1 октября в Харькове на 88-ом году жизни скоропостижно скончался один из самых уважаемых подводников Тихоокеанского и Северного флотов, Почётный член Харьковской общественной организации ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И.И.Фисановича, участник боевых действий в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Черноморском флоте, инвалид I группы по зрению, гвардии капитан I ранга ХАРЧЕНКО Виктор Иванович.
Он родился 27 января 1925 года в Харькове.
Учился в школе №79 и школе №137.
С 1940 года - в 15-й специальной артиллерийской школе, вместе с которой был эвакуирован в город Риддер (позднее— Лениногорск) Восточно-Казахстанской области.
После ее окончания поступил в Рязанское артиллерийское училище, находившееся тогда в Алма-Атинской области.
После завершения учебы в 1944 году сержанта Харченко направляют в отдельный запасной артиллерийский полк Среднеазиатского военного округа, откуда он поступает в Каспийское высшее военно-морское училище.
Первую практику («оморячивание») проходит на боевых кораблях Черноморского флота.
Там же заслужил статус участника боевых действий в годы Великой Отечественной войны, в связи с чем 9 мая 1945 года был награжден медалью «За Победу над Германией».
В 1948 году выпускник училища, молодой лейтенант, направляется на курсы в Ленинград, после окончания которых его назначили командиром артиллерийской боевой части подводной лодки С-16 Северного флота.
Подающего большие надежды офицера в октябре 1951 года вновь направляют в Ленинград — на годичные специальные классы офицеров-подводников.
После их окончания с отличием Виктор Харченко в сентябре 1952 года сразу же назначается старшим помощником на подводную лодку С-102, а через восемь месяцев, уже в звании капитан-лейтенанта— на аналогичную должность на более «солидную» подводную лодку Б-22.
В 1948 году выпускник училища, молодой лейтенант, направляется на курсы в Ленинград, после окончания которых его назначили командиром артиллерийской боевой части подводной лодки С-16 Северного флота.
Подающего большие надежды офицера в октябре 1951 года вновь направляют в Ленинград — на годичные специальные классы офицеров-подводников.
После их окончания с отличием Виктор Харченко в сентябре 1952 года сразу же назначается старшим помощником на подводную лодку С-102, а через восемь месяцев, уже в звании капитан-лейтенанта— на аналогичную должность на более «солидную» подводную лодку Б-22.
Именно с этой должности талантливый 28-летний североморец 31 декабря 1953 года назначается командиром Гвардейской Краснознаменной подводной лодки С-56.
(в последствии вице-адмирал, Герой Советского Союза) вместе с подлодками С-51, С-54 и С-55, начала переход из Владивостока в Полярный через Панамский канал.
ПЛ прошла два океана и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево.
Длительность перехода составила 2220 часов, дальность — 16 700 морских миль (почти 31 тыс. км).
8 марта 1943 года вошла в состав Северного флота.
За годы войны С-56 совершила 8 боевых походов (по другим данным 7), произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один, на подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб.
31 марта 1944 года за боевые заслуги ПЛ С-56 награждена орденом Красного Знамени.
За годы войны С-56 совершила 8 боевых походов (по другим данным 7), произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один, на подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб.
31 марта 1944 года за боевые заслуги ПЛ С-56 награждена орденом Красного Знамени.
23 февраля 1945 года удостоена Гвардейского звания.
За время Великой Отечественной Войны, С-56 19 раз объявлялась погибшей.
В 1954 году под командованием капитан-лейтенанта Виктора Харченко С-56 Северным морским путем вернулась из Полярного во Владивосток.
Вот как об этом вспоминал сам Виктор Иванович:
В 1954 году под командованием капитан-лейтенанта Виктора Харченко С-56 Северным морским путем вернулась из Полярного во Владивосток.
Вот как об этом вспоминал сам Виктор Иванович:
— Яростный ветер ломал ледяные поля.
Льдины нагромождались друг на друга, образуя большие торосы.
Корпус корабля обжимают льды, наползая со скрежетом на надстройку.
Свободные от вахты вызваны наверх.
Идут в ход пешни, а потом и подрывные патроны.
В воздух взлетают белые фонтаны.
В воздух взлетают белые фонтаны.
Сжатие ослабевает, чтобы потом своими ледяными объятиями снова обхватить корпус лодки.
От частых реверсов мотористы и электрики
стоят на вахте мокрые.
Напряжение достигает наивысшего предела.
Две ночи никто не спит.
Не до сна.
Каждую минуту может произойти непоправимое.
Таким образом, впервые в мире дизельная ПЛ совершила кругосветное плавание.
Таким образом, впервые в мире дизельная ПЛ совершила кругосветное плавание.
Легендарная подводная лодка С-56 стала в СССР первым подводным боевым кораблём, поднятым в день 30-летия Победы 9 Мая 1975 года на Пьедестал Почёта и Славы в главной базе Тихоокеанского флота - Владивостоке.
Советское правительство и командование Военно-Морского флота высоко оценили профессионализм молодого командира.
Во время перехода на Тихий океан ему присваивается воинское звание «капитан III ранга», а после швартовки С-56 в бухте Золотой Рог Виктор Харченко в мирное время награждается боевой наградой — орденом Красной Звезды.
Продолжая службу на дальневосточных рубежах нашей Родины, Виктор Иванович последовательно назначается командиром подводной лодки Б-19, старшим офицером управления боевой подготовки штаба Тихоокеанского флота, командиром подводной лодки проекта 611.
С каждым годом ухудшалось зрение — печальный итог кессонной болезни.
Продолжая службу на дальневосточных рубежах нашей Родины, Виктор Иванович последовательно назначается командиром подводной лодки Б-19, старшим офицером управления боевой подготовки штаба Тихоокеанского флота, командиром подводной лодки проекта 611.
С каждым годом ухудшалось зрение — печальный итог кессонной болезни.
И 5
мая 1961 года молодой по всем меркам (36 лет!), уважаемый сослуживцами
командир подводной лодки уволился в запас по болезни и вернулся в родной
Харьков.
Длительное время работал на предприятиях и в райкоме КПСС Ленинского района Харькова, пользуясь большим уважением как в органах власти, среди ИТР и кадровых рабочих, так и среди молодёжи, особенно у курсантов единственного в столице Слобожанщины Клуба юных моряков.
В последние годы Виктор Иванович продолжал поддерживать тесные связи с подводниками-ветеранами, которые откликались на его просьбы по бытовым и социальным вопросам,
Длительное время работал на предприятиях и в райкоме КПСС Ленинского района Харькова, пользуясь большим уважением как в органах власти, среди ИТР и кадровых рабочих, так и среди молодёжи, особенно у курсантов единственного в столице Слобожанщины Клуба юных моряков.
В последние годы Виктор Иванович продолжал поддерживать тесные связи с подводниками-ветеранами, которые откликались на его просьбы по бытовым и социальным вопросам,
часто бывали у него в дни рождения, поздравляли его с Днём защитника Отечества и Днём Победы, с профессиональными праздниками Днём ВМФ, Днём моряка-подводника и Днём командира.
О его жизни и боевой службе не раз рассказывалось на радио, телевидении, в Интернете и в печатных средствах массовой информации, в том числе в газетах «Слово ветерана», «Харьковские известия», в приложении к флотской газете «Боевая вахта» - «Компас» и в журнале «ФАРВАТЕР submariners».
Он сам в меру своих сил и возможностей поддерживал тесную связь с Военно-историческим музеем Краснознамённого Тихоокеанского флота, Морским музеем нынешнего Харьковского детско-юношеского клуба моряков и с членами своего экипажа подводной лодки на постсоветском пространстве.
Он живо интересовался делами морской ветеранской организации, которая, в свою очередь, в своей работе всегда учитывала мнение, советы и рекомендации Виктора Ивановича.
Он был для всех образцом соблюдения морских традиций и обычаев, среди которых заметное место занимала трогательная дружба с первым командиром ГКПЛ С-56 вице-адмиралом Григорием Ивановичем Щедриным, который неоднократно встречался с Виктором Ивановичем в Харькове.
Он остро переживал уход из ВМФ своего сына, который начинал свою офицерскую службу на атомной субмарине ПЛ К-56 – правопреемнице легендарной дизельной подводной лодки С-56.
В годы быстрого карьерного роста В.И.Харченко по службе на флоте, в сложные годы трудовой деятельности и в дальнейшей жизни - даже без намёка на частичное восстановление зрения всегда рядом была надёжная, бесконечно заботливая «боевая подруга» Евгения Филипповна и харьковчане-родные.
От себя лично и ветеранов-подводников из Харьковской областной организации им. Героя Советского Союза И.И.Фисановича, маринистов Харьковского областного творческого объединения ВСПМ и тихоокеанцев, которые знают и помнят Виктора Ивановича, скорбим по поводу его кончины и многократно выражаем искреннее сочувствие супруге Евгении Филипповне, родным и близким.
Капитан I ранга Владимир Пелевин
Капитан II ранга Алексей Пелевин
К нам присоединяются:
капитан I ранга Николай Филинюк
капитан I ранга Виталий Кизим
капитан I ранга Владимир Ерёменко
Он сам в меру своих сил и возможностей поддерживал тесную связь с Военно-историческим музеем Краснознамённого Тихоокеанского флота, Морским музеем нынешнего Харьковского детско-юношеского клуба моряков и с членами своего экипажа подводной лодки на постсоветском пространстве.
Он живо интересовался делами морской ветеранской организации, которая, в свою очередь, в своей работе всегда учитывала мнение, советы и рекомендации Виктора Ивановича.
Он был для всех образцом соблюдения морских традиций и обычаев, среди которых заметное место занимала трогательная дружба с первым командиром ГКПЛ С-56 вице-адмиралом Григорием Ивановичем Щедриным, который неоднократно встречался с Виктором Ивановичем в Харькове.
Он остро переживал уход из ВМФ своего сына, который начинал свою офицерскую службу на атомной субмарине ПЛ К-56 – правопреемнице легендарной дизельной подводной лодки С-56.
В годы быстрого карьерного роста В.И.Харченко по службе на флоте, в сложные годы трудовой деятельности и в дальнейшей жизни - даже без намёка на частичное восстановление зрения всегда рядом была надёжная, бесконечно заботливая «боевая подруга» Евгения Филипповна и харьковчане-родные.
От себя лично и ветеранов-подводников из Харьковской областной организации им. Героя Советского Союза И.И.Фисановича, маринистов Харьковского областного творческого объединения ВСПМ и тихоокеанцев, которые знают и помнят Виктора Ивановича, скорбим по поводу его кончины и многократно выражаем искреннее сочувствие супруге Евгении Филипповне, родным и близким.
Светлая память о Викторе Ивановиче Харченко сохранится в наших сердцах!
Капитан II ранга Алексей Пелевин
К нам присоединяются:
капитан I ранга Николай Филинюк
капитан I ранга Виталий Кизим
капитан I ранга Владимир Ерёменко
капитан I ранга Алексей Кондрацкий
капитан I ранга Шота Блиадзе
капитан I ранга Алексей Деревлёв
капитан I ранга Борис Сташевич
капитан III ранга Сергей Долгий
майор Александр Михайловский
капитан-лейтенант Юрий Лазуренко
старший мичман Иван Любченко
старший мичман Василий Постольник
старший мичман Александр Павловский
старшины срочной службы А.Кисленко, В.Сидоров, А.Журавель и А.Шепелев.
На фото:
- капитан 1 ранга В.Харченко в тужурке с наградами;
- Подводная лодка С-56;
- В.Харченко накануне Дня моряка-подводника. Харьков, март 2012 года.
- В.Харченко (справа), Н.Филинюк. Харьков 2010 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий