30 июля 2020 г.

Потомственный подводник капитан 1 ранга Марк Коновалов.


Здравствуйте, дорогие друзья! 

Я Коновалов Марк Владимирович, капитан 1-го ранга в отставке, в своё время, в 1957 году, закончил Высшее военно-морское училище подводного плаванья, служил на подводных лодках Северного флота. 

Когда мне пришлось переходить Северным морским путём подводной лодкой, это было ровно через сорок лет после того, как впервые подлодка Щ-423 под командованием Измаила Зайдулина перешла из Баренцева моря во Владивосток.


Я не первый подводник в нашей семье. Четыре поколения Коноваловых отдали жизнь службе в военно-морском флоте. 

Мы с братом закончили Высшее военно-морское училище, стали подводниками, брат тоже служил на подводных лодках Северного флота. Сын моего брата тоже окончил Высшее военно-морское училище, служил на подводных лодках Северного флота. 

В прошлом году сын моего племянника надел военную форму — стал лейтенантом Военно-морского флота. Пять человек, четыре поколения.


Основатель нашей династии — наш отец, Коновалов Владимир Константинович. 

Он по комсомольской путёвке был направлен в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. По окончании служил два месяца на подводных лодках Черноморского флота, а затем его призвали в морскую противолодочную авиацию. И несколько лет он там работал. Летал. 

Затем он обратился к командующему Черноморским флотом с просьбой вернуть его на подводные лодки. Он был штурманом, затем помощником командира подводной лодки Д-4, затем его направили на учёбу на командирские классы в Ленинграде.

В Учебном отряде имени Кирова, после окончания которых его назначили старшим помощником командира подводной лодки минного заградителя Л-3, которым командовал Пётр Денисович Грищенко. 


Перед самой войной эта подводная лодка после капитального ремонта была направлена на Балтику, в Любаву.

22 июня, с началом войны, подводная лодка вышла в боевой поход. Мы с мамой и с братиком жили в Любаве, у нас гостил наш дедушка, которого в день начала войны парализовало. 

Я не представляю, как маме удалось спасти нас, потому что через три дня Любаву заняли гитлеровцы. Но нам удалось уехать всем.

В 1944 году, после снятия блокады Ленинграда, мы перебрались в Кронштадт и там жили до 1947 года. 


17 апреля 1945 года подводная лодка Л-3 атаковала вражеский конвой. Целью, самым охраняемым кораблём конвоя, был транспорт «Гойя» — это плавбаза подводных лодок. 

На борту находилось свыше семи тысяч человек — причём 1400 подводников и 1500 танкистов, которые раньше сражались на Ленинградском фронте, и планировалось их использовать при обороне Берлина. 

Это крупнейшая потеря германского флота: на «Гуслоффе» было четыре тысячи человек, на «Штойбене» три тысячи человек, а на «Гойе» — семь.

Пять членов экипажа подводной лодки Л-3 принимали участие в Параде Победы в июне 1945 года. Пятидесяти двум членам экипажа вручили 423 ордена и медали. 


Отец был награждён тремя Орденами Ленина, двумя Орденами Красного Знамени, Орденом Отечественной войны I степени, Орденом Ушакова II степени, Орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За взятие Кёнигсберга», медалью «За победу над Германией». 

В 1945 году, в июле месяце, ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Во время войны на Балтике погибло 38 подводных лодок, на Черноморском флоте — 25 подводных лодок, на Северном флоте — 23 подводные лодки, на Дальнем Востоке — 4 подводные лодки.


Четыре английские подводные лодки базировались во время войны в Полярном. Там была английская миссия, и попарно, две подводные лодки выходили из Полярного и достаточно успешно выполняли задачи. 

Поэтому я хотел бы, чтобы в честь совместной борьбы нашей страны и англичан, которые в то время были нашими союзниками, прозвучала песня "Русский дымок и британский дымок".


1 комментарий: