20 октября 2021 г.

О социальной защите членов семей военнослужащих, погибших в ходе ведения боевых действий.


Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Седьмой созыв.

Заседание: 17.02.2021. 

О проекте федерального закона № 1075566-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 28 Федерального закона "О ветеранах" (в части распространения социальных гарантий, предусмотренных для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, на членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в ходе ведения боевых действий (выполнения специальных задач) и не получивших статус ветерана боевых действий при жизни). 

 << ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Жуков А.Д.] >> Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 28 Федерального закона "О ветеранах". 

Доклад официального представителя правительства замминистра обороны Российской Федерации - начальника Главного военно-политического управления Вооружённых Сил Российской Федерации Андрея Валериевича Картаполова. 

КАРТАПОЛОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра обороны Российской Федерации - начальник Главного военно-политического управления Вооружённых Сил Российской Федерации. 

Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! 

Сегодня на рассмотрение Государственной Думы выносится законопроект, направленный на повышение социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших в ходе ведения боевых действий. 

Так сложилось, что в соответствии с действующим законодательством статус ветерана боевых действий получают те военнослужащие, которые вернулись из горячих точек и получили соответствующее удостоверение. 

В случае же если военнослужащий в этой самой первой командировке погиб и удостоверение получить не успел, возникают определённые проблемы. 

Вот в целях совершенствования правового механизма социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при выполнении специальных и боевых задач, предлагается отнести к ветеранам боевых действий лиц, 

погибших либо умерших в ходе боевых действий и не получивших при жизни удостоверение ветерана боевых действий, предоставить членам семей таких военнослужащих право на получение социальных гарантий, предусмотренных для членов семей погибших ветеранов боевых действий. 

В случае поддержки вами представленного законопроекта члены семей погибших военнослужащих не только Вооружённых Сил, но и Росгвардии, Министерства внутренних дел, ФСБ России и других силовых ведомств смогут получить статус ветерана боевых действий, а их семьи - соответствующие социальные гарантии. 

Дополнительных бюджетных расходов на реализацию этого закона не требуется. И я прошу вас, уважаемые депутаты, законопроект поддержать. Благодарю за внимание.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Жуков А.Д.]. Спасибо. Содоклад Ольги Ивановны Павловой. Пожалуйста. 

ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". 

Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! 

Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел законопроект и поддерживает его по следующим основаниям. 

Законопроект направлен на совершенствование правового механизма социальной защиты членов семей военнослужащих, выполнивших свой воинский долг ценой собственной жизни и не получивших при жизни статус ветерана боевых действий, то есть не получивших удостоверение единого установленного образца. 

В настоящее время порядок выдачи удостоверений членам семей погибших военнослужащих не определён. 

В целях обеспечения правовой определённости, ясности и недвусмысленности норм законодательства законопроектом вносятся изменения, которые позволяют устранить правовой пробел, определить порядок выдачи удостоверений и тем самым закрепить положенные социальные гарантии за семьями военнослужащих. 

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживает концепцию данного законопроекта. 

Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний правового характера по законопроекту не имеет. 

Уважаемые коллеги, прошу вас поддержать решение комитета и принять законопроект в первом чтении. 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Жуков А.Д.]. Спасибо. Есть ли вопросы? 

Есть. Включите режим записи. Покажите список. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.

ШЕИН О. В. Ольга Ивановна, законопроект мы, безусловно, приветствуем, но не находите ли вы, что настало время пересмотреть закон "О ветеранах", разгром которого был осуществлён 16 лет назад, в период монетизации льгот? 

С переходом ряда льготных категорий на региональный уровень - я имею в виду в первую очередь ветеранов труда, но не только их - положение людей в плане социальной поддержки стало существенно хуже, чем было даже в 90-е годы. 

ПАВЛОВА О. И. Безусловно, я соглашусь с вами в том, что этот закон морально устарел.

Нам вместе на площадке нашего комитета, по труду, социальной политике и делам ветеранов, нужно очень внимательно посмотреть положения этого закона, чтобы сделать жизнь и ветеранов, и членов семей военнослужащих лучше и комфортнее. 

Согласна с вами полностью. 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Жуков А.Д.]. Кузякин Дмитрий Викторович.

КУЗЯКИН Д. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Андрею Валериевичу. Андрей Валериевич, в этом проекте закона говорится о погибших, но есть не вернувшиеся с задания во время спецоперации или вообще боевых действий люди. 

Скажите, пожалуйста, как быть членам их семей, у которых нет никаких подтверждающих документов, то есть военнослужащий пропал без вести? 

Вот что-то предусмотрено в этом плане, какие-то действия, чтобы их положение тоже узаконить и какую-то поддержку осуществлять? 

КАРТАПОЛОВ А. В. Дмитрий Викторович, спасибо за вопрос. 

В данном законопроекте речь идёт только о погибших, о тех, в чьём отношении, мы знаем, есть официальные данные, что они погибли. 

Но проблема эта абсолютно ясная, и мы над ней работу продолжим. 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Жуков А.Д.]. Коломейцев Николай Васильевич.

КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Андрей Валериевич, ну, я позволю себе не согласиться с вами в том, что не потребуется бюджетных расходов: ну если не было расходов, а теперь они есть - как же не потребуется? 

Но вопрос у меня другой: а в чём провинились ставшие инвалидами при таких же обстоятельствах? 

Семья-то осталась, а инвалид не имеет возможности достойно зарабатывать, уже выйдя, скажем так, на заслуженный отдых. 

И ещё вопрос. У вас много было - ну, не у вас, а у ваших предшественников - беспорядка во время контртеррористической операции в Чеченской Республике. 

Там приказы были когда боевые, когда не боевые - чёрт ногу сломит! 

У меня есть масса обращений от разных людей в погонах, у которых в военном билете написано, что они участвовали, а им статус ветерана не дают, никаких льгот они не получают. 

Вот, может, мы всё-таки во втором чтении поправками эти два вопроса... (Микрофон отключён.)

КАРТАПОЛОВ А. В. Спасибо за вопросы, Николай Васильевич. Я считаю, что по каждому такому обращению надо разбираться отдельно. 

Вы сами убедительно сказали, что там чёрт ногу сломит, поэтому здесь огульно подходить, на наш взгляд, абсолютно не нужно, а нужно досконально разбираться с каждым конкретным случаем, и мы готовы это делать. 

Второе, что касается тех, кто стал инвалидом. 

Они отнюдь не остались за бортом, на них распространяются те же самые социальные гарантии согласно закону "О ветеранах" после получения удостоверения ветерана боевых действий. 

Что же касается затрат, дополнительного финансирования действительно не требуется, потому что деньги на реализацию этого закона заложены в бюджетах соответствующих министерств и ведомств. 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Жуков А.Д.]. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.

ШЕИН О. В. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", бесспорно, поддерживает данный законопроект, потому что любой документ, улучшающий соблюдение социальных прав граждан, мы, как социалистическая партия, приветствуем. 

Но я не просто так задал вопрос относительно серьёзного, системного, коренного пересмотра закона "О ветеранах", а потому, что 17 лет назад, в 2004 году, закон "О ветеранах" был подвергнут не просто ревизии, а фактическому разгрому, причём по таким категориям, как ветераны боевых действий и ветераны труда. 

В соответствии с редакциями, возникшими в тот период, очень многие системные права, которые люди имели, оказались ими утрачены. 

В частности, у ребят, которые служили в горячих точках, оказались фактически изъяты льготы по оплате коммунальных услуг: есть право на льготы по жилищным услугам, по ЖКХ, но льготы по плате за отопление, электроэнергию, воду, газ в соответствии с новой редакцией закона оказались фактически ликвидированы. 

В ряде регионов нам удалось их через поправки вернуть, но в последние несколько лет и здесь тоже происходил разгром в связи с введением так называемых коэффициентов нуждаемости: если у человека заработная плата выше, чем некий уровень, некий рубеж, то льготы убираются.

Аналогичная история по ветеранам труда - это 9 миллионов человек, это люди, которые строили страну, которые строили все заводы, предприятия, школы, детские сады, больницы в 60, 70, 80-е годы. 

В 96-м году - кризис, бюджетная катастрофа - законом "О ветеранах" этим людям были даны скидка 50 процентов на оплату услуг ЖКХ, льгота по оплате телефонных услуг и право бесплатного проезда по всей территории субъекта Федерации. 

В 2004 году фракцией тогда ещё "Единство", не "ЕДИНАЯ РОССИЯ" было принято решение о том, что все эти льготы переводятся на региональный уровень, регионы вправе их монетизировать, и это оказался региональный мандат. 

Ну и сегодня в подавляющем большинстве регионов Российской Федерации размер социальных выплат составляет 500, 600, 700 рублей, в Астрахани у нас - 1,9 тысячи, но за счёт борьбы, которую мы, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", вели, с акциями, митингами, выступлениями, сложными переговорами. 

Вот у нас 1,9 тысячи, а в Ленобласти - 600 рублей, в Волгограде - 600, а есть регионы, где 250 рублей, - это вместо скидки по ЖКХ 50 процентов! 

То есть за 17 лет льгота оказалась фактически съедена. 

Мы это ко второму чтению в соответствующей поправке будем предлагать, и мы настроены начать серьёзную, содержательную дискуссию о возврате краденого - о возврате социальных выплат, которые страна в отношении тех людей могла себе позволить в сложные 90-е годы, в начале нулевых, но сегодня у людей оказались отняты несправедливо, нечестно и, конечно, должны быть возвращены. 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Жуков А.Д.]. Спасибо. 

Представитель президента будет выступать? Нет. 

Правительства? Нет. 

Докладчик, будет заключительное слово? 

Содокладчик? Нет. 

Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 28 Федерального закона "О ветеранах", пункт 16. 

Включите режим голосования. 

Покажите результаты. 

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 17 сек.) 

Проголосовало за 398 чел. - 88,4 % 

Проголосовало против 0 чел. - 0,0 % 

Воздержалось 1 чел. - 0,2 % 

Голосовало 399 чел. 

Не голосовало 51 чел. - 11,3 % 

Результат: принято.

Принимается в первом чтении.

Бюлл. N 342(1890) Ч.1:Стр.36-39

Комментариев нет:

Отправить комментарий