1 мая 2011 г.

Russian cruiser Prut (Ottoman cruiser Mecidiye).

В истории военно-морского флота не редкость, когда боевые корабли по нескольку раз меняли флаг и название. В этом плане особый интерес представляет судьба бронепалубного крейсера "Прут", который был спущен на воду в Филадельфии фирмой William Cramp & Sons Shipbuilding Company в июле 1903 года под названием "Abdülmecid" и вошел в состав флота Османской империи в декабре 1903 года под названием "Mecidiye".

Сайт Всеукраинского союза писателей-маринистов (http://www.vspm.com.ua/) в разделе "Публикации" представил авторский материал одессита Игоря Алексеева "Одесса и главный трофей Черноморского флота".

25 февраля 2011 года исполнилось 95 лет со дня ввода в строй  в составе Черноморского флота Российской империи крейсера «Прут», судьба которого неразрывно связана с историей Одессы и остается одной из малоизвестных страниц города. Началась эта история в апреле 1915 года, когда в результате неудачной операции германо-турецкого флота Черноморский флот пополнился трофеем - крупнейшим боевым кораблем, захваченным русскими моряками в Первой мировой войне, – крейсером «Меджидие» (Mecidiye).

Ранним утром 1 апреля 1915 года к Одессе из Босфора направился основной ударный отряд корветтен-капитана Бюкселя в составе крейсеров «Меджидие» и «Хамидие», которым предназначалось сыграть основную роль в набеге. С ними шли четыре эсминца "Муавенет", "Ядигар", "Ташос" и "Самсун", и командир отряда рассчитывал провести набег на город с юга, выйдя к мысу Большой Фонтан и следуя затем вдоль русского побережья.

В результате навигационной ошибки отряд оказался у Одесской банки, миль на 15 к востоку от предполагаемого места. Командир отряда решил изменить план набега и отряд пошел к Одессе вдоль берега через минное поле. В 06.30 утра 3 апреля 1915 года крейсер «Меджидие» идя за тралами, левым бортом подорвался на мине.

В результате взрыва на корабле оказались затоплены котельные отделения, а от проникшей внутрь воды нос крейсера начал быстро погружаться. Так как глубина вокруг составляла уже 12,8 метра, то командир решил выйти на мелководье и выброситься на отмель, для чего руль был переложен право на борт. 

Вскоре корабль с креном на левый борт окончательно сел на грунт приблизительно в пятнадцати милях от Воронцовского маяка. 


При подрыве погибли двадцать шесть членов экипажа, а остальные были приняты на эсминцы. Шлюпки с крейсера «Хамидие» подбирали оказавшихся после взрыва за бортом.

Закончив снятие экипажа, в 07.30 миноносец "Ядигар" выпустил в еще державшуюся на плаву корму крейсера торпеду, после взрыва которой корабль выпрямился и окончательно сел на грунт всем корпусом. Торпеда хоть и попала в район кормового артпогреба, но детонации боезапаса не произошло. На поверхности остались торчать мачты, трубы и мостики корабля. Остальные турецкие корабли стали поспешно отходить на юг.

Только к полудню пришли первые донесения о стоящем в море крейсере, и только в 15.00 поступило донесение из Очакова о том, что видны три трубы крейсера у Одесской банки. В 16.30 одно из посыльных судов обнаружило крейсер, его командир осмелился приблизиться и определил, что крейсер оставлен командой, затоплен и сидит на мели.

Более подробно о том, что тогда происходило на Черном море читайте у Игоря Алексеева на сайте ВСПМ (http://www.vspm.com.ua/ru/main/publikacii/odessa-i-glavnyiy-trofeiy-chernomorskogo-flota). 

О том, как проходила операция по подъему крейсера читателю предлагается статья командор-поручника-инженера в отставке польского флота Витольда Желиховского, опубликованная в журнале "Пшегленд Морски" №18, 1930 г. 

Статья иллюстрируется фотографиями из коллекции В. Желиховского, в 1968 г. переданными им Обществу офицеров Российкого Императорского флота в Америке, которые в 1998 г. вместе с собранием Общества были возвращены в Россию. 
(http://flot.com/history/events/mejidie.htm)

На фото затопленный на Одесской банке крейсер "Mecidiye", 3 апреля 1915 года.


Крейсер был восстановлен по закупленным у фирмы William Cramp чертежам. В период первой мировой войны экипаж крейсера участвовал в Трапезундской наступательной операции (с 5 февраля по 18 апреля 1916 года). Был заключен договор с английской фирмой "Бабкок и Уилкокс" на поставку новых котлов для крейсера, и первые 4 котла даже прибыли в Архангельск в декабре 1916 года.

12 жовтня ( октября) 1917 року на відзначення українізації трьох кораблів Балтійського флоту: крейсера «Светлана» та ескадрених міноносців «Україна» та «Гайдамак» на крейсері «Прут», як і на всіх кораблях і установах Чорноморському Флоті, на один день, було піднято національні українські прапори та стеньгові сигнали «Хай живе вільна Україна».

14 січня (января) 1918 року Центральна Рада прийняла «Тимчасовий Закон про український державний флот». У законі значилось: «Російський Чорноморський флот… проголошується флотом Української Народної Республіки…» та «Українська Народна Республіка переймає на себе всі зобов'язання російського уряду щодо Чорноморського флоту й щодо утримання флоту й портів».

29 квітня (апреля) 1918 року відповідно до наказу командувача ЧФ Михайла Сабліна кораблі та установи флоту підняли український прапор. Але вже вночі, частина кораблів вийшла до Новоросійська. Крейсер «Прут», як і більшість кораблів флоту залишились у Севастополі під українськими прапорами.

Подробнее - Вадим ПРИХОДЬКО. Чорноморський флот в період діяльності Центральної ради, Гетьманату та Директорії (http://ukrlife.org/main/uacrim/ch_f_17.htm). Севастопольський військово-морський інститут ім.П.Нахімова

1 мая 1918 года крейсер был захвачен немцами в Севастополе и возвращен Турции, вновь переименован в "Меджидие". Был исключен из боевого состава турецкого флота 1 марта 1947 года, но разобран на металл только в 1952-1956 годах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий