1 февраля 2020 г.

Гидроакустик ПЛ "С-13" Станислав Звёздов рассказал про "Атаку века".


92-летний подводник Станислав Звездов — единственный ныне живущий член экипажа подлодки С-13 под командованием легендарного Александра Маринеско. 

Станислав Александрович рассказал «МК» о деталях операции по потоплению гордости немецко-фашистского флота — девятипалубного лайнера «Вильгельм Густлофф».

— Как развивались события в тот день — 30 января 1945 года?

— Отмечу, что «атака века» вошла в историю ВМФ не благодаря, а скорее вопреки официальной пропаганде. Этот термин был принят не нами, а англичанами. 

Атака сорвала морскую блокаду Англии. 

И переоценить эту историческую победу невозможно.

Наша подлодка 9 января 1945 года вышла из финского порта Турку на боевую позицию в южную Балтику, в район банки Штольф. 

Мы дежурили две недели, так и не встретив кораблей противника. 

На свой страх и риск командир меняет район дежурства и занимает рискованную позицию вблизи выхода из Данцингской бухты. 

Как опытный моряк, Маринеско понимал, что скорее всего суда противника пойдут прибрежным фарватером.

И вот 30 января на выходе из бухты мы обнаружили конвой, а при сближении увидели крупную цель, которая пересекла курсовой угол лодки и уходила. 

Чтобы ее догнать, мы всплыли и пошли в надводном положении параллельно курсу противника. 

Лайнер шел со скоростью 16 узлов. 

На самом полном ходу подлодка дает 18 узлов, но командир приказал форсировать двигатели, и мы дожали до 19,5 узла. 

Сумасшедшая гонка продолжалась около двух часов. 

Командир не сходил с мостика: сильно штормило, налетали снежные заряды, видимость была отвратительная. 

Но нет худа без добра: лодку, идущую полным ходом в крейсерском положении на фоне берега, противник не заметил.

В 23.02 курсовой угол достиг расчетного, и после команды командира в 23.08 был произведен залп тремя торпедами с носовых аппаратов с дистанцией 4,5 кабельтовых (800 метров). 

Через 38 секунд мы услышали сильнейший взрыв. 

Все три торпеды попали в борт лайнера. 

Это было страшное зрелище! 

В момент взрыва все осветилось вокруг лайнера, немцы посыпались в ледяную воду гроздьями.

Мы еще не знали, какую важную цель поразила наша подлодка С-13 под командованием Александра Маринеско. 

Для рейха потеря 70 подготовленных экипажей для подводных лодок была невосполнимой.

— Как вам удалось уйти в тот день от погони кораблей охранения?

— Лодку преследовали в течение двух часов. 

На нас сбросили более 200 глубинных бомб. 

Но наш командир был подводным асом. 

Его тактическое мастерство, хладнокровие, нечеловеческое чувство опасности, интуиция спасли подлодку от гибели. 

Маринеско проявил военную хитрость. 

Когда мы уходили, лодка не легла на дно, а четко и безошибочно маневрировала, ориентируясь на акустические данные. 

Мы шли на малых глубинах — примерно на 27 метрах, что противоречит инстинкту самосохранения. 

Понимая, что немцы стянут в этот квадрат дополнительные противолодочные средства, мы направились в открытое море. 

На пути у нас было минное поле — пришлось преодолеть и его.

Александр Иванович был прекрасным военным тактиком. 

К слову, он хорошо играл в шахматы. 

Ведь удачная торпедная атака, расчет пути следования — это как блестяще сыгранная шахматная партия! 

Маринеско разгадывал маневр противника на несколько шагов вперед…

Через десять дней, в том же боевом походе, наша подлодка торпедировала вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14,6 тысячи тонн. 

На его борту находилось 4,6 тысячи отборных фашистов и большая партия боеприпасов. 

И здесь расчет нашего командира оказался безошибочным.

— Историки пишут, что лайнер «Вильгельм Густлофф» был переполнен, потому что на его борту наряду с военной элитой было много беженцев…

— В середине января 1945 года началось масштабное наступление красноармейских частей в Восточной Пруссии. 

В этот период немцы активно эвакуировали из Данцига свои войска, чиновничий аппарат, гестапо и т.д. 

А главное — на судно «Вильгельм Густлофф» погрузились более трех с половиной тысяч немецких подводников. 

Это экипажи примерно 70 фашистских субмарин. 

Гитлер планировал развязать против англо-американцев большую подводную войну. 

Он собирался прервать морское снабжение союзных войск, которые двигались к границам рейха. 

У гитлеровцев были новейшие подводные лодки. 

Они стояли в порту Киля и Гамбурга и ждали только опытных экипажей. 

Эти экипажи и направлялись туда на лайнере.

Этот корабль, преобразованный в военный транспорт, и близко не имел на борту никаких обозначений Красного Креста и подобных символов, которые полагалось нести судну, эвакуирующему раненых и мирных жителей. 

Корабль был покрашен в защитный цвет. 

Маринеско не предполагал, что там могут быть беженцы. 

Но немцы грузили на «Густлофф» одновременно мирных жителей и элиту немецкого подплава. 

Это значило, что вторые прикрываются первыми. 

Из всех пассажиров спаслись, по разным данным, больше тысячи человек.

— А как трактовала немецкая сторона события, произошедшие в день торпедной атаки «Вильгельма Густлоффа»?

— Я вам скажу: трактовала неоднозначно. 

Но заслуживает внимания мнение одного из оставшихся в живых членов экипажа лайнера — Гейнца Шена. 

Он посвятил себя изучению этой катастрофы и считает, как и большинство экспертов, что действия Маринеско соответствовали международному морскому праву.

«Вильгельм Густлофф» был учебной плавучей базой для подводного флота — кораблем ВМФ Германии. 

Но должностные лица немецкого военного флота позволили подняться на боевой корабль тысячам беженцев. 

Вот с этого момента они взяли ответственность за их жизнь. 

То есть «Густлофф» был законной военной целью советских подводников. 

Это подтверждают следующие факты: корабль шел полностью затемненным, имел на борту 6 счетверенных автоматических пушек. 

Он сопровождался усиленным конвоем в семь вымпелов (так говорят моряки, имея в виду корабли). 

То есть лайнер сопровождали 3 эсминца и 4 тральщика. 

По международным правилам хождение гражданских судов в акватории, где ведутся боевые действия, категорически запрещено.

Подробней: https://www.mk.ru/politics/2020/01/29/92letniy-chlen-ekipazha-marinesko-raskryl-taynu-zatopleniya-gigantskogo-laynera.html?utm_referrer=https://zen.yandex.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий