25 апреля 2013 г.

Аудиозапись аварии на АПЛ "Нерпа" всплыла в интернете

Военная прокуратура Тихоокеанского флота выступила с заявлением. 

«Приближается к завершению судебный процесс о гибели 8 ноября 2008 г. на АПЛ «Нерпа» 20 человек из состава экипажа корабля и приемо–сдаточной команды. Еще 38 человек, находившиеся на борту лодки в момент трагедии, получили телесные повреждения различной степени тяжести. 

На скамье подсудимых – командир АПЛ капитан 1 ранга Дмитрий Лаврентьев и старшина Дмитрий Гробов. В этой связи в СМИ не прекращаются публикации, искажающие суть процесса. Отдельные из них носят предвзятый характер. 

22 апреля 2013 г. в газете «Свободная пресса» размещена статья (без указания автора) под заголовком «Правда о «Нерпе» всплывает», в которой говорится о том, что в распоряжение редакции попала «уникальная видеозапись», которая «опровергает многие доводы следствия». В данном случае в очередной раз искажаются факты, предпринимается пытка ввести в заблуждение общественность, воздействовать на присяжных заседателей. 

Во–первых, видеозаписи не было. Авторы статьи, видимо, имели в виду аудиозапись из аудиорегистратора событий. Это уже само по себе говорит об их «объективности» и «компетентности».

Во–вторых, аудиозапись, на которую делается ссылка в статье, была в полном объеме исследована в ходе следствия и судебного разбирательства. Более того, она была использована Главным штабом ВМФ еще в ноябре – декабре 2008 г. при расследовании причин происшествия, повлекшего гибель людей. 

К предмету доказывания она имеет лишь косвенное отношение, поэтому о ее «уникальности» говорить не приходится. Утверждать о том, что эта запись якобы опровергает «многие доводы следствия» могут лишь люди, не знающие материалы уголовного дела, не присутствовавшие на процессе, осведомленные о нем «понаслышке», из «третьих рук». 

Ни один из доводов гособвинения эта запись не опровергает. Она лишь подтверждает то, что произошло после того, как по вине командира корабля капитана 1 ранга Дмитрия Лаврентьева неподготовленный экипаж и приемо – сдаточная команда вышли в море, а неподготовленный старшина Дмитрий Гробов произвел несанкционированное включение системы пожаротушения. 

Позиция гособвинения остается неизменной и аргументированной, в чем можно будет убедиться в ходе прений, которые состоятся сегодня, 23 апреля с.г. Надеемся, что позиция гособвинителей присяжными заседателями будет воспринята правильно, так как она логична и основана на совокупности установленных в ходе предварительного следствия и исследованных судом доказательств.

Что же касается роли капитана 1 ранга Дмитрия Лаврентьева в «спасении остальных членов экипажа», то эта заслуга в большей степени принадлежит, на наш взгляд, старшему помощнику командиру корабля капитану 3 ранга Дмитрию Синько и старшему инженеру – механику завода Борису Сазонову, которые непосредственно после аварии незамедлительно предприняли все необходимые, грамотные меры, благодаря которым удалось избежать гораздо большего количества жертв». 

Примечание. Автор материала – корреспондент газеты "Свободная Пресса" на Дальнем Востоке Оксана Егорова. На экране присутствует не только аудиозапись переговоров экипажа АПЛ «Нерпа», но и изображение записывающего устройства П-424 М (двухканальное устройство для записи громкой и УКВ связи на борту) в действии. 

Заявление прокуратуры Тихоокеанского флота прокомментировал подводник бывший заместитель начальника штаба Тихоокеанского флота контр-адмирал запаса Войтович Андрей Николаевич:

«Запись, которая опубликована в «Свободной прессе», совершенно аналогична записи с диска, изъятого прокуратурой в ходе работы комиссии Главного штаба ВМФ под руководством адмирала Татаринова. Только дополнительно несет видеоизображение прибора и подтверждает безукоризненность действий командира и экипажа в соответствии с «Руководством по борьбе за живучесть» ВМФ. История исследования диска, изъятого прокуратурой, на сегодня мне неизвестна.

Что касается заслуг командира «Нерпы», его старшего помощника и старшего инженер-механика завода, голоса которых слышны на видеозаписи, то здесь следует отметить только абсолютное незнание корабельных расписаний стороной обвинения. 

Все действия по управлению кораблем (в том числе и с борьбой за живучесть корабля), по всем корабельным расписаниям, выполняются только по приказанию командира корабля. Старпом лишь организует исполнение всех приказаний командира, что не может трактоваться как какая-то особая заслуга старшего помощника.

Наконец, как можно обвинять старшину Гробова в несанкционированном запуске системы «Молибден-И», если следственным экспериментом (с понятыми и под видеокамеру) еще в 2008 году было доказано, что он не мог этого сделать простым набором кода с помощью клавиш

А если такое и произошло, то лишь вследствие неисправности самой системы. Что зафиксировано в акте следственного эксперимента, подписанном представителем разработчика - ОАО «Концерн «Аврора». 

Между прочим, незадолго до аварии на «Нерпе» несанкционированные срабатывания системы пожаротушения произошли на строившейся в Северодвинске новейшей АПЛ проекта 955 «Борей» (в июне, июле и сентябре 2008 года).

Считаю возможным напомнить, что экипаж «Нерпы» (в составе сдаточной команды) согласно руководящим документам, находился в непосредственном управлении Амурского завода. Командир экипажа являлся сдаточным капитаном и функционально подчинялся ответственному сдатчику корабля

Личный состав осваивал новую технику и вооружение под контролем заводских специалистов (фактически отрабатывал заводскую курсовую задачу - ЛЗ-2 «Плавание подводной лодки»). 

Представители промышленности от предприятия – строителя АПЛ и контрагентских предприятий (входящие в состав сдаточной команды) обучали экипаж правильной эксплуатации вооружения и военной техники в соответствии с эксплуатационной документацией. 

Поэтому ответственность за аварии и поломки технических средств лежит на специалисте заводской части сдаточной команды. Почему же на скамье подсудимых только подводники?».

Мнение командующего Восточным военным округом адмирала Сиденко Константина Семёновича. «Гвардии капитана 1 ранга Лаврентьева необходимо не судить, а представить к ордену Мужества».

Аудиозапись переговоров на АПЛ «Нерпа» в момент аварии

18.54.37 – ревун, предупреждающий о подаче огнегасителя во 2-й отсек.

18.54.45 - голос: «Это что?» Почему такая реакция? Все неожиданно, не санкционированно. 

18.54.49 - слышно как подводники начали включаться в изолирующие средства. 
Шумное дыхание – человек включился в ШДА (шланговый дыхательный аппарат).

18.55.03 - аварийная тревога по кораблю. 25-30 звонков. 

18.55.08 - команда о продувании средней группы цистерн главного балласта (ЦГБ). 
ПЛ пошла на всплытие.

18.55.15 - объявление по кораблю «Во 2-й отсек подан огнегаситель»

18.55.25 - отдано приказание личному составу 1-го и 3-го отсекам занять рубежи обороны. 1-му - на кормовой переборке, а 3-му - на носовой переборке. В это же время даются команды в 1-ый и 3-ий на герметизацию. 

18.59.39 - команда «Начальнику медицинской службы прибыть во 2-й отсек!» 

18.59.48 - доклады о состоянии отсеков и людей.

19.03.37 - начато вентилирование отсеков. 

19.03.51 - вынос наверх пораженных. Все время от момента объявления аварийной тревоги шло выяснение обстановки по отсекам и состоянию людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий