ТИХООКЕАНЦЫ! ПОМОЖЕМ СОСЛУЖИВЦУ-ЭНТУЗИАСТУ!
История Тихоокеанского флота – это и твоя история.
Как уже сообщалось на блоге, 28 сентября в Правлении и Совете Харьковской областной общественной организации ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И.И.Фисановича состоялась встреча с капитаном I ранга В.Н.Семёновым, бывшим начальником минно-торпедного управления Тихоокеанского флота, прилетевшим в Харьков из далёкого, но по-прежнему нашенского Владивостока (на фото слева).
Встреча, по существу, плавно перешла в презентацию пятитомной монографии об истории подводных сил России на Дальнем Востоке, тем более, что добрая половина руководящего состава Харьковской областной морской ветеранской организации оказалась тихоокеанцами.
Это капитаны I ранга В.Г.Ерёменко, А.Ф.Кондрацкий и, разумеется, автор этих строк, старшие мичманы А.И.Павловский и В.Н.Постольник. Да и руководитель общества подводников капитан I ранга Н.С.Филинюк (на фото справа), которого называют североморцем, начинал свою службу на Тихоокеанском флоте !
Виктор Николаевич не только показал и рассказал о том, как несколько лет готовился к печати Первый том истории КТОФ (436 страниц с большим числом фотографий, бумага мелованная, формат 60x84/8, печать офсетная, тираж 1000 экз.), но и вручил в знак благодарности за будущее сотрудничество по одному экземпляру этого тома Областному союзу ветеранов-подводников и Харьковскому детско-юношескому клубу моряков.
Первый том истории Тихоокеанского флота охватывает 1901-1953 годы. Начинается он Обращением к читателям Командующего войсками Восточного военного округа Российской Федерации адмирала Константина Семёновича Сиденко – подводника-тихоокеанца.
Как видно из выходных данных издания, именно он является руководителем проекта и главным консультантом. В Обращении к читателю адмирал К.С.Сиденко подчёркивает: «Ценность издания заключается в том, что это первая на постсоветском пространстве попытка собрать воедино, обобщить уникальную информацию об истории создания, развитии и применении подводных сил Тихоокеанского флота России. Автор сумел систематизировать как известные, так и оставшиеся доселе неведомыми широкому кругу факты и события истории подводных сил Дальнего Востока».
Ещё не полностью реализован тираж Первого тома, а его автор Виктор Николаевич уже показал нам сигнальный номер Второго тома, охватывающего историю подводных сил флота на его третьем этапе развития 1954-1991 годов.
Отмечая уникальность для подводников профессионального издания, учитывая регулярное посещение автором города Харькова, где проживают его дочь и внучка, члены Правления и Совета единодушно решили рекомендовать собранию принять В.Н.Семёнова в члены Областной организации ветеранов-подводников и поручить ему быть представителем нашего общества во Владивостоке.
Во исполнение этого решения капитану I ранга Семёнову Виктору Николаевичу вручён Серебряный знак члена организации.
Перед отлётом из Харькова В.Н.Семёнов согласился дать интервью, узнав, что я журналист-маринист и веду собственный блог в Интернете.
Это произошло 2 октября в присутствии председателя ХООО ветеранов-подводников Н.С.Филинюка и секретаря-координатора А.В.Михайловского.
Из широкого круга вопросов, которые я задал кандидату технических наук, офицеру-профессионалу высочайшего, общефлотского уровня, разностороннему человеку, прямо-таки Флотскому историку-исследователю, я расскажу лишь об ответах на некоторые из них, которые, думаю, заинтересуют постоянных посетителей блога и потенциальных читателей.
- Виктор Николаевич, скажу откровенно: очень рад встрече с тихоокеанцем. Оба мы из Владивостока. Члены общества подводников, журналисты и маринисты города и области, посетители блога знают, как я попал в столицу Слобожанщины Харьков. А как здесь оказались Ваши дочь Виктория и внучка Елизавета?
- Хотя я и родился на Сахалине в 1955 году в семье военнослужащего, но отец – уроженец Белгородской области, в 1969 году, уйдя в запас, выбрал местом жительства Харьков. Так что я могу себя называть харьковчанином. Именно здесь я учился в школе № 34. Она была известна тем, что в ней был Клуб юных моряков, а тяга к морю была такова, что все ребята ходили в гюйсах. Я, как и многие ребята школы, мечтал поступить в Нахимовское училище, но видимо было не суждено: в 1973 году окончил Киевское суворовское военное училище. Одна из дочерей закончила в Харькове Фармакадемию, зять кандидат фармацевтических наук, доцент этого же вуза.
- И как же сложилась ваша военная карьера?
- Карьера всё-таки стала морской. Потянуло на Дальний Восток, но на Сахалине, ведь, нет военных учебных заведений – я из столицы Украины махнул в столицу Приморья. В 1978 году окончил минно-торпедный факультет Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С.О.Макарова и был назначен командиром минно-торпедной боевой части БПК «Гордый».
Справочно: Эскадренный миноносец пр. 57-бис "Гордый". В мае 1959 года заложен на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 24 мая 1960 года, вступил в строй 6 февраля 1961 года и 15 ноября 1961 года включен в состав ТОФ.
С 28 по 31 марта 1968 года нанес визит в Мадрас и с 3 по 6 апреля 1968 года - в Бомбей (Индия). В 1973 - 1975 годах модернизирован на "Дальзаводе" во Владивостоке по проекту 57-А. 20 июня 1975 года переклассифицирован в большой противолодочный корабль (БПК). 30 июля 1987 года разоружен и исключен из состава ВМФ. Использовался как корабль-мишень на ракетных стрельбах. Потоплен в Беринговом море у берегов Камчатки.
Затем служба старшим помощником и командиром эскадренного миноносца (ЭМ) 56 проекта «Скрытный», начальником – заместителем командира бригады противолодочных кораблей.
Последние две должности –
командир базы вооружения
и начальник Минно-торпедного управления Тихоокеанского флота.
- В 36 лет вы окончили Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова, а в 2006 году защитили кандидатскую диссертацию. И чем же вы, уволившись в запас, решили «на гражданке» заниматься? Для многих такая смена образа жизни не по нутру, прямо скажем.
- Во-первых, я работаю в Дальневосточном Федеральном университете. Во-вторых, я с головой ушёл в реализацию проекта – издания пятитомной истории подводных сил Дальнего Востока. Идею этого проекта подсказал редактор издания капитан I ранга Николай Литковец, которого, как я понял, вы знали ещё лейтенантом. У меня нет времени, да и нет необходимости заниматься другими более или менее значимыми делами.
- Спонсоры нашлись, и Первый том вышел из печати. Второй том свёрстан. Впереди ещё в анонсе три тома. О чём они будут и чем мы, ветераны сухопутного города, вам можем помочь?
- В первых двух томах, действительно, всё дышит историей: создание и развитие подводных сил рассматривается в три этапа: 1901-1916, 1932-1953 и 1954-1991 годы, а также о создании соединений подводных лодок, изменении их структуры, состава, базирования.
Участие в боевых действиях.
История кораблестроения.
Вооружение подводных лодок.
Третий том предполагает изложение истории Подводных сил на Дальнем Востоке России на четвёртом этапе: с 1991 по 2011 год. В этом томе будут исторические справки на все подводные лодки Тихоокеанского флота этого периода.
В Четвёртом томе будет рассказано о всех командирах, начальниках штабов объединений и соединений Подводных сил ТОФ. И, наконец, в Пятом томе будут изложены данные на всех командиров подводных лодок 1954-2011 годов. И я обращаюсь с просьбой к вам: помочь в сборе документов для последних трёх томов и прежде фотографий экипажей подводных лодок и указанных по томам должностных лиц. Конечно, с указанием даты, места, фамилий, желательно, званий, штатной должности.
Проект дорогостоящий. Конечно, мне нужны и потенциальные покупатели.
Я заранее благодарю всех, кто заинтересовался моим проектом, кто пришлёт фото и другие материалы,
кто окажет материальную поддержку в издании полноцветного пятитомника
по истории Подводных сил Дальнего Востока. Мой электронный адрес: viktor_55@mail.ru
- Уважаемые тихоокеанцы! Поможем? Поможем! История Подводных сил Тихоокеанского флота – это наша с вами история.
Владимир ПЕЛЕВИН, журналист-маринист.
История Тихоокеанского флота – это и твоя история.
Как уже сообщалось на блоге, 28 сентября в Правлении и Совете Харьковской областной общественной организации ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И.И.Фисановича состоялась встреча с капитаном I ранга В.Н.Семёновым, бывшим начальником минно-торпедного управления Тихоокеанского флота, прилетевшим в Харьков из далёкого, но по-прежнему нашенского Владивостока (на фото слева).
Встреча, по существу, плавно перешла в презентацию пятитомной монографии об истории подводных сил России на Дальнем Востоке, тем более, что добрая половина руководящего состава Харьковской областной морской ветеранской организации оказалась тихоокеанцами.
Это капитаны I ранга В.Г.Ерёменко, А.Ф.Кондрацкий и, разумеется, автор этих строк, старшие мичманы А.И.Павловский и В.Н.Постольник. Да и руководитель общества подводников капитан I ранга Н.С.Филинюк (на фото справа), которого называют североморцем, начинал свою службу на Тихоокеанском флоте !
Виктор Николаевич не только показал и рассказал о том, как несколько лет готовился к печати Первый том истории КТОФ (436 страниц с большим числом фотографий, бумага мелованная, формат 60x84/8, печать офсетная, тираж 1000 экз.), но и вручил в знак благодарности за будущее сотрудничество по одному экземпляру этого тома Областному союзу ветеранов-подводников и Харьковскому детско-юношескому клубу моряков.
Первый том истории Тихоокеанского флота охватывает 1901-1953 годы. Начинается он Обращением к читателям Командующего войсками Восточного военного округа Российской Федерации адмирала Константина Семёновича Сиденко – подводника-тихоокеанца.
Как видно из выходных данных издания, именно он является руководителем проекта и главным консультантом. В Обращении к читателю адмирал К.С.Сиденко подчёркивает: «Ценность издания заключается в том, что это первая на постсоветском пространстве попытка собрать воедино, обобщить уникальную информацию об истории создания, развитии и применении подводных сил Тихоокеанского флота России. Автор сумел систематизировать как известные, так и оставшиеся доселе неведомыми широкому кругу факты и события истории подводных сил Дальнего Востока».
Ещё не полностью реализован тираж Первого тома, а его автор Виктор Николаевич уже показал нам сигнальный номер Второго тома, охватывающего историю подводных сил флота на его третьем этапе развития 1954-1991 годов.
Отмечая уникальность для подводников профессионального издания, учитывая регулярное посещение автором города Харькова, где проживают его дочь и внучка, члены Правления и Совета единодушно решили рекомендовать собранию принять В.Н.Семёнова в члены Областной организации ветеранов-подводников и поручить ему быть представителем нашего общества во Владивостоке.
Во исполнение этого решения капитану I ранга Семёнову Виктору Николаевичу вручён Серебряный знак члена организации.
Перед отлётом из Харькова В.Н.Семёнов согласился дать интервью, узнав, что я журналист-маринист и веду собственный блог в Интернете.
Это произошло 2 октября в присутствии председателя ХООО ветеранов-подводников Н.С.Филинюка и секретаря-координатора А.В.Михайловского.
Из широкого круга вопросов, которые я задал кандидату технических наук, офицеру-профессионалу высочайшего, общефлотского уровня, разностороннему человеку, прямо-таки Флотскому историку-исследователю, я расскажу лишь об ответах на некоторые из них, которые, думаю, заинтересуют постоянных посетителей блога и потенциальных читателей.
- Виктор Николаевич, скажу откровенно: очень рад встрече с тихоокеанцем. Оба мы из Владивостока. Члены общества подводников, журналисты и маринисты города и области, посетители блога знают, как я попал в столицу Слобожанщины Харьков. А как здесь оказались Ваши дочь Виктория и внучка Елизавета?
- Хотя я и родился на Сахалине в 1955 году в семье военнослужащего, но отец – уроженец Белгородской области, в 1969 году, уйдя в запас, выбрал местом жительства Харьков. Так что я могу себя называть харьковчанином. Именно здесь я учился в школе № 34. Она была известна тем, что в ней был Клуб юных моряков, а тяга к морю была такова, что все ребята ходили в гюйсах. Я, как и многие ребята школы, мечтал поступить в Нахимовское училище, но видимо было не суждено: в 1973 году окончил Киевское суворовское военное училище. Одна из дочерей закончила в Харькове Фармакадемию, зять кандидат фармацевтических наук, доцент этого же вуза.
- И как же сложилась ваша военная карьера?
- Карьера всё-таки стала морской. Потянуло на Дальний Восток, но на Сахалине, ведь, нет военных учебных заведений – я из столицы Украины махнул в столицу Приморья. В 1978 году окончил минно-торпедный факультет Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С.О.Макарова и был назначен командиром минно-торпедной боевой части БПК «Гордый».
Справочно: Эскадренный миноносец пр. 57-бис "Гордый". В мае 1959 года заложен на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 24 мая 1960 года, вступил в строй 6 февраля 1961 года и 15 ноября 1961 года включен в состав ТОФ.
С 28 по 31 марта 1968 года нанес визит в Мадрас и с 3 по 6 апреля 1968 года - в Бомбей (Индия). В 1973 - 1975 годах модернизирован на "Дальзаводе" во Владивостоке по проекту 57-А. 20 июня 1975 года переклассифицирован в большой противолодочный корабль (БПК). 30 июля 1987 года разоружен и исключен из состава ВМФ. Использовался как корабль-мишень на ракетных стрельбах. Потоплен в Беринговом море у берегов Камчатки.
Затем служба старшим помощником и командиром эскадренного миноносца (ЭМ) 56 проекта «Скрытный», начальником – заместителем командира бригады противолодочных кораблей.
Последние две должности –
командир базы вооружения
и начальник Минно-торпедного управления Тихоокеанского флота.
- В 36 лет вы окончили Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова, а в 2006 году защитили кандидатскую диссертацию. И чем же вы, уволившись в запас, решили «на гражданке» заниматься? Для многих такая смена образа жизни не по нутру, прямо скажем.
- Во-первых, я работаю в Дальневосточном Федеральном университете. Во-вторых, я с головой ушёл в реализацию проекта – издания пятитомной истории подводных сил Дальнего Востока. Идею этого проекта подсказал редактор издания капитан I ранга Николай Литковец, которого, как я понял, вы знали ещё лейтенантом. У меня нет времени, да и нет необходимости заниматься другими более или менее значимыми делами.
- Спонсоры нашлись, и Первый том вышел из печати. Второй том свёрстан. Впереди ещё в анонсе три тома. О чём они будут и чем мы, ветераны сухопутного города, вам можем помочь?
- В первых двух томах, действительно, всё дышит историей: создание и развитие подводных сил рассматривается в три этапа: 1901-1916, 1932-1953 и 1954-1991 годы, а также о создании соединений подводных лодок, изменении их структуры, состава, базирования.
Участие в боевых действиях.
История кораблестроения.
Вооружение подводных лодок.
Третий том предполагает изложение истории Подводных сил на Дальнем Востоке России на четвёртом этапе: с 1991 по 2011 год. В этом томе будут исторические справки на все подводные лодки Тихоокеанского флота этого периода.
В Четвёртом томе будет рассказано о всех командирах, начальниках штабов объединений и соединений Подводных сил ТОФ. И, наконец, в Пятом томе будут изложены данные на всех командиров подводных лодок 1954-2011 годов. И я обращаюсь с просьбой к вам: помочь в сборе документов для последних трёх томов и прежде фотографий экипажей подводных лодок и указанных по томам должностных лиц. Конечно, с указанием даты, места, фамилий, желательно, званий, штатной должности.
Проект дорогостоящий. Конечно, мне нужны и потенциальные покупатели.
Я заранее благодарю всех, кто заинтересовался моим проектом, кто пришлёт фото и другие материалы,
кто окажет материальную поддержку в издании полноцветного пятитомника
по истории Подводных сил Дальнего Востока. Мой электронный адрес: viktor_55@mail.ru
- Уважаемые тихоокеанцы! Поможем? Поможем! История Подводных сил Тихоокеанского флота – это наша с вами история.
Владимир ПЕЛЕВИН, журналист-маринист.
Уважаемый Владимир Александрович!
ОтветитьУдалитьМной написан черновой вариант книги под названием "Магнитка", в которой рассказывается о подмосковной лаборатории "Магнитная лаборатория Академии Наук", где работал большорй коллектив под руководством Е.И.Кондорского. Эта лаборатория имела непосредственное отношение к защите подводных лодок.
Вот отрывок из книги:
"12 сентября 1952 года вышло постановление Правительства СССР о развитии неконтактного морского оружия и защиты от него за подписью Председателя Правительства И.В.Сталина. Отметим, что в ряде Постановлений (по словам Н.С.Пширкова), посвященных Военно-морскому флоту, утверждалась военно-морская политика государства, заключающаяся в наращивании военной мощи флота, в том числе в создании военных кораблей новейших классов. Сначала, в основном, начали строить большие надводные корабли, но когда Первым после смерти Сталина стал Хрущев, он резко сместил акценты на преимущественное создание подводных лодок...Новым Главкомом стал Г.С.Горшков (но это все было позже) - ставка делалась на создание мощного подводного флота на базе сначала дизельных, а далее атомных подводных лодок (АПЛ). Заглядывая на десятилетие вперед, отметим, что к концу "холодной войны" мы и американцы стопроцентно могли сбивать любую сухопутную ракету. А морская ракета в этом смысле неуязвима - подводная лодка находится постоянно в скрытом движении, и чтобы засечь пуск ракеты с нее, надо иметь 360 градусов обороны - этого практически достичь никто не в состоянии. Это мнение генерального конструктора ракет Николая Александровича Семихатова [18, Известия 8 мая 1999 года]. Первоначально планировалось сооружение 1200 субмарин (дизельный вариант), проектирование которых шло самым интенсивным образом. Основным содержанием первого Постановления было указание о развертывании работ по защите своих кораблей и методам обнаружения кораблей противника.
Именно для выполнения этих задач для ВМФ в 1952г в Академии Наук СССР по инициативе А.П.Александрова и уполномоченного Управления кораблестроения ВМФ Леонида Стефановича Гуменюка была организована Морская физическая секция. В США, естественно, был аналог подобной Секции при "Управлении научных исследований и разработок" (OSRD) - "исследовательский отдел" ВМФ США
Это закрытое подразделение Президиума АН возглавил вице - адмирал Александр Евстратьевич Брыкин...
На сегодня эта рукопись является полностью не секретной (события 50х-60х). Если у Вас есть желание и возможность обсудить со мной (после соответствующих согласований) эту рукопись с целью публикации в серии "История российского подводного флота", я готов к этому.
С уважением,
Нариман Абдрахманович Ахмеров, бывший ВНС ТРИНИТИ, г Троицк, Москобл-Москва)
norkman34@hotmail.com
а может соберём деньги на авианосец для ТОФ?
ОтветитьУдалитьНадо поддержать проект В.Н.Семенова материально,куда слать деньги?
ОтветитьУдалить