БЛОГ памяти журналиста-мариниста, тихоокеанца, капитана 1 ранга ПЕЛЕВИНА Владимира Александровича (14.04.1935 г.- 19.11.2020 г.). Служил с 1962 по 1987 г. - 140 узел связи, 38 брк ОСНАЗ, 25 дпл, 2 флотилия ПЛ, 10 ОПЭСК, штаб и управление Тихоокеанского флота.
В ночь на 27 августа в море Лаптевых в двадцати милях от порта Тикси, затонул большой линейный буксир класса "река-море" с усиленным ледовым корпусом «Алексей Кулаковский» ("Alexei Kulakovskii"). Класс регистра: КМ* ЛУ2 IIСП А3 буксир.
На его борту находились 14 членов экипажа, трое спасены, обнаружено тела пяти погибших, в т.ч. одной из двух находившихся на борту женщин, шесть человек пропали без вести, сообщает пресс-служба Дальневосточного регионального центра МЧС. Удалось спасти капитана Анатолия Соловьева, мотористов: 19-летнего курсанта Благовещенского речного училища Александра Фирсова и 20-летнего курсанта Новосибирского речного училища Евгения Пронина.
Всего практику на судне проходили 6 курсантов, по трое из Новосибирска и из Благовещенска.
Буксир шел на помощь рыболовному траулеру «Полюс», который терпел бедствие в устье реки Лены. На борту траулера находились 15 человек экипажа, сообщил Государственный морской спасательно-координационный центр. Ветер в районе достигал 32 метров в секунду, рыболовное судно удерживалось на якорях и просило срочной помощи.
По данным пароходства, в пятницу, в 02.30 по местному времени (19.30 мск), экипаж рыболовного судна "ТБ-0012" по спутниковому телефону сообщил, что "Алексей Кулаковский" обесточен, дрейфует с креном на левый борт и связь с буксиром отсутствует. В 03.18 буксир "Алексей Кулаковский" затонул.
Сразу же после поступления информации о катастрофе буксира в районе происшествия начались поисково-спасательные работы. На борт танкера «Ленанефть-2064» были подняты капитан и два курсанта практиканта перевернувшегося буксира, их состояние оценивается как удовлетворительное.
"Алексей Кулаковский" - линейный буксир класса "река-море" с усиленным ледовым корпусом. Проект 07521. Длина судна - 49.6 м, ширина - 10.2 м, высота борта - 3.5 м, осадка - 2.46 м, скорость 12 узлов, водоизмещение 801 тонна, дедвейт 170 тонн."Алексей Кулаковский" был построен в 1992 году и принадлежал ОАО "Ленское объединенное речное пароходство", судно приписано к порту Жатай в Якутии.
Project: 07521. Description: A great line-lift "river-sea" with ice-reinforced hull
Shipyard: "KAMA" (Russia, Perm). Year built the first ship of the series: 1986
Register class: KM * A3 lift ЛУ2 IISP
После того, как стало известно о кораблекрушении, к месту происшествия отправилась группа спасателей и сотрудники Тиксинского отделения ГИМС МЧС России. В пятницу утром пропавших моряков искали 57 человек, в распоряжении которых было семь единиц техники. Затем число участников поисково-спасательной операции возросло до 70, в их распоряжении - 13 единиц техники. Район поисков с воздуха обследуют два вертолета Ми-8, на борту которых - спасатели и врачи. Из Якутска к месту происшествия вылетели водолазы со спецснаряжением.
Президент Дальневосточной Ассоциации морских капитанов Петр Осичанский считает, что есть шанс найти моряков живыми. По данным Дальневосточного регионального центра МЧС России, в районе поисковой операции ветер юго-западный, 12-17 метров в секунду, без осадков, температура воздуха составляет 12-14 градусов тепла, температура воды - плюс 4, высота волн 2-3 метра. "Если моряки были в гидрокостюмах или успели высадиться на плоты, то есть шанс найти их в течение суток-двух живыми".
В районе поиска работают два вертолета Ми-8 авиакомпании "Полярные авиалинии" и Министерства обороны, на воздушных судах находятся спасатели и врачи. Также к месту крушения выдвинулись буксир "Капитан Бабичев" и гидрографическое судно "Николай Евгенов".
В районе гибели обнаружено два пустых спасательных плота. По словам заместителя генерального директора Ленского объединенного речного пароходства Александра Зыкова, пилоты вертолета приняли за трех человек предметы, оставшиеся на воде после крушения буксира. Один найденный плот был полураскрывшимся, другой не раскрывшимся.
Линейные буксиры класса "река-море" с усиленным ледовым корпусом. Проект 07521.
МБ-1220 на Дону. 2009 год. Фото: Владимир Никонов
MB-1220 on the Don. 2009. Photo: Vladimir Nikonov
МБ-1205 на Волге в Волгограде. 2009 год. Фото: mi-str.ya.ru
MB-1205 on Volga river in Volgograd. 2009. Photo: mi-str.ya.ru
МБ-1219 на Волге в Козьмодемьянске. Сентябрь 2008 года.
Фото: Михаил Архипов
MB-1219 on Volga river in Kozmodemyansk. September 2008.
Photo: Mikhail Arkhipov
КМТФ-1 (МБ-327, АНТАРЕС) на Каспийском море в Казахстане.
Фото: (с) "Казмортрансфлот"
KMTF-1 on the Caspian Sea in Kazakhstan.
Photo: (c) "Kazmortransflot"
МБ-1222 в Астрахани. 2008 год.
Фото: marak-oleg.ya.ru
MB-1222 in Astrakhan. 2008.
Photo: marak-oleg.ya.ru
По итогам VI Белгородского строительного Форума Государственный проектный институт «Укргорстройпроект», г. Харьков награжден дипломом Белгородской областной Думы, а Главный архитектор «Укргорстройпроекта» Павел Георгиевич Чечельницкий медалью.
В работе VI Белгородского строительного Форума и VII межрегиональной специализированной выставки «Современный город» приняло участие 156 организаций, охвативших территорию не только стран СНГ, но и Германии, и Китая.
С выставкой ознакомились более 15000 посетителей, в том числе руководители и специалисты строительных подразделений и ЖКХ городских и районных администраций Белгородской области, руководители и специалисты строительных предприятий, представители предприятий Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Харькова, Донецка, Липецка, Курска, Орла, Тулы, частные предприниматели и жители города.
Большая специализированная выставка « Современный город. Стройиндустрия », проведенная в рамках работы Форума, показала значительные изменения в области проектирования, строительства и производства стройматериалов, которые произошли буквально за последние годы. Эксклюзивные проекты формируют застройку не только областных центров, но и небольших поселков городского типа. Более того, как показал опыт Белоруссии, даже в условиях сельского строительства возможно возведение зданий, не уступающих лучшим городским постройкам.
В работе Форума проняли участие два Харьковских предприятия: Закрытое акционерное общество « Институт Укроргстанкинпром » и Украинский государственный проектный институт « Укргорстройпроект ». Работы последнего вызвали особый интерес.
И в Советское время и сегодня «Укргорстройпроект» разрабатывает генеральные планы развития городов и поселков, проекты застройки городских территорий, жилых комплексов, а также общественных и торговых центров. При активном участии специалистов «Укргорстройпроекта» застраиваются не только города Украины, но и России – Белгород, Курск, Тула и многие другие. Не случайно участие института в выставке отмечено дипломами Белгородской областной Думы и Белэкспоцентра.
Жюри конкурса «Медаль выставки», проведенного среди участников выставки « Современный город », отметило 10 из 19 храмов, представленных Харьковскими проектировщиками по благословению Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима.
Медалями, а также специальным призом Белгородской региональной организации Союза архитекторов России, отмечены строящиеся храмы Св. Валентина ( возле фармацевтического университета ), Св. Блаженной Матроны ( в парке Победы на Салтовке) и деревянный храм во имя Иконы Божией Матери « Отрада и Утешение » ( на бровке склона Саржина Яра ). Проектирование деревянного храма недавно окончено и начало строительства еще впереди.
Также отмечены храмы возводимые в Змиеве, в поселке Хроли, в селе Верхняя Самара.
Кроме указанных, получили призы храмы, разработанные Харьковскими архитекторами для других областей Украины., в том числе : два – для Донецкой и по одному – для Полтавской и Хмельницкой областей.
Следует подчеркнуть, что ранее отмеченные орденами Украинской Православной Церкви храмы Священномученика Александра архиепископа Харьковского, а также Св. Иоанна Воина ( в составе мемориального комплекса «Высота маршала И.С. Конева») экспонировались на выставке вне конкурса.
Вне конкурса были представлены, отмеченные первыми премиями на открытых Всеукраинских конкурсах, комплексы Свято-Воскресенского Кафедрального собора в Полтаве и Преображения Господня в Почаевской Лавре.
Прошедший Белгородский Форум показал большие потенциальные возможности Харьковских проектировщиков, которые в сложных экономических условиях Украины не просто « выживают ». а продолжают возводить здания и целые архитектурные ансамбли, отвечающие самым взыскательным требованиям современности.
На фото: Храм Св. Блаженной Матроны ( в парке Победы на Салтовке, проект), Храм Св. Священомученика Валентина Интерамского (проект), деревянный храм во имя Иконы Божией Матери « Отрада и Утешение » ( на бровке склона Саржина Яра, проект)
21 августа. во Владивостоке в кинозале "Меридиан" кинокомплекса "Океан" открылся Дальневосточный телефорум: VI международный фестиваль телевизионных программ и документальных фильмов "Человек и море".
Учитывая возрастающую роль Владивостока в репрезентации интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе в преддверии саммита АТЭС в 2012 году, сложившуюся историческую традицию фестиваля кино- и теледокументалистики "Человек и море", который проводился во Владивостоке как всесоюзный в 1968 году и как международный в 1997, 1999, 2001 и 2009 гг.,учредители фестиваля "Человек и море" определили его статус как международного.
В 12 призовых категориях вниманию жюри и зрителей представляются 40 фильмов, программ, репортажей и сюжетов.
В 12:20 - 13:00 - одновременно с выходом в Приморье и на Сахалине на телеканале "Россия", состоялся экранный показ конкурсной работы "Холодная тишина", ТППО "Искра" (Владивосток).
Фильм о поиске места гибели подводной лодки Тихоокеанского флота Л-19 в проливе Лаперуза . Автор документального фильма - Владимир Александрович Карташев .
В августе 45-го подводная лодка Л-19, покинув бухту Улисс Владивостока, взяла курс к берегам японского острова Хоккайдо в район порта Румой.
В 15.22 23 августа от командира было получено донесение следующего содержания: "10.22 Ш=45°13' Д=140°00'. Атакован ПЛ противника. Уклонился. Начну форсирование пролива в 19.00".Это было последнее донесение Л-19.
В дальнейшем ПЛ запрашивалась всеми видами связи, но она ответа не дала и в базу из боевого похода не возвратилась.Из похода не вернулись 64 моряка-тихоокеанца во главе с командиром подводной лодки Л-19 капитаном 3 ранга Анатолием Кононенко.
Как позднее стало известно, в проливе Лаперуза было выставлено несколько линий минных заграждений, при этом минные заграждения были поставлены в местах наибольших глубин в проливе. Руководящими документами ВМФ рекомендовалось форсировать минные поля на предельной глубине, т.к. сила взрыва мины идет по линии меньшего сопротивления, вверх.
Командир Л-19 капитан 3 ранга Кононенко А.С. всегда педантично выполнял все положения и, что наиболее вероятно, при форсировании пролива Лаперуза на предельной глубине подорвался на донной мине, ПЛ Л-19 затонула.
На фестивале представлены:
- "Рыбалка на будущее", NHK телерадиовещательная корпорация Ниппон Хосо Кёкай, Япония, Токио), ГТРК "Владивосток" (перевод на русский язык). О проблемах в традиционном семейном ремесле добычи морепродуктов, утере вековых традиций, когда молодые люди бросают причалы и шхуны и уезжают в большие города.
- "Море дает мне силы", ГТРК "Сахалин" (Южно-Сахалинск). Рассуждения больного детским церебральным параличом подростка о море, о месте моря в его судьбе и в судьбах других людей, о взаимоотношениях человека и моря. Авторы - Валерия Помыткина, Руслан Косуев.
- "Дело Жизни", КГУ "Общественное телевидение Приморья - ОТВ-Прим" (Владивосток). О людях, которые случайно связались с морем, и это изменило их судьбы, и жизни других людей и других живых существ. Авторы - Евгения Колесникова, Михаил Светличный, Екатерина Мухина, Степан Белов.
- "Свободные...", ИП Карпова (студия Арт-Собрание, Краснодар). Дельфины... Кто они для нас? Забавные попутчики, представители высокоразвитой цивилизации или жертва?... Фильм "Свободные..." - рассказ о том, как на протяжении тысячелетий складывались и изменялись отношения человека и дельфина. Автор - Анна Карпова.
- "Город у моря": "Прогулки по городу: Владивосток в фотографиях Мерилла Хаскелла", ГТРК "Владивосток", корпункт ВГТРК в Нью-Йорке США).
7-й выпуск программы "Прогулки по городу" посвящён 150-летию Владивостока. Ведущий программы - художник-монументалист Павел Шугуров - предлагает зрителям отправиться в 1919 год, а собкор телеканала "Россия" в Нью-Йорке Евгений Попов показывает оригиналы фотографий, сделанных 90 лет назад во Владивостоке и случайно найденных на чердаке провинциального американского дома. Авторы - Павел Шугуров, Елена Васильева, Максим Каленник, Евгений Попов, Павел Патрикеев.
- "Молодые капитаны": "Кильская неделя: паруса в Балтике", ГТРК "Калининград". Об уникальном явлении в международных парусных традициях - о визите в Киль барка "Крузенштерн", впечатлениях от масштаба события и ухода барка "по-английски". Автор - Будников Павел Анатольевич.
- "Подводная камера": Сборный микс из работ Виталия Ершова, Дмитрия Рудася, Сергея Митягина, Сергея Семененко. Уникальные съемки в морях теплых и очень студеных.
- "Одиссея лейтенанта Овцына", ГТРК "Регион-Тюмень" (Тюмень). О необычной судьбе легендарного мореплавателя и гидрографа, основоположника русского морского офицерства Дмитрия Леонидовича Овцына и его "американском" походе. Автор - Татьяна Топоркова , режиссёр Людмила Борисова.
Жюри фестиваля телевизионных программ и фильмов "Дальневосточный телефорум: Человек и море".
Председатель жюри: МИСЬКОВ Виктор Михайлович - почетный гражданин города Владивостока, академик Академии транспорта России, заслуженный работник транспорта России, почетный работник морского флота, профессор Морского государственного университета им. адмирала Г.И. Невельского, многолетний руководитель Дальневосточного морского пароходства, капитан дальнего плавания
Члены жюри: АБОНОСИМОВ Вадим Иванович - капитан дальнего плавания, Герой Социалистического труда, профессор кафедры "Управление судном" Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского
БАКШИН Валерий Викторович - директор филиала ВГТРК "ГТРК "Владивосток", директор Института массовых коммуникаций Дальневосточного федерального университета
БАТОВА Татьяна Викторовна - режиссер, член Союза театральных деятелей РФ, зам. председателя Приморского отделения СТД РФ
ЗЕМЦОВ Пётр Алексеевич - заместитель генерального директора Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании
Стив Ловечек ЛИХТАГ (Steve Lovecek Lichtag)- кинорежиссер, Продюсер (Чехия, Прага). Президент Фонда "Прозрачная Планета" (Crystal Planet), основатель международного кинофестиваля "Вода, Море и Океаны" (Water, Sea & Oceans), руководитель продюсерской компании "Twin Star Production".
ОСТРОВСКАЯ Галина Яковлевна - профессор Дальневосточной Академии искусств, заслуженный работник культуры РФ, профессор кафедры телерадиожурналистики факультета журналистики Института массовых коммуникаций Дальневосточного федерального университета.
ПРИХОДЬКО Борис Фёдорович - вице-адмирал в отставке, председатель Владивостокского морского собрания.
УЛЕЙСКИЙ Игорь Григорьевич - вице-губернатор Приморского края
Главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Владимир Высоцкий обратился к личному составу ВМФ с просьбой принять участие в работах по восстановлению Кронштадского Морского собора.
Идея возвести в Кронштадте православный собор в честь святителя Николая Чудотворца витала среди русских военных моряков с момента основания новой столицы Российской империи – Санкт-Петербурга. Морской собор решено было расположить на Якорной площади Кронштадта, где хранились старые якоря.
"Храм этот должен быть вместе с тем и памятником чинов флота, чтобы, входя в него, они не только слышали слово Божие, но и читали на стенах его всю историю флота, имена всех деятелей, покрывших себя славою, принесших пользу родине…" писал один из инициаторов строительства собора адмирал Н.И.Казнаков.
"В этом храме могут быть сосредоточены трофеи морских побед, удобные для помещения в церковь и не забранные в другие места, сохранившиеся знаменные флаги экипажей (хранящиеся ныне в Арсенале), иконы, как воздвигаемые в память погибших судов ("Лефорт"), так и пожертвованные в экипажи или на суда. Последние должны храниться в особой ризнице при храме с означением, какому кораблю или экипажу принадлежали".
Морской собор был задуман как "храм-памятник, в коем будет ежедневно приноситься искупительная бескровная жертва, [и который] служил бы вместе с тем связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем трудов, знаний, подвигов, послуживших к славе родины и флота".
Думалось, что Морской собор будет вечным памятником, вечной могилой, местом вечного поминовения. О славных подвигах, о великих сражениях, о слезах вдов ныне напоминают нам только пустые коричневые прямоугольники в превращенных в коридоры галереях.
В 1897 году, с Высочайшего одобрения, был создан Комитет для сбора пожертвований на строительство храма. На призыв Комитета отозвалась вся Россия! В кронштадтских газетах систематически, из года в год, печатались, по мере поступления денег, фамилии и адреса жертвователей. Нельзя без волнения читать эти списки теперь, спустя сто лет. Каких только имен там нет, каких только адресов не встретишь! Из самых далеких, самых глухих уголков России, кажется, забытых самим Богом, приходили переводы в Кронштадт, на имя комитета, иногда с крупными суммами, иногда — с совершенно незначительными.
Одновременно разрабатывался и проект будущего Собора. И к этому вопросу отнеслись с величайшей серьезностью. Долго искали того, кто мог бы с честью справиться со столь ответственным поручением. И, наконец, остановились на имени гражданского инженера Василия Антоновича Косякова — известного строителя церковных зданий.
Он работал над проектом, не покладая рук, и даже совершил поездку в Константинополь, чтобы увидеть воочию Храм Святой Софии, воздвигнутый еще в шестом веке нашей эры и служивший образцом православной церковной архитектуры для последующих поколений.
Проект Собора был одобрен во всех инстанциях и 21 мая 1901 года получил Высочайшее Утверждение. В проектировании собора также участвовали гражданский инженер Владимир Шаверновский и гражданский инженер Виксель Александр Иванович.
1 (14) сентября 1902 года началась подготовка территории под постройку собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С.О. Макарова. После того, как был отслужен молебен, четырнадцать тысяч моряков принялись за очистку верхнего слоя почвы. Эта работа продолжалась и весной следующего года, а потом взялись за бетонный фундамент и заготовку гранита для цоколя и кирпича для стен. Все материалы были российского происхождения и доставлялись водою, для чего использовался и Обводный канал.
Только облицовочный кирпич и терракотовые детали были заказаны в Германии, и то только потому, что фабрика в городе Боровичи оказалась на грани банкротства, а другие предприятия не могли дать изделий подобающего качества.
Торжественная церемония закладки Морского Собора состоялась 8 мая 1903 года. Присутствовали Император Всероссийский Николай Второй, Императрицы — Мария Федоровна и Александра Федоровна, наследник — цесаревич Михаил Александрович, и почти все Великие княгини и Великие князья. Вся Якорная площадь была заполнена войсками и запружена народом. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведен салют в 31 залп.
В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.
В Комитет по строительству Морского собора в свое время входили главные командиры Кронштадтского военного порта — вице-адмиралы Н.И. Казнаков, С.О. Макаров, А.А. Бирилев, К.П.Никонов, морской министр И.К. Григорович и Р.Н. Вирен, последний Главный командир Кронштадтского военного порта.
В 1907 году храм был вчерне готов, началась внутренняя отделка. Стоимость строительства собора составила 1.876.000 рублей. Когда проведено было паровое отопление, работы в Соборе стали идти круглый год. К работе были привлечены лучшие мастера.
10(23) июня 1913 года состоялось освящение Морского собора святителя Николая Чудотворца, возведенного в честь двухсотлетия флота Российского и трехсотлетия Царствования Дома Романовых.
Внушительная, в 70,5 метров, высота увенчанного крестом купола позволяла ему служить ориентиром с моря.
Собор, в целом, повторяет в плане приём храма Святой Софии в Константинополе. При этом соотношение частей храма отличается от прототипа.
Фасад собора облицован кирпичом и терракотой и украшен гранитными цоколем и колоннами порталов, а также, в небольшом количестве, майоликой и мозаикой.
Иконы на фасадах были исполнены в мозаичной мастерской В. А. Фролова
Западный центральный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни святителя Николая Чудотворца, символами евангелистов и орнаментами.
Над боковыми порталами главного входа, находятся иконы святых, которым посвящены приделы:
слева — святых апостолов Петра и Павла;
справа — святителя Николая чудотворца и перподобного Иоанна Рыльского.
Над северным порталом — образ Божией матери;
Над южным порталом — святителя Митрофания.
Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами, вызолоченными по мардану.Над главным внутренним пространством господствовал центральный купол диаметром около 27 метров. Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами.
Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М.М. Васильева. Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески.
Остальные части храма были окрашены ровным колером. Хоры поддерживаются колоннами, которые увенчаны капителями и, как и наличники внутренних дверных проёмов, покрыты искусственным мрамором. Карнизы покрыты лепными орнаментами. Стены в нижней части были обнесены высокой панелью из цветного мрамора, где на черных досках предполагалось высекать имена погибших чинов флота.
Алтарная часть приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н.А. Попова был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. Боковые приделы святых Петра и Павла и преподобного Иоанна Рыльского не были отделены от главного. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она была декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя.
Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.
В восточной части хор находились парадная ризница и место для хора. Там же хранились иконы с упраздненных судов. На первом этаже размещались ризница и библиотека.
По прямому назначению Морской собор прослужил чуть более 16 лет - уже 14 октября 1929 года он был закрыт и переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой».
Были уничтожены памятные доски с именами матросов и офицеров, погибших за Отечество со времен создания Российского Флота.
В 1956 году в его стенах открылись клуб Кронштадской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея.
01 ноября 2005 года в день рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского, в Морском соборе Кронштадта была отслужена первая, с момента его закрытия, Божественная Литургия. После 75 лет поругания и забвения главная святыня российского флота – Морской собор – начал свое возрождение.
Cоздан Общественно-попечительский совет, в который вошли видные государственные и общественные деятели России. Благословил совет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. "Морской Свято-Никольский собор города Кронштадта – это не просто монументальное здание или архитектурный шедевр, это собор, который имел и имеет огромное значение, являясь символом Военно-морского флота России, – подчеркнул Святейший Патриарх. – Этот собор был визитной карточкой России для всех, кто приближался к нашей столице с моря". По словам Его Святейшества, возрождение храма в Кронштадте – "это деятельность, исполненная огромного патриотического смысла. Мы восстанавливаем один из зримых символов России".
Cупруга Президента России Светлана Медведева отметила, что Морской собор в Кронштадте – это духовный символ победы российских моряков
"Восстановление собора и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан – быть главным морским храмом страны, святая для нас задача", – заявил Александр Розенбаум.
Возрождение Кронштадтского Морского собора должно стать одной из важнейших задач развития традиций патриотического воспитания во флоте. Причем, собор должен быть восстановлен в том русле, в котором он был задуман – как главный храм всего Российского флота, памятник его славе и воплощение надежды на будущее. Таким, каким его хотели видеть те, кто вложил в его создание свою душу, свои силы и надежды.
Военные моряки-тихоокеанцы и ветераны флота уже подключились к всероссийской акции по сбору средств на восстановление Морского собора в Кронштадте. Во Владивостокском доме офицеров флота, доме офицеров в г. Петропавловске-Камчатском и других местах установлены урны для сбора средств на восстановление Кронштадского морского собора.
Близится 100-летие со дня освящения собора (1913 г.) и хотелось бы, чтобы эту дату собор встретил во всем величии своей прежней славы.
Отряд, в составе которого большой десантный корабль (БДК-98) и спасательный буксир "Фотий Крылов" Тихоокеанского флота России(ТОФ) в понедельник 16 августа отправился в военно-исторический "Поход памяти" по случаю 65-й годовщины освобождения советскими войсками Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов.
Церемония проводов отряда, прошла на 33 причале Владивостока на берегу бухты Золотой Рог. Началась она с торжественного построения экипажей. Заместитель командующего Тихоокеанского флота вице-адмирал Сергей Авраменко пожелал морякам удачного похода и отметил, что такие походы стали доброй традицией.
В двухнедельный "Поход памяти" отправились ветераны флота, освобождавшие Южный Сахалин и Курилы, флотские артисты и молодежь.
19 августа отряд прибудет в сахалинский порт Холмск, где будут отданы почести павшим в боях на Холмском перевале, также состоится встреча ветеранов ТОФ с главой муниципального образования и ветеранами города. Торжественная встреча участников завершится концертом Ансамбля песни и пляски ТОФ и творческих коллективов города. В программу также войдет экскурсия по большому десантному кораблю.
23 августа участники "Похода памяти" на острове Шумшу отдадут воинские почести на месте высадки десанта. Также они возложат венки и цветы к братской могиле.
Памятные церемонии и встречи пройдут на островах Шикотан и Итуруп, в городе Южно-Сахалинск и порту Корсаков.
В Заливе Петра Великого будут отданы почести экипажам погибших подводных лодок "М-49", "М-63". В в проливе Лаперуза, морякам советской ПЛ "Л-19" и ПЛ ВМС США SS-238 "WAHOO", не вернувшимся из боевых походов.
11 октября 1943 года базовая авиация японского ВМФ атаковала и потопила в проливе Лаперуза ПЛ SS-238 “Wahoo” ВМС США В период с декабря 1942 по октябрь 1943 года ПЛ “Wahoo” потопила 20 японских грузовых и пассажирских судов общим водоизмещением 60 тыс.тонн, в результате чего погибло 690 человек.
9 сентября 1995 года в г.Вакканай (о.Хоккайдо, Япония) был открыт мемориал "Памятник мира", посвященный экипажу ПЛ “Wahoo” и японцам, погибшим на потопленных ей судах, в создании которого участвовали с обеих стороны ветераны ВМС США и Японии.
Надпись на мемориале гласит: "11 октября 1943 года японские ВМФ в результате 4-часовой воздушной и надводной атаки потопили “Wahoo” SS-238 ВМС США, в том момент, когда ПЛ вышла из Японского моря после двухнедельного рейда, в ходе которого она потопила несколько судов. На момент своей гибели “Wahoo” была самой результативной подводной лодкой ВМС США. 80 американцев спят вечным сном в проливе Соя в 12 милях на северо-восток от этого памятника. Много японцев спят вечным сном на дне Японского моря в результате атак “Wahoo”. Этот монумент возведен членами Японской ассоциации ветеранов и родственниками экипажа “Wahoo”. Старые враги встретились как братья для того, чтобы между нашими странами царил вечный мир и война больше никогда не смогла бы разрушить ту дружбу, которая установилась между нами сегодня. В память о судах и людях, потопленных “Wahoo” в Японском море и моряков “Wahoo”, которые были потоплены авиацией и кораблями ВМФ Японии в проливе Соя."
Капсулы с землей из мест боев на острове Сахалин и Курильских островах будут доставлены во Владивосток для закладки на мемориале.
Memorial ceremony to the crew of lost Soviet submarine S-2 was held on board Finnish Coast Guard ship Tursas at the shipwreck site in the Gulf of Finland.
Among attendants of the on-board ceremony were relatives of died submariners, Russian official delegation headed by Russian ambassador to Finland Alexander Rumiantsev, delegation of St. Petersburg Submariners' Club led by its chairman Capt 1 rank Igor Kurdin, the governor of the Aland Islands Peter Lindback, Swedish naval attaché to Russia Capt Christian Allerman, and all five divers led by Bjorn Rosenlef who found the sub early summer 2009.
In accordance with Ship Regulations, a memorial ceremony was conducted at the shipwreck site – a wreath with sailor's hat was laid on water, and archpriest Alexei (the rector of Chesmenskaya Church, St. Petersburg) held a service to "warriors died at sea…" In honor of lost Soviet submariners the ship gave three long sound blasts, and national flag of Finland was half-masted.
A memorial plaque with inscription "Here rests in peace the self-sacrificing crew of Soviet submarine S-2 perished in January 1940" made by Baltiysky Zavod shipyard, St, Petersburg was given to the divers team headed by Bjorn Rosenlef.
Later on, it will be fixed on the sank submarine's hull.
During the ceremony, the Finnish ship hove to the shipwreck site by dynamic positioning system.
A commemoration banquet was given on board the ship by the governor of the Aland Islands.
The third toast traditionally was "To those who are at sea".
Finnish party arranged all events at a highest level, the atmosphere was extremely kind and steeped in heart-grief, said St. Petersburg Submariners' Club chairman Igor Kurdin in the interview to the Central Navy Portal.
Soviet Baltic Fleet submarine S-2 with 50 crewmen aboard sank on Jan 3, 1940 off the Aland Islands near Gulf of Bothnia, Baltic Sea during the Soviet-Finnish War.
The accident cause is unknown. As for one version, S-2 collided with Finnish or Swedish mine.
Как сообщил Центральный Военно-Морской Портал, церемония памяти погибшего экипажа советской подводной лодки С-2 прошла на борту корабля финской береговой охраны Tursas в точке гибели ПЛ в районе Аландских островов в северной части Балтийского моря.
На борту Tursas присутствовали родственники погибших моряков, официальная делегация РФ во главе с Послом РФ в Финляндии Александром Юрьевичем Румянцевым, делегация Санкт-Петербургского Клуба моряков-подводников во главе с его председателем капитаном 1 ранга Игорем Курдиным,
Губернатор Аландских островов Питер Линдбек, военно-морской атташе Швеции в России капитан 1 ранга Кристиан Аллерман, а также все пять дайверов во главе с Бьерном Розенлефом, которые и обнаружили подводную лодку в начале лета 2009 года.
В точке гибели подводной лодки в соответствие с Корабельным уставом Военно-Морского флота прошла церемония памяти погибших подводников.
На воду был спущен венок с бескозыркой, а протоиерей отец Алексей (Настоятель Чесменской церкви СПб) отслужил панихиду по "воинам, в море погибшим...".
В память советских подводников прозвучали три долгих гудка и был приспущен государственный флаг Финляндии.
Команде дайверов во главе с Бьерном Розенлефом была передана мемориальная доска с надписью "Здесь покоится самоотверженный экипаж советской подводной лодки С-2, погибшей в январе 1940 года", изготовленная на Балтийском заводе.
В последствии она будет закреплена на корпусе затонувшей С-2.
На время церемонии корабль финской береговой охраны лег в дрейф и с помощью системы динамического позиционирования удерживал свое местоположение точно над точкой гибели подводной лодки.
На борту корабля от имени Губернатора Аландских островов был дан поминальный обед с традиционным третьим тостом "За тех, кто в море".
Как сообщил Центральному Военно-Морскому Порталу Председатель Санкт-Петербургского Клуба моряков-подводников Игорь Курдин, организация всех мероприятий с финской стороны была на высочайшем уровне, атмосфера царила в высшей степени доброжелательная и была пронизана скорбью по погибшим морякам.
Советская подводная лодка С-2 Балтийского флота с 50 членами экипажа на борту затонула 3 января 1940 года во время советско-финской войны у Аландских островов в Балтийском море на входе в Ботнический залив.
Причины гибели подводной лодки неизвестны.
По одной из версий, С-2 подорвалась на финской или шведской мине.
15 августа нашему сослуживцу – ветерану Военно-Морского флота и активному общественнику Ивану Николаевичу ЛЮБЧЕНКО исполнилось 70 лет.
Родившись за десять месяцев до вероломного нападения фашистской Германии, малолетний Иван познал вместе с матерью и братом все ужасы и лишения войны, голодные и холодные послевоенные годы.
Отец был призван на финскую войну и, не успев демобилизоваться, стал участником Великой Отечественной войны – погиб в 1943 году под Ленинградом.
Не познав радость отцовского общения, трудолюбивый подросток мечтает служить Родине так, как и его отец. Он без колебаний даёт согласие на службу в Ленинградской Военно-Морской базе, а затем на одной из подводных лодок Северного флота.
Неодолимая с детства тяга к знаниям, настойчивость и усердие помогли, а командование способствовало получению Иваном Любченко аттестата зрелости и высшего образования в Ленинградском университете (заочно).
С 1982 по 1985 годы он добросовестно выполняет интернациональный долг в качестве флотского специалиста в Гвинейской Республике (фр. République de Guinée) За время службы неоднократно поощрялся и награждался.
После увольнения из ВМФ в 1991 году не стал отсиживаться дома, а с головой окунулся в общественную работу, оказывая посильную помощь своим сверстникам и сослуживцам в преодолении ими жизненных трудностей на склоне лет. В настоящее время возглавляет Харьковскую городскую общественную организацию Всеукраинского объединения «Дети войны – Украины». Принимает активное участие в работе по патриотическому воспитанию молодёжи, в том числе учащихся средних школ №№ 100 и 116, гордясь, что принадлежит к славной семье ветеранов-подводников «сухопутного Харькова».
От имени Харьковской областной общественной организации «Союз ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И.И.Фисановича» горячо и сердечно поздравляем члена Совета правления нашего общества с первым 70-летним юбилеем!
Желаем флотского здоровья и долголетия, а в остальном – «Так держать!».
С уважением
Председатель областного общества ветеранов-подводников
капитан I ранга Н.С.ФИЛИНЮК
Пресс-секретарь областного общества ветеранов-подводников
капитан 1 ранга В.А.ПЕЛЕВИН
Международная церемония в память об экипаже погибшей советской подводной лодки С-2 состоится 17 августа на месте гибели лодки в районе Аландских островов.
В мероприятии участвуют родственники погибших подводников, официальная делегация Российской Федерации во главе с Послом РФ в Финляндии Александром Румянцевым, группа дайверов, нашедших С-2.
В ходе церемонии будет отслужена панихида "по воинам, в море погибшим".
На воду будут спущены венки и цветы.
Участников церемонии из порта Мариенхамна в точку гибели С-2 доставит корабль Uisko береговой охраны Финляндии.
Памятное мероприятие проходит при поддержке Правительства Аландских островов.
Советская подводная лодка С-2 Балтийского флота с 50 членами экипажа на борту затонула 3 января 1940 года во время советско-финской войны у Аландских островов в Балтийском море на входе в Ботнический залив.
Причины гибели подводной лодки неизвестны.
По одной из версий, С-2 подорвалась на финской или шведской мине.
Группа финских и шведских водолазов вела поиски С-2 с 1999 года и обнаружила затонувшую лодку в начале июня 2009 года.
Санкт-Петербургский Клуб Моряков-подводников и Центральный Военно-Морской Портал ведут поиски родственников подводников, погибших на С-2.
На сегодняшний день найдены 10 семей родственников.
Контактная информация для связи родственников экипажа С-2 и заинтересованных лиц с организаторами поисков:
Председатель Совета петербургского Клуба Моряков-подводников, капитан 1 ранга Игорь Кириллович Курдин.
Детали гибели С-2.
Вероятно, С-2 погибла 3 января 1940 года во время советско-финской войны при прорыве через пролив Южный Кваркен у Аландских островов в Балтийском море.
В последний раз лодка вышла на связь 3 января в 4.20, передав квитанцию на радиограмму заместителя командующего флотом с разрешением на форсирование Южного Кваркена.
Скорее всего, С-2 подорвалась на минном заграждении, выставленном финским минзагом "Лоухи" в районе восточнее маяка Меркет.
14 января плавучая база подводных лодок "Смольный" в Либаве трижды приняла слабый радиосигнал на частоте подводных лодок 1 бригады.
Разобрать текст сообщений было невозможно.
18 января С-2 было приказано возвратиться на базу, но ответа не было.
21 января лидер "Минск", находясь южнее полуострова Ханко, уловил сигнал с С-2, но выйти на связь не удалось.
Не исключено, что С-2 затонула на обратном пути в базу, получив пробоину в условиях тяжелой ледяной обстановки.
Попытки восстановить связь с С-2 предпринимались до 25 января 1940 года.
3 февраля 1940 года срок автономности плавания подлодки истек, и Военный Совет Краснознаменного Балтийского Флота сообщил наркому ВМФ о гибели корабля и экипажа.
Список погибших на подводной лодке С-2.
АШУРКОВ Сергей Емельянович, краснофлотец, электрик, 1918 г.р.
БАЗАРОВ Григорий Тимофеевич, краснофлотец, моторист, 1915 г.р.
БЕРШАДСКИЙ Михаил Григорьевич, командир отделения электриков, 1915 г.р.
БОНДАРЕНКО Михаил Михайлович, краснофлотец, рулевой, 1917 г.р.
БОНДАРЬ Иван Герасимович, краснофлотец, моторист, 1917 г.р.
БОРИСОВ Борис Александрович, краснофлотец, радист, 1917 г.р.
ВАСИЛЬЕВ Павел Васильевич, старшина команды рулевых, 1912 г.р.
ВЕСЕЛКОВ Алексей Николаевич, командир отделения трюмных, 1913 г.р.
ВИКУЛОВ Иван Евдокимович, краснофлотец, трюмный, 1917 г.р.
ГАРИН Павел Васильевич, краснофлотец, трюмный, 1918 г.р.
ГОЛДА Григорий Степанович, старшина команды торпедистов, 1913 г.р.
ГОЛОФАСТ Николай Петрович, воентехник 1 ранга, командир группы движения, 1915 г.р.
ГРИДАСОВ Александр Константинович, краснофлотец, электрик, 1917 г.р.
ЕВДОКИМОВ Николай Иванович, краснофлотец, электрик, 1921 г.р.
ЕВПЛАШОВ Петр Степанович, командир БЧ-2-3, лейтенант, 1911 г.р.
ЕФИМОВ Михаил Ефимович, краснофлотец, моторист, 1918 г.р.
ЖОХОВ Александр Гаврилович, краснофлотец, рулевой, 1916 г.р.
ЗАВЬЯЛОВ Михаил Павлович, командир отделения, специалист ШШС, 1914 г.р.
ЗАМЯТИН Федор Максимович, старший лейтенант, помощник командира подводной лодки, 1909 г.р.
ЗАТЕЕВ Николай Васильевич, старший политрук, военком подводной лодки, 1905 г р.
ЗЮЗЬКО Анатолий Михайлович, краснофлотец, моторист, 1916 г.р.
ИВАНЕНКО Василий Михайлович, краснофлотец, электрик, 1915 г.р.
ИВАНОВ Борис Иванович, краснофлотец, моторист, 1919 г.р.
КИРКИН Николай Федорович, краснофлотец, рулевой, 1916 г.р.
КИСТЭ Василий Васильевич, старшина команды электриков, 1913 г.р.
КОЛЕСНИКОВ Василий Кириллович, старший лейтенант, флагманский штурман бригады ПЛ, 1913 г.р.
КОЧЕНКОВ Александр Аксентьевич, командир отделения радистов, 1916 г.р.
КРАЙНОВ Аркадий Павлович, командир отделения комендоров, 1914 г.р.
КУЗЬМИН Василий Филиппович, краснофлотец, моторист, 1918 г.р.
ЛОМАКИН Владимир Дмитриевич, старшина команды мотористов, 1913 г.р.
МАШИНИСТОВ Фёдор Георгиевич, старший краснофлотец, кок, 1915 г.р.
МЕДВЕДЕВ Иван Васильевич, краснофлотец, 1915 г.р.
ПИСУЛИН Александр Васильевич, военинженер 3 ранга, командир БЧ-5, 1909 г.р.
ПРЕЛОВСКИЙ Павел Васильевич, командир БЧ-1-4, лейтенант, 1906 г.р.
САЗОНОВ Михаил Матвеевич, краснофлотец, торпедист, 1917 г.р.
САЛЕНКО Василий Семенович, командир отделения штурманских электриков, 1914 г.р.
СЕМИН Иван Васильевич, старшина команды радистов, 1915 г.р.
СИДОРЕНКО Назар Ефимович, краснофлотец, вестовой, 1917 г.р.
СОКОЛОВ Иван Александрович, капитан-лейтенант, командир подводной лодки, 1899 г.р.
ТИИН Иван Ильич, командир отделения торпедистов, 1913 г.р.
ТИМОШЕНКО Яков Иванович, командир отделения мотористов, 1913 г.р.
ТОЛОХНО Иван Филиппович, краснофлотец, торпедист, 1917 г.р.
ТРОФИМОВ Константин Арсентьевич, командир отделения рулевых, 1913 г.р.
ТУТЫШКИН Гавриил Николаевич, капитан 3 ранга, командир дивизиона подводных лодок, 1905 г.р.
ФЁДОРОВ Иван Лукич, старшина команды трюмных, 1912 г.р.
ШУМАКОВ Владимир Максимович, краснофлотец, электрик, 1918 г.р.
ЩЕРБАКОВ Иван Константинович, военфельдшер, лекарский помощник подводной лодки Л-1, прикомандированный на ПЛ С-2, 1910 г.р.
ЯЦУРА Григорий Ефимович, краснофлотец, электрик, 1918 г.р.
Репортаж НТВ
Семья Соколовых из Москвы и семьи Киркиных и Тутышкиных из Петербурга паковали чемоданы перед экспедицией, которую ждали целый год, а именно с тех пор, как на дне Балтийского моря, в районе Аланских островов, дайверы обнаружили советскую субмарину С-2, затонувшую в январе 40-го года.
То была первая и самая крупная потеря СССР в советско-финской войне.
На борту С-2 погибли 50 человек.
Их родственников искал Петербургский клуб моряков-подводников совместно с НТВ.
Те, кого удалось найти, теперь отправятся к месту гибели подлодки, чтобы почтить память погибших.
Корреспондент НТВ Николай Булкинпровожает экспедицию.
Из Москвы в Петербург для Юрия Валерьевича Тутышкина это лишь начало пути.
Год назад он услышал в эфире НТВ про обнаруженную на дне Балтийского моря подводную лодку С-2 и про погибшего на ней капитана третьего ранга Гавриила Тутышкина.
Теперь он встречается с братьями, которых ни разу не видел и с которыми намерен посетить то самое место в водах Балтики.
Для двух из трех братьев капитан 3 ранга, старший начальник на борту затонувшей С-2 Гавриил Тутышкин — родной отец, про гибель которого все эти десятилетия они знали немного.
Военные тайны приоткрылись вместе с находкой шведских драйверов.
Лодка скрыта на дне под слоем песка и ила.
Но очертания видны отчетливо и кадры, снятые на дне моря, в этой семье сразу берут за душу.
К месту гибели С-2 они намерены отвезти памятную доску. Чтобы знали и помнили все.
Александр Тутышкин, сын Гавриила Тутышкина, старшего начальника на подводной лодки С-2: «Мы будем и дальше стараться искать правду о гибели подлодки».
Андрей Тутышкин, сын Гавриила Тутышкина, старшего начальника на подводной лодки С-2: «Это такая первая для меня возможность за все это время прикоснутся вот так близко к отцу. Ведь мне был всего месяц, когда он погиб».
Семье Киркиных теперь тоже про своего родного дядю Николая Киркина стало известно чуть больше.
Вот он на довоенных фото — рулевой подводной лодки С-2.
Владимир Михайлович Киркин — племянник Николая Киркина, рулевого подводной лодки С-2.
До недавнего времени семья знала только, что дядя служил на флоте и пропал без вести, выполняя боевое задание в русско-финскую войну в 1940 году.
Владимир Киркин, племянник Николая Киркина, рулевого подводной лодки С-2: «Для нас важно, что он выполнял свой долг, а как погиб, это пусть военные историки разбираются».
В их семейном архиве оказалось больше всего фотографий, где можно увидеть Николая на побывке дома, с сослуживцами, на морских курсах.
Можно предположить, что среди тех, кто на групповой фотографии, сразу несколько человек из экипажа С-2. Но это предположения.
Известно, что лодка вышла в шторм.
Вдогонку пришло задание: нужно было форсировать пролив Южный Кваркен и атаковать шведские и финские суда, которые доставляли груз в Финляндию.
По одной версии С-2 подорвалась на мине, по другой — погибла в бою.
В клубе моряков-подводников весь минувший год искали родственников погибших моряков.
Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников: «Мы искали родных, будем надеется, что найдем большее. Это значит, что и на эту историю больше света прольется».
Поименный список экипажа подлодки С-2 известен, каждая его публикация — надежда на то, что найдутся родственники всех погибших на ее борту подводников.
Впрочем, спустя 70 лет, отыскать всех, конечно, тяжело.
Сегодня почтить память подводников к месту, где нашли лодку, отправляются родные трех членов экипажа.
Люди, для которых гибель С-2 — страница истории их семьи.
В дорогу берут семейный архив, который теперь пополнится новыми фотографиями.
Глава семьи Владимир Михайлович постарался сделать все, чтобы поехали все члены семьи.
По-другому и быть не могло.
Братья Тутышкины взяли немного земли с могилы матери, которая так и не дождалась мужа.
Они хотят бросить горсть земли в воды Балтики вместе с памятным семейным медальоном.
Опубликовано в газете Харьковского городского совета «Харьковские известия» № 95 (2221) 7 августа 2010 года (суббота) стр. 9 в рубрике «Созидатели».
ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ Павел Георгиевич – Действительный член Украинской Академии Архитектуры, член правления Харьковской организации Национального Союза архитекторов Украины, Заслуженный архитектор Украины, лауреат премий Совета Министров СССР, международных конкурсов и смотров архитектурного творчества, победитель рейтингов «Лидер Украины», «Народное признание» и «Харьковчанин года».
Вся его профессиональная и общественная деятельность направлена на поддержание межнационального и межконфессийного мира и согласия в нашем обществе.
Ныне профессор Харьковской национальной академии городского хозяйства занимает и должность Главного архитектора Украинского государственного проектного института «Укргорстройпроект».
Мы знакомы давно. С тех пор, как в 90-е годы теперь уже прошлого столетия основным направлением моей журналистской деятельности стало освещение в СМИ жизни – во всех её проявлениях национально-культурных обществ Слобожанщины и всей Украины, а Павел Георгиевич и его творческая архитектурная мастерская в Доме проектов в это время выполняли проекты по заказам этих обществ на строительство сакральных учреждений (церквей, храмов, мечетей) и жилья с элементами национального орнамента для жителей Харькова и области – корейцев, осетин, армян, поляков и других представителей этноса.
На днях я побывал в рабочем кабинете известного горожанина. Посмеялись: как раз между Днём архитектуры и Днём строителя Украины!
Отвечая на «каверзные» и острые вопросы журналиста, Павел Георгиевич высказал столько глубоких, интересных мыслей, суждений и предложений, что я попросил разрешения ознакомить с некоторыми из них читателей газеты.
- Павел Георгиевич, включаешь телевизор или радио, раскрываешь газету, выходишь из подъезда – и везде разговор о глобальных проблемах: экономическом кризисе, глобальном потеплении, терроризме, старении населения на одних континентах и нищете на других. Что ни день, ООН и другие общественные международные организации, руководители государств, дипломаты, парламентарии и министры «по интересам» проводят конгрессы, съезды, конференции и симпозиумы «по глобальным вопросам». На ваш взгляд, глобализм – это зло или панацея от всех бед на нашей планете? И как это отражается в рамках архитектуры?
- Я считаю, что глобализация, по пути которой стремительно движется человечество, является не злом, а исторической неизбежностью. Мы читаем одни и те же книги, смотрим одни и те же фильмы, слушаем одну и ту же музыку. Технические достижения, искусство, даже языки становятся всеобщими. Сближаются эстетические идеалы. Народы теряют индивидуальность. Происходит постепенное слияние культур. В таких условиях, возрождение и сохранение национальных традиций представляет интерес не только для тех народов, у которых эти традиции и искусство возникли, но и для всего человечества.
Многонациональный Харьков, для которого демократические тенденции всегда были характерны, занимает лидирующее положение в Украине в сохранении и развитии национальных традиций. В архитектуре данное направление прежде всего коснулось малоэтажной частной застройки. Но особое распространение оно получило в проектах храмов и общественно-духовных центров.
- Надо полагать, рост числа сакральных учреждений связано лишь с ростом числа верующих, обретших духовную свободу, или это связано с каким-то иным явлением?
- В странах Восточной Европы сакральная архитектура – это не только возрождение религиозности. Это возрождение искусства кирпичной кладки, резьбы по дереву, кузнечного дела, лепки, иконописи (как жанра художественного творчества), возрождение прекрасных многоголосых распевов. Это восстановление огромного пласта национальной культуры, забытого за время воинствующего атеизма. Очень часто архитектурные детали еще не построенных храмов: обрамления оконных и дверных проемов, конструкции карнизов, формы крылец и оград подворий появляются в расположенной рядом жилой застройке. Национальные традиции вновь осваиваются народом.
Конечно, сказанное относится, прежде всего, к украинской и русской архитектуре. Только по проектам нашего коллектива в Харьковской, Донецкой, Полтавской, Сумской и Хмельницкой областях строятся и уже действуют 12 украинских и 9 русских храмов. Стилистика их разнообразна.
- Нельзя ли привести в этом плане ряд примеров?
- Украшением села Чернещина Харьковской области стал ансамбль Свято-Николаевского общественно-духовного центра, возведённый с использованием украинских казацких прототипов. Знаменитое украинское барокко ХVII века определило облик строящегося комплекса кафедрального собора в Полтаве. Барокко ХVIII века использовано для нескольких храмов Харькова.
Суровая русская стилистика Новгородско-Псковской школы, времен борьбы с псами-рыцарями, применялась при возведении мемориальных храмов в Харьковской и Хмельницкой областях. Восстановлен храм Рождества Пресвятой Богородицы в Лубнах. Его компоновочная схема и архитектурные детали аналогичны северным (поморским) храмам. Московская школа зодчества послужила образцом при проектировании крупного комплекса Блаженной Матроны в Харькове.
- А как выглядит по этому вопросу наша соседка Беларусь?
- Тем, кто интересуется славянской культурой, близки и понятны проблемы, стоящие перед братскими народами. Прошлое Белоруссии имеет многочисленные параллели с историей Украины. Как и у нас, религиозные воззрения оказались разделены несколькими конфессиями. По данным каталога памятников архитектуры, 56% белорусских исторических храмов являются католическими. По 22 % греко-католическими и православными. При проектировании харьковских храмов учтены потребности и белорусского населения, которое по численности уступает только украинцам и русским.
И в Беларуси, и в Западной Украине греко-католическая архитектура широко применяла стилистику польского барокко. Использование этого архитектурного направления позволило в проекте строящегося харьковского Свято-Николаевского храма связать в единый узел культуру трех славянских народов. Кроме того, уже проектируется православный белорусский храм, прототипом которого послужили два (всего-2!) чудом сохранившегося храма - крепости ХIV века.
Кстати, большой интерес вызывает еще один, проектирующийся для Харькова, храм. Его архитектура тесно связана с периодом крещения славянских народов и восприятия ими падающей под ударами турок-османов византийской культуры. Прототипом является болгарская Золотая церковь, которая была возведена в Преславе в Х-ом веке. От нее сохранился только фундамент. Возрождение болгаро-византийского стиля является крупным событием не только для Украины, но и для Болгарии.
От автора. Завершая нашу беседу, П.Г.Чечельницкий заметил, что все перечисленные храмы, за исключением греко-католического, проектируются и строятся при активном содействии Украинской Православной Церкви. Она не только благословляет архитектурные решения, но и зачастую является прямым заказчиком. Деятельность Церкви способствует возрождению национальных традиций славянских народов, а разнообразные, поднимающиеся над окружающей застройкой, златоглавые храмы делают облик городов и сел Украины богаче и красивее.
Что касается итогов посещения Украины патриархом Кириллом, то это тема отдельного разговора. Ясно одно: патриарший визит однозначно подтвердил единство славянской культуры и необходимость сохранения славянских традиций в архитектуре.
На фото: Чечельницкий П.Г. Крестновоздвиженский храм в посёлке Лиман Харьковской обл. Украинское барокко.
Архитекторы: Пересадько В.Н., Чечельницкая Н.П., Чечельницкий П.Г. Конструктор: Бяльский С.Я. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в г.Лубны. Русский северный поморский стиль.
Архитекторы: Пересадько В.Н., Чечельницкий П.Г. Конструктор: Бяльский С.Я. Белорусский Православный храм-крепость в г.Харькове (эскизный проект).
Архитекторы: Чечельницкий П.Г., Щерба Л.Н. Конструкторы Коздерко В.А., Ушколенко Е.Г. Проект Николаевского Греко-Католического храма в г.Харькове. Польское барокко.
Архитекторы Ткаченко А.В., Чечельницкий П.Г. Конструктор: Саркисян П.Р. Проект Успенского храма в г.Харькове. Болгаро-Византийский стиль.
Архитекторы Имшенецкая Н.В., Пересадько В.Н., Чечельницкий П.Г. Конструктор: Стрибуль С.И.
В 2010 году денежное довольствие военнослужащих МО РФ повышать не будут. Военные пенсии увеличат, но не более чем на 1000 рублей.
Обнародован подписанный президентом России Дмитрием Медведевым Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый перjavascript:void(0)иод 2011 и 2012 годов».
На обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны выделено 82,3 миллиарда рублей. На субсидирование программы по приобретению новых автомобилей взамен старых, отправляемых на утилизацию 10 миллиардов рублей.
За счет экономии и перераспределения бюджетных ассигнований будет дополнительно направлено 11,4 миллиарда рублей на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, 22 миллиарда рублей - на пенсионное обеспечение, из них 8,8 миллиарда рублей - на федеральную социальную доплату, 4,3 миллиарда рублей - на региональную доплату неработающим пенсионерам и 7,9 миллиарда рублей - на увеличение с 1 сентября дополнительной выплаты военным пенсионерам до 1 тысячи рублей с 240 рублей.
На цели национальной обороны к 1,253 трлн. руб., которые составляли военный бюджет-2010, правительство добавило 49,1 млрд. руб.
Увеличение финансирования военного ведомства почти не связано с начатой им военной реформой.
Наоборот, в подкорректированном финансовом плане России расходы на формирование контрактной армии, оснащение ее новыми видами вооружения и повышение престижа военной службы оставлены без изменения или уменьшены.
На статью «Обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем» выделено дополнительно более 48 млрд. руб. В принятом в октябре 2009 года бюджете страны на эти цели была выделена сумма почти на треть меньшая, чем требовалось.
В новом варианте бюджета-2010 так и не нашлось статьи об увеличении денежного довольствия военнослужащих. И это – вопреки уверениям, сделанным в апреле с.г. замминистра обороны России Верой Чистовой.
По статьям Минобороны и МВД в обновленном бюджете-2010 запланировано 7,9 млрд. руб. на индексацию пенсий военных пенсионеров, что составит в среднем 500-600 рублей.
Тем самым военных пенсионеров подталкивают к массовому переходу на пенсионное обеспечение по гражданскому пенсионному законодательству.
В очередной раз значительно сокращены расходы на реализацию Федеральной целевой программы (ФЦП) по переводу должностей солдат и сержантов на контрактную основу. На эти цели будет выделено всего около 3 млрд. руб., тогда как в ФЦП по линии Минобороны на 2010 год эта цифра составляла 16 млрд. руб. Сейчас штатная численность военнослужащих по контракту в ВС РФ составляет 150 тысяч человек.
«Министерство обороны оказалось заложником принятых им же решений, – утверждает заместитель председателя комитета Госдумы по обороне, единоросс Михаил Бабич. – Сократив профессиональную компоненту и почти в три раза увеличив число военнослужащих по призыву, мы столкнулись с целым рядом совершенно предсказуемых вещей, о которых давно говорили».
По мнению военного эксперта полковника Владимира Попова, «военное ведомство, взяв в союзники президента страны, начинает забалтывать эти проблемы и распространяет мифы про территориальный принцип комплектования, пятидневную служебную неделю для солдат-срочников, регулярные для них отпуска, мобильные телефоны, интернет-доступность и т.п. Но это все показуха и не соответствует действительности».
«Можно сколько угодно объявлять пятидневную неделю и всех отправлять в отпуска, хотя это сегодня совершенно нереально, и командиры в войсках это хорошо знают, – утверждает Михаил Бабич. – Но родители призывников понимают, что раз армия перестала быть профессиональной и стала полностью призывной, то, если завтра военный конфликт, воевать будут они, эти мальчики 18 лет. А уровень их подготовки такой...».
Уже сейчас в России наблюдается резкий рост уклонистов от военной службы. При этом в ближайшие десять лет России предстоит пережить очень сложную демографическую ситуацию.
Как пишет "Независимое военное обозрение", таким образом, бюджет-2010 показывает, что многие проблемы армии и общества в ближайшее время еще более обострятся. Это опасно не только для национальной обороны страны, но и для нынешних властей и партии власти в преддверии парламентских и президентских выборов. Конечно, руководящая политическая элита это понимает. И скорее всего в ближайшее время мы будем свидетелями новых, возможно, нестандартных инициатив в военной сфере.
КПРФ призывает провести парламентское расследование и специальное заседание Государственной Думы по вопросу о реформе Вооруженных сил, которая, по мнению партии, "фактически обезоруживает Россию", сообщает пресс-служба коммунистов.
"КПРФ призывает президента РФ - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ остановить дальнейшую ломку нашей армии и прекратить реформы, которые могут привести к катастрофическим последствиям для национальной безопасности России", - отмечается в заявлении председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова.
Как заявил Дмитрий Медведев, сеть военных учебных заведений приводится в соответствие с потребностями в квалифицированных офицерских кадрах. Будущие офицеры должны приобрести знания, отвечающие требованиям не только сегодняшнего дня, но и предстоящего периода, подчеркнул глава государства. Выпускникам высших военных учебных заведений предстоит сделать Вооружённые Силы России современными, мобильными и боеспособными.
А пока выпускникам военных институтов 2010 года,которые не написали рапорта на увольнение ранее, предлагают это сделать в отделах кадров округов (флотов), так как они министром обороны на должности не назначены, а выведены в распоряжения соответствующих командующих.
Подразделение антитеррора из состава бригады Черноморского флота во главе со старшим лейтенантом Арсением Кононович с борта спасательного буксира "СБ-36 "(фото) предотвратило нападение пиратов на российский танкер "Дафна", 15 человек экипажа которого – россияне.
Как сообщила пресс-служба Минобороны, инцидент произошел в понедельник 2 августа вечером в Красном море. С танкером "Дафна", который следовал под флагом Российской Федерации, пошли на сближение на носовых курсовых углах две лодки по 6 и 8 человек на борту, соответственно.
После того как с борта спасательного буксира Черноморского флота "СБ-36" морскими пехотинцами был открыт предупредительный огонь из стрелкового оружия, лодки застопорили ход, а затем удалились в сторону островов. Для дополнительной безопасности с буксира на танкер была высажена группа антитеррора.
Как сообщает "Новый Севастополь" на борту "СБ-36" находятся две вооруженные группы моряков-черноморцев.
Как сообщил командир отдельной бригады морской пехоты ЧФ Герой России полковник Владимир Белявский, группу антитеррора на борту "СБ-36" возглавляет командир взвода ПТУРС старший лейтенант Арсений Кононович.
Для Арсения Кононовича это первый поход в качестве командира группы, что, не помешало ему успешно справиться со своими обязанностями. Профессионально действовали заместитель группы старший матрос Евгений Кривошеев, снайпер матрос Константин Быличкин, наводчики ПК матросы Сергей Бабкин, Никита Петров и другие морские пехотинцы.
Группу по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) возглавляет мичман Евгений Ковальченко. Об этом сообщил командир бригады охраны водного района капитан 1 ранга Валерий Зубков. Группа имеет все необходимое вооружение, в том числе водолазное, и может действовать в различной обстановке. Старший инструктор Евгений Ковальченко уже не единожды выходит в море и имеет достаточный опыт профессиональной работы. В отряде он еще со срочной службы. Рядом с ним опытные специалисты старший водолаз-разведчик Дмитрий Таранюк, старший минер-водолаз старший матрос Антон Корниенко, минер-водолаз старшина 2-й статьи Анатолий Мойс.
Руководил действиями экипажа и двух групп старший на борту начальник штаба бригады спасательных судов капитан 2 ранга Сергей Игнатов, офицер, имеющий достаточный опыт, в прошлом командир дивизиона судов этой бригады. На его счету тысячи пройденных миль, участие в различного рода спасательных операциях.
Как и на счету капитана СБ-36 капитана 2 ранга запаса Сергея Попова. Грамотно действовали в этой непростой обстановке старший помощник Геннадий Логвиненко, боцман судна Евгений Похващев. Экипаж буксира СБ-36 далеко не новичок в борьбе с пиратами. Он нес боевую службу в Аденском заливе с 4 октября 2009 по 29 апреля 2010 года.
В 2008 году пираты совершили около 94 нападений на морские суда в водах Индийского океана и Аденского залива. В 2009 году нападений было 217, были захвачены 47 судов и 867 моряков. На 3 августа 2010 г. в плену у пиратов находится около 20 судов и более 400 моряков.
В водах Аденского залива Евросоюз с декабря 2008 года проводит долгосрочную военно-морскую операцию "Аталанта". Министерство обороны РФ также располагает в районе силами для защиты мирного судоходства. В настоящее время эта задача возложена на отряд ВМФ России во главе с большим противолодочным кораблем "Адмирал Левченко" Северного флота. В отряд входит спасательный буксир "СБ-36".
6 мае 2010 года в Индийском океане восточнее острова Сокотра благодаря умелым действиям экипажа и подразделения антитеррора БПК "Маршал Шапошников" Тихоокеанского флота после массированного обстрела и штурма был освобожден экипаж захваченного пиратами танкера "Московский университет".
A task force led by the RFNS DDG Admiral Levchenko, an Udaloy-class guided-missile destroyer, arrived in the Gulf of Aden on July 3 to resume the UN anti-piracy mission near Somalia. It also includes the Olekma tanker and the SB-36 tugboat of Russia's Black Sea Fleet.
The previous task force was led by the RFNS DDG Marshal Shaposhnikov that took part in releasing the Moscow University tanker hijacked on May 6.
The Russian Navy has maintained a presence off the Horn of Africa with warships operating on a rotation basis. Russia joined international anti-piracy efforts off the Somali coast in October 2008.
Честване на адмирала - светец Фьодор Ушаков ще има във Варненска и Великопреславска епархия
Честване на адмирала - светец Фьодор Ушаков има днес във Варненска и Великопреславска епархия. По този повод в храм “Св. архангел Михаил” на село Българево, ще бъде отслужена тържествена св. Литургия, която ще започне в 8,30 часа.
Тя ще бъде отслужена от Негово високопреосвещенство Варненския и Великопреславски митрополит Кирил по повод 229 години от блестящата победа на руския адмирал над турския флот в сражението при нос Калиакра, което е станало на 1 август 1791 година.
В храм „Св. архангел Михаил” в с. Българево ще бъде пренесена за поклонение частицата от мощите на св. праведен Фьодор Ушаков.
В чест на събитията край нос Калиакра, в знак на братска християнска обич и в памет на това, че победата на св. праведен Фьодор Ушаков се помни и се почита в България, на 31 юли 2005 г. частица от неговите мощи беше дарена и тържествено пренесена от руския гр. Ярославъл до гр. Варна.
Светите мощи се съхраняват в Морския храм „Св. Николай Мирликийски Чудотворец” на Варна.
Чествование праведного воина Фёодора Ушакова в Болгарии
Более чем 150 человек присутствовали на чествовании адмирала Федора Ушакова, проведенного 31 июля в Варненской и Великопреславской епархии, сообщает глава администрации села Былгарево Георги Георгиев.Гостями события были жители городов Шабла, Балчик, Каварна и Добрич.
В храме „Св. Архангела Михаила” в Болгарево была отслужена торжественная литургия. Его преосвященство Варненский и Великопреславский митрополит Кирилл отслужил литургию в честь 229 годовщины блестящей победы российского адмирала над турецким флотом в сражении около мыса Калиакра, которое произошло на 1 августа 1791 года (по старому стилю).
Этой победой Адмирал Ушаков разбил турецкую армаду и поставил точку в Российско-Турецкой войне 1781-1791 годов.
Российский адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был причислен Русской православной церковью к лику святых как праведный воин Фёодор Ушаков. В храм „Св. Архангела Михаила” в селе Былгарево были перенесены для поклонения частицы мощей св.Федора Ушакова. В знак братской любви и в память о победе русского флота под командованием Федора Ушакова, 31 июля 2005 года частица его мощей была подарена и торжественно преподнесена городом Ярославль городу Варна.
Святые мощи хранятся в Морском храме «Св. Николай Мирликийски Чудотворец» г.Варны.
Глава администрации села Болгарево Георги Георгиев сообщил, что 10 августа будет официальное поднесение цветов к памятнику адмиралу Федору Ушакову и погибшим в морском сражении, который находится на мысе Калиакра (греч. Καλη Ακρη, болг. Калиакра, тур. Celigra Burun, итал. Capo Calacria, рум. Caliacra).
Photo: Monument of Russian admiral Ushakov at Cape Kaliakra, Dobrich region, Bulgaria
Фото: Паметникът на руския адмирал Ушаков на нос Калиакра, Добричка област, България
Монумент в память о советских моряках-подводниках, погибших в годы Второй мировой войны у берегов Болгарии, был торжественно открыт здесь в День Военно-Морского флота России воскресенье 25 июля 2010 года в болгарском городе Созопол (Созополь, болг. Созопол, греч. Σωζόπολη, тур. Sizeboli).
В церемонии в городе Созополь, который находится в 36 километрах южнее Бургаса на юге Черноморского побережья страны, приняли участие представители болгарских общественных организаций, по инициативе которых был восстановлен памятник, политики, российские дипломаты, местные жители. Подводникам были отданы воинские почести, в их память была отслужена панихида.
В годы войны у берегов Болгарии погибли пять советских подводных лодок - Щ-204, Щ-210, Щ-211, Л-24 и С-34. Четыре из них были обследованы российскими и болгарскими дайверами. Место гибели С-34 до сих пор точно не установлено.
Памятник подводникам в Созополе был установлен в 1969 году, на месте, где в ноябре 1941 года море выбросило на берег тела двух моряков с подлодки С-34 - старшего помощника командира Виолета Душина и боцмана Флора Терехова.
"Они оказались единственными членами экипажа С-34, которым удалось выбраться из погибшей лодки. На них были спасательные жилеты и кислородное оборудование. Обнаруженные документы и обращение в советские военные архивы позволили уточнить, что они являлись членами экипажа подводной лодки С- 34", - сказал ИТАР-ТАСС член водолазной команды "Блэк си техникал дайвинг", которая занимается поиском затонувших у болгарских берегов подводных лодок, Михаил Заимов.
В годы войны, по данным историков, у берегов Болгарии погибли пять субмарин. Последней, которую удалось обнаружить и исследовать совместно с российскими коллегами, была подводная лодка Л-24 - минный заградитель "Ленинец". Он подорвался на мине и затонул на 60-метровой глубине в районе мыса Шабла, на его борту находились 57 человек.
В 80-90-е годы прошлого века мемориал в Созополе был заброшен, и только в год 65-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне, по инициативе болгарских общественных организации и соотечественников, проживающих в Болгарии, при активной поддержке посольства и генконсульства РФ были собраны необходимые средства и мемориальный комплекс получил второе рождение. Здесь были дополнительно установлены мраморные доски с именами всех 237 членов экипажей пяти советских подлодок, обустроена прилегающая территория.
Мэр Созополя Панайот Рейзов, который вместе с генконсулом РФ в Варне Юрием Соловьевым открыл монумент, заверил, что "мемориал будет поддерживаться в хорошем состоянии, и каждый год на этом месте будут проходить мероприятия, посвященные памяти советских подводников".
Стотици почетоха загиналите подводничари
Под звуците на българския и руския химн започна церемонията по откриване на обновения паметник на подводничарите в Созопол. На събитието, което съвпада с Деня на руския флот присъстваха генералният консул на Русия във Варна Юрий Соловьов, почетния консул на Русия в Бургас Тонко Фотев, военното аташе на руското посолство, кметът Панайот Рейзи, ветерани от войните, представители на политически и неправителствени организации, граждани и гости на Созопол. В ритуала участва почетна рота от Военно морска база Бургас.
„Тази година Созопол отбелязва 2 620 години от основаването си и събития от неговата история са свързани с руската история. Миналата година поставихме паметна плоча на пристанището в чест на загиналите руски моряци и офицери и созополски жители, загинали по време на руско- турската война от 1828-29 г. Днес откриваме обновения паметник на руските подводничари, загинали по време на Втората световна война, една жестока война, краят на която бележи началото на обединена Европа.- заяви в приветственото си слово кметът Панайот Рейзи и изрази увереност ,че обновеният паметник и облагоустроения парк около него ще се превърнат в едно от емблематичните места в Созопол.
Руският консул благодари на общшина Созопол за съдействието при реализиране на благоустрояване на района около паметника както и на фондацията за руските паметници и ваканционния комплекс „Санта Марина”, с чийто труд и средства само за два месеца паметникът бе обновен. Дипломатът изрази надежда,че българската държава ще окаже съдействие за да бъде открита и подводницата С-34, която заедно с още четири са намерили гибелта си край българските брегове.
Кметът Панайот Рейзи и генералният консул откриха паметните плочи с имената на екипажите от петте съветски подводници. Отслужена бе панахида в памет на загиналите подводничари. Поднесени бяха венци и цветя пред паметника.
Паметникът е построен през 1969 г. в памет на Виолет Душин, помощник-командир на подводна лодка С-34 и боцманът Фрол Терехов,чийто тела, облечени в хидрокостюми с дихателни апарати са намерени от созополски рибари през ноември 1941 г.
Тяхната самоличност е установена 30 г. по- късно.Версията за гибелта и на тази руска подводница е, че е намотала около винта си стоманено важе от мина. Предполага се,че двамата подводничари са се промушили през торпедните апарати, за да се опитат да освободят гребния винт от минното заграждение. Друга възможност е просто да са се опитали да се спасят след разхерметизацията.