Тихоокеанский флотский военный суд рассмотрит уголовное дело о чрезвычайном происшествии на атомной подводной лодке К-152 «Нерпа», в результате которой погибли 20 человек, с участием коллегии присяжных заседателей.
На первом заседании защита обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении этого дела судом присяжных.
Прошение адвокатов было удовлетворено.
Следующее заседание назначено на 20 мая.
Защита командира АПЛ К-152 гвардии капитана первого ранга Дмитрия Лаврентьева
(на фото), которого гособвинение считает виновным в чрезвычайном происшествии, надеется, что у присяжных «не поднимется рука» признать того виновным.
Офицер настаивает на своем полном оправдании.
Помощник военного прокурора ТОФ по связям с общественностью Роман Колбанов подтвердил, что согласно обвинительному заключению, следствие считает виновными в аварии на АПЛ именно командира "Нерпы" Дмитрия Лаврентьева и старшину 2 статьи Дмитрия Гробова. Бывшему командиру 72-й бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок, дислоцированной в городе Большой Камень Приморского края, Сергею Захарченко обвинение не предъявлено.
"Следствие пришло к выводу, что именно их действия и бездействие повлекли возникновение аварийного происшествия на АПЛ с гибелью людей и причинением вреда здоровью различной степени тяжести еще 38 членам экипажа", - заявил Роман Колбанов.
8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний АПЛ «Нерпа» в Японском море в результате несанкционированного включения системы пожаротушения ЛОХ (лодочной объемной химической) погибли 20 человек (из них 17 гражданских специалистов), еще 38 пострадали и были госпитализированы (двое получили тяжкий вред здоровью, пятеро – средний, остальные – легкий).
Всего на борту АПЛ находились 208 человек (81 военнослужащий и 127 членов сдаточной команды), большинство из них - специалисты Амурского судостроительного завода, а также эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга.
31 октября субмарина совершила первое успешное погружение.
Ранним утром 8 ноября 2008 года на АПЛ "Нерпа" произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. В отсек подлодки, где находились люди, была закачана ядовитая смесь, для тушения открытого огня - фреон с примесью тетрахлорэтилена, вытесняющий необходимый для горения кислород.
Второй отсек АПЛ оказался автоматически загерметизирован, и люди, находившиеся в нем (три члена экипажа и 17 гражданских лиц), задохнулись в течении нескольких минут. В заполненных газом отсеке они не смогли воспользоваться портативными дыхательными аппаратами.
Непосредственным виновником аварии следствие считает трюмного машиниста старшину 2 статьи Дмитрия Гробова (на фото), который несанкционированно запустил систему ЛОХ с локального пульта управления. Д.Гробов обвиняется в причинении по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам (ч. 3 ст. 109 УК РФ).
Гробов Д.М. наряду с обвинением в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 109 УК РФ, обвиняется в причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершённом вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, при следующих изложенных в обвинительном заключении обстоятельствах.
Из Судебного постановления по уголовному делу в отношении Лаврентьева Д.Б. и Гробова Д.М. от 25 апреля с.г. Тихоокеанского флотского военного суда.
"Гробов Д.М., находясь на борту подводной лодки АПЛ «К-152», при нахождении лодки в подводном положении на перископной глубине в районе Японского моря вблизи [адрес] 8 ноября 2008 года с 17 часов 50 минут до 17 часов 54 минуты, ненадлежаще исполняя свои должностные обязанности, не проявляя необходимой внимательности и предусмотрительности, в результате личной недисциплинированности, пренебрежительного отношения к правилам предосторожности, жизни и здоровью окружающих, небрежного отношения к выполнению корабельных правил, нарушив требования ст. 247, п. «д», ст. 450 и 512 Корабельного устава ВМФ, ст. 64 и 93 Руководства по борьбе за живучесть подводной лодки (РЖБ – ПЛ – 82), запрещающих ему включать приборы и механизмы, не входящие в его заведование, без команды и при отсутствии необходимости, используя местный пульт управления системы «N» - прибор №, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности, в силу своей профессиональной подготовленности, занимаемой должности, опыта военной службы на АПЛ (более 5 лет), должен был и мог предвидеть опасные последствия своих действий, произвёл несанкционированное, внезапное для командования и экипажа подводной лодки включение системы лодочного объёмно-химического пожаротушения с подачей токсичного огнегасителя, опасного для жизни и здоровья людей, в помещения второго отсека АПЛ «№» с находившимися там членами экипажа, в результате чего членам заводской части сдаточной команды ФИО6 и ФИО7 были причинены повреждения, вызвавшие тяжкий вред здоровью. При этом ФИО6 причинены отморожения кожных покровов туловища, верхних и нижних конечностей 2 степени на площади 25%, а также век правого глаза 1 степени, а ФИО7 - отморожения кожных покровов головы, туловища, верхних и нижних конечностей и половых органов 2-3 степени на площади 25-30 %."
Действия Гробова Д.М. в этой части обвинения квалифицированы органом дознания по ч.2 ст. 118 УК РФ.
http://tihookeanskyfvs.prm.sudrf.ru/modules.php?name=information&rid=79
В ходе предварительного заседания суд освободил Д.Гробова от ответственности за причинение вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей тяжкого вреда здоровью по неосторожности членам сдаточной команды ( ч.2 ст.118 УК РФ ) по причине истечения срока давности.
Гвардии капитану первого ранга Дмитрию Лаврентьеву инкриминируется превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий – смерти по неосторожности двух и более лиц (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ).
По версии обвинения, командир АПЛ «Нерпа» не обеспечил должный уровень подготовки личного состава субмарины, что привело к тяжким последствиям.
Дмитрий Лаврентьев, заявил журналистам, что виновным себя не считает и будет настаивать на оправдательном приговоре.
Адвокат Д. Лаврентьева Александр Кулаков сообщил журналистам, что еще 15 сентября 2008 года его подзащитный направил командованию ТОФ и руководству Амурского судостроительного завода служебное письмо, в котором указал, что система дистанционного автоматизированного управления общекорабельными системами «Молибден-И» «не обеспечивает живучесть корабля и имеет ряд конструктивных недоработок, устранить которые необходимо до выхода корабля на заводские ходовые испытания». Между тем, по данным А.Кулакова, технические сбои в работе систем субмарины продолжались и после аварии 8 ноября 2008 года, последний - в марте этого года.
В штабе Тихоокеанского флота судебный процесс по факту аварии на АПЛ «Нерпа» официально не комментируют. Однако ряд бывших высокопоставленных адмиралов, среди которых командующий ТОФ с декабря 2001 года по декабрь 2007 года адмирал Виктор Федоров, командующий ТОФ с декабря 1986 по март 1993 года адмирал Геннадий Хватов, бывший заместитель начальника штаба ТОФ контр-адмирал Андрей Войтович, выступили в поддержку командира подводной лодки.
В частности, вот как видит ситуацию адмирал запаса Виктор Федоров.
«Лучшим судебным решением по делу Лаврентьева было бы отправить материалы на дополнительное расследование. Оборудование, которое испытывалось на «Нерпе», не сертифицировано. Оно не проходило нормальных контрольных проверок в работе. А сбой, приведший к аварии, а также инцидент, произошедший на борту лодки после аварии, доказывают несовершенство этого оборудования.
Кроме того, в несанкционированно сработавшей системе пожаротушения оказался совершенно другой компонент (тетрахлорэтилен). Проведенные независимые экспертизы подтвердили, что это химическое вещество не соответствовало приложенным документам. Почему-то в этой области виновных не ищут.
Если бы газ в системе пожаротушения соответствовал сертификату, то при длительном воздействии этого газа на подводников погибло бы вдвое меньше людей. При кратком воздействии, как было на «Нерпе», жертв можно было совсем избежать.
Лаврентьева пытаются обвинить в том, что он допустил выход в море с плохо подготовленным экипажем. Но ведь не командир прежде всего определяет готовность экипажа. Существует целая система: к ходовым испытаниям корабль готовят представители промышленности, затем проверяет военная приемка, далее – штабы. При этом обязательно должны быть соблюдены государственные военные стандарты – знаю, что этого не было… Лаврентьев не должен нести персональную ответственность за произошедшее и выступать в роли козла отпущения», – заключил Виктор Федоров.
По материалам vladnews.ru, novostivl.ru,
Фото Анна Давыденко
На первом заседании защита обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении этого дела судом присяжных.
Прошение адвокатов было удовлетворено.
Следующее заседание назначено на 20 мая.
Защита командира АПЛ К-152 гвардии капитана первого ранга Дмитрия Лаврентьева
(на фото), которого гособвинение считает виновным в чрезвычайном происшествии, надеется, что у присяжных «не поднимется рука» признать того виновным.
Офицер настаивает на своем полном оправдании.
Помощник военного прокурора ТОФ по связям с общественностью Роман Колбанов подтвердил, что согласно обвинительному заключению, следствие считает виновными в аварии на АПЛ именно командира "Нерпы" Дмитрия Лаврентьева и старшину 2 статьи Дмитрия Гробова. Бывшему командиру 72-й бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок, дислоцированной в городе Большой Камень Приморского края, Сергею Захарченко обвинение не предъявлено.
"Следствие пришло к выводу, что именно их действия и бездействие повлекли возникновение аварийного происшествия на АПЛ с гибелью людей и причинением вреда здоровью различной степени тяжести еще 38 членам экипажа", - заявил Роман Колбанов.
8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний АПЛ «Нерпа» в Японском море в результате несанкционированного включения системы пожаротушения ЛОХ (лодочной объемной химической) погибли 20 человек (из них 17 гражданских специалистов), еще 38 пострадали и были госпитализированы (двое получили тяжкий вред здоровью, пятеро – средний, остальные – легкий).
Всего на борту АПЛ находились 208 человек (81 военнослужащий и 127 членов сдаточной команды), большинство из них - специалисты Амурского судостроительного завода, а также эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга.
31 октября субмарина совершила первое успешное погружение.
Ранним утром 8 ноября 2008 года на АПЛ "Нерпа" произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. В отсек подлодки, где находились люди, была закачана ядовитая смесь, для тушения открытого огня - фреон с примесью тетрахлорэтилена, вытесняющий необходимый для горения кислород.
Второй отсек АПЛ оказался автоматически загерметизирован, и люди, находившиеся в нем (три члена экипажа и 17 гражданских лиц), задохнулись в течении нескольких минут. В заполненных газом отсеке они не смогли воспользоваться портативными дыхательными аппаратами.
Непосредственным виновником аварии следствие считает трюмного машиниста старшину 2 статьи Дмитрия Гробова (на фото), который несанкционированно запустил систему ЛОХ с локального пульта управления. Д.Гробов обвиняется в причинении по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам (ч. 3 ст. 109 УК РФ).
Гробов Д.М. наряду с обвинением в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 109 УК РФ, обвиняется в причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершённом вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, при следующих изложенных в обвинительном заключении обстоятельствах.
Из Судебного постановления по уголовному делу в отношении Лаврентьева Д.Б. и Гробова Д.М. от 25 апреля с.г. Тихоокеанского флотского военного суда.
"Гробов Д.М., находясь на борту подводной лодки АПЛ «К-152», при нахождении лодки в подводном положении на перископной глубине в районе Японского моря вблизи [адрес] 8 ноября 2008 года с 17 часов 50 минут до 17 часов 54 минуты, ненадлежаще исполняя свои должностные обязанности, не проявляя необходимой внимательности и предусмотрительности, в результате личной недисциплинированности, пренебрежительного отношения к правилам предосторожности, жизни и здоровью окружающих, небрежного отношения к выполнению корабельных правил, нарушив требования ст. 247, п. «д», ст. 450 и 512 Корабельного устава ВМФ, ст. 64 и 93 Руководства по борьбе за живучесть подводной лодки (РЖБ – ПЛ – 82), запрещающих ему включать приборы и механизмы, не входящие в его заведование, без команды и при отсутствии необходимости, используя местный пульт управления системы «N» - прибор №, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности, в силу своей профессиональной подготовленности, занимаемой должности, опыта военной службы на АПЛ (более 5 лет), должен был и мог предвидеть опасные последствия своих действий, произвёл несанкционированное, внезапное для командования и экипажа подводной лодки включение системы лодочного объёмно-химического пожаротушения с подачей токсичного огнегасителя, опасного для жизни и здоровья людей, в помещения второго отсека АПЛ «№» с находившимися там членами экипажа, в результате чего членам заводской части сдаточной команды ФИО6 и ФИО7 были причинены повреждения, вызвавшие тяжкий вред здоровью. При этом ФИО6 причинены отморожения кожных покровов туловища, верхних и нижних конечностей 2 степени на площади 25%, а также век правого глаза 1 степени, а ФИО7 - отморожения кожных покровов головы, туловища, верхних и нижних конечностей и половых органов 2-3 степени на площади 25-30 %."
Действия Гробова Д.М. в этой части обвинения квалифицированы органом дознания по ч.2 ст. 118 УК РФ.
http://tihookeanskyfvs.prm.sudrf.ru/modules.php?name=information&rid=79
В ходе предварительного заседания суд освободил Д.Гробова от ответственности за причинение вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей тяжкого вреда здоровью по неосторожности членам сдаточной команды ( ч.2 ст.118 УК РФ ) по причине истечения срока давности.
Гвардии капитану первого ранга Дмитрию Лаврентьеву инкриминируется превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий – смерти по неосторожности двух и более лиц (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ).
По версии обвинения, командир АПЛ «Нерпа» не обеспечил должный уровень подготовки личного состава субмарины, что привело к тяжким последствиям.
Дмитрий Лаврентьев, заявил журналистам, что виновным себя не считает и будет настаивать на оправдательном приговоре.
Адвокат Д. Лаврентьева Александр Кулаков сообщил журналистам, что еще 15 сентября 2008 года его подзащитный направил командованию ТОФ и руководству Амурского судостроительного завода служебное письмо, в котором указал, что система дистанционного автоматизированного управления общекорабельными системами «Молибден-И» «не обеспечивает живучесть корабля и имеет ряд конструктивных недоработок, устранить которые необходимо до выхода корабля на заводские ходовые испытания». Между тем, по данным А.Кулакова, технические сбои в работе систем субмарины продолжались и после аварии 8 ноября 2008 года, последний - в марте этого года.
В штабе Тихоокеанского флота судебный процесс по факту аварии на АПЛ «Нерпа» официально не комментируют. Однако ряд бывших высокопоставленных адмиралов, среди которых командующий ТОФ с декабря 2001 года по декабрь 2007 года адмирал Виктор Федоров, командующий ТОФ с декабря 1986 по март 1993 года адмирал Геннадий Хватов, бывший заместитель начальника штаба ТОФ контр-адмирал Андрей Войтович, выступили в поддержку командира подводной лодки.
В частности, вот как видит ситуацию адмирал запаса Виктор Федоров.
«Лучшим судебным решением по делу Лаврентьева было бы отправить материалы на дополнительное расследование. Оборудование, которое испытывалось на «Нерпе», не сертифицировано. Оно не проходило нормальных контрольных проверок в работе. А сбой, приведший к аварии, а также инцидент, произошедший на борту лодки после аварии, доказывают несовершенство этого оборудования.
Кроме того, в несанкционированно сработавшей системе пожаротушения оказался совершенно другой компонент (тетрахлорэтилен). Проведенные независимые экспертизы подтвердили, что это химическое вещество не соответствовало приложенным документам. Почему-то в этой области виновных не ищут.
Если бы газ в системе пожаротушения соответствовал сертификату, то при длительном воздействии этого газа на подводников погибло бы вдвое меньше людей. При кратком воздействии, как было на «Нерпе», жертв можно было совсем избежать.
Лаврентьева пытаются обвинить в том, что он допустил выход в море с плохо подготовленным экипажем. Но ведь не командир прежде всего определяет готовность экипажа. Существует целая система: к ходовым испытаниям корабль готовят представители промышленности, затем проверяет военная приемка, далее – штабы. При этом обязательно должны быть соблюдены государственные военные стандарты – знаю, что этого не было… Лаврентьев не должен нести персональную ответственность за произошедшее и выступать в роли козла отпущения», – заключил Виктор Федоров.
По материалам vladnews.ru, novostivl.ru,
Фото Анна Давыденко
А кто ответит на то, почему в систему пожаротушения был закачан ядовитый тетрахлорэтилен. Командир субмарины Лаврентьев и машинист Гробов, что ли его туда поместили? Нет, господа хорошие, это ничто иное, как диверсия. И следствие должно продолжаться, пока не найдёт того или тех, кто распорядился поместить яд в систему пожаротушения.
ОтветитьУдалить