В преддверии праздника Вадим КУМЕЙКО побеседовал с капитаном I ранга, председателем региональной общественной организации «Морское собрание», автором книги «Белгородчина морская» Николаем Якубовским.
Служба по контракту
— Николай Степанович, всю жизнь вы посвятили службе на флоте. Наверное, с детства грезили кораблями и дальними плаваниями?
— Я родился в селе Рокита Полтавской области, вдали от моря. До 14 лет я не видел ни корабля, ни паровоза.
— Откуда же взялась тяга к морю?
— Прежде всего от тех односельчан, которые были призваны во флот и после службы возвратились обратно.
Здоровенные мужики в тельняшках, брюках-клёш, в бескозырках с лентами — эти ребята производили сильное впечатление на нас, мальчишек.
Большим уважением среди односельчан пользовался военный водолаз, проходивший службу на Балтийском флоте.
Когда он приехал домой с кортиком, весь в наградах, я подумал, что тоже хочу стать моряком, когда вырасту.
А тельняшку я носил с самого раннего возраста — её мне купила мать вместе с бескозыркой, на которой было написано «Моряк».
Эти обновки настолько пришлись мне по душе, что я носил их почти не снимая.
Даже на выпуском фото из школы видно, что под рубашкой у меня тельняшка.
— Как вы оказались на флоте?
— В ноябре 1962 года на призывной комиссии я услышал в свой адрес фразу: «Здоровый какой! Пойдёшь на Северный флот служить».
Эти слова, сказанные адмиралом, стали определяющими в моей жизни.
Учебный отряд, в который меня направили, был на Балтике, в Кронштадте.
Везли нас туда в теплушках, поезд шёл долго, потому что двигался только по ночам из соображений секретности.
В городе Ломоносов нас перегрузили в трюм буксира.
Это была ночь, и о том, что мы на берегу моря, я догадался только по солёным брызгам.
В Кронштадте недалеко от причала были одноэтажные казармы, в которых нам предстояло жить.
После бани нам начали раздавать форму: по центру казармы шёл матрос с кипой одежды на руках, раздававший её в случайном порядке.
Когда мы оделись, на себя были не похожи.
«Ничего, походите и так!», — сказал усатый боцман.
В учебном отряде мне посчастливилось увидеть Александра Маринеско
(во время Великой Отечественной войны командовал подводными лодками М-96 и С-13 Краснознамённого Балтийского флота.
Лидер среди советских подводников по суммарному тоннажу уничтоженных кораблей противника.
Стал широко известен потоплением 30 января 1945 года плавказармы военно-морского флота нацистской Германии «Вильгельм Густлофф». — Прим. ред.).
На День флота в 1963 году он приехал к нам в часть вместе с другими знаменитыми подводниками — Иваном Травкиным (в годы Великой Отечественной войны командовал подводными лодками Щ-303 и К-52, Герой Советского Союза. — Прим. ред.)
и Николаем Луниным (в годы Великой Отечественной войны командир подлодок Щ-421 и К-21, Герой Советского Союза. — Прим. ред.).
Это был его последний визит — осенью 1963 года Маринеско не стало.
Как сейчас помню: Александр Иванович был в обычном гражданском пиджаке, без наград, но со знаком командира подводной лодки на груди.
Все уже тогда называли его героем, хотя звание Героя Советского Союза ему присвоили только в 1990 году, уже после его смерти.
Мне довелось вручать ему макет подводной лодки, который сделали ребята в нашем учебном отряде.
Запомнил этот эпизод на всю жизнь.
Я тогда сказал Маринеско: «Я тоже стану командиром подводной лодки».
Эту задачу я в итоге выполнил.
— Расскажите о вашей дальнейшей службе.
— После учебного отряда я попал на дизельную подлодку проекта 641.
Тогда это были самые современные подводные лодки.
Наша первая боевая служба была в Средиземном море.
Мы прошли Гибралтарский пролив в подводном положении, спрятавшись под торговым судном, шедшим на поверхности.
Это непростая задача: нужно отрабатывать винтами так, чтобы идти с судном с одной скоростью, не издавая лишних звуков.
На обратном пути командир проделал ещё один фокус: дело в том, что на разной глубине в Гибралтарском проливе вода движется в разных направлениях.
Поймав нужное течение, командир вывел лодку в Атлантику с полностью выключенными гребными винтами.
За это он получил орден Красного Знамени.
Впоследствии вице-адмирал Владимир Акимов стал командиром Средиземноморской эскадры.
Позже мне довелось служить на атомных подлодках.
Первые ракетные стрельбы, всплытие из‑подо льдов Арктики — много чего можно вспомнить.
Когда пришло время увольняться в запас, меня вызывал в штаб командир бригады и сказал:
— В Ленинграде в военно-морском училище тебя ждут на штурманском факультете.
На тот момент после окончания мной школы прошло уже шесть лет.
К вступительным экзаменам готовились усердно: меня вместе с 70 такими же будущими офицерами вывезли в Сосновый Бор и месяц в усиленном режиме напоминали нам школьную программу.
Это дало свои результаты, и в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе я поступил.
Окончил его в 1968 году, а спустя десять дет — в 1978-м — окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина.
— Как складывалась ваша дальнейшая судьба?
— Северному флоту я отдал 33 года своей жизни, и это было прекрасное время.
После службы на кораблях я перевёлся в учебный центр подводного флота в Обнинске.
Там я обучал экипажи подлодок, трудился депутатом Обнинского горсовета.
Это были 1990-е, никому не нужна была наука, всё разваливалось.
Количество экипажей, которые приезжали на обучение, резко сократилось.
Офицеры были вынуждены подрабатывать, где и как могли: кто таксистом, кто грузчиком.
Я сам работал на стройке, занимался прокладкой ливневой канализации.
Непростые были времена.
— Николай Степанович, вы — автор множества публикаций о флоте и книги «Белгородчина морская». Когда поняли, что вас тянет к писательскому ремеслу?
— Литературной деятельностью я занялся, когда был лейтенантом.
Рассказы и очерки я не писал, это была, скорее, публицистика с уклоном в журналистику.
Все годы службы я набирал материал, и сейчас начинаю систематизировать все свои записи, скопившиеся за это время.
Работаю в историко-документальном жанре, но многие читатели говорят, что читать мои труды так же легко, как художественную литературу.
— Вы возглавляете «Морское собрание» Белгородской области. Расскажите о своей общественной деятельности.
— В 2002 году я стал главным специалистом по военно-патриотическому воспитанию управления молодёжной политики Белгородской области.
При ДОСААФ мы организовали занятия по морскому делу для молодёжи, проводили шлюпочные регаты.
В 2006 году я возглавил белгородскую региональную общественную организацию «Морское собрание».
За прошедшие годы нам удалось создать местные отделения организации во всех муниципалитетах региона.
Сейчас в Белгородской области насчитывается около 20 тыс. ветеранов Военно-Морского Флота — от матросов до адмирала.
Одно из главных направлений — это работа с подрастающим поколением.
Сегодня у нас в области 17 военно-патриотических клубов и 47 кадетских классов.
В Белгороде школа № 29 — полностью морская, в 41-й школе семь морских кадетских классов, ещё три — в белгородском лицее № 32.
— В прошлом году в «Нашем Белгороде» вышел репортаж с церемонии подъёма флага на подлодке «Белгород». Насколько нам известно, вы сделали многое для установления шефских связей между нашим городом и экипажем подлодки.
— Всё верно, наш город взял шефство над экипажем атомной подводной лодки специального назначения «Белгород».
Ещё в 2010 году мы просили присвоить имя «Белгород» одному из боевых кораблей флота.
Тогда нам ответили, что такое название носит недостроенный атомный подводный ракетоносец проекта 949А.
И только в 2012 году тогдашний главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что «Белгород» будет перезаложен по новому проекту и станет носителем глубоководных управляемых аппаратов.
В один прекрасный день в моей квартире раздаётся звонок из учебного центра в Обнинске, с которым я все эти годы поддерживаю связь.
Мне говорят: на обучение прибыл экипаж подводной лодки «Белгород».
Буквально через неделю я был в Обнинске, в своём родном учебном центре, в котором прослужил шесть лет и где меня все прекрасно знают.
Да, говорят, экипаж здесь, но контакты с ним категорически запрещены. Мол, нужен специальный допуск.
— Так проверьте мой допуск, — говорю я.
— Ответственные люди позвонили в Москву, всё уточнили и разрешили встречу.
С тех пор Белгород начал развивать шефские связи с экипажем «Белгорода».
— Николай Степанович, в ближайшее воскресенье — День ВМФ. Что бы вы пожелали нашим землякам, служившим на флоте?
— Горячо и сердечно поздравляю ветеранов и их семьи с Днём Военно-Морского Флота СССР и России.
Желаю доброго здоровья, благополучия и успехов в работе по воспитанию подрастающего поколения в духе славных морских традиций.
Приглашаю всех в белгородский храм святого праведного Иоанна Кронштадтского на божественную литургию в честь Дня ВМФ.
Беседовал Вадим КУМЕЙКО.
Фото: Борис Ечин
Поздравляю с открытием памятника! Прекрасное событие! Слава морякам!
ОтветитьУдалить