Художественная фиксация войн была продолжена и в самую ожесточенную войну — Великую Отечественную.
Лозунг «Все для фронта, все для победы!» был провозглашен И.В. Сталиным уже 3 июля 1941 г. на IV пленуме ЦК Всесоюзного профессионального союза работников искусств (РАБИС).
23 июня 1941 г. были выдвинуты требования для всех учреждений культуры: участие в организации художественных бригад для обслуживания фронта, создание мобилизационных и агитационных пунктов, формирование бригад художников по выпуску фронтовых плакатов и «Окон РОСТА».
В подвижных коллективах работали лучшие мастера советского театра, эстрады и цирка вместе с композиторами и художниками.
Искусство стало средством пропаганды, выражения политики Коммунистической партии.
Советскую пропаганду во время Второй мировой называли «третьим фронтом».
С началом войны батальный жанр переживает новый виток развития, что было обосновано созданием работ большого творческого накала.
Эффективной формой работы художников и фотографов на фронтах и флотах являлась фронтовая бригада.
Художники работали при политуправлениях Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского, Северного, Черноморского флотов, военных флотилий.
Служба военных художников при Управлении политической пропаганды Краснознаменного Балтийского флота проходила в Кронштадте в Доме Военно-Морского Флота, где с началом Великой Отечественной войны располагался также и Штаб КБФ.
В задачи художников входило отображение реалий войны, а также выпуск плакатов и иллюстраций для газет, посвященных событиям на флотах, приказам командования.Документальные серии военных этюдов и рисунков Б.И. Пророкова, направленного на полуостров Ханко, и Я.Д. Ромаса, художника эскадры Краснознаменного Балтийского флота, заложили основу повествования о войне на Балтике.
Художники работали при политуправлениях Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского, Северного, Черноморского флотов, военных флотилий.
Служба военных художников при Управлении политической пропаганды Краснознаменного Балтийского флота проходила в Кронштадте в Доме Военно-Морского Флота, где с началом Великой Отечественной войны располагался также и Штаб КБФ.
В задачи художников входило отображение реалий войны, а также выпуск плакатов и иллюстраций для газет, посвященных событиям на флотах, приказам командования.Документальные серии военных этюдов и рисунков Б.И. Пророкова, направленного на полуостров Ханко, и Я.Д. Ромаса, художника эскадры Краснознаменного Балтийского флота, заложили основу повествования о войне на Балтике.
Художники касались и важных, драматичных, и повседневных сюжетов.
Эти натурные зарисовки, этюды составляют мощный корпус «художественных документов».
Флотские художники КБФ активно занимались созданием плакатов и агитационных средств.
Особенно выделяется работа Дома Военно-Морского Флота, где выпускали сатирические плакаты, объединенные названием «Балтийский прожектор».
Небольшие тиражи плакатов, боевых листков выполнялись специально для флотов и распространялись на кораблях.
О военных художниках в годы Великой Отечественной войны часто говорили, что кисти их оружие, и с этим сложно не согласиться.
К.Г. Дорохов — художник, который в течение войны служил на Краснознаменном Балтийском и Черноморском флотах, Дунайской флотилии.
Флотские художники КБФ активно занимались созданием плакатов и агитационных средств.
Особенно выделяется работа Дома Военно-Морского Флота, где выпускали сатирические плакаты, объединенные названием «Балтийский прожектор».
Небольшие тиражи плакатов, боевых листков выполнялись специально для флотов и распространялись на кораблях.
О военных художниках в годы Великой Отечественной войны часто говорили, что кисти их оружие, и с этим сложно не согласиться.
К.Г. Дорохов — художник, который в течение войны служил на Краснознаменном Балтийском и Черноморском флотах, Дунайской флотилии.
Образы «тружеников» войны, их будни и подвиги — таково содержание сотен его произведений.
Л.В. Сойфертис — сотрудник фронтовой газеты, участник обороны Одессы и Севастополя. Окончил войну в Берлине.
В.П. Катаев назвал Л.В. Сойфертиса «снайпером пера и карандаша», поскольку его жанровые зарисовки, сделанные в годы Великой Отечественной войны, были удивительно точны и понятны каждому.
Штатным художником при Политуправлении Северного флота в годы Великой Отечественной войны был А. А. Меркулов.
Участник обороны Советского Заполярья, Петсамо-Киркенесской наступательной операции, боевых походов кораблей Северного флота, боевых вылетов, он не только создал более тысячи картин, гравюр, рисунков, плакатов, но и руководил маскировкой кораблей.
А.А. Меркулов — один из авторов сатирических плакатов «Таран» и «Окна «Полярной правды»; автор линогравюр, публиковавшихся в газетах «Краснофлотец», «Северная вахта», «В бой за Родину», «Полярная правда»;
Л.В. Сойфертис — сотрудник фронтовой газеты, участник обороны Одессы и Севастополя. Окончил войну в Берлине.
В.П. Катаев назвал Л.В. Сойфертиса «снайпером пера и карандаша», поскольку его жанровые зарисовки, сделанные в годы Великой Отечественной войны, были удивительно точны и понятны каждому.
Штатным художником при Политуправлении Северного флота в годы Великой Отечественной войны был А. А. Меркулов.
Участник обороны Советского Заполярья, Петсамо-Киркенесской наступательной операции, боевых походов кораблей Северного флота, боевых вылетов, он не только создал более тысячи картин, гравюр, рисунков, плакатов, но и руководил маскировкой кораблей.
А.А. Меркулов — один из авторов сатирических плакатов «Таран» и «Окна «Полярной правды»; автор линогравюр, публиковавшихся в газетах «Краснофлотец», «Северная вахта», «В бой за Родину», «Полярная правда»;
оформитель сборников «Слава бесстрашным», альбома «Северный флот в боях за Родину», серии графических зарисовок «Дорога в Киркенес — Норвегию».
В огненные годы войны художники Политуправления и сотрудники Центрального военно-морского музея были активно задействованы в выставочной деятельности.
Это были мобильные выставки, которые разворачивали на флотах, а также коллективные и персональные выставки флотских и фронтовых художников.
В Москве в Государственном историческом музее в 1942 г. состоялось открытие выставки «Гвардия Сталина», в марте 1943 г. — выставки «Военно-Морской Флот в Отечественной войне».
Выставка 1943 г. стала первой стационарной массовой выставкой, на которой показали подвиги РККФ в войне.
https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12292147@egNews
В огненные годы войны художники Политуправления и сотрудники Центрального военно-морского музея были активно задействованы в выставочной деятельности.
Это были мобильные выставки, которые разворачивали на флотах, а также коллективные и персональные выставки флотских и фронтовых художников.
В Москве в Государственном историческом музее в 1942 г. состоялось открытие выставки «Гвардия Сталина», в марте 1943 г. — выставки «Военно-Морской Флот в Отечественной войне».
Выставка 1943 г. стала первой стационарной массовой выставкой, на которой показали подвиги РККФ в войне.
https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12292147@egNews
Комментариев нет:
Отправить комментарий