23 апреля 2020 г.

К 96 годовщине со Дня рождения флотского поэта Марка Кабакова.

Мурманский журналист Наталья Чеснокова о флотском поэте Марке Кабакове:

К сожалению, только сегодня узнала, что Марка Владимировича уже нет, хотя понимала, что лет ему много.

Мы познакомились на Мурманском областном радио в 1999 году, он пришел встретиться с известной ему на этом радио журналисткой Галиной Смирновой, которая когда-то записывала с ним интервью.

Галина в то время уже не работала и не жила в Мурманске, но когда я, тоже журналистка, узнала, кого к нам привела судьба, естественно, его не отпустила. 

Так мы и познакомились. Обменялись телефонами.

Потом, когда погибла 12 августа 2000 года подлодка Курск, я вела прямые эфиры и на своем радио, и на радио России и Маяк, позвонила Марку Владимировичу.

Его слова были очень важными для всех слушателей в те дни, когда мы еще верили, что хотя бы кто-то из моряков жив.

Потом мы еще раз встретились в Москве, в театре на Малой Бронной. Я очень рада, что судьба свела меня с таким замечательным человеком и поэтом.

Светлая ему память!

Родился флотский поэт 24 апреля 1924 года в городе Ленинграде.

Из воспоминаний Марка Кабакова:

– Как вы попали в морскую спецшколу в Москве?

– Все получилось довольно случайно. В 1939 году в СССР открылись артиллерийские спецшколы, прообразы суворовских училищ и наследники кадетских корпусов.

Туда принимали после 7-го класса. Мальчики в спецшколах носили военную форму, их потом без экзаменов принимали в артиллерийские училища.

Это были, без преувеличения, привилегированные учебные заведения. Там учились дети советской элиты.

Следом открылись авиационные спецшколы, а за ними — семь военно-морских спецшкол, одна из них в столице. Причем в Москве это было первое после школы Петра военно-морское учебное заведение.

Мальчишки просто ринулись туда! Я помню, было 5000 заявлений на 500 мест, все — от отличников. Поэтому принимали в спецшколу исключительно по состоянию здоровья.

До сих пор не понимаю, как мне удалось попасть в число самых здоровых ребят Москвы! На самом деле мне тогда очень хотелось красоваться в форме.

Так я надел форму в 16 лет и 34 года не снимал ее. Служил на Северном, Балтийском и Черноморском флотах. Ходил на всех классах боевых кораблей, надводных и подводных...

Стихи Марк Кабаков начал писать с детства, первая публикация во флотской печати состоялась в 1942 году.

И всюду, куда бы не бросала его судьба была с ним верная муза его поэзии – его жена Майя. Ее потеря стала самым тяжелым ударом для поэта. Она была тонким ценителем стиха и опорой. Поэзия была их главной общей целью.

Полощет море кружева.
Наверно, к ночи норд нагрянет…
А красота твоя не вянет,
И нежность давняя жива.
Полощет море кружева.

Я в синий сумрак окунусь,
Когда сыграют погруженье.
Твое лицо,
Твои движенья,
Твой взгляд я знаю наизусть.

Я в синий сумрак окунусь.
Волна лизнула руку мне
И улеглась в тени от пирса.
Я так давно в тебя влюбился,
И ты со мной,
На глубине…

Экспромты рождались в нем постоянно, и каждое утро он начинал новым стихом. А потом зарядка и не простая, а со сложными упражнениями. 

И весь день без малейшего отдыха – круговорот событий. Так привык он жить без остановок. Именно таким должен быть лидер флотской поэзии.

После увольнения в запас Марк Владимирович в качестве корреспондента «Правды», «Красной звезды», «Литературной газеты» и «Советской России» побывал во всех уголках нашей необъятной страны. 

Подвижность и неуёмность в творчестве были главными направлениями в его бурной жизни. Но никогда он не расставался с флотом и не мыслил свою жизнь без моря.

АПРЕЛЬ

Качаются беседки за бортом,
Орудуют кистями строевые.
И тянут вентиляторы стальные
Апрельский воздух пересохшим ртом.

Так Балтика встречается с весной.
И это ежегодное свиданье
Прекрасно,
Словно вечер выпускной,
Как дальнего похода ожиданье.

Капитан 1 ранга М.В.Кабаков был неизменным и желанным гостем на всех флотах, но любимой его гаванью оставался Балтийск.

Давайте, товарищи, чаще встречаться,
Давайте-ка скинем, хотя бы по двадцать.
И снова подлодки стоят у причала.
И нету у службы конца и начала.

Давайте, товарищи, чаще встречаться,
Давайте друг к другу в каюты стучаться.
В каюты – не в комнаты с мебелью чинной
И дремлющим в кресле угрюмым мужчиной.

Давайте, ребята, тряхнем стариною,
В которой походы в полгода длиною,
И нет ни минуты одной для поживы.
Давайте встречаться  – покуда мы живы!

24 апреля 2020 года исполняется 96 лет со Дня рождения Марка Кабакова. Это хороший повод помянуть флотского поэта, тем более, что и сам Марк Владимирович говорил:

... Я умру на бегу.
Вы меня помяните в буфете.
И прочтите стихи,
Те, что я мимоходом сложил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий