростный ветер ломал ледяные поля. 

Льдины нагромождались друг на друга, образуя большие торосы. 

Корпус корабля обжимают льды, наползая со скрежетом на надстройку.

Свободные от вахты вызваны наверх. 

Идут в ход пешни, а потом и подрывные патроны.

В воздух взлетают белые фонтаны. 

Сжатие ослабевает, чтобы потом своими ледяными объятиями снова обхватить корпус лодки. 

От частых реверсов мотористы и электрики стоят на вахте мокрые. 

Напряжение достигает наивысшего предела. 

Две ночи никто не спит. Не до сна. 

Каждую минуту может произойти непоправимое.

Преодолев труднейший маршрут в арктических льдах, подлодка вернулась во Владивосток спустя 12 лет. 

«С-56» стала первой подводной лодкой ВМФ СССР, совершившей кругосветное путешествие.

Весной 1955 г. «С-56» была выведена из боевого состава и разоружена. 

В 1964 г. ее использовали как учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть.


Следующей стадией для многих бывших боевых кораблей становится утилизация. 

Но легенду флота ждала другая судьба. 9 мая 1975 г. «С-56» была установлена на Корабельной набережной, рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота, в качестве корабля-музея. 

Сегодня легендарная подлодка входит в состав мемориального комплекса «Боевая слава Тихоокеанского флота».


Скоропостижно скончался командир «С-56» Виктор Харченко

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Популярные сообщения