25 февраля 2010 г.

В Российской армии и на флоте политработа уходит в запас.

Роль офицеров-воспитателей в Российской армии сводится к минимуму.
Кто займется «человеческой идеологией» в Российской армии?


Анатолий Башлаков пост сдал. Кто принял?
Фото РИА Новости.

Новый облик Вооруженных сил РФ, как бы к нему ни относиться, – это не только оптимизация структуры и численности войск, но и новые подходы к формированию личности военнослужащего, его сознания, корпоративной культуры и мотивированности к службе. 

То есть недооценка роли человеческого фактора сегодня чревата завтрашними трудно предсказуемыми последствиями.

Но в Министерстве обороны на этот счет имеется свое «особое» мнение, вряд ли соответствующее президентским словам о том, что «основу нашей политики должна составлять идеология, в центре которой – человек».

Как сообщает "НГ", Начальник Главного управления воспитательной работы (ГУВР) Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Анатолий Башлаков увольняется в запас.

Официальная формулировка – «по организационно-штатным мероприятиям». Обязанности главного армейского воспитателя временно исполняет его первый заместитель – генерал-майор Юрий Дашкин. Одновременно понижается статус Главка – он станет структурным подразделением Главного управления кадров Минобороны РФ.

Что касается самого генерала Башлакова – политработника по первичному образованию (он окончил Рижское высшее военно-политическое училище) и чистого командника по карьере (до назначения в Москву он был начальником 1-го Государственного испытательного космодрома Минобороны РФ в Плесецке), то его отставка предсказывалась еще в прошлом году.

По некоторым данным, начальник ГУВР отказался занять одну из двух предложенных высоких должностей по плану ротации. Как сообщил корреспонденту «НГ» источник в Минобороны, речь шла о назначении его начальником штаба одного из военных округов за Уральским хребтом.

Прослуживший четверть века в «таежных углах» генерал отказался уезжать из столицы. По другой версии, новое руководство военного ведомства давно готовило кардинальную реформу воспитательных структур армии и флота, и смена начальника Главка была неизбежной.

Еще в середине 2009 года вероятным преемником Анатолия Башлакова называлась советник министра обороны Екатерина Приезжева, которую многие считают «матерью» принятой, но вяло реализуемой «Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года».

Знакомая министру Анатолию Сердюкову еще по Санкт-Петербургу и призванная под знамена его новой команды в здании на Арбате, она давно критично высказывалась по поводу устаревших стиля и методов воспитательных органов как в Центре, так и на местах.

Сначала в ГУВР сократили количество управлений и отделов. Потом «секвестировали» как сам центральный аппарат, так и офицеров-воспитателей в войсках. 

В результате перехода на новый облик в бригадах и на кораблях 1 ранга остался всего один офицер-воспитатель.В минувшем году у Главка отобрали еще часть функций, в частности права распоряжаться бюджетными деньгами на информационные, пропагандистские и иные цели.

И вот теперь стало известно, что все это привело к логическому итогу: статус Главного управления будет понижен, структура его резко сокращена, а оставшимся в строю «комиссарам» понизят должностные категории.

Около 40% штатных должностей окажутся переведены из офицерских в гражданские.При этом сам ГУВР будет преобразован в управление (или даже направление) при Главном управлении кадров Минобороны.

Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил несколько лет декларировала, что «воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц Вооруженных сил всех степеней» (приказ министра обороны Российской Федерации 2004 года № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации»).

Но занимались этим именно «политруки» – командиры с готовностью перекладывали на них всю ответственность за «духовную составляющую». Кто будет этим заниматься завтра, если офицеров-воспитателей в принципе изводят как класс?

Eсли не вспоминать про то, что морально-психологическое обеспечение давно считается одним из видов обеспечения боевой готовности, а климат в воинских коллективах напрямую влияет на выполнение задач по подготовке и осуществлению вооруженной защиты страны.

Если забыть, что воспитатели организовывали информирование военнослужащих, взаимодействовали с общественными, ветеранскими и религиозными объединениями, вели психологическую работу, занимались «социалкой» и многим другим вплоть до военно-социологических исследований...

Вырисовываются и другие проблемы.

До сей поры Главному управлению воспитательной работы непосредственно подчинялись Центральный академический театр Российской Армии, Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А.В.Александрова, Культурный центр Вооруженных сил РФ им. М.В.Фрунзе, Студия военных художников им. М.Б.Грекова, Центральный музей Вооруженных сил РФ, ФГУ «Редакция газеты «Красная звезда», редакции журналов «Воин России» и «Ориентир», Центральная телевизионная и радиовещательная студия Министерства обороны РФ, ряд других структур.

Кому достанется все это многообразное и весьма ценное (как в материальном, так и в моральном плане) «наследство»?

И, наконец, кто станет отвечать за идеологическую составляющую в Российской армии и флоте? Военное духовенство, будущая военная полиция? Вопросов пока больше, чем ответов...

Комментариев нет:

Отправить комментарий