8 августа 2020 г.

Вице-адмирал Олег Фалеев. Девятый вал. Рассказ подводника.


Море всегда было и остается грозной и опасной стихией, сферой деятельности, где человек испытывает повышенный риск, опасное противодействие среды.

Поэтому с морем шутки плохи. За многовековые морские плавания флоты мира накопили опыт, утяжеленный авариями кораблей и гибелью моряков, который теперь сводится в понятие «хорошая морская практика».

Встав за штурвал корабля, капитан должен уметь руководствоваться хорошей морской практикой, если хочет побеждать в борьбе с морской стихией.

Как-то, изучая информационный бюллетень «NAVAL ACCIDENTS 1945-1988» (морские инциденты с кораблями), я натолкнулся на несчастный случай с американским авианосцем, когда причудливая волна обрушилась на палубу громадного атомного авианосца «Carl Vinson» 16 августа 1986 года и выбросила за борт семь человек.

Это напомнило мне событие, произошедшее со мной в начале 80-х годов. Я тогда командовал соединением подводных лодок на Севере. На одной из подводных лодок моей дивизии я вышел в море для практической отработки недавно назначенного командира корабля.

После выполнения одной из учебных задач подводной лодке был назначен переход в очередной район в надводном положении. Погода благоприятствовала надводном плаванию, и подводная лодка по плану легла курсом на запад.

Командир подводной лодки капитан 2 ранга Петр Безвербный был на мостике, но что-то подтолкнуло меня подняться на мостик. Состояние моря было около 2 баллов, но шла океанская зыбь с востока, т.е. попутно курсу корабля.

Оглядевшись, я обратил внимание, что волна набегает с кормы, как бы обгоняя подводную лодку. А каждая очередная волна все ближе подбирается к ограждению рубки.

Я, конечно, знал понятие «девятый вал», и что при совпадении длины волны с размерами корабля, а также скорости корабля со скоростью волны, возникает резонансное явление, не благоприятное для управления кораблем.

Но подводной лодке был назначен маршрут движения и срок перехода планом флота, да и резерва увеличения скорости не было, лодка шла практически полным надводным ходом.

Так что, наблюдая за очередной набегавшей волной, продолжали надеяться, что «девятый вал» не будет столь критичным.

Увы! Он пришел. Предшествовавшая волна уже заставила любителей покурить сбежать вниз, в прочный корпус, и я еще успел прикрыть верхний рубочный люк лодки, как увидел надвигающуюся с кормы гору воды.

Это был он – «девятый вал». Успел только крикнуть командиру: «Держись!» и обхватил его, прижав к козырьку мостика, когда нас с головой накрыла волна и стала тащить вперед. Мелькнула в голове не добрая мысль, и несколько секунд под водой показались вечностью.

Вот тут я испытал всем своим существом мощь и силу этой волны. Хорошо, что ногами и руками зацепился за ограждение и козырек мостика, это удержало нас с командиром.

«Лево руля!» приказал я, как сошла волна, и дал команду на уменьшение скорости, чтобы осмотреться.

Фортуна не подвела, мы с командиром пл искупались, но не уплыли с мостика корабля, сигнальщик удержался в своем «гнезде».

Оценив ситуацию, и чтобы не испытывать судьбу я приказал всем спуститься вниз и далее переход выполнять заданным маршрутом, ведя наблюдение техническими средствами и в перископ в целях безопасности плавания.

Поход продолжался.

Источник: Литературный сборник Перископ Калужского морского собрания №15 - 2020. 

http://www.submariners.ru/upload/misc/periskop.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий