12 июля 2011 г.

Катастрофа теплохода "Булгария" ( ship Bulgaria ). Уроки трагедии.

12 июня 2011  года в России объявлен национальный траур: страна скорбит о жертвах катастрофы, произошедшей с теплоходом «Булгария». Прогулочный теплоход , на борту которого находилось 208 человек, затонул в Куйбышевском водохранилище близ деревни Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана. В результате погибло более ста человек.

On 10 July 2011, Bulgaria was traveling in Tatarstan on the Volga River when she was caught in a storm and sank in several minutes at about 13:58 Moscow time (09:58 UTC), several hours after beginning its cruise.The tragedy of the cruise ship Bulgaria

Речной круизный двухпалубный дизель-электроход «Булгария» ( до февраля 2010 года "Украина") проекта 785 Серия OL800 (Osobna Lod 800), построенный в 1955 году в Чехословакии на верфи Narodny Podnik Skoda Komarno (нынешнее название Slovenske Lodenice n.p. Komarno в Словакии), порт приписки Пермь, следуя по маршруту г.Болгар - г.Казань,  в воскресенье 10 июля в 13.58 мск во время грозы затонул на глубине 18 метров в трех километрах от правого берега Волги (минимальное расстояние по левому борту).

С терпящего бедствие судна шлюпки спустить не удалось, были задействованы только 2 надувных плота. Из находившихся на борту 208 пассажиров (в том числе 25 незарегистрированных и около 50 детей) и членов экипажа - 77человек спасены теплоходом «Арабелла». Двоим удалось доплыть до берега. По последним данным, поднято и опознано 114 тел погибших. Капитан А.Островский погиб.

По свидетельству пассажиров, пока они были в воде 1,5—2 часа, танкер «Волганефть», баржа и скоростной теплоход «Метеор» проследовали мимо, не оказав им помощь.

Наиболее вероятные версии катастрофы теплохода "Булгария".

При резком повороте для выхода на главный фарватер,теплоход накренился на правый борт. Поскольку у "Булгарии" уже был крен 5 градусов на правый борт из-за переполненной фекальной цистерны, то этот эффект усилился. Плюс ветер. Волна. Вероятно, судно черпануло воду открытыми или неплотно закрытыми иллюминаторами трюма правого борта. Произошло затопление палуб и внутренних помещений и в течении трех минут судно затонуло.Согласно показаниям членов команды «Булгарии», в момент маневра и затопления теплохода погодные условия резко ухудшились и на Куйбышевском водохранилище подул шквалистый ветер.

По версии озвученной МЧС России, теплоход захлестнула волна при тех же последствиях. Как вспоминал радист теплохода Ринат Габитдинов, капитан нечеловеческим голосом закричал "Все на левый борт!", но было поздно... Теплоход оказался обесточен, что помешало подать сигнал SOS с тонущего судна, сообщил радист. Он хотел продублировать команду капитана по громкой связи, но она не работала.

Быстрое затопление судна связывают с конструктивной особенностью — отсутствием водонепроницаемых переборок в корпусе, износом и техническими неисправностями

Список пассажиров теплохода "Булгария" на сайте "РГ"  http://www.rg.ru/2011/07/11/reg-volga-kama/spiski-anons.html



Некоторые крупнейшие катастрофы пассажирских судов

27 апреля 1865 года на реке Миссисипи близ Мемфиса вследствие взрыва парового котла затонул деревянный колёсный пароход «Султанша» (англ. SS Sultána). Пароход перевозил с юга США освобождённых из плена солдат северян. В результате катастрофы погибли 1653 человека (более семидесяти скончались от ран и травм позже), спаслись 741 человек. Кораблекрушение парохода "Султанша" по числу жертв является самой масштабной катастрофой XIX века и по сей день удерживает печальный рекорд (по числу жертв) на речном транспорте.

В ночь с 27 сентября на 28 сентября 1994 года в Балтийском море на переходе из Таллинна в Стокгольм затонул пассажирский паром "Эстония" ( MS Estonia) . Из 989 находившихся на борту (803 пассажира и 186 членов экипажа) спасли 137 человек (94 пассажира и 43 члена экипажа). При этом пропали без вести 757 человек (651 пассажир и 106 членов экипажа), и были опознаны 95 погибших (58 пассажиров и 37 членов экипажа). Наиболее вероятной причины гибели парома были названы его конструктивные недостатки (отрыв носового визора) и тяжёлые погодные условия. Гибель парома "Эстония" - крупнейшее в Европе кораблекрушение в мирное время.

Массовая гибель в море в результате применения оружия

16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 под командованием капитана 3 ранга Владимира Коновалова в 23:52 успешно торпедировало грузовое судно «Гойя» (нем. Goya) после выхода его из из Данцигской бухты. «Гойя» затонула спустя семь минут после торпедной атаки, при этом погибло от 6000 до 7000 человек. Кораблями конвоя спасено 185 человек. Столь быстрое погружение судна под воду объясняется тем что «Гойя» не имела водонепроницаемых переборок между отсеками, как это было предписано для пассажирских судов.

Montevideo Maru потоплен USS Sturgeon (SS-187) 1 июля 1942 года, 1050 погибших.
Ryusei Maru потоплен USS Rasher (SS-269) 25 февраля 1944 года, 4998 погибших.
Tango Maru потоплен USS Rasher (SS-269) 25 февраля 1944 года, около 3000 погибших.
Toyama Maru потоплен USS Sturgeon (SS-187) 29 июня 1944 года, около 5600 погибших.
Koshu Maru потоплен USS Ray (SS-271) 3 августа 1944 года, 1540 погибших.
Rakuyo Maru потоплен USS Sealion II (SS-315) 12 сентября 1944 года, 1159 погибших.
Junyo Maru потоплен HMS Tradewind 18 сентября 1944 года, 5620 погибших.
Hofuku Maru потоплен 21 сентября 1944 года бомбардировщиками с авианосцев оперативного соединения TF 38 (Task Force 58 ), 1047 погибших.
Arisan Maru потоплен USS Shark II (SS-314) 24 октября 1944 года, 1795 погибших.

http://vladimir-pelevin.blogspot.com/2011/07/tragedy-of-cruise-ship-bulgaria.html

1 комментарий:

  1. Дизельэлектроходы типа "Россия" за более чем 60 лет перевезли великое множество пассажиров и грузов, неоднократно попадая в аналогичные погодные условия. При этом, жёсткий контроль за закрытием иллюминаторов не производился. Небольшой крен на один из бортов - особенность проекта, а не фатальный недостаток данного судна, к тому же валкостью отличались и ряд других проектов с широким обносом. Катастрофа "Булгарии" случилась по трагическому стечению обстоятельств, и конечно из-за халатности отдельных лиц. Ни её старость, ни недостатки проекта причиной трагедии не являются! К сожалению, драконовские меры ударили в первую очередь по старым судам, поставив всю отрасль круизного судоходства на грань выживания.

    ОтветитьУдалить