31 октября во Владивостоке на мемориальном комплексе «Боевая слава Тихоокеанского флота» прошли памятные мероприятия, посвященные 75-летию подъема Военно-морского флага на легендарной подводной лодке «С-56».
Дизель-электрическая подлодка «С-56» была спущена на воду в декабре 1939 г., а 30 октября 1941 г. зачислена в состав Тихоокеанского флота.
На следующий день на ее борту был поднят флаг Военно-Морского Флота Советского Союза.
В начале сентября 1942 г. Государственный комитет обороны принял решение об усилении Северного флота за счёт перевода с Тихого океана 6 подводных лодок.
В начале сентября 1942 г. Государственный комитет обороны принял решение об усилении Северного флота за счёт перевода с Тихого океана 6 подводных лодок.
Ситуация осложнялась тем, что из-за тяжёлой ледовой обстановки все мощные ледоколы, способные провести подлодки по Северному морскому пути, остались на западе страны.
В результате лодкам предстоял переход по маршруту Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор – Сан-Франциско – Коко-Соло (Панамский канал) – Гуантанамо – Галифакс – Розайт – Лервик – Полярное. Командовал «С-56» в походе капитан-лейтенант Григорий Щедрин, в будущем — адмирал СССР.
Поход был тяжёлым и для техники, и для людей.
В результате лодкам предстоял переход по маршруту Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор – Сан-Франциско – Коко-Соло (Панамский канал) – Гуантанамо – Галифакс – Розайт – Лервик – Полярное. Командовал «С-56» в походе капитан-лейтенант Григорий Щедрин, в будущем — адмирал СССР.
Поход был тяжёлым и для техники, и для людей.
На подходе к Панамскому каналу жара в отсеках доходила до 60 градусов по Цельсию, экипаж болел конъюнктивитом, почти лишаясь зрения.
Самой «С-56» тоже досталось.
Её несколько раз атаковали немецкие подлодки, а в декабре 1942 г. у берегов Канады она пережила страшный шторм, в результате которого была полузатоплена и лишилась хода.
Её несколько раз атаковали немецкие подлодки, а в декабре 1942 г. у берегов Канады она пережила страшный шторм, в результате которого была полузатоплена и лишилась хода.
Добравшись до Галифакса и пройдя ремонт, лодка продолжила свой путь.
Но несмотря ни на что, в марте 1943 г. «С-56» дошла до базы в Полярном.
За время 153-суточного похода подлодка прошла более 16 тыс. морских миль и по прибытии в Полярное была зачислена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.
«С-56» оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей.
За время 153-суточного похода подлодка прошла более 16 тыс. морских миль и по прибытии в Полярное была зачислена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.
«С-56» оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей.
На её счету потопление двух боевых кораблей и двух транспортов, а также повреждение одного транспорта. «С-56» совершила 8 боевых походов, в которых провела 13 атак с выпуском 30 торпед.
За живучей советской подлодкой немцы охотились с особым рвением.
За живучей советской подлодкой немцы охотились с особым рвением.
На «С-56» за время войны сбросили больше 3000 глубинных бомб, 19 раз объявляли её погибшей.
В марте 1944 г. лодка была награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года ей присвоено почетное наименование «гвардейская».
Отслужив на Севере верой и правдой 9 послевоенных лет, «С-56» получила новое задание – совершить переход по Северному морскому пути из Екатерининской гавани в бухту Тарья (Камчатка), а затем во Владивосток.
Командовал «С-56» в этом походе капитан-лейтенант Виктор Харченко.
Вот как об этом вспоминал сам Виктор Иванович:
В марте 1944 г. лодка была награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года ей присвоено почетное наименование «гвардейская».
Отслужив на Севере верой и правдой 9 послевоенных лет, «С-56» получила новое задание – совершить переход по Северному морскому пути из Екатерининской гавани в бухту Тарья (Камчатка), а затем во Владивосток.
Вот как об этом вспоминал сам Виктор Иванович:
— Яростный ветер ломал ледяные поля.
Льдины нагромождались друг на друга, образуя большие торосы.
Корпус корабля обжимают льды, наползая со скрежетом на надстройку.
Свободные от вахты вызваны наверх.
Идут в ход пешни, а потом и подрывные патроны.
В воздух взлетают белые фонтаны.
В воздух взлетают белые фонтаны.
Сжатие ослабевает, чтобы потом своими ледяными объятиями снова обхватить корпус лодки.
От частых реверсов мотористы и электрики стоят на вахте мокрые.
Напряжение достигает наивысшего предела.
Две ночи никто не спит. Не до сна.
Каждую минуту может произойти непоправимое.
Преодолев труднейший маршрут в арктических льдах, подлодка вернулась во Владивосток спустя 12 лет.
Преодолев труднейший маршрут в арктических льдах, подлодка вернулась во Владивосток спустя 12 лет.
«С-56» стала первой подводной лодкой ВМФ СССР, совершившей кругосветное путешествие.
Весной 1955 г. «С-56» была выведена из боевого состава и разоружена.
Весной 1955 г. «С-56» была выведена из боевого состава и разоружена.
В 1964 г. ее использовали как учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть.
Следующей стадией для многих бывших боевых кораблей становится утилизация.
Следующей стадией для многих бывших боевых кораблей становится утилизация.
Но легенду флота ждала другая судьба. 9 мая 1975 г. «С-56» была установлена на Корабельной набережной, рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота, в качестве корабля-музея.
Сегодня легендарная подлодка входит в состав мемориального комплекса «Боевая слава Тихоокеанского флота».
Скоропостижно скончался командир «С-56» Виктор Харченко
Комментариев нет:
Отправить комментарий