27 января харьковчанин капитан 1 ранга в отставке Виктор Иванович Харченко (на фото), почетный член Харьковской областной общественной организации ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И. Фисановича и Международного союза инвалидов-подводников «Форпост» отмечает свое 85-летие.
Члены общественных организаций ветеранов ВМФ и, прежде всего, подводники, все те, кто общался с ним в годы учебы и службы на Северном и Тихоокеанском флотах, на производстве и партийной работе в Ленинском районе Харькова, давно уже считают Виктора Ивановича Харченко одним из кандидатов на звание почетного гражданина первой столицы Украины.
НАЧАЛО СЛУЖБЫ И ПЕРВАЯ НАГРАДА.
Он родился в Харькове и учился в школах №№79 и 137.
С 1940 года - в 15-й спецартиллерийской школе, вместе с которой был эвакуирован в город Риддер (позднее— Лениногорск) Восточно-Казахстанской области.
После ее окончания поступил в Рязанское артучилище, находившееся тогда в Алма-Атинской области.
После завершения учебы в 1944 году сержанта Харченко направляют в отдельный запасной артполк Среднеазиатского военного округа, откуда поступает в Каспийское высшее военно-морское училище.
После завершения учебы в 1944 году сержанта Харченко направляют в отдельный запасной артполк Среднеазиатского военного округа, откуда поступает в Каспийское высшее военно-морское училище.
Первую практику («оморячивание») проходит на боевых кораблях Черноморского флота.
Там же заслужил статус участника боевых действий в годы Великой Отечественной войны, в связи с чем 9 мая 1945 года был награжден медалью «За Победу над Германией».
НЕБЫВАЛЫЙ КАРЬЕРНЫЙ ВЗЛЕТ.
В 1948 году выпускник училища, молодой лейтенант, направляется на курсы в Ленинград, после окончания которых его назначили командиром артиллерийской боевой части подводной лодки С-16 Северного флота.
НЕБЫВАЛЫЙ КАРЬЕРНЫЙ ВЗЛЕТ.
В 1948 году выпускник училища, молодой лейтенант, направляется на курсы в Ленинград, после окончания которых его назначили командиром артиллерийской боевой части подводной лодки С-16 Северного флота.
Подающего большие надежды офицера в октябре 1951 года вновь направляют в Ленинград — на годичные специальные классы офицеров-подводников.
После их окончания с отличием Виктор Харченко в сентябре 1952 года сразу же назначается старшим помощником на подводную лодку С-102, а через восемь месяцев, уже в звании капитан-лейтенанта— на аналогичную должность на более «солидную» подводную лодку Б-22.
Именно с этой должности талантливый 28-летний североморец 31 декабря 1953 года назначается командиром гвардейской Краснознаменной подводной лодки С-56.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА-ЛЕГЕНДА.
В годы войны именно этот подводный корабль под командованием капитан-лейтенанта Григория Щедрина (впоследствии вице-адмирала и Героя Советского Союза) совершил в составе отряда из шести подлодок (одна из них, Л-16, погибла) героический переход из Владивостока на Северный флот по Тихому и Атлантическому океанам через Панамский канал (более 17 тыс. миль).
В составе Северного флота С-56 совершила восемь боевых походов, потопив шесть транспортов, два сторожевых корабля, танкер, миноносец и тральщик.
В.И.Харченко стал знаменит потому, что в статусе командира легендарной «щедринской», как ее любовно называли на флоте, лодки с 10 июля по 5 октября 1954 года в составе отряда кораблей и подводных лодок в надводном положении совершил переход Северным морским путем из Полярного во Владивосток.
Вот как об этом вспоминает сам Виктор Иванович:
— Яростный ветер ломал ледяные поля.
Вот как об этом вспоминает сам Виктор Иванович:
— Яростный ветер ломал ледяные поля.
Льдины нагромождались друг на друга, образуя большие торосы.
Корпус корабля обжимают льды, наползая со скрежетом на надстройку.
Свободные от вахты вызваны наверх.
Идут в ход пешни, а потом и подрывные патроны.
В воздух взлетают белые фонтаны.
Сжатие ослабевает, чтобы потом своими ледяными объятиями снова обхватить корпус лодки.
От частых реверсов мотористы и электрики стоят на вахте мокрые.
Напряжение достигает наивысшего предела.
Две ночи никто не спит. Не до сна.
Каждую минуту может произойти непоправимое.
Добавлю, это — только один эпизод на переходе Чукотским морем, где с помощью ледокола «Ленин» ледовые перемычки протяженностью 10 миль приходилось преодолевать за 26 часов!
Добавлю, это — только один эпизод на переходе Чукотским морем, где с помощью ледокола «Ленин» ледовые перемычки протяженностью 10 миль приходилось преодолевать за 26 часов!
Но позади уже были не менее суровые Баренцево и Карское моря, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море.
БОЕВОЙ ОРДЕН В МИРНОЕ ВРЕМЯ.
После этого уникального похода впервые в истории подводного флота С-56 совершила, по сути, кругосветное плавание.
БОЕВОЙ ОРДЕН В МИРНОЕ ВРЕМЯ.
После этого уникального похода впервые в истории подводного флота С-56 совершила, по сути, кругосветное плавание.
Вернувшись к месту своего первоначального базирования во Владивосток, подлодка в день 30-летия Победы 9 Мая 1975 года стала на вечную стоянку.
С-56 стала первой мемориальной подводной лодкой в ВМФ СССР.
Правительство и командование Военно-Морского флота высоко оценили профессионализм молодого командира: во время перехода на Тихий океан ему присваивается воинское звание «Капитан III ранга», а после швартовки С-56 в бухте Золотой Рог Виктор Харченко в мирное время был награжден боевой наградой — орденом Красной Звезды.
Продолжая службу на дальневосточных рубежах нашей Родины, В.Харченко последовательно назначается командиром подводной лодки Б-19, старшим офицером управления боевой подготовки штаба Тихоокеанского флота и вновь командиром одной из подлодок следующего поколения (проекта 611).
КУРС НА ХАРЬКОВ.
Все бы хорошо, но с каждым годом ухудшалось зрение — печальный итог кессонной болезни.
Правительство и командование Военно-Морского флота высоко оценили профессионализм молодого командира: во время перехода на Тихий океан ему присваивается воинское звание «Капитан III ранга», а после швартовки С-56 в бухте Золотой Рог Виктор Харченко в мирное время был награжден боевой наградой — орденом Красной Звезды.
Продолжая службу на дальневосточных рубежах нашей Родины, В.Харченко последовательно назначается командиром подводной лодки Б-19, старшим офицером управления боевой подготовки штаба Тихоокеанского флота и вновь командиром одной из подлодок следующего поколения (проекта 611).
КУРС НА ХАРЬКОВ.
Все бы хорошо, но с каждым годом ухудшалось зрение — печальный итог кессонной болезни.
И 5 мая 1961 года молодой по всем меркам (36 лет!), уважаемый сослуживцами командир подводной лодки уволился в запас по болезни и вернулся в родной Харьков.
Затем долгое время, пока позволяло здоровье, он трудился на промышленных предприятиях Ленинского района города, был начальником отдела райкома партии.
Затем долгое время, пока позволяло здоровье, он трудился на промышленных предприятиях Ленинского района города, был начальником отдела райкома партии.
Подбор кадров, их назначение и учеба — не менее ответственный труд, чем быть командиром субмарины.
За него Виктора Ивановича благодарят до сих пор нынешние руководители заводов, фабрик и предприятий Харькова.
Нередко приходят в гости и советуются по разным вопросам.
У него большой стаж и в общественной работе, и в ветеранском движении.
У него большой стаж и в общественной работе, и в ветеранском движении.
Он был одним из тех, кто организовывал и помогал в работе Клубу юных моряков Харькова, где получили возможность приобщиться к морскому делу более 800 подростков с улицы, зачастую из неблагополучных семей.
Интересно, что среди родных Харченко немало тех, кто связал, как и он, свою жизнь с морем.
Интересно, что среди родных Харченко немало тех, кто связал, как и он, свою жизнь с морем.
В сентябре 1942 года не вернулась из очередного боевого похода подводная лодка К-2 Северного флота, в составе экипажа которой был и трюмный машинист старший краснофлотец Яков Золин — рабочий механического цеха Харьковского канатного завода.
Это двоюродный брат Виктора Ивановича.
У обоих сыновья служили на Тихоокеанском флоте.
У обоих сыновья служили на Тихоокеанском флоте.
Сын ветерана-подводника, Александр Харченко, служил командиром группы на подводном ракетоносце К-56, который унаследовал гвардейский военно-морской флаг героической С-56 после ее установки на пьедестал Вечной славы.
Вот что значит преемственность поколений в Харькове!
КОГДА ВОЗРАСТ И ОТСУТСТВИЕ ЗРЕНИЯ НЕ ПОМЕХА
Несмотря на преклонный возраст, ветеран Великой Отечественной войны и подводных сил, инвалид 1-й группы по зрению, капитан I ранга в отставке, североморец и тихоокеанец, харьковчанин Виктор Иванович Харченко (на фото в центре) здоров, энергичен, общителен.
Давно нет в живых его старшего наставника и друга Григория Щедрина, но он ведет активную переписку с другими членами послевоенного экипажа легендарной подводной лодки.
Он в курсе всех событий.
У него много родных и друзей, которые не оставляют его в покое.
А рядом всегда жена Евгения Филипповна.
Среди многочисленных ежегодных поздравлений с днем рождения одно Виктора Ивановича особенно радует: оно приходит из Владивостока от коллектива Военно-исторического музея Тихоокеанского флота, который возглавляет Евгений Журавлев, в качестве филиала которого застыла на пьедестале Славы на набережной приморской столицы России Краснознаменная гвардейская подводная лодка С-56 .
И на этот пьедестал ее через льды и штормы Северного Ледовитого океана привел коренной харьковчанин Виктор Харченко.
И это ли не подвиг?!
Уважаемый Виктор Иванович, здоровья Вам и флотского долголетия!
Уважаемый Виктор Иванович, здоровья Вам и флотского долголетия!
Будьте таким же активным и общительным и впредь.
Вся ваша жизнь — это достойный пример патриотизма и верности Родине.
Вот на таких примерах служения Отечеству и надо воспитывать нашу молодежь, особенно в сегодняшнее время, когда все сложнее разобраться в главном — в исторической правде.
Честь имею!
Владимир Пелевин, капитан 1 ранга, пресс-секретарь Харьковского областного общества ветеранов-подводников имени Героя Советского Союза И.И.Фисановича.
Командир подводной лодки. Видеосюжет канала 100 ТВ
Командир подводной лодки "Пантера" Александр Бахтин.
Этот человек, открывший боевой счет советских подводников, хорошо знал Михаила Беклемшева, конструктора и командира миноносцев, которого 20 октября 1902 года Николай II назначил командовать первой русской подводной лодкой "Дельфин".
Именно с него берет начало само понятие и образ "командир подводной лодки".
Людмила Шевченко - родственница сразу двух командиров-подводников.
Людмила Шевченко - родственница сразу двух командиров-подводников.
Николай Ильинский, командир подводной лодки "Барс", погиб вместе с экипажем в 1917-м году. "Барс" нашли шведские водолазы.
Второй, командир подводной лодки "Пантера", Александр Бахтин, служил и в царском и советском флоте.
Торпедировал английский миноносец "Виктория".
Подводника Александра Бахтина, потомственного дворянства арестовали, отправили на Соловки, правда, освободили досрочно, и все равно Бахтин умер в 37 лет от туберкулеза.
О командирах в Музее подводников имени Маринеско знают все.
Подводника Александра Бахтина, потомственного дворянства арестовали, отправили на Соловки, правда, освободили досрочно, и все равно Бахтин умер в 37 лет от туберкулеза.
О командирах в Музее подводников имени Маринеско знают все.
Среди фотографий есть фотоснимок отца президента России Владимира Путина.
Он тоже был подводником. Должность - рулевой. Рядом - манекен по имени Александр Оттович. Так выглядел командир лодки на заре подводного флота.
На подводной лодке С-189 на набережной Лейтенанта Шмидта тоже есть свой командир и экипаж. Несколько лет назад лодку выкупили энтузиасты.
На подводной лодке С-189 на набережной Лейтенанта Шмидта тоже есть свой командир и экипаж. Несколько лет назад лодку выкупили энтузиасты.
Теперь в Петербурге появится еще один музей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий