7 сентября 2007 годя в Лискинском районе Воронежской области состоялось торжественное открытие памятного знака "Адмиралтейский якорь" на бывший Икорецкой судоверфи. Эта верфь была одной из шести, основанных Петром Первым на территории нынешней Воронежской области.
Именно в этот день Донской экспедицией адмирала Алексея Сенявина на Икорецкой верфи были заложены первые боевые суда для Азовской боевой флотилии, положившие затем начало Черноморскому флоту России.
Адмиралтейский якорь-трехтонник для памятного знака был передан в дар Лискинскому району командованием Черноморского флота.
Поиск места существования Икорецкой верфи несколько лет подряд осуществляли лискинские энтузиасты-краеведы на основе архивных материалов.
Момент доставки якоря из г. Новороссийск в г. Лиски вылился во всенародную
патриотическую акцию «Якорь для Икорецкой верфи».
Строительство памятного знака в месте впадения реки Икорец и Дон велось методом «народной стройки», в которой приняли участие депутаты Воронежской областной думы, райсовета народных депутатов, руководители многих предприятий и организаций, школьники.
В 1735 - 1740 годов здесь было построено 550 из 731 боевых гребных и парусных судов, принимавших непосредственное участие в боевых действиях.
Наиболее знаковым этапом деятельности Икорецкой верфи стали 1768 - 1774 годы, когда Донскую экспедицию возглавил контр-адмирал Алексей Наумович Сенявин.
А всего в 1769 году построено 72 из 93 судов первой очереди, в том числе 58 морских канонерских лодок, палубный бот, дубель-шлюпка и пять баркасов.
Здесь же с энтузиазмом участвовал в доставке корабельного леса молодой мичман Федор Ушаков.
Он также трудился на достройке «своего» прама № 5, впоследствии получившего название «Троил».
Затем, уже лейтенантом, командовал прамами «Гектор» и «Дефеб».
Затем, уже лейтенантом, командовал прамами «Гектор» и «Дефеб».
В послужном списке будущего флотоводца оказался еще один корабль Икорецкой верфи - 16-пушечный «новоизобретенный» «Модон».
Вновь созданная морская сила получила название Донской (с 1774 года - Азовской) флотилии.
Вновь созданная морская сила получила название Донской (с 1774 года - Азовской) флотилии.
Ее корабли, в том числе построенные на Икорецкой верфи, оказывали содействие русской армии во взятии турецких крепостей Керчь и Еникале, обеспечивая безопасность приморских флангов наземных войск.
5 августа 1771 года состоялся первый в истории регулярного русского флота выход отряда из четырех «новоизобретенных» кораблей под командой капитана 1 ранга Я. Сухотина из Еникале в Черное море.
Этот поход стал и первой десантной операцией русских моряков на Черном море.
5 августа 1771 года состоялся первый в истории регулярного русского флота выход отряда из четырех «новоизобретенных» кораблей под командой капитана 1 ранга Я. Сухотина из Еникале в Черное море.
Этот поход стал и первой десантной операцией русских моряков на Черном море.
Артиллерийские орудия и солдаты, загруженные на корабли в Кафе (Феодосии), были высажены на побережье Судака, Ялты и Балаклавы.
Корабли осуществляли крейсерство у берегов Крыма и Кавказа от Гёзлёва (Евпатории) до Суджук-Кале (Новороссийска) с целью наблюдения за турецким флотом и недопущения высадки турецких десантов на побережье Крыма.
29 мая 1773 году русские моряки (в т.ч. на икорецких кораблях) победили в первом сражении с турецкой эскадрой.
Успех сопутствовал и в последующих боях 1773 - 1774 годов у берегов Крыма и у Тамани, а также в сражение у Балаклавы, когда отряд капитана 2 ранга И.Г. Кинсбергена из двух «новоизобретенных» кораблей атаковал турецкий отряд - три линейных корабля и одну шебеку.
После шестичасового сражения неприятельские корабли, получив значительные повреждения в корпусах и рангоуте, вышли из боя.
А в мае 1783 года корабли Азовской эскадры под флагом героя Чесмы вице-адмирала Федота Клокачева торжественным строем вошли в Ахтиарскую бухту и отныне стали именоваться Черноморским флотом.
https://geocaching.su/?pn=101&cid=4843
http://mosjour.ru/2018028904/
https://liskinet.ru/liski/is.html
Корабли осуществляли крейсерство у берегов Крыма и Кавказа от Гёзлёва (Евпатории) до Суджук-Кале (Новороссийска) с целью наблюдения за турецким флотом и недопущения высадки турецких десантов на побережье Крыма.
29 мая 1773 году русские моряки (в т.ч. на икорецких кораблях) победили в первом сражении с турецкой эскадрой.
Успех сопутствовал и в последующих боях 1773 - 1774 годов у берегов Крыма и у Тамани, а также в сражение у Балаклавы, когда отряд капитана 2 ранга И.Г. Кинсбергена из двух «новоизобретенных» кораблей атаковал турецкий отряд - три линейных корабля и одну шебеку.
После шестичасового сражения неприятельские корабли, получив значительные повреждения в корпусах и рангоуте, вышли из боя.
А в мае 1783 года корабли Азовской эскадры под флагом героя Чесмы вице-адмирала Федота Клокачева торжественным строем вошли в Ахтиарскую бухту и отныне стали именоваться Черноморским флотом.
https://geocaching.su/?pn=101&cid=4843
http://mosjour.ru/2018028904/
https://liskinet.ru/liski/is.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий