По лодке «проехал», как бульдозер своим «ледокольным» форштевнем «Реф-13», построенный датчанами для работы в северных широтах.
На лодке погибло 32 подводника.
27 моряков через трое суток смогли пройти все круги ада.
Большинство подводников вышли с тяжелыми последствиями для здоровья и чудом выжили.
Некоторым повезло больше, но не намного.
Нашей подлодкой командовал капитан 3 ранга Валерий Александрович Маранго.
Командир без лжи, подлости и лести.
Жизнь подсказывает, что эти три качества занесут в красную книгу, как вымирающие.
Буду счастлив, если этого не случится.
Экипаж командира уважал, чтил, а моряки воспринимали его как родного отца.
Да и было за что.
Все как на любом соседнем корабле нашей 4 бпл.
В годы расцвета океанского ракетно-ядерного флота, эти три качества не повлияли на выводы суда, при оглашении приговора Военного Трибунала Тихоокеанского Флота.
Не повлияла и всестороння поддержка экипажа, офицеров и командиров 4 бпл, которые встали на защиту Валерия Маранго.
После отсидки в 31 ИТК в райцентре Чугуевка Приморского края и принудительных работ на «химии», Маранго некоторое время работал в прибрежном флоте, но годы проведенные в заключении и груз переживаний отвели нашему командиру небольшой свободный срок жизни.
В 2001 года Валерия Александровича похоронили на «Лесном» кладбище г. Владивостока без каких-либо почестей, на главной «аллее», в первом ряду.
Экипаж за долгие 44 года продолжает поддерживать своего командира и при первой возможности навещает и отдает честь у «траурного причала» на «Лесном».
В июне-месяце, я прилетел в г. Владивосток с группой ТК «Россия Сегодня», для продолжения съемок фильма о судьбе экипажа и командира Валерия Маранго.
Примечательно, что несмотря на 10-дневный план работы, режиссер поддержал мою просьбу вначале к командиру на «Лесное» заедем, а после разместимся в гостинице.
Сопровождавший нашу группу офицер кафедры военно-политической работы ТОВВМУ им. С.О. Макарова, с пониманием воспринял важность момента и стал невольным участником съемок фильма о ПЛ «С-178».
Но вернемся в 1981 год.
В этот, не по календарю холодный октябрьский день на теплоходе «Реф-13», который числился за автобазой всемогущего Крайрыболовпотребсоюза, был праздник, посвященный дню рождения старшего помощника капитана Виктора Курдюкова, со всеми вытекающими последствиями, которые привели главного виновника к 15-летнему заключению.
Вот как вспоминал трагедию с ПЛ «С-178» недавно ушедший в последнюю автономку адмирал А.А. Кузьмин, командир 6-й эскадры подводных лодок ТОФ.
При жизни, мы часто с Анатолием Алексеевичем вспоминали последние события связанный с моей лодкой.
Рассказ адмирала А.А. Кузьмина, командира 6-й эскадры.
- Я получил приказ готовить «Ленок» к выходу от комфлота. Но куда, что, зачем – даже мне, командиру эскадры не сообщили. Секретный выход и все…
А «Ленок» к выходу почти не готов.
Шла подготовка лодки к замене порядком изношенной аккумуляторной батареи.
Пришлось выходить на старой – а это на грани фола….
Потом адмирал Сидоров бросил мне, мол, почему я остался на берегу, а не пошел на «Ленке».
- Если бы я знал, куда и зачем – пошел бы!
Но у меня еще 52 единицы!
Итак, «Ленок» нашел С-178 и лег рядом с ней на грунт.
Время пребывания под водой было весьма ограничено.
В АБ от ветхости уже начинались межвитковые замыкания.
Вот уж точно – на охоту ехать, собак кормить…
Не дождавшись выхода последнего подводника – старпома Кубынина – «Ленок» вынужден был всплыть.
Потом батарею мы, конечно, заменили на новую.
Уважаемый адмирал, находясь на берегу, по определению не мог знать подробностей, что происходило под водой на глубине 34 м.
Оставим это на совести его подчиненных.
Вроде достаточно лет прошло после трагедии-44 года, а гибель подлодки не отпускает и не только экипаж.
За это время удалось услышать достаточно мнений не только моих сослуживцев по прочному корпусу, старших ветеранов-подводников, но и действующих подводников, которым не безразлична судьба подлодки «С-178».
С Валерием Дмитриевичем Рязанцевым мы знакомы сравнительно недавно, с 2005 года.
Он старше меня не только по званию- В.Д. Рязанцев известный, уважаемый ветеран-подводник, отдавший много лет службе на атомных подводных лодках.
Вот как при встрече отреагировал на мой рассказ адмирал В.Д. Рязанцев.
«… я впервые слышу, как все было на С-178. Все засекретили.
Даже в Академии ВМФ в 1981 году ничего конкретного не довели.
Все в общих чертах.
А почему «Р-13» попал в район БП ТОФ на виду у постов НиС, это просто нонсенс.
И АСБ (аварийно-сигнальные буи) были выпущены, и связь была, оказывается.
И технический брак в АСБ.
И Маранго ответил за весь ТОФ...»
На эти вопросы, которые с удивлением задавал В.Д. Рязанцев, командир Маранго и экипаж задавали судье подполковнику юстиции Сидоренко, но как говорят опытные командиры подплава, вес просящих оказался недостаточно весомым...
На фото выпускники ТОВВМУ им. С.О. Макарова 1975 г. у мемориала подводной лодки «С-178» погибшей 21 октября 1981 года. Морское кладбище г. Владивостока. 30 июня 2025 года.

Комментариев нет:
Отправить комментарий