3 декабря 2012 г.

Владимир Пелевин. ГОРЖУСЬ ЕГО РУКОПОЖАТИЕМ.


Мой субботний, 1 декабря, день начался с просмотра новостей из родного для меня по службе на Тихоокеанском флоте Владивостока.


Мои ожидания оправдались: в связи со 100-летием со дня рождения прославленного подводника, Героя Советского Союза, вице-адмирала Щедрина Григория Ивановича руководство округа, флота, края и города, представители общественности и ветераны-подводники возлагали венки и цветы к Вечному огню мемориала «Боевая слава Тихоокеанского флота».

Как известно, составной частью мемориального комплекса является легендарная Гвардейская Краснознамённая подводная лодка «С-56», командиром которой в довоенные годы (с ноября 1940 года) и в годы Великой Отечественной войны как раз и был Г.И.Щедрин.


Мне, считаю, крупно повезло. 

Припоминаю, что в конце 60-х годов, будучи избранным секретарём Комитета ВЛКСМ Штаба и управлений ТОФ с правами райкома (на учёте состояло несколько тысяч комсомольцев), распространял значки ПЛ С-56 за плату – так комсомол флота помогал финансово реализации проекта по постановке впервые в СССР подводной лодки на пьедестал Почёта и Славы.

С ноября 1969 вице-адмирал Г.И.Щедрин назначается главным редактором «Морского сборника». Это мне запомнилось хорошо, так как был ответственным за подписку на военные издания среди комсомольцев и молодёжи.


Мне не довелось, как, впрочем, и самому Григорию Ивановичу, быть на грандиозном празднике в 1975 году – в День 30-летия Победы, когда «щедринская», как её любовно называли, подводная лодка стала филиалом Военно-исторического музея флота, так как к этому времени моя служба проходила на Камчатке в соединении атомных подводных лодок в гарнизоне, у которого ещё не было названия Вилючинск.


Но именно здесь я и встретился более 35 лет назад с адмиралом-легендой. 

Произошло это в феврале 1977 года, когда Григорий Иванович был уже в отставке и по какой-то причине объезжал флот, посещал места своей прежней службы. 

Поскольку он с ноября 1954-го по сентябрь 1959 года был командующим Камчатской военной флотилией, то, разумеется, не посетить Камчатку он просто не мог! 

В программе пребывания на 2 фл АПЛ КТОФ нашлось время и для встречи с экипажами субмарин, и с членами семей военнослужащих. 

Видимо, я понравился ему своей активностью и вопросами, и он взял у меня из рук настольную, как говорили тогда, книгу «Боевой путь Советского Военно-Морского флота» (Издание 3-е, доп. М, Воениздат, 1974).


Открыл, увидел надпись «В.Пелевин», добавил к моей фамилии букву «у» и написал: «С добрыми пожеланиями и благодарностью вице-адмирал в/о (далее его роспись). 12.II.77г. Камчатка»

И пожал капитану II ранга в моём лице руку. 

В гарнизоне шутили по поводу того, что я стал обладателем бесценной книги и могу досрочно увольняться в запас.

В запас я уволился десять лет спустя, поближе к родным в сухопутный, но «с морским лицом» Харьков. 

И много лет не знал и не ведал, что адмирал регулярно посещал наш город, потому что здесь жил ещё один из командиров ПЛ С-56 капитан I ранга Виктор Иванович Харченко (скончался в октябре этого года), в госпитале находился любимчик экипажа военных лет Арам Абрамян и встречал его всегда на вокзале бывший водитель-матрос, проживающий в городе Мерефа.


У меня в руках письмо 
Григория Ивановича Щедрина своему младшему другу - командиру одной и той же подводной лодки Виктору Ивановичу Харченко: первый перевёл С-56 с Тихоокеанского на Северный флот в разгар войны, а второй возвратил её 
во Владивосток Северным морским путём в послевоенное время.


Так, вот, в этом заказном конверте (см. фото) находится список членов экипажа подводной лодки на переход из Владивостока в Полярный. 

И этому документу за подписью самого адмирала также цены нет, хотя, возможно, это только копия. На конверте его почерк неоспорим.

Остаётся добавить: несколько лет назад мне пришлось быть участником очередной конференции Всеукраинской ассоциации ветеранов-подводников. 

Нас привезли в Херсонский морской техникум, который Г.И.Щедрин окончил в 1932 году.

Оно носит имя адмирала, впоследствии он стал Почётным курсантом этого уже училища. 


Не помню, по какой причине мы не попали в Музей училища, но каждый стремился сфотографироваться у мемориальной доски. 

Ведь Герой-подводник Г.И.Щедрин – это наш символ, наша гордость, наша память, достойный пример служения Родине для молодёжи.

Владимир ПЕЛЕВИН, журналист-маринист.

На фото: 
- значок ПЛ С-56; 
 - в книге о Г.И.Щедрине – стр. 228; 
 - автограф Г.И.Щедрина на книге;
 - подлинный конверт; 
 - список членов экипажа из конверта; 
 - автор у мемориальной доски адмиралу на здании Херсонского морского техникума (мореходного училища).

Комментариев нет:

Отправить комментарий