17 марта 2010 г.

Вспоминая пожар на БПК "Адмирал Захаров" 17 февраля 1992 года.


17 февраля 1992 года на переходе во Владивосток (в навигационный ремонт) на большом противолодочном корабле (БПК) "Адмирал Захаров" (командир корабля капитан 1 ранга А. Пискунов) в Уссурийском заливе в 40 кабельтовых от мыса Сысоева произошел взрыв и возник объемный пожар в кормовом машинном отделении. Во время ликвидации пожара погиб старшина 2 статьи В.Андрук.

В своем материале "Сутки в огне" корреспондент газеты "Боевая вахта" капитан 3 ранга Григорий Пасько писал. На переходе возникла неисправность, командир БЧ-5 капитан 3 ранга Игорь Самойлов принял решение подпитывать муфту форсажного двигателя № 2 ручным способом и для этой цели послал в кормовое машинное отделение (КМО) матроса, который со своей задачей не справился.

Турбина пошла в разнос. Произошел разрыв дисков двух ступеней турбины. Разлетающиеся лопатки разрушили корпус турбины и пробили двойное дно КМО в районе топливной цистерны. В результате поступления в машинное отделение раскаленных газов и распыленного топлива произошел объемный пожар с последующим возгоранием поступавшего из пробитой цистерны топлива. Кормовое машинное отделение корабля выгорело почти полностью.

По данным Википедия: 17 февраля 1992 года в 11 часов 42 минуты (по местному времени), на переходе во Владивосток (в Уссурийском заливе, в 7,4 километрах от мыса Сысоев), в кормовом машинном отделении БПК «Адмирал Захаров» произошел взрыв газотурбинной установки, вызвавший объёмный пожар (из-за превышения предельных оборотов турбины винта (ТВ) форсажного двигателя произошло её разрушение, осколки разлетелись по всему КМО, один из них пробил топливную цистерну (находившуюся под двигателем) и днище корабля, забортная вода, поступая в цистерну давила, топливо в КМО). 

Пожар бушевал почти сутки. В течение первых двух часов экипаж "Захарова" вел борьбу за живучесть корабля самостоятельно. В 13 часов 25 минут подошел эсминец "Быстрый" и высадил свою корабельную спасательную группу. Начали подходить силы спасательного отряда флота - "Барс", "Моржовец", буксиры СБ-408, СБ-522 и РБ-22, БМРТ "Мысовой".

Капитан 1 ранга А. Крат позже вспоминал, что люди проявили настоящий героизм, действуя в экстремальных условиях. В первую очередь он назвал командира БЧ-5 Игоря Самойлова. "Он буквально ползал по палубе, доставляя рукава пожарных шлангов в самое пекло".

Основными виновниками в акте расследования аварийного происшествия были названы контр-адмирал Игорь Хмельнов (командующий Тихоокеанским флотом с 1994 по 1996 гг.), командир соединения капитан 1 ранга Михаил Ежель (с 11 марта 2010 года Министр обороны Украины, адмирал запаса), командир корабля капитан 1 ранга А. Пискунов, командир электро-механической боевой части капитан 3 ранга Игорь Самойлов.

Как потом оказалось, межремонтный срок эксплуатации БПК "Адмирал Захаров" истек в 1989 году. Из-за ограниченности лимитов на судоремонт сроки очередного текущего ремонта корабля ежегодно переносились. Агрегатная замена форсажных двигателей на корабле не проводилась по весьма прозаичной причине - на флоте их не было. Из 7 штатных электропожарных насосов в строю было лишь 2.

Денег на ремонт корабля не нашлось. В 1994 году корабль был выведен из боевого состава Тихоокеанского флота России и продан на металлолом. В сентябре 2008 года также горело кормовое машинное отделение на аналогичном БПК "Маршал Шапошников" (погибли два матроса), но деньги на ремонт нашли и корабль восстановили.

В настоящее время в составе Тихоокеанского флота России четыре бпк типа "Удалой" - "Маршал Шапошников", "Адмирал Виноградов", "Адмирал Трибуц", "Адмирал Пантелеев". БПК "Адмирал Спиридонов" был исключен из боевого состава ТОФ в августе 1997 года.

Использована публикация в газете "Тихий океан" от 31 мая 1992 года

https://ru.wikipedia.org/wiki/%

1 комментарий:

  1. Вот к чему приводит подключение ШПМ ФД без синхронизации...

    ОтветитьУдалить