30 апреля 2015 г.

Краснофлотец Андрей ЧЕЛЯДИНОВ с тральщика Т-188 (USS YMS-464).


Советские военные моряки в Америке (США) в 1945 году.

На днях из Соединённых Штатов в мой адрес по электронной почте поступило письмо следующего содержания:

Здравствуйте!

Меня зовут Галина Бочарова, я сейчас живу в Америке недалеко от Сан- Франциско. 

Наступило такое время, когда потомки погибших и воевавших за нашу Родину вспомнили всех ветеранов войны и здесь в Америке.

У нас здесь проводится акция "Бессмертный полк" и другие мероприятия. Я лично вчера участвовала в раздаче Георгиевских ленточек на улицах Сан-Франциско.


Мой отец - ЧЕЛЯДИНОВ Андрей Максимович, 1922 г.р., с. Донское, Липецкой области (прим. - правильно Воронежской области).

Он получал тральщик в Америке T-188 (USS YMS-464), у меня мало информации, осталась статья в газете и несколько его фоток. 

Я пыталась найти что-то несколько лет назад на форуме антиквариат. ру, но сейчас не могу найти почему то про этот поход, знаю, что он был 6 месяцев.


Если бы Вы мне нашли больше информации, я смогла людям здесь в преддверии 9 мая Дня Победы рассказать об этом переходе.


Посылаю Вам фотографии и статью в газете.

Спасибо!

Вот такое поступило электронное сообщение. 

А всё начиналось, когда москвич САВЕЛЬЕВ Александр Николаевич вышел на блог в поисках информации о подробностях службы своего отца САВЕЛЬЕВА Николая Васильевича - военного моряка Подводных сил Тихоокеанского флота в сороковые годы прошлого века.


Александр Николаевич выслал фотоколлаж. Фотография датирована 1945 годом.
На ней надпись: ОНИ ПРОШЛИ ДВА ОКЕАНА И ПЯТЬ МОРЕЙ. Нарисован маршрут Владивосток - Портленд - Нью-Йорк - Сан-Джонс - Фалмауст - Киль.


Сан-Джонс, правильно Сент-Джонс — город - порт в Канаде, столица провинции Ньюфаундленд и Лабрадор.


Расположен на юго-востоке острова Ньюфаундленд на полуострове Авалон на побережье Атлантического океана.

Фалмауст (правильно Фалмут) — город - порт в Великобритании. 

В годы Второй мировой войны порт Фалмута был базой для британских диверсионных отрядов, наносивших удары по немецкому флоту в портах оккупированной Франции.

Отрезок пути от Портленда, который на берегу Тихого океана до Нью-Йорка обозначен железной дорогой. 

В правом верхнем углу фотоколлажа нарисован спасательный круг с номером 460. Но наибольший интерес вызывает нижняя часть фотографии.


В левом нижнем углу нарисован корабль с бортовым номером 460. 

Его конструктивные особенности - трёхпалубная надстройка с большими круглыми иллюминаторами, отсутствие трубы, одна мачта с антенной РЛС. 

Пушка на баке, два пулемёта, надувной спасательный плот (прямоугольник по правому борту надстройки), явно прожектор на носу корабля и самое главное - тралбалки на корме !!!

Художник, видимо, чтобы было понятно, что это тральщик, прямо по курсу нарисовал плавающую мину и в отдалении ещё один силуэт явно тральщика (прорисованы тралбалки). 

Тут же возникло предположение, что это один из американских тральщиков поставленных в годы Второй мировой войны в Советский Союз по ленд-лизу.


Мы обратились к Википедии и там нашли фото тральщика ВМС США типа YMS с надписью USS YMS-324 in San Francisco Bay, California, after the end of World War II, circa 1945-46. YMS-1 class minesweeper.

Тральщики на фотографии и на рисунке похожи, но есть и отличия - у USS YMS-324 сразу за надстройкой дымовая труба. 

Как оказалось, тральщиков типа YMS было поставлено по ленд-лизу 43 единицы, в т.ч. на Балтику и на Тихоокеанский флот. 

Размерения и вооружение тральщиков данного проекта:

Водоизмещение 345 т. 

Размерения 41.45 х 7.46 х 3.87 м. 

ГЭУ дизельная, 1000 л.с. 

Скорость 12.8/9.2 узла, дальность 2030 миль. 

Вооружение: 1 х 76.2 мм, 2 х 20 мм, 3 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбомета, тралы 1 электромагнитный, 1 акустический. 

Экипаж 48 чел.


Строились тральщики типа YMS в США в 1942 - 1944 гг. несколькими сериями. 

Тральщики разных серий отличались количеством дымовых труб: тральщики первой серии (YMS-1 - YMS-134) имели две дымовые трубы, второй серии (YMS-135 - YMS-445, YMS-480, YMS-481) - одну, а третьей серии (YMS-446 - YMS-479) - не имели дымовой трубы (ответ на вопрос, куда делась труба).

Галина БОЧАРОВА указала номер тральщика - YMS-464, т.е. тральщик третьей серии (без трубы), и действительно на Т-188 трубы не видно. Отец Галины БОЧАРОВОЙ - ЧЕЛЯДИНОВ Андрей Максимович перегонял тральщик из США в СССР.


Вот, что пишут про USS YMS-464 англоязычные интернет-ресурсы.


http://uboat.net/allies/warships/ship/9881.html

http://www.navsource.org/archives/11/19idx.htm

http://www.navsource.org/archives/11/19464.htm

USS YMS-464 (YMS-464).
Minesweeper of the YMS class
Built by Gibbs Gas Engine Co.
(Jacksonville, Florida, U.S.A.).

Ordered 16 Nov 1942
Laid down 14 May 1943
Launched 9 Dec 1943
Commissioned 27 May 1944
End service 15 Mar 1945.

History Transferred to the USSR
on 15 Mar 1945
Former name PCS-1432

YMS-1 Class Auxiliary Motor Minesweeper: Laid down 14 May 1943 as a Patrol Craft Sweeper, PCS-1432 by the Gibbs Gas Engine Co., Jacksonville, FL; 

Reclassified as an Auxiliary Motor Minesweeper, YMS-464, 27 September 1943; Launched 9 December 1943; Completed 13 June 1944; Transferred to the Soviet Union 15 May 1945 as T-188; Scrapped in 1954. 

Specifications: Displacement 270 t.; Length 136'; Beam 24' 6"; Draft 8'; Speed 15 kts; Complement 32; Armament one single 3"/50 gun mount, two 20mm, two dcp; Propulsion two General Motors diesel engines, two shafts.


На фото А.Челядинов с сослуживцами на борту тральщика Т-188

А теперь, что пишут русскоязычные интернет-ресурсы. 

Тральщик Т-188 (до 25.10.1944 г. "YMS-464"). 

Заложен 14.05.1943 г. (Джексонвилл, Флорида, США).

Спущен 9.12.1943 г., вступил в строй 13.06.1944 г. 

15.05.1945 г. принят советским экипажем в счет поставок по ленд-лизу.

21.07.1945 г. прибыл в Севастополь.

4.08.1945 г. включен в состав Черноморского флота СССР. 

28.01.1958 г. разоружен и исключен из состава ВМФ СССР в связи с передачей в отдел фондового имущества.

http://sovnavy-ww2.ho.ua/minesweepers/typ_yms.htm

http://flot.sevastopol.info/ship/tral/t188.htm

Александр Борисович Широкоград в своей книге "Огненный меч Российского флота", пишет про тральщик Т-188. 

"9 декабря 1958 года эсминец "Прозорливый" (ЧФ) на дистанции 35 км. стрелял по мишени - списанному тральщику Т-188. 

Крылатая ракета КСЩ приводнилась в 55 метрах от мишени с отклонением влево в 11 метров. 

Боевая часть ракеты была снаряжена 50 кг. взрывчатого вещества. 

Взрыв боевой части произошёл под водой в непосредственной близости от борта мишени.

Тральщик получил множество подводных и надводных пробоин, но остался на плаву".

http://www.e-reading.club/djvureader.php/140232/62/Shirokorad_-_Ognenyii_Mech_Rosiiiskogo_Flota.html


Галина БОЧАРОВА предоставила ксерокопию флотской газеты "Сталинская вахта" от ноября 1947 года №108 с публикацией о экипаже тральщике Т-188. 

Прочитай, и передай товарищу. 

Давайте почитаем вместе.

СЛОВО МОРЯКОВ.

Когда только начиналась страдная пора тральной компании этого (прим. – 1947) года, моряки тральщика (прим. - Т-188), где командиром офицер тов. Жуков, обратились с открытым письмом к экипажам тральщиков, призывая их окончить траление заданных участков к 30-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Личный состав тральщика, понимая всю важность морских путей для удовлетворения народно-хозяйственных нужд нашей страны, для быстрейшего восстановления промышленности и народного хозяйства Юга Родины зверски разрушенных немецко-фашистскими захватчиками. 

Сознание ответственности за порученное дело, сознание того, что и они, моряки, являются активными участниками выполнения плана четвёртой сталинской пятилетки, воодушевляло моряков на выполнение важного задания.

С первого дня траления личный состав тральщика начал бороться за выполнение данного им обещания.

Слово моряка никогда не должно расходиться с делом. 

Если моряк дал слово, значит, он его выполнит, какие трудности не встали бы на его пути.

Такова славная традиция советских военных моряков.

Партийная организация корабля начала большую разъяснительную работу. 

Борьба за данное экипажем слово шла в каждой боевой части, на каждом боевом посту. 

У машин, у трала, на сигнальном мостике – всюду несли моряки вахту, заботясь только об одном – как бы лучше и быстрее выполнить задание.

В машине шла борьба за безаварийность, за экономию горючего. 

15 тысяч килограмм дорогостоящего топлива, капля за каплей, сохранили военные моряки нашей Родине, зная, как необходимо горючее для нужд промышленности и сельского хозяйства.

Когда досрочно было выполнено траление одного важного участка, командующий Черноморским флотом адмирал тов.Октябрьский, объявил личному составу благодарность. 

Благодарность командующего воодушевила моряков на дальнейшие боевые дела. 

И вот накануне 30-й годовщин Великого Октября моряки тральщика рапортуют: план траления выполнен! 

Слово моряков не разошлось с делом. 

Родина получила новые морские пути. 

Моряки трудились и добились успеха на боевом тралении во имя Родины. 

Дела экипажа тральщика, где командиром тов.Жуков – пример для всех воинов нашего соединения.

Многие моряки тральщика за самоотверженный труд получили звания отличников траления. 

Вот их имена: старшина 1 статьи Яровой, старшины 2 статьи Забобурин, Глянь, Челядинов, матросы Горелов, Бабченков, Олешко, Пашков и другие.


На фото А.Челядинов с сослуживцами на борту тральщика Т-188

ЭКИПАЖ ТРАЛЬЩИКА ТОВ. ЖУКОВА СДЕРЖАЛ СВОЁ СЛОВО.

В начале апреля текущего (прим. – 1947) года экипаж тральщика офицера тов.Жукова обратился к личному составу тральщиков Черноморского флота с открытым письмом с призывом встретить 30-ю годовщину Великого Октября досрочным выполнением годового плана.

В этом письме говорилось: «Активными участниками в восстановлении и развитии народного хозяйства СССР являемся и мы, экипажи тральщиков. 

На нас лежит почётная обязанность – очистить море от мин противника, сделать черноморские воды безопасными для плавания судов. 

От нас во многом будет зависеть успешная работа промышленности и сельского хозяйства Юга страны».

И заканчивается это письмо словами: «Экипаж нашего тральщика встретит 30-ю годовщину Октября отличной работой на тралении

По протраленным нами морским путям пойдут транспорта с грузами для возрождающейся промышленности и сельского хозяйства страны».

Личный состав экипажа тральщика тов.Жукова, готовясь к всенародному празднику, отдал все свои силы, чтобы достойно встретить его. 

Отличных результатов на тралении офицер т.Жуков добился благодаря постоянной заботе о боевой выучке личного состава и большой воспитательной работе, которую он лично проводит с матросами и старшинами.

Он не отрывал выполнение боевой задачи траления от повседневной борьбы за высокую выучку, дисциплину, порядок и организованность на корабле. 

Большую помощь ему оказывала и оказывает партийная и комсомольская организация его тральщика.

Тральщик (прим. - Т-188) проплавал в 1947 году больше других кораблей подразделения.

Пройдено с тралом 7.000 миль, без трала свыше 3.000. 

Уничтожено 18 вражеских мин и мин-защитник. 

Большая заслуга в этом личного состава экипажа. 

Отлично отработали офицеры Назаров, Долгих, старшина 1 статьи Яровой, старшины 2 статьи Забобурин, Глянь, Челядинов, матросы Горелов, Бабченков, Олешко, Пашков и другие.

Много сил и умения отдал коммунист тов.Назаров, который обеспечил бесперебойную работу механизмов. 

За летнюю компанию не было аварий и поломок в его боевой части и в целом на тральщике. 

Сэкономлено 15300 кгр. топлива.

В конце октября месяца командиром части тральщиков были подведены итоги траления в 1947 году, и тогда же было объявлено, что экипаж офицера Жукова занял первое место не только в подразделении, но и в части тральщиков. 

Личный состав встретил это заявление с большой радостью.

Сейчас моряки экипажа Жукова готовятся образцово провести праздник 30-й годовщины Великого Октября. 

Экипаж офицера Жукова сдержал своё слово.

И.Ракитский.

«Сталинская вахта» №108, ноябрь 1947 года

Примечание:

Краснофло́тец — воинское звание и должность военнослужащего рядового состава ВМФ СССР с февраля 1918 года, как персональное воинское звание введено в 1935 году. В армии в 1918—1943 годах званию краснофлотца соответствовало звание красноармеец. В июле 1946 году заменено званием матрос. 

Старший краснофлотец — воинское звание в ВМФ СССР, существовавшее с 1940 по 1946 год, соответствовало армейскому званию ефрейтор. В июле 1946 года заменено званием старший матрос.

Комментарии:

simonoff.ewg@mail.ru, 27 апреля 2014 г., 7:22
Здравствуйте. У меня есть фото 1945 г. экипажа Т-184. Переход США - СССР, на фото мой дед Симонов Михаил Степанович 1918 г.р.

skype - Libaus1914, 21 февраля 2015 г., 7:02

Здесь можно найти наградные листы на членов экипажа Т - 184

Andrew Lysenko, 28 марта 2015 г., 0:43

Мой дед, Иванов Петр Михайлович, 1920 гр. служил на тральщике Т-186, который пригнал из Штатов в 1945. Можно ли найти хоть какую то информацию о команде, может фото...???

Виктор Кулаков, 21 апреля 2015 г., 1:52

Добрый день! Мой дед Кулаков Владимир Васильевич, служил на тральщике матросом, и участвовал в войне с Японией (судя по наличию медали "За победу над Японией").

Есть два фото, одно в составе трех человек - все матросы, второе в составе пяти человек, трое матросов и два офицера. 

Если интересует, могу поделиться электронной копией фотографий. 

В свою очередь прошу совета, где можно посмотреть списочный состав ТОФ того времени, чтобы узнать хоть какую - то информацию о месте службы деда! 

С уважением, Виктор.

Журналистское расследование продолжается.

2 комментария:

  1. Здравствуйте! Огромное Вам спасибо. Распечатала вашу подборку. Завтра возьму с собой в консульство на торжественный приём, посвящённый 70-летию Великой Победы. Посылаю Вам вырезку из газеты. Она была очень ветхая и хранилась у нас дома в Москве. Здесь копия. С уважением, Галина Бочарова (Челядинова).

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая Галина! С Первомаем и юбилеем Победы вас! Думаю, что вам интересно знать: своим историческим поиском сведений об отце вы связали в единый морской узел Сан-Франциско, Нью-Йорк, Москву, Владивосток, Харьков и даже г.Строитель Белгородской обл., Балтику и Крым! И это хорошо. И это нужно не столько для нас с вами, сколько внукам и правнукам. С уважением Владимир Пелевин.

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения

Популярные сообщения