31 января 2010 г.

ДПЛ 4 и 5 поколений, реальности и перспективы. Мнение специалиста.

Умение создавать конкурентоспособные на мировом рынке вооружений субмарины всегда являлось визитной карточкой высокоразвитого государства. До середины 1990-х годов бесспорными лидерами и главными конкурентами в производстве дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) были ФРГ и СССР (Россия). После Второй мировой войны каждая вторая подводная лодка в мире имела лейбл «Сделано в СССР». 

Советские специалисты разработали свыше 300 проектов субмарин, большинство из которых были реализованы. Конструированием и производством подводных лодок занимались три мощных проектных бюро и несколько судостроительных заводов. Наиболее удачным отечественным образцом стала ДЭПЛ 3-го поколения проекта 877/636 «Варшавянка» (на фото) и ее экспортные варианты.


ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Но осенью 2009 года средства массовой информации неожиданно принялись активно обсуждать тему о возможных закупках зарубежных неатомных подводных лодок 4-го поколения для ВМФ РФ. Толчком для различных суждений послужила публикация агентством РИА Новости со ссылкой на источник в главкомате ВМФ РФ, что рассматривается вопрос о строительстве в России по лицензии немецкой субмарины проекта 212.

Позже главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий в ходе визита в Калининград опроверг данное сообщение. По словам главнокомандующего, речь может идти лишь о закупке новой технологии по производству анаэробных (воздухонезависимых) энергетических установок, предназначенных для подзарядки аккумуляторных батарей без всплытия подводной лодки.


В этой ситуации закономерно возникает два вопроса:
– зачем России, самостоятельно строившей на протяжении без малого века подводные лодки, теперь закупать их в Германии;
– почему немцы продают нам, своим главным конкурентам в производстве современной подводной морской техники, свои новейшие технологии?

Чтобы объективно ответить на первый вопрос, необходимо проанализировать ситуацию, сложившуюся в отечественном подводном кораблестроении за последние 20 лет.

История показывает, что ожесточенная конкурентная борьба между ФРГ и СССР за мировой рынок подводных вооружений и необходимость увеличения продолжительности подводного плавания, исключающего необходимость частого подвсплытия для зарядки аккумуляторных батарей, привели к тому, что практически одновременно (в 80–90-х годах) в обеих странах начались работы по созданию неатомных подводных лодок 4-го поколения.

Главным принципиальным отличием НАПЛ 4-го поколения от субмарин 3-го поколения является наличие анаэробных энергетических установок мощностью от 100 до 300 кВт, повышающих срок подводного плавания (автономности) до 700–1000 часов.


Это было связано с тем, что боевая эффективность ДЭПЛ 3-го поколения зависит от необходимости периодически подзаряжать аккумуляторные батареи. При несении дежурства в зоне боевого патрулирования со скоростью 2–4 узла субмарины могут находиться в подводном положении до 4 суток.

Однако при этом их аккумуляторные батареи разряжаются примерно на 80% и подзарядка потребует значительно большего времени. Для этого ДЭПЛ приходится подвсплывать на перископную глубину в режим работы дизеля под водой, что снижает скрытность их действий и повышает вероятность обнаружения как по поднятым над поверхностью выдвижным устройствам для забора воздуха, так и по шуму и выхлопу работающих дизелей.


К настоящему времени задача создания НАПЛ 4-го поколения немецкими специалистами успешно решена. Так, германские компании Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH (HDW) и Thyssen Nordseewerke GmbH (TNSW) спроектировали и в 1998 году заложили первые четыре субмарины 4-го поколения проекта 212 для подводного флота Германии. U-31 – была спущена на воду в 2005 году, U-32, U-33 и U-34 – вступили в строй в октябре 2005 года, июне 2006 года и мае 2007 года соответственно.

Энергетическая установка на лодках проекта 212 включает обычную дизель-электрическую энергетическую установку (ЭУ), дополненную анаэробной энергоустановкой на основе электрохимического генератора (ЭХГ). Мощность ЭХГ – около 306 кВт (девять генераторов по 34 кВт каждый), что обеспечивает субмарине полную подводную скорость 8 узлов, а на крейсерской скорости 3 узла субмарина, согласно заявлениям представителей фирмы-производителя, способна идти в подводном положении в течение 14 суток.


Одновременно с немцами строительство НАПЛ 4-го поколения развернулось в Швеции, Франции и Японии. Для этих проектов были разработаны анаэробные установки на основе двигателей Стирлинга и паротурбинных установок замкнутого цикла.

СЕРЬЕЗНЫЙ ПРОВАЛ

А вот в России работы по созданию НАПЛ 4-го поколения не заладились. Проектирование отечественной субмарины проекта 677 «Лада» началось в ЦКБ МТ «Рубин» в 1989 году.

Примерно через 10 лет, 26 декабря 1997 года, первая российская неатомная подлодка 4-го поколения, названная «Санкт-Петербург» (на фото) , была заложена на закрытом стапеле ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге.

При ее закладке подразумевалось, что в процессе постройки она будет снабжена отечественной анаэробной установкой с ЭХГ, как и в немецком проекте 212.

Лодку удалось достроить лишь в 2007 году, и тогда же она вышла на заводские ходовые испытания. Практически в то же время на «Адмиралтейских верфях» началось строительство второй («Кронштадт») и третьей («Севастополь») НАПЛ проекта 677 «Лада» для ВМФ РФ.

В конце 2007 года должна была состояться приемка «Санкт-Петербурга» госкомиссией и ввод субмарины в строй. Однако испытания, похоже, проходят не совсем удачно, поскольку лодка до сих пор в строй не принята. Не исключено, что у этого проекта имеются трудноустранимые дефекты.

Более того, субмарина вышла на ходовые испытания и без анаэробной установки на основе электрохимического генератора (топливных элементов). Исследования по ее созданию для малых подводных лодок начались у нас в стране еще 30 лет назад.

В 1978 году головным разработчиком пропульсивных систем с ЭХГ стало Специальное конструкторское бюро котлостроения. Оно использовало опыт Уральского электрохимического комбината и НПО «Энергия», сумевших создать такие генераторы для космических аппаратов. На основе данного опыта был сконструирован ЭХГ «Кристалл-20».


Однако в дальнейшем эти разработки не нашли своего применения ни на малых ПЛ «Пиранья» (на фото), ни в проектах 877/636 «Варшавянка».

В открытых источниках нет информации о проблемах отечественных ЭХГ морского назначения, однако их отсутствие до настоящего времени на российских субмаринах говорит о том, что результаты натурных испытаний не устраивают руководство ВМФ РФ.

Ранее планировалось, что анаэробная энергоустановка на основе ЭХГ наконец-то появится на российских НАПЛ 4-го поколения проекта 677 «Лада». Однако, как было сказано выше, анаэробной установки и на подводной лодке «Санкт-Петербург» нет.

В связи с этим данную лодку нельзя считать НАПЛ 4-го поколения. А это уже означает серьезный провал отечественного подводного кораблестроения. Ведь Россия единственная из высокоразвитых стран мира не смогла создать субмарину нового поколения. Что порождает ряд внутренних и внешних проблем.

К первым относится то обстоятельство, что весь неатомный подводный флот России, построенный еще в период существования СССР, попросту устарел. Последняя дизельная лодка была создана в 1992 году. Планировалось, что лодки проекта 677 «Лада» поступят на вооружение всех четырех российских флотов.

Согласно отечественной военно-морской стратегии, ВМФ РФ до 2015 года должен получить до 40 НАПЛ 4-го поколения. Однако сейчас, после неудач с «Санкт-Петербургом», эта программа переоснащения российского подводного флота начала трещать по швам.


Внешние проблемы связаны, во-первых, с полной потерей мирового рынка. Так, постоянные покупатели российских ПЛ Китай и Индия (подводная лодка проекта 877 ВМС Индии на фото) уже сами производят субмарины и навряд ли в будущем будут приобретать российские неатомные подводные лодки. Последний наш заказчик на внешнем рынке – Венесуэла в начале 2009 года намеревалась закупить в России НАПЛ 4-го поколения проекта 677 «Лада».

Но российские кораблестроители предложили Каракасу субмарины проекта 636 (ДЭПЛ 3-го поколения), оставив лодки 4-го поколения для возможных последующих заказов, сославшись на необходимость доработки конструкции. Однако российская уловка не удалась, одним из требований Венесуэлы продолжает оставаться обязательное оснащение субмарин проекта 636 (ДЭПЛ 3-го поколения) анаэробной энергетической установкой. И пока неясно, удастся ли это сделать и какой тип анаэробной установки будет выбран после неудач с отечественными ЭХГ.

Во-вторых, в последние 3–5 лет ряд стран (Швеция, Япония и др.) уже официально заявили о начале работ по созданию НАПЛ 5-го поколения, где предполагается использование всережимных, единых двигателей Стирлинга как для надводного, так и для подводного плавания. Россия, не освоив технологию создания анаэробных энергетических установок, практически не имеет будущего в создании НАПЛ 5-го поколения.

Впервые за прошедшие 100 лет, с постройки первой российской ПЛ, страна потеряла лидерские позиции и оказалась на задворках мирового подводного кораблестроения. Сейчас на карту поставлен международный имидж России как государства, способного создавать современное морское вооружение. И самой критичной технологией для отечественных корабелов является проблема создания анаэробной энергетической установки.


...ЧТО НАМ НЕГОЖЕ

Итак, ответ на вопрос, зачем России, самостоятельно производившей сто лет подводные лодки, закупать технологию их производства в Германии, очевиден. Нам нужна современная технология производства подводных лодок с анаэробными энергетическими установками.

Чтобы ответить на второй, самый интересный вопрос, почему немцы готовы продавать нам технологии, которые позволят России вернуться в клуб производителей современной морской техники и вновь стать основными конкурентами судостроительных верфей ФРГ, необходимо проанализировать складывающуюся ныне ситуацию с разработкой электрохимических генераторов и продажей лодок проекта 212 на мировом рынке.

В настоящее время технология анаэробных энергетических установок на основе электрохимических генераторов для подводных лодок получила путевку в жизнь исключительно благодаря политике лоббирования компании «Сименс», которая вложила огромные средства в разработку топливных элементов и систем хранения водорода.

В открытой печати отсутствуют основные характеристики ЭХГ, установленных на субмаринах проекта 212 (кроме мощности). Можно предположить, что они мало отличаются от современных ЭХГ других зарубежных компаний или даже уступают по некоторым параметрам, ведь в Германии приступили к строительству лодок проекта 212 еще в 1998 году.

Сегодня в мире некоторыми компаниями налажено мелкосерийное производство ЭХГ небольшой мощности. Однако, несмотря на более чем 30-летний период работы по совершенствованию ЭХГ в развитых странах мира, существенного прогресса достигнуто не было. Как и раньше, стоимость топливных элементов равна 5–10 тыс. долларам за 1 кВт установленной мощности, ресурс самых лучших опытных образцов – менее 6 тыс. часов, а средний КПД за весь цикл жизни составляет около 22–25%.

К сожалению, лучший российский образец ЭХГ «Фотон» имеет еще худшие характеристики, чем зарубежные образцы. Так, при форсированной мощности 25 кВт «Фотон» стоит более 300 тыс. долл., то есть более 12 тыс. долл. за 1 кВт установленной мощности, а ресурс только около 2 тыс. часов.

Многие американские исследователи считают, что технологии в создании топливных элементов достигли своих пределов, и не видят в ближайшее время возможности для дальнейшего их усовершенствования.

Так, в отчетах Американского физического общества и Национальной академии наук США отмечается: для того чтобы реализовать программу широкого применения водородной энергетики с использованием ЭХГ, необходимо осуществить технологический прорыв не менее чем в 100 направлениях современной науки.

В связи с этим уже в 2006 году федеральное финансирование водородной программы и создание ЭХГ в Соединенных Штатах было прекращено, а 13 мая 2009 года президент Барак Обама закрыл Фонд развития автомобилей с водородными двигателями с бюджетом 1,2 млрд. долл., учрежденный администрацией президента Джорджа Буша еще в 2003 году. По мнению Обамы, делать автомобили с топливными элементами просто нерентабельно.



С конца 1990-х годов немцы развернули мощную рекламную кампанию по продвижению НАПЛ проекта 212 на мировом рынке. Однако, помимо бундесмарине, аналогичными подлодками добровольно решили обзавестись только итальянские моряки.

Фирма Fincantieri по германской лицензии построила в 2005–2007 годах две субмарины (S526 Salvatore Todaro и S527 Scire) (на фото). В марте 2008 года итальянское правительство приняло решение заказать еще две подлодки проекта 212.


Однако дальнейшее продвижение на мировом рынке германской НАПЛ 4-го поколения проекта 214 (экспортный вариант проекта 212) столкнулось с непреодолимой преградой — шведскими субмаринами того же поколения Gotland (на фото), оснащенными анаэробной энергоустановкой с двигателем Стирлинга.

Шведская фирма Kockums сенсационно выиграла тендер на разработку проекта НАПЛ для ВМС Австралии, где фаворитами были немцы. Оказалось, что шведский вариант анаэробной установки для НАПЛ 4-го поколения значительно дешевле, чем немецкий с ЭХГ.

По данным зарубежной печати, при модернизации двух лодок типа А-17 («Седермендланд» и «Вастерготланд») в них были врезаны 10-метровые отсеки с анаэробными установками на основе двигателей Стирлинга типа V4-275R. Общая стоимость проекта составляла 73 млн. долл.

Другими словами, цена врезки одного 10-метрового отсека – около 35 млн. долл., что практически в 4 раза ниже стоимости отсека ПЛ с анаэробной установкой на основе ЭХГ немецкой компании НDW для проекта 212 (около 120 млн. долл., согласно зарубежным источникам).

Более того, опыт реальной эксплуатации действующих анаэробных установок на зарубежных НАПЛ 4-го поколения за последние 10 лет позволяет и ныне уже твердо сказать, что приоритет все больше склоняется в пользу анаэробных установок с двигателями Стирлинга. По этому пути идут шведские, японские, индийские и американские кораблестроители.

Вероятно, что к ним решили присоединиться и немцы. В 2004 году после одобрения Европейской комиссией поглощения шведской кораблестроительной компании «Кокумс нэйвал системз» германской верфью «Ховальдтсверке Дойче верфт», немцы, по сути этой сделки, приобрели стирлинг-технологии для своих подводных лодок.

Но что тогда делать с проектом 212 и расходами на разработку анаэробной энергоустановки на основе ЭХГ? Кто-то должен оплатить эти расходы, при этом любой ценой. Поэтому далее продвижение немецкой НАПЛ проекта 212 сопровождалось громкими коррупционными скандалами. Так, греческое правительство заказало в Германии три лодки проекта 214.

Успешно завершились переговоры о постройке четвертой подлодки Katsonis со сроком готовности в 2012 году. Но позже в открытой печати появились сообщения, что за принятие такого решения компания «Сименс-HDW» построила для греческих адмиралов целый коттеджный городок...

Данная ситуация повторилась и в Индии. Изначально предполагалось, что индийцы будут строить четыре подлодки проекта 214, но работы остановились после того, как немецких корабелов обвинили в даче официальным индийским лицам крупных взяток – для того чтобы «пропихнуть» контракт суммарной стоимостью 4,2 млрд. рупий. Индийское правительство было вынуждено аннулировать данный контракт.

Теперь пришел черед России. Более того, по некоторым данным, немцы настаивают на продаже корабля в полном комплекте, куда входят: док, учебный центр, центр материально-технического обеспечения, защищенное укрытие плюс подготовка личного состава в Германии. Сколько это будет стоить, даже трудно себе представить.

Немецкие бизнесмены в области морского вооружения решили, что было бы неплохо привлечь деньги российских налогоплательщиков для того, чтобы оплатить ошибки и расходы своих корабелов. Поэтому ответ на второй вопрос, который озвучен в начале этого раздела статьи, очевиден. Нет, немецкие кораблестроительные компании не хотят, чтобы Россия вернулась в клуб производителей современной морской техники и вновь стала основным конкурентом их же, немецких, судостроительных верфей.

Очевидно, немцы уже приняли для себя решение «пересесть на новых коней» – двигатели Стирлинга и поэтому готовы продать России лицензию на залежавшийся, пока еще слегка просроченный товар – технологию анаэробных установок с ЭХГ. Такой ход решает сразу две задачи – окончательно завести российское подводное кораблестроение в тупик, а заодно вернуть деньги, затраченные немецкими компаниями на разработку ЭХГ.


И ДЕШЕВЛЕ, И ЭФФЕКТИВНЕЙ

Почему немцы могут хотеть отказаться от анаэробных энергоустановок на основе ЭХГ?
Для этого существует несколько причин:

– во-первых, как было сказано выше, из-за их цены: ЭХГ в 8–10 раз дороже двигателей Стирлинга;

– во-вторых, из-за дороговизны создания береговой инфраструктуры хранения и заправки водородом НАПЛ с ЭХГ, которая при эксплуатации двигателей Стирлинга, работающих на традиционном топливе, не требуется (используется уже существующая береговая инфраструктура флота). Более того, при необходимости, возможна организация базирования НАПЛ в недостаточно оборудованных пунктах, лодка не будет «привязана» к существующим базам ВМФ, что существенно повысит ее мобильность и боевую устойчивость;

– в-третьих, моторесурс современных двигателей Стирлинга составляет до 80 тыс. часов, что практически в 12 раз превышает срок жизни лучших образцов ЭХГ (около 6 тыс. часов);

– в-четвертых, при полном сроке эксплуатации НАПЛ (25–30 лет) применение двигателей Стирлинга позволит сократить необходимое количество подводных лодок на 35–40% по сравнению с практикой применения анаэробных установок с ЭХГ ввиду отсутствия необходимости снятия с боевого дежурства НАПЛ для замены выработавших свой ресурс ЭХГ и т.д.;

– в-пятых, из-за бесперспективности создания на основе ЭХГ НАПЛ 5-го поколения; ведь, если предположить, что НАПЛ 5-го поколения будет иметь единый двигатель на основе ЭХГ суммарной мощностью 3 МВт, то стоимость создания такой лодки и береговой водородной инфраструктуры, а также их эксплуатации будет дороже, чем производство и эксплуатация современных атомных подводных лодок;

– в-шестых, как показали натурные испытания, продолжительность подводного хода шведской НАПЛ Gotland с анаэробной установкой на основе двигателей Стирлинга составляет 20 суток, в то время как у немецкой НАПЛ проекта 212 с анаэробной установкой на основе ЭХГ – только 14 суток, что на 30% хуже шведского варианта.

Необходимо отметить, что именно применение двигателей Стирлинга позволило некоторым странам уже приступить к проектированию НАПЛ 5-го поколения, отличительной особенностью которых будет являться наличие единого, всережимного двигателя как для надводного, так и для подводного хода. В 2008 году правительство Швеции приняло решение о начале постройки подводных лодок нового поколения, предназначенных для ВМС страны. Планируется, что новая подводная лодка будет использовать технологические наработки, полученные в ходе реализации совместного проекта постройки НАПЛ «Викинг», в котором были задействованы Дания, Норвегия и Швеция.

Напомним, что еще в 2001 году для разработки первой стадии проекта перспективной «пан-скандинавской» НАПЛ 5-го поколения Viking был создан консорциум Viking Submarine Corporation (VSC). Изначально в осуществлении проекта участвовали Дания, Норвегия и Швеция, Финляндия имела статус наблюдателя. VSC являлся консорциумом трех компаний: шведской Kockums, норвежского поставщика оборонных систем Kongsberg и датской верфи Odensee Steel Shipyards.

Программа, ориентировочной стоимостью 1,5 млрд. долл. предусматривала постройку с 2005 по 2015 год десяти НАПЛ для трех северных стран: Швеция планировала получить четыре подлодки, Дания – две, Норвегия – четыре. По мнению ведущих специалистов, эта была бы лучшая неатомная подводная лодка первой половины XXI века. На ней планировалось установить единый двигатель Стирлинга большой мощности (ориентировочно 800 кВт). Сейчас Швеция решила вернуться к этому проекту.

К созданию НАПЛ 5-го поколения на основе двигателей Стирлинга приступили и в Японии. В документах по развитию подводного кораблестроения Управлением национальной обороны страны введено новое словосочетание «стирлинг-подводные лодки». Это означает, что уже в ближайшее десятилетие появятся японские НАПЛ с единым двигателем Стирлинга. Дизельные подводные лодки с легкой руки японских специалистов уходят в историю. Именно для новой НАПЛ с единым двигателем фирмой Mitsubishi создан и прошел успешные стендовые испытания двигатель Стирлинга мощностью более 600 кВт.

По неофициальным данным, немецкой компанией MAN для перспективных НАПЛ конструируется двигатель Стирлинга мощностью 700 кВт. Также «Моторен унд турбинен юнион» на конкурсной основе разработала проект энергетической установки для подводной лодки с двумя двигателями Стирлинга общей мощностью 2100 кВт. Это говорит о том, что немецкие корабелы, вероятно, уже ведут работы над проектом НАПЛ 5-го поколения с единым двигателем Стирлинга.

Совершенно очевидно, что если в ближайшее время ситуация в отечественном подводном кораблестроении коренным образом не изменится в лучшую сторону, то с появлением зарубежных НАПЛ 5-го поколения, российские ВМС будут вынуждены отказаться от услуг отечественных проектировщиков и кораблестроительных компаний не только в области анаэробных технологий, но и перейти к прямым закупкам иностранных подводных лодок для российского военно-морского флота.

И последнее. Стремление ведущих стран мира создать субмарины с анаэробными энергетическими установками имеет простое объяснение. На кону – мировой рынок подводных лодок XXI века, а это без малого около 400 субмарин до 2030 года. Козырными картами в борьбе за выигрыш, несомненно, станут субмарины с анаэробными установками на основе двигателей Стирлинга. По мнению ведущих специалистов, данные НАПЛ уже в настоящее время по своим характеристикам не только приблизились к атомоходам, но по некоторым показателям даже превосходят их.

Например, в ходе двух учений в Атлантике, прошедших в 2003 году, шведская лодка Halland с анаэробными двигателями Стирлинга «победила» в дуэльной ситуации испанскую субмарину с обычной дизель-электрической установкой, а затем и французскую атомную ПЛ. Halland в Средиземном море, одержала верх в «схватке» с американской атомной подлодкой Houston (тип Los-Angeles). При этом необходимо отметить, что малошумный и высокоэффективный Halland стоит в 4,5 раза дешевле своих атомных соперников.


2010-01-29 / Николай Кириллов - доктор технических наук, заслуженный изобретатель РФ.

30 января 2010 г.

EU NAVFOR Fuels Pakistan Warship in the Gulf Of Aden

Флагманский корабль EU NAVFOR ITS ETNA произвел заправку топливом и водой на ходу Pakistan Navy Frigate PNS KHAIBAR в Аденском заливе (Gulf Of Aden)

While patrolling in the Gulf Of Aden, EU NAVFOR Flagship ITS ETNA, with COMEUNAVFOR RAdm Giovanni Gumiero embarked, provided the Pakistan Navy Frigate PNS KHAIBAR with fuel and water, thus enhancing the spirit of cooperation among coalition Naval forces operating on anti piracy patrol in the gulf of Aden.

On the early morning of 20th of January, PNS KHAIBAR approached EU NAVFOR ITS ETNA on her port side, while proceeding on a steady course and speed, applying all standard procedures used in a Refuelling At Sea (RAS) Operation. After the preliminary warning whistles sounded by the boatswain, all the hoses and equipment were passed to the Pakistani Warship and the RAS was conducted successfully and smoothly.

Pakistan is contributing to the fight against piracy with a Frigate patrolling in the Internationally Recommended Transit Corridor (IRTC) in the Gulf of Aden, serving under the Command of CTF 151 (US-led anti piracy coalition Task Force).

EUNAVFOR SOMALIA Operation ATALANTA main tasks are to escort merchant vessels carrying humanitarian aid of the ‘World Food Program’ (WFP), to protect vulnerable ships in the Gulf of Aden and Indian Ocean and to deter and disrupt piracy.

EU NAVFOR Fuels South Korean Navy in the Gulf of Aden – Force Commanders Meet

Флагманский корабль EU NAVFOR ITS ETNA успешно произвел заправку топливом на ходу корейского военного корабля ROKS CHUNGMUGONG YI SUNSHIN в Аденском заливе (Gulf of Aden)
Контр-адмирал Gumiero заявил, что "это первая заправка южнокорейского корабля ЕС NAVFOR пошла очень хорошо, и помогает укрепить наши прекрасные отношения с коалиционными силами в этом районе"

On the occasion of the Refuelling At Sea (RAS) between the EUNAVFOR Flagship ITS ETNA and the Korean warship ROKS CHUNGMUGONG YI SUNSHIN, in the Gulf of Aden, Rear Admiral Giovanni Gumiero took advantage of the proximity of the two ships to visit Captain Myung Sung Kim, Commander of CheonHae Escort Force and Commanding Officer of the Korean Warship.

Republic of KOREA is contributing to the fight against piracy with a Destroyer patrolling in the Internationally Recommended Transit Corridor (IRTC) in the Gulf of Aden serving under the Command of CTF 151 (US-led anti piracy coalition Task Force) and, occasionally, escorting Korean Flag Merchant Vessels.


The visit paid by CTF 465, RAdm Gumiero, enhanced the already good relationships with the Korean Forces in the Region and further areas of cooperation were explored.

RAdm Gumiero stated that “this first refuelling of a South Korean ship by EU NAVFOR went extremely well and helps to enhance our excellent relationships with coalition forces in the area”

EU NAVFOR SOMALIA Operation ATALANTA main tasks are to escort merchant vessels carrying humanitarian aid of the ‘World Food Program’ (WFP), to protect vulnerable ships in the Gulf of Aden and Indian Ocean and to deter and disrupt piracy.

Силы ЕС NAVFOR у берегов СОМАЛИ проводит операцию Аталанта. Основная задача сопровождения торговых судов, перевозящих гуманитарную помощь по "Всемирной продовольственной программе (МПП), с целью защиты уязвимых судов в Аденском заливе и Индийском океане и в целях недопущения пиратства.

42-ая годовщина гибели INS Dakar 77-צ («Дакар»)

25 января в Музее Военно-морского флота Израиля в Хайфе прошла ежегодная траурная церемония с участием моряков-подводников и членов семей экипажа посвященная 42 годовщине со Дня гибели в Средиземном море подводной лодки ВМС Израиля INS Dakar 77-צ («Дакар») (командир капитан 3-го ранга Яков Ранаан).

INS Dakar 77-צ («Цадик-77», иврит: אח"י דקר, изначально — HMS Totem)подводная лодка ВМС Израиля. Погибла с 69 членами экипажа на борту во время перехода из Англии (Портсмут) к месту базирования в Хайфу 25 января 1968 года.

Последний сеанс связи 25 января 1968 года в 00:02. Командир Яков Ранаан доложил, что ПЛ «Дакар» следует с опережением графика и может прийти в Хайфу на сутки раньше. На «Дакар» передали приказ прибыть в порт точно в установленный срок. На сеанс связи в 06:00 ПЛ «Дакар» уже не вышла.

ПЛ «Дакар» была обнаружена подводным роботом 29 мая 1999 года между Критом и Кипром на глубине 3 000 метров. На поверхность поднят фрагмент рубки погибшей лодки, который теперь экспонируется в Музее Военно-морского флота Израиля в Хайфе.

В результате исследования корпуса лодки окончательно была опровергнута версия потопления INS Dakar 77-צ («Дакар») в результате атаки советских противолодочных кораблей в ходе совместных учений 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР и соединения кораблей египетских ВМС в январе 1968 года в восточной части Средиземного моря, а так же столкновение с морской миной морской миной времён Второй мировой войны.

Сайт памяти экипажа подводной лодки «Дакар». http://www.submarines.dotan.net/memorial/

INS Dakar (77-צ) was the former modified British T-class submarine HMS Totem (P352) of the Royal Navy. In 1965, she was purchased by Israel as part of a group of three T-class submarines. She was commissioned into the Israeli Sea Corps in November 1967 and underwent sea and diving trials in Scotland. Dakar departed for Israel on 9 January 1968, but disappeared en route with all hands.

Despite extensive searches over the course of three decades, Dakar's wreckage was not found until 1999, when it was located between the islands of Cyprus and Crete. A portion of the vessel was salvaged and is on display at the Naval Museum in Haifa. The exact cause of Dakar's sinking is not known.

הצוללת אח"י (אוניית חיל הים) דקר, שסימונה צ-77, הייתה צוללת בשירות חיל הים הישראלי
אשר נרכשה מהצי המלכותי הבריטי ב-1965, וטבעה בדרכה לישראל. לא היו ניצולים מבין 69
אנשי צוותה. על הצוללת פיקד רס"ן יעקב רענן.



http://vladimir-pelevin.blogspot.com/2010/05/israel-pobeda-9.html

Киевляне подвели итоги своей работы


26 января состоялась отчетно-выборная конференция осередка Всеукраинской общественной организации "Всеукраинская ассоциация ветеранов-подводников" в Киевской области.

Делегаты конференции высоко оценили работу председателя - Смагина Николая Михайловича. Благодаря его энергии была создана организация, которая на сегодняшний день объединяет моряков - жителей Киевской области. Смагин Н.М. предложил избрать председателем областной организации Олиференко В.М., его заместителем - Соловьева Ю.А.

Конференция прошла в теплой и дружеской атмосфере. Принято решение: членские взносы, принятые в 2010 году перечислить на счет ассоциации для проведения мероприятий посвященных 100-летию со дня рождения Горшкова С.Г.

28 января 2010 г.

FFG-525 Ma'anshan и FFG-526 Wenzhou ВМС Китая в Джибути

Une flotte de la marine chinoise est à Djibouti depuis dimanche dernier dans le cadre de la lutte contre la piraterie dans la mer Rouge et le golfe d’Aden.

Composée des frégates lance-missiles FFG-525 Ma'anshan et FFG-526 Wenzhou, qui rejoindront le navire de ravitaillement Qiandaohu, en service dans la région depuis environ trois mois, cette flotte inclue également une unité des forces spéciales ainsi que deux hélicoptères embarqués. Elle est constituée d'une équipe de plus de 700 personnes,

Dans une déclaration faite à la presse hier, le capitaine Qin Yampeng, commandant la 4e flotte d’escorte de la marine chinoise, a déclaré que «les navires envoyés par le gouvernement chinois dans les eaux somaliennes et le golfe d’Aden ont pour mission d’escorter les navires chinois transitant par cette route maritime ainsi que les bateaux transportant de l’aide humanitaire ».

« Quatre frégates lances-missiles (Ma, Anshan, Wenzhou , Chaohu et le Qiandahou) mènent cette mission depuis le 12 novembre dernier », a indiqué le capitaine Qin.

Il a par ailleurs souligné que depuis le 25 janvier dernier le 4e groupe naval a escorté 21 convois, transportant 15 millions de tonnes de marchandises, ajoutant avoir assuré, à 100% aussi bien la sécurité des convois que celle du personnel de la Task Force.

Se réjouissant des relations d’amitié et de coopération entre la Chine et Djibouti qui, selon lui, sont plus que jamais au beau fixe, le commandant de la 4e flotte d’escorte de la marine chinoise a précisé que cette visite servira de tremplin pour une coopération entre les forces navales des deux pays.

Le capitane Qin a enfin remercié l’ambassade de la République populaire de Chine et le Cosco West Asia ainsi que les entreprises chinoises basées à Djibouti, pour leur assistance.
 
FFG-525 Ma'anshan – первый из двух китайских фрегатов класса Type 054. В настоящее время Китай завершает строительство модернизированной серии фрегатов Type 054A. Водоизмещение корабля класса Type 054 – 4000 тонн, длина – 133 метра, ширина – 17 метров, скорость – 30 узлов. Вооружение – пусковая установка ракет ПВО HQ-7, 100 мм артиллерийская установка, 4 30-мм 6-ствольные артиллерийские установки AK-630, 2 4-контейнерные пусковые установки противокорабельных ракет YJ-83, 2 3-контейнерных пусковых аппарата 324 мм торпед YU-7, 2 пусковые установки противолодочных ракет, 2 системы запуска ложной цели Type 726-4.

Медаль «За успехи и усердие в труде»

Комиссия по общественным медалям и памятным знакам 11 января 2009 года единогласно проголосовала за учреждение медали «За успехи и усердие в труде», сообщает РОО "Академия русской символики "Марс".

Медаль учреждена в целях поощрения граждан за усердие и успехи в трудовой деятельности.

Медаль «За успехи и усердие в труде» вручается: за самоотверженный творческий труд, перевыполнение норм производства, повышение производительности труда и улучшение качества продукции; за эффективное использование техники и освоение современных технологий, ценные изобретения и рационализаторские предложения; за успехи в области науки, культуры, литературы, искусства, народного образования, здравоохранения, торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, в других областях трудовой деятельности; за плодотворную работу по воспитанию и профессиональной подготовке молодежи, за успешную государственную и общественную деятельность; за успехи в области физической культуры и спорта.

Медаль "Во славу Отечества"

Комиссия по общественным медалям и памятным знакам 11 января 2009 года единогласно проголосовала за учреждение медали "Во славу Отечества", сообщает РОО "Академия русской символики "Марс".

Медаль учреждена в целях повышения престижа военной службы и сохранения славных российских воинских традиций.

Новая награда вручается лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим, проходящим службу по контракту, состоящим на действительной военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных и внутренних войсках Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а также воинских формированиях иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, где предусмотрена военная служба;

Медаль "За морскую доблесть"

Комиссия по общественным медалям и памятным знакам 11 января 2009 года единогласно проголосовала за учреждение медали "За морскую доблесть", сообщает РОО "Академия русской символики "Марс".

Медаль учреждена для повышения престижа службы в ВМФ России и сохранения военно-морских традиций. Новая награда вручается военнослужащим Военно-Морского Флота России (СССР), морских частей пограничных войск ФСБ России (КГБ СССР) и морских частей внутренних войск МВД России (СССР), гражданскому персоналу флотов, представителям военно-морской науки и оборонки и прочим лицам за поддержку движения ветеранов и укрепление флотских традиций. Правом вручения медали обладают Председатель Комиссии по общественным медалям и памятным знакам, командиры воинских частей, руководители предприятий и организаций промышленности, ветеранских организаций и общественных объединений.

Общественная медаль «За морскую доблесть» представляет собой золотистый круг диаметром 32 мм. На аверсе (лицевой стороне) изображены портреты великих русских флотоводцев адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова, адмирала Павла Нахимова и адмирала Федора Ушакова.

На реверсе (оборотной стороне) расположена традиционная эмблема Военно-Морского Флота России, под которой аллегорическая композиция в виде военно-морских трофеев. В нижней части размещена надпись: «ЗА МОРСКУЮ ДОБЛЕСТЬ».

Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шелковой муаровой лентой, шириной 24 мм. Лента цвета морской волны, окаймленная синей и белой полосками шириной по 2 мм и имеющая по центру красную полоску, шириной 2 мм.

На оборотной стороне колодки имеется булавочный зажим для крепления медали к одежде.

Медали и удостоверения к ним изготавливаются на внебюджетные средства, вручение медали не является основанием для предоставления обладателю каких-либо преимуществ.

27 января 2010 г.

Вьетнам закупит у России шесть ДПЛ проекта 636 "Варшавянка".


Петербургский судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» построит для ВМС Вьетнама 6 дизель-электрических подводных лодок проекта 636 «Варшавянка», сообщает «Интерфакс». 

Контракт на строительство лодок на сумму около 2 миллиардов долларов подписали в России генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин и командующий ВМС Вьетнама вице-адмирал Нгуен Ван Хиеу. 

Сроки начала поставок субмарин не уточняются.

Петербургская верфь готова передавать Вьетнаму по одной лодке в год. 

Контракт предусматривает также обучение вьетнамских подводников, поставку необходимого оборудования и техимущества, уточняет «Независимая газета». 

Стороны обсудили поставку и прочей военной техники, в том числе 8 уже заказанных Вьетнамом истребителей Су-30МК2, 12 других самолетов компании «Сухой» и вертолетов Ми-17. 

Ранее Зеленодольский завод имени Горького в Татарстане спустил на воду построенный для Вьетнама сторожевой корабль «Гепард 3.9». 

Второй фрегат будет передан ВМС Вьетнама в 2010 году. 

Контракт на постройку двух кораблей был заключен в 2006 году.

Личный состав ВМС Вьетнама насчитывает 42000 человек. 

На вооружении флота находятся 2 мини-подлодки класса Yugo, которые будут списаны в 2010 году, сторожевые корабли проектов 159А и 159АЕ советской постройки, корветы проектов 1241.8 и 1241.1 российско-вьетнамской постройки, 

торпедные и ракетные катера советской постройки, сторожевые катера проекта 10410 российской постройки, минно-тральные корабли советской постройки, десантные корабли, вспомогательные суда советской и российской постройки.

Вьетнамская народная армия (ВПА) - Vietnam People's Army (VPA).

Quân Đội Nhân Dân Việt Nam. Sức mạnh hải quân.

АПЛ "Нерпа" - следствие по делу о трагической гибели 20 человек продолжается.

Interfax-Russia.ru - В расследовании гибели 20 человек на атомной подлодке "Нерпа" появились новые высокопоставленные фигуранты.

В уголовном деле о катастрофе на атомной подводной лодке "Нерпа", в результате которой погибли 20 человек, появились новые фигуранты. Военное следственное управление СКП РФ по Тихоокеанскому флоту (ТОФ) предъявило обвинение в халатности (ч.3 ст. 293 УК РФ) командиру субмарины капитану 1 ранга Дмитрию Лаврентьеву и капитану 1 ранга Сергею Захарченко – бывшему командиру бригады, в которую входила лодка. Об этом сообщила в среду газета "Коммерсант" со ссылкой на информированный источник в силовых структурах, близкий к расследованию аварии.

26 января 2010 г.

Refrigerator Smolninskiy – passengers evacuation

11 passengers, all fishermen from fishing vessels boarded refrigerator as an occasion to get home, evacuated by helo MI-8 in a stomry, freezing Okhotsk sea January 23 2010. List 30 degrees, vessel maintaining 2-2.5 knots speed, wind up to 20 meters/sec, temperature minus Celsius

ВЛАДИВОСТОК, 26 января, По сообщению PrimaMedia. Рефрижератор "Смольнинский" (на фото) лежит в дрейфе в ледяном поле в координатах Ш 052 12 С, Д 145 27 В. Экипаж судна продолжает сколку льда и перекладку груза. Состояние судна стабильное, угрозы судну и экипажу нет, крен уменьшен с 25 до 16 град. л/б. Погода: ветер С 20 м/сек., крупно-битый серо-белый лед 9-10 баллов. Непосредственной угрозы судну и экипажу нет. Обеспечивает безопасность аварийного судна спасательное судно "Справедливый". Об этом сообщает официальный сайт Минтранса со ссылкой на информацию ГМСКЦ по состоянию на 08.00 (мск) 26.01.10. По завершении работ по скалыванию льда и уменьшению крена до безопасной величины, рефрижератор в сопровождении спасателя проследует в Корсаков.

Как сообщалось ранее, в 07.05 22.01.10 рефрижератор "Смольнинский", с/в ООО "Владкристалл", п/п Находка, флаг Россия, экипаж – 20 человек, пассажиры – 11 человек, на борту 1500 тонн рефпродукции, оповестил, что существует ситуация бедствия и требуется помощь. Место нахождения судна - Охотское море, 140 миль от берега. В результате обледенения судна, крен превышал 30 градусов на левый борт, происходило заливание водой румпельного отделения, возникла угроза потери остойчивости.

На помощь к аварийному судну были направлены: сс "Справедливый" из п. Северо-Курильск, шельфовый снабженец Smit Sibu, тн "Дегтярск", т/х "Капитан Гнездилов". Были направлены заявки на вылет в район АС авиации: ГА КЦПС Росавиации; НЦУКС МЧС России; Командующему Тихоокеанским флотом; Командующему авиацией ФСБ России; Ген директору компании "Авиашельф".

Отряд кораблей в составе больших десантных кораблей "Ямал" и "Цезарь Куников", ПМ-138 вернулся в Севастополь.


МОСКВА, 25 января. (ИТАР-ТАСС). Отряд кораблей и судов Черноморского флота России успешно завершил боевую службу и возвратился в Севастополь.

Как сообщили в воскресенье в Группе информационного обеспечения Черноморского флота, "сегодня утром из дальнего похода вернулась плавмастерская ПМ-138, обеспечивавшая деятельность кораблей ВМФ РФ в Средиземном море". 

"Несмотря на то, что конечный участок пути в Черном море судно проходило в штормовых условиях, плавмастерская благополучно прибыла на рейд Севастополя", - подчеркнули в штабе флота.
 

"Накануне в Севастополь из Средиземного моря вернулся отряд в составе больших десантных кораблей "Ямал" и "Цезарь Куников", - напомнили в Группе информационного обеспечения флота.

"Ямал" покинул главную базу флота еще в начале августа прошлого года и представлял Черноморский флот на учениях "Запад-2009" в Балтийском море. 

За этот период корабль дважды совершил межфлотский переход. 

В свою очередь большой десантный корабль "Цезарь Куников" осуществил пять деловых заходов в порты Греции и Италии".


На фото: бдк "Цезарь Кунников", пм-138, бдк "Ямал".

Командир подводной лодки «С-56» капитан 1 ранга Виктор Харченко отмечает 85-летний юбилей!


27 января харьковчанин капитан 1 ранга в отставке Виктор Иванович Харченко (на фото), почетный член Харьковской областной общественной организации ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И. Фисановича и Международного союза инвалидов-подводников «Форпост» отмечает свое 85-летие.

Члены общественных организаций ветеранов ВМФ и, прежде всего, подводники, все те, кто общался с ним в годы учебы и службы на Северном и Тихоокеанском флотах, на производстве и партийной работе в Ленинском районе Харькова, давно уже считают Виктора Ивановича Харченко одним из кандидатов на звание почетного гражданина первой столицы Украины.

НАЧАЛО СЛУЖБЫ И ПЕРВАЯ НАГРАДА.

Он родился в Харькове и учился в школах №№79 и 137. 

С 1940 года - в 15-й спецартиллерийской школе, вместе с которой был эвакуирован в город Риддер (позднее— Лениногорск) Восточно-Казахстанской области. 

После ее окончания поступил в Рязанское артучилище, находившееся тогда в Алма-Атинской области.

После завершения учебы в 1944 году сержанта Харченко направляют в отдельный запасной артполк Среднеазиатского военного округа, откуда поступает в Каспийское высшее военно-морское училище. 

Первую практику («оморячивание») проходит на боевых кораблях Черноморского флота. 

Там же заслужил статус участника боевых действий в годы Великой Отечественной войны, в связи с чем 9 мая 1945 года был награжден медалью «За Победу над Германией».

НЕБЫВАЛЫЙ КАРЬЕРНЫЙ ВЗЛЕТ.

В 1948 году выпускник училища, молодой лейтенант, направляется на курсы в Ленинград, после окончания которых его назначили командиром артиллерийской боевой части подводной лодки С-16 Северного флота. 

Подающего большие надежды офицера в октябре 1951 года вновь направляют в Ленинград — на годичные специальные классы офицеров-подводников. 

После их окончания с отличием Виктор Харченко в сентябре 1952 года сразу же назначается старшим помощником на подводную лодку С-102, а через восемь месяцев, уже в звании капитан-лейтенанта— на аналогичную должность на более «солидную» подводную лодку Б-22.

Именно с этой должности талантливый 28-летний североморец 31 декабря 1953 года назначается командиром гвардейской Краснознаменной подводной лодки С-56.


ПОДВОДНАЯ ЛОДКА-ЛЕГЕНДА.

В годы войны именно этот подводный корабль под командованием капитан-лейтенанта Григория Щедрина (впоследствии вице-адмирала и Героя Советского Союза) совершил в составе отряда из шести подлодок (одна из них, Л-16, погибла) героический переход из Владивостока на Северный флот по Тихому и Атлантическому океанам через Панамский канал (более 17 тыс. миль).

В составе Северного флота С-56 совершила восемь боевых походов, потопив шесть транспортов, два сторожевых корабля, танкер, миноносец и тральщик. 

В.И.Харченко стал знаменит потому, что в статусе командира легендарной «щедринской», как ее любовно называли на флоте, лодки с 10 июля по 5 октября 1954 года в составе отряда кораблей и подводных лодок в надводном положении совершил переход Северным морским путем из Полярного во Владивосток.

Вот как об этом вспоминает сам Виктор Иванович:

— Яростный ветер ломал ледяные поля. 

Льдины нагромождались друг на друга, образуя большие торосы. 

Корпус корабля обжимают льды, наползая со скрежетом на надстройку. 

Свободные от вахты вызваны наверх. 

Идут в ход пешни, а потом и подрывные патроны.

В воздух взлетают белые фонтаны. 

Сжатие ослабевает, чтобы потом своими ледяными объятиями снова обхватить корпус лодки. 

От частых реверсов мотористы и электрики стоят на вахте мокрые. 

Напряжение достигает наивысшего предела. 

Две ночи никто не спит. Не до сна. 

Каждую минуту может произойти непоправимое.

Добавлю, это — только один эпизод на переходе Чукотским морем, где с помощью ледокола «Ленин» ледовые перемычки протяженностью 10 миль приходилось преодолевать за 26 часов! 

Но позади уже были не менее суровые Баренцево и Карское моря, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море.

БОЕВОЙ ОРДЕН В МИРНОЕ ВРЕМЯ.

После этого уникального похода впервые в истории подводного флота С-56 совершила, по сути, кругосветное плавание. 

Вернувшись к месту своего первоначального базирования во Владивосток, подлодка в день 30-летия Победы 9 Мая 1975 года стала на вечную стоянку. 

С-56 стала первой мемориальной подводной лодкой в ВМФ СССР.

Правительство и командование Военно-Морского флота высоко оценили профессионализм молодого командира: во время перехода на Тихий океан ему присваивается воинское звание «Капитан III ранга», а после швартовки С-56 в бухте Золотой Рог Виктор Харченко в мирное время был награжден боевой наградой — орденом Красной Звезды.

Продолжая службу на дальневосточных рубежах нашей Родины, В.Харченко последовательно назначается командиром подводной лодки Б-19, старшим офицером управления боевой подготовки штаба Тихоокеанского флота и вновь командиром одной из подлодок следующего поколения (проекта 611).

КУРС НА ХАРЬКОВ.

Все бы хорошо, но с каждым годом ухудшалось зрение — печальный итог кессонной болезни. 

И 5 мая 1961 года молодой по всем меркам (36 лет!), уважаемый сослуживцами командир подводной лодки уволился в запас по болезни и вернулся в родной Харьков.

Затем долгое время, пока позволяло здоровье, он трудился на промышленных предприятиях Ленинского района города, был начальником отдела райкома партии. 

Подбор кадров, их назначение и учеба — не менее ответственный труд, чем быть командиром субмарины. 

За него Виктора Ивановича благодарят до сих пор нынешние руководители заводов, фабрик и предприятий Харькова. 

Нередко приходят в гости и советуются по разным вопросам.

У него большой стаж и в общественной работе, и в ветеранском движении. 

Он был одним из тех, кто организовывал и помогал в работе Клубу юных моряков Харькова, где получили возможность приобщиться к морскому делу более 800 подростков с улицы, зачастую из неблагополучных семей.

Интересно, что среди родных Харченко немало тех, кто связал, как и он, свою жизнь с морем. 

В сентябре 1942 года не вернулась из очередного боевого похода подводная лодка К-2 Северного флота, в составе экипажа которой был и трюмный машинист старший краснофлотец Яков Золин — рабочий механического цеха Харьковского канатного завода. 

Это двоюродный брат Виктора Ивановича.

У обоих сыновья служили на Тихоокеанском флоте. 

Сын ветерана-подводника, Александр Харченко, служил командиром группы на подводном ракетоносце К-56, который унаследовал гвардейский военно-морской флаг героической С-56 после ее установки на пьедестал Вечной славы. 

Вот что значит преемственность поколений в Харькове!


КОГДА ВОЗРАСТ И ОТСУТСТВИЕ ЗРЕНИЯ НЕ ПОМЕХА

Несмотря на преклонный возраст, ветеран Великой Отечественной войны и подводных сил, инвалид 1-й группы по зрению, капитан I ранга в отставке, североморец и тихоокеанец, харьковчанин Виктор Иванович Харченко (на фото в центре) здоров, энергичен, общителен.

Давно нет в живых его старшего наставника и друга Григория Щедрина, но он ведет активную переписку с другими членами послевоенного экипажа легендарной подводной лодки. 

Он в курсе всех событий. 

У него много родных и друзей, которые не оставляют его в покое.

А рядом всегда жена Евгения Филипповна.

Среди многочисленных ежегодных поздравлений с днем рождения одно Виктора Ивановича особенно радует: оно приходит из Владивостока от коллектива Военно-исторического музея Тихоокеанского флота, который возглавляет Евгений Журавлев, в качестве филиала которого застыла на пьедестале Славы на набережной приморской столицы России Краснознаменная гвардейская подводная лодка С-56 . 

И на этот пьедестал ее через льды и штормы Северного Ледовитого океана привел коренной харьковчанин Виктор Харченко.

И это ли не подвиг?!

Уважаемый Виктор Иванович, здоровья Вам и флотского долголетия! 

Будьте таким же активным и общительным и впредь. 

Вся ваша жизнь — это достойный пример патриотизма и верности Родине. 

Вот на таких примерах служения Отечеству и надо воспитывать нашу молодежь, особенно в сегодняшнее время, когда все сложнее разобраться в главном — в исторической правде.

Честь имею!

Владимир Пелевин, капитан 1 ранга, пресс-секретарь Харьковского областного общества ветеранов-подводников имени Героя Советского Союза И.И.Фисановича.

Командир подводной лодки. Видеосюжет канала 100 ТВ



Командир подводной лодки "Пантера" Александр Бахтин. 

Этот человек, открывший боевой счет советских подводников, хорошо знал Михаила Беклемшева, конструктора и командира миноносцев, которого 20 октября 1902 года Николай II назначил командовать первой русской подводной лодкой "Дельфин". 

Именно с него берет начало само понятие и образ "командир подводной лодки".

Людмила Шевченко - родственница сразу двух командиров-подводников. 

Николай Ильинский, командир подводной лодки "Барс", погиб вместе с экипажем в 1917-м году. "Барс" нашли шведские водолазы. 

Второй, командир подводной лодки "Пантера", Александр Бахтин, служил и в царском и советском флоте.

Торпедировал английский миноносец "Виктория".

Подводника Александра Бахтина, потомственного дворянства арестовали, отправили на Соловки, правда, освободили досрочно, и все равно Бахтин умер в 37 лет от туберкулеза.

О командирах в Музее подводников имени Маринеско знают все. 

Среди фотографий есть фотоснимок отца президента России Владимира Путина. 

Он тоже был подводником. Должность - рулевой. Рядом - манекен по имени Александр Оттович. Так выглядел командир лодки на заре подводного флота.

На подводной лодке С-189 на набережной Лейтенанта Шмидта тоже есть свой командир и экипаж. Несколько лет назад лодку выкупили энтузиасты. 

Теперь в Петербурге появится еще один музей.

24 января 2010 г.

Большой сбор редакции журнала «ФАРВАТЕР submariners».


Учредитель, издатель и главный редактор журнала «ФАРВАТЕР submariners», издающегося в столице Слобожанщины, ветеран-подводник Александр Терещенко впервые, как говорят на флоте, сыграл «Большой сбор» харьковскому составу редакции.

И для этого были веские причины.

Исполнилось три года со дня выхода в свет и презентации в пресс-службе мэрии «сухопутного Харькова» сигнального номера журнала тиражом в 4 тыс. экз., за несколько месяцев разошедшегося по всему постсоветскому пространству, и оказавшегося востребованным в 33-х государствах, имеющих подводные силы.

Выход профессионального морского журнала был с интересом воспринят Международной ассоциацией ветеранов-подводников и Ассоциацией ветеранов ВМФ и подводников стран СНГ и Балтии. 

Через год редакция журнала стала коллективным членом Ассоциации ветеранов-подводников Украины, а сам журнал – её печатным органом.

В настоящее время морской журнал отражает точку зрения Всеукраинского союза писателей-маринистов (ВСПМ), а главный редактор «ФАРВАТЕР submariners» избран заместителем председателя Всеукраинского союза писателей-маринистов капитана I ранга В.А.Михайлова.

Редакция завершила свою работу в 2009 году выходом очередного сдвоенного номера журнала №№ 7-8 (14) на 48 страницах в цветной обложке. За три года журнал в таком объёме ещё не выходил. 

Поздравляя с Новым годом читателей, главный редактор Александр Яковлевич Терещенко поблагодарил тех, кто оказал существенную финансовую помощь в его выпуске: ветеранов ВМФ Украины и России Анатолия Онайко, Германа Русских, Юрия Шилюка, подписчиков Харькова, Киева, Одессы, Севастополя, Николаева и других городов Украины.

Журнал начинается со снимка экипажа единственной украинской подводной лодки «Запорожье», а завершается фотографией белгородских морских кадетов (фото членов редакции журнала Василия Яковенко и Людмилы Кудлай). 

Читателей журнала, безусловно, заинтересуют материалы журналистов Риты Козуновой («Под созвездием Дельфина») и Евгения Шафранского («Ничего, кроме правды»), командиров подводных лодок капитанов I ранга А.Софронова (об адмирале О.А.Ерофееве) и И.Галутвы (о судьбе членов экипажа подводной лодки С-13 с Черниговщины).

Редактор раздела «Военная история. Как это было» капитан I ранга В.Бойко детально рассказывает о гибели в годы Великой Отечественной войны у берегов Болгарии минного заградителя Л-24 – именно на нем погибло наибольшее количество подводников в истории черноморского подплава.

Не останутся равнодушными, уверен, читатели к интервью с подполковником медслужбы Ю.Г.Старцевым (Белгород) о том, как ему пришлось на боевой службе оперировать командира атомной субмарины.

Думаю, читатели журнала обратят внимание и на напоминание секретаря ВСПМ капитана I ранга С.Смолянникова о трагедии 55-летней давности – гибели линкора «Новороссийск», на информацию об открытии мемориала погибшим подводникам в Шотландии, где отдельная стела посвящена экипажу подводной лодки В-1 во главе с командиром И.И.Фисановичем, и о тайне гибели субмарины «Дакар» (Израиль).

Значительная часть объёма журнала посвящена первой советской атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол» (проект 627). 

Редакция журнала поддерживает обращение ветеранов-подводников атомного флота к Президенту и Правительству России не утилизировать подводную лодку, а переоборудовать её в Музей атомного подводного судостроения. К журналу (по желанию) прилагается диск, посвящённый проектированию, строительству и боевой службе первой атомохода.

Поставлена задача на 2010 год – год 65-летия Великой Победы, на базе журнала организовать в Харькове Издательский центр Всеукраинского союза писателей-маринистов ВСПМ. На «Большом сборе» редакции присутствовал, поздравлял и вручал награды соучредитель журнала, председатель Харьковского областного общества ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И.И.Фисановича капитан I ранга Н.С.Филинюк.

Владимир ПЕЛЕВИН, капитан I ранга, пресс-секретарь Харьковского областного общества ветеранов-подводников им.И.И.Фисановича, литературный редактор журнала «ФАРВАТЕР submariners». 

Маринисты всех стран, объединяйтесь!


С развалом Советского Союза, перестало существовать отделение маринистов Союза писателей, прекратилось проведение съездов и конференций маринистов, рекламные буклеты которых украшали графические рисунки художников-харьковчан.

Идея главного редактора журнала НВО «ФАРВАТЕР submariners» харьковчанина Александра Терещенко о воссоздании организации маринистов в общегосударственном масштабе была обсуждена и поддержана на Конгрессе ветеранов-подводников Украины и учредительном собрании писателей и журналистов Украины и России в сентябре 2008 года.

В 2009 году новое творческое объединение – Всеукраинский союз писателей-маринистов (ВСПМ) было зарегистрировано Минюстом Украины. В октябре в военно-морской столице Украины Севастополе состоялась Первая конференция ВСПМ, на которой полноправными членами новой творческой организации стали члены харьковской делегации: маринесса Валентина Королёва, член Национального союза журналистов Украины Александр Терещенко, мемуаристы-подводники капитан I ранга Виталий Кизим и капитан III ранга Сергей Долгий, автор историко-документальной книги «Помни войну!» капитан I ранга Григорий Олейник и автор этих строк – журналист Владимир Пелевин.

В декабре 2009 года в редакции газеты «Слово ветерана» состоялось первое собрание Харьковского областного отделения Всеукраинского союза писателей-маринистов, участников которого тепло приветствовал главный редактор газеты, член союзов писателей Украины и России Павел Захарович Гулаков, имеющий в своём творческом «багаже» стихи и прозу на морскую тематику. Он проинформировал собравшихся о проходящем в Харькове творческом семинаре писателей Украины и России и призвал к участию в объединительном процессе духовных сил творческой интеллигенции на постсоветском пространстве.

Создание организации маринистов – писателей и поэтов, журналистов и художников, кинодокументалистов и фотохудожников, безусловно, нужное и полезное дело. Только б это не служило развалу других творческих союзов, а способствовало активизации их работы – вплоть до проведения совместных мероприятий и акций. Это особенно актуально в преддверии 65-летия Великой Победы и других, важных в нашей общей истории дат и событий. Историческая правда должна быть в центре нашего творчества, особенно в работе по патриотическому воспитанию молодёжи.

Собрание единогласно приняло решение о приёме в члены ВСПМ моряка- подводника, автора двух поэтических сборников на морскую тематику Ивана Пензева и поэта-песенника, чьи песни и сейчас исполняет Ансамбль Черноморского флота, автора книги «Ласпи» и Севастополь в наших сердцах» Василия Комарова.


Мне, как руководителю Харьковского областного отделения Всеукраинского союза писателей-маринистов уже поступило более десятка заявлений о приёме в ВСПМ – среди них подводники-мемуаристы, писатели, поэты и журналисты из Украины и России!
Достаточно сказать, что подал заявление и принят в организацию широко известный во флотской среде писатель капитан I ранга Николай Черкашин (на фото).

Как стало известно от руководства Всеукраинского союза писателей-маринистов, процесс организации отделений успешно идёт в 18 городах Украины: в Севастополе, Одессе, Николаеве, Феодосии и т.д. – там, где существуют морские ветеранские организации.

Владимир ПЕЛЕВИН, капитан I ранга, пресс-секретарь Харьковского областного общества ветеранов-подводников им.И.И.Фисановича, литературный редактор журнала «ФАРВАТЕР submariners».

ps Символика Всеукраинского союза писателей маринистов удалена из сообщения по просьбе соучредителя ВСПМ и создателя сайта ВСПМ А.Я.Терещенко.  

Заседание Совета ХООО имени И.И.Фисановича (октябрь 2010 г.) 

23 января 2010 г.

А.Ф.Кисленко награжден медалью "100-лет службе связи ВМФ"

Делегация ветеранов- подводников Харькова побывала в пос. Коротыч в гостях у участника Великой Отечественной войны старшины 1 статьи радиста Краснознаменной подводной лодки «Щ-404» североморца Александра Федоровича Кисленко.

Инвалид I группы, ныне капитан-лейтенант в отставке Александр Фёдорович Кисленко один из самых уважаемых членов Харьковского областного морского ветеранского общества. Ему идёт 89-ый год, но он бодр и полон чётких воспоминаний о своей службе радистом на Краснознамённой подводной лодке «Щ-404» Северного флота.

Участник 8 боевых походов заслужил за свой ратный подвиг в Заполярье немало наград, самыми дорогими из которых называет ордена Отечественной войны и Красной Звезды, медаль «За оборону Советского Заполярья».

Со слезами на глазах заслуженный ветеран принял из рук капитана I ранга Н.С.Филинюка и капитана I ранга В.И.Кизима нагрудный знак и памятную медаль «100 лет Службе связи ВМФ» с удостоверением о награждении, подписанным заместителем Начальника связи ВМФ капитаном I ранга В.Козловым.

Представляя А.Ф.Кисленко к награде, организация подводников-харьковчан разместила в Интернете сообщение о том, что ветеран жив и, возможно, остался единственным членом коллектива Краснознамённой подводной лодки «Щ-404», так как, по его словам, «был самым молодым членом экипажа».

После традиционного тоста «за тех, кто в море» радист подводной лодки военных лет старшина Александр Кисленко сказал: «После такой награды обещаю дожить до своего 90-летнего юбилея и жить дальше»!

Среди членов Харьковского общества ветеранов-подводников на сегодняшний день 16 офицеров, мичманов, старшин и матросов имеют соответствующее образование и по штатному расписанию имели непосредственное отношение к различным видам связи.

Мне повезло по жизни: в пятидесятые годы прошлого столетия я осваивал профессию радиоинженера-офицера связи кораблей и частей ВМФ на радиотехническом факультете ЛЭТИ им. Ульянова (Ленина) в одном потоке вместе с внучкой выдающегося изобретателя Екатериной Поповой –Кьяндской, а музеем им. А.С.Попова заведовала его дочь – мама студентки-сокурсницы.

Среди нас есть радисты и акустики подводных лодок, радиотелеграфисты, специалисты радиоразведки, специальной и космической связи – старшины команд, командиры боевых служб связи и радиотехнических служб, даже флагманские специалисты!

Многие из них – В.Г.Носарев (участник Великой Отечественной войны), А.Е.Грабарев, В.Н.Постольник, Г.И.Гаргалык и другие за активное участие в жизни и деятельности организации в связи со 100 –летним юбилеем службы связи ВМФ были награждены грамотами общества.

Владимир ПЕЛЕВИН, капитан I ранга, пресс-секретарь Харьковского областного общества ветеранов-подводников им.И.И.Фисановича, литературный редактор журнала «ФАРВАТЕР submariners».

Ветераны подводники Харькова подвели итоги 2009 года

В Харьковской областной общественной организации ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И.И.Фисановича, которую возглавляют капитан I ранга в отставке Н.С.Филинюк и старшина 1 статьи запаса (ныне подполковник милиции) В.А.Сидоров, подведены итоги работы за 2009 год.

Для подводных сил это был год 70-летия установления ежегодного Дня ВМФ, 50-летия включения в состав ВМФ СССР первой атомной торпедной подводной лодки проекта 627 К-3 «Ленинский комсомол», 95-летия со дня рождения и 65-летия со дня гибели харьковчанина, командира подводных лодок М-172 и В-1 И.И.Фисановича.

Проведённые в честь этих знаменательных и памятных дат были достаточно полно и хорошо освещены в харьковской газете «Слово ветерана». Кроме того, делегаты военно-морского ветеранского общества приняли активное участие в международных и всеукраинских конгрессах и конференциях в США (Сан-Диего), России (Белгород), Украине (Киев, Одесса, Херсон). Трижды делегации харьковчан-подводников за год побывали в Севастополе, где участвовали в праздновании Дня ВМС Украины, встречались с командованием Военно-Морских сил Украины и экипажем подводной лодки ВМСУ «Запорожье».

Как и в предыдущие годы, была оказана помощь ХДЮКМ в проведении очередного Всеукраинского Слёта клубов юных моряков и речников. Впервые в День защитника Отечества 23 февраля было проведено чествование тех членов общества, которым исполнилось 80 и более лет, и впервые в Харькове 12 августа была организована панихида по погибшим на атомной подводной лодке «Курск».

В центре внимания правления и совета организации по-прежнему находились вопросы социальной помощи ветеранам и патриотического воспитания молодёжи. Продолжался приём новых членов – организацию пополнили восемь человек. На собрании подведены и итоги подписки на газету «Слово ветерана»: каждый четвёртый член общества стал её читателем. Уже после новогодних праздников ещё несколько человек решили также стать подписчиками на ветеранскую газету.

За активную работу в ветеранском движении в 2009 году многие члены общества поощрены грамотами и благодарностями, дипломами и памятными наградами, в том числе областных и городских властей, областного и городского советов, Всеукраинской ассоциации ветеранов-подводников и других общественных организаций.

Владимир ПЕЛЕВИН, капитан I ранга, пресс-секретарь Харьковского областного общества ветеранов-подводников им.И.И.Фисановича, литературный редактор журнала «ФАРВАТЕР submariners». http://vladimir-pelevin.blogspot.com/

22 января 2010 г.

USS Carl Vinson (CVN 70)- humanitarian assistance to Haiti (Jan. 19, 2010)


100119-N-8366W-067 ATLANTIC OCEAN (Jan. 19, 2010)

Medical professionals aboard the Military Sealift Command hospital ship USNS Comfort (T-AH 20) treat a six-year-old Haitian boy in the casualty receiving room aboard the 1,000-bed hospital ship. The boy transferred to Comfort by helicopter from the aircraft carrier USS Carl Vinson (CVN 70) for treatment for an injury to his bladder and a hip fracture during an earthquake that struck Haiti on Jan 12. The boy is in the intensive care unit aboard Comfort in stable condition. Comfort is supporting Operation Unified Response, a joint operation providing humanitarian assistance to Haiti.

(U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 3rd Class Timothy Wilson)

Гуманитарная операция ВМС США на Гаити

WASHINGTON (NNS) -- A sea-based force of 8,500 Sailors, 11 ships and 42 aircraft is currently supporting the immediate delivery of aid to earthquake victims in Haiti as part of operation Unified Response.

Operating a few miles off the coast of Haiti are USS Carl Vinson (CVN 70); USNS Comfort (T-AH-20); USS Normandy (CG 60); USS Bunker Hill (CG 52); USS Higgins (DDG 76); USS Underwood (FFG 36); USNS Grasp (T-ARS 51); and the Bataan Amphibious Ready Group. The Bataan ARG includes embarked Marines of the 22 Marine Expeditionary Unit (MEU) and USS Bataan (LHD 5), USS Fort McHenry (LSD 43); USS Carter Hall (LSD 50), USS Gunston Hall (LSD 44).

Популярные сообщения

Популярные сообщения