3 октября 2010 г.

Владимир Пелевин. Открытое письмо Виктору Афонину в Нью-Йорк.


Уважаемый Виктор Петрович!


Мой сын из Владивостока переслал мне в Харьков письмо и ссылки в интернете на книгу «От Бойтич до самого Нью-Йорка». Удивлён и обрадован!

Согласен, что мир, действительно, тесен. 

Забегая вперёд, скажу: когда 19 марта 2004 года, а это на постсоветском пространстве День моряков-подводников, меня в Харькове «вычислили» и пригласили на учредительное собрание областной общественной морской ветеранской организации подводников, то произошло неописуемое событие.

Зайдя в лекционный зал полиграфического лицея, и окинув взглядом уже собравшихся людей (кто в чём!), выслушав реплику организатора сбора о том, что пришли и мои сослуживцы по Тихоокеанскому флоту, в том числе и по соединению атомных подводных лодок на Камчатке, я инстинктивно двинулся навстречу человеку, которого никогда не знал и не видел ранее!

На виду у всех, тем не менее, мы обнимались и хлопали по спине руками! А затем, рассказывают, повернулись ко всем лицом и собравшиеся ахнули: на груди у полковника в морской форме Геннадия Стрекалова и капитана I ранга Владимира Пелевина был один и тот же вузовский знак «ЛЭТИ»!

Жаль, но участник Великой Отечественной войны, выпускник электротехнического факультета нашего вуза Геннадий Иванович Стрекалов через два года после нашей встречи скончался. 

У подводников он – человек-легенда: как инженер-военпред принял от промышленности и сдал флоту более десятка первых атомных подводных лодок! 

Такая «перегрузка» организма дала о себе знать…


Кратко о себе.

Родился 14 апреля 1935 года и в этом 2010 году отметил 75-летний юбилей. 


В 1953 году после окончания Сумской образцовой мужской средней школы № 4 с серебряной медалью поступил на радиотехнической факультет ЛЭТИ. 

Наша группа – 315.

В нашем потоке была Екатерина Попова-Кьяндская – внучка А.С.Попова, а музеем его имени заведовала дочь – мама нашей однокурсницы. 

«Представителей» нашей группы – Кириллова, Гнедовского, Трекущенко, Иванова, Стрельникова, Гейхмана, Небаеву, Никельшпарг, Фадеева знали на всех факультетах ЛЭТИ – по разным причинам.

При поступлении в вуз я жил в общежитии на пл. Льва Толстого, после поступления - год жил на разных частных квартирах (особенно запомнилась квартира вначале улицы Майорова, недалеко от Исаакиевского собора).

Со второго курса, действительно, жил в общежитии на 1-ом Муринском проспекте.

Не может быть, чтобы мы не встречались сотни и более раз! 

Говорят, что я был «заметной личностью»: поскольку писал песни и стихи, пел в хоре, то в большинстве случаев мне на общевузовских мероприятиях поручалось быть конферансье и вести концерты.


Кого только я тогда не объявлял: Абрикосова-старшего и Абрикосова-младшего, Александра Броневицкого и юную Эдиту Пьеху…


Эдита Пьеха. Валентина твист (Valentina-twist) 1965 год.

Эдита Пьеха - Так уж бывает 

Был среди тех, кто уговорил Василия Павловича Соловьёва-Седого впервые исполнить и именно в Красном уголке нашего общежития, аккомпанируя себе на пианино, тогда новую песню «Подмосковные вечера».

И как мы его потом ни просили заменить лишь одно слово – «подмосковные» на «ленинградские» вечера, ничего не получилось: автор слов не он, но всё равно мы же пели про «свои» вечера!

Известен был и тем, что представлял ЛЭТИ во Всесоюзном Совете смотра-конкурса студенческих общежитий – за два года побывал в общежитиях всех высших учебных заведений Ленинграда!


Вспоминается случай, когда стал скандально известным, опубликовав (сейчас трудно сказать, почему главный редактор согласился и что с ним потом сталось) в вузовской многотиражке, а она называлась «Электротехник» (сейчас "Электрик" ), критический материал «Треть стипендии – на сосиски» (может название чуть-чуть не так).

Студенчество Ленинграда в то время «роптало» по поводу низкой стипендии:
одна её треть шла на оплату жилья, другая треть – на транспорт, а третья треть шла на еду – её хватало лишь на ежедневные пару сосисок в студенческой столовой, а надо было ещё одеваться, обуваться, на канцтовары тратиться.

Меня сразу невзлюбили в деканате и Комитете комсомола ЛЭТИ – стали следить за моей посещаемостью и успеваемостью, сделали всё, чтобы я завалил очередную сессию и вообще остался без стипендии.

Студенты встали на мою сторону. 

В конце концов, здравый смысл восторжествовал.   

Стипендии пересмотрели: в ЛЭТИ она стала самой высокой – 390 рублей, а повышенная (у отличников) – 420 рублей.

Это тогда были большие деньги. 

Меня поздравляли, хотя я уверен, что моя роль в этом «процессе» была ничтожно малой – просто «подлил масла в огонь». 

Опалу с меня сняли, но тут началась борьба с «тлетворным влиянием Запада» и меня зачислили в «стиляги», хотя в общежитии половина студентов ходила в шляпах и галстуках, в брюках - дудочках или в клешах. 

И все отплясывали рок-н-ролл 



и твист. Twist (dance) 



Uma Thurman & John Travolta in Jack Rabbit Slims Twist Contest Dance Scene from the movie Pulp Fiction (1994)

The Twist - Chubby Checker

Комсомольское руководство вуза настойчиво «посоветовало» заняться «самообразованием» и мне пришлось приобрести годовой абонемент в Концертный зал им. Чайковского и поступить в Школу бальных танцев при Доме учёных (на набережной Невы рядом с Эрмитажем), о чём не сожалею до сих пор.

Защитил диплом 22 февраля 1959 года. Радиоинженер-конструктор-технолог, офицер связи кораблей и частей ВМФ.


Затем три года на Ижевском электромеханическом заводе (сейчас ОАО "Купол"). 

6 человек из группы было направлено в столицу Удмуртии и при этом четверо на один и тот же завод.

За три года сделал головокружительную карьеру в полном соответствии с полученной в ЛЭТИ специальностью: конструктор и технолог в Отделе Главного технолога завода, мастер, старший мастер и первый заместитель начальника конечного цеха завода.

С апреля 1962 по ноябрь 1987 года – более 25 лет служил на Тихоокеанском флоте, это отдельная тема.

После увольнения в запас не поехал ни на малую Родину в Самару, а родился я в городе Кинель, ни в Сумы, где окончил школу и жили родители, ни в Ижевск, где работал после окончания ЛЭТИ, а осел в Харькове, где после Северов поселилась старшая сестра с мужем.

Три года был старшим методистом (1988-1991 г.г.) учебного комбината Минмонтажспецстроя УССР. 

В мои обязанности входил контроль за организацией повышения квалификации рабочих строительных специальностей и инженерно- технических кадров трестов, СУ, СМУ,СМП, комбинатов, заводов и других подразделений этого министерства, а в Киеве таковых было более двух десятков. 

И на каждом из них я бывал неоднократно.

Так что мы могли и встречаться, но только не в СКБ завода «Генератор». 

Оно не потому ведомству, так сказать.

С июля 1991 года (параллельно с развалом Советского Союза) в журналистике, а с марта 2004 года ещё и в морском ветеранском движении.  

Это особые этапы моей жизни и деятельности. 

Приступил к подготовке издания сборника стихов под рабочим названием "От Певека до Кам-Рани" и трилогии «Ветераны мои, ветераны» (по страницам 18 журналов и газет, где я печатался в последние годы).

И ещё несколько моментов, исходя из твоего, Виктор Петрович, письма.


В мае 2010 года Вы с сокурсниками отметили полувековой юбилей окончания ЛЭТИ. 
Я вам искренне завидую!

В 2009 году приглашение на аналогичный юбилей на бескрайних просторах бывшего СССР меня не нашло.

А вот в приглашении на 15- летие окончания ЛЭТИ в 1974 году мне гарантировали два приза: за самую большую отдалённость от альма-матер (я в это время служил в "осином гнезде" на Камчатке) и за самого молодого ребёнка (моей дочери Милане было 5 месяцев). 

Приглашение пришло так поздно, что никакой возможности покинуть борт подводного ракетоносца и добраться к указанному сроку к сожалению уже не было.

Уважаемый салага Виктор Петрович!

Спасибо за письмо.

Здоровья тебе и твоей супруге (она не моя землячка с берегов Волги?)!

Привет моему родному ЛЭТИ!

Крепко жму руку.

Владимир ПЕЛЕВИН.

Ответное письмо Виктора Афонина Владимиру Пелевину из Нью-Йорка в Харьков.

http://vladimir-pelevin.blogspot.com/2010/11/nov26-2010.html

Справочно для читателей блога: 

Виктор Петрович Афонин живет в США.

Вот что он пишет о себе: "Родился в Бойтичах (прим. - село на Брянщине) в Большом хуторе 2 августа 1936 года. 

Отец, Афонин Петр Никитич, не вернулся с войны. 

В 1944 – 1948 гг. учился в Бойтичской начальной школе, в 1948 – 1949 гг. – в Литовниках. 

В октябре 1949 года с матерью Натальей Григорьевой ушел пешком в Брянск, погоняя прутиком кормилицу нашу корову Лыску…  

В 1954 году окончил школу с золотой медалью и поступил в Ленинградский электротехнический институт имени В.И. Ульянова (Ленина). 

В 1960 – 1963 гг. работал в одном из НИИ города Саратова, с октября 1963-го тридцать три года – в СКБ завода "Генератор" в Киеве. 

С 27 сентября 1996 года проживаю с женой в Нью-Йорке".

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ) был образован 16 сентября 1886 г. по указу императора Александра III. 

Тогда в торжественной обстановке было открыто Техническое училище Почтово-телеграфного ведомства - первое в России гражданское специализированное высшее электротехническое учебное заведение, которое было призвано обеспечить телеграфную службу «научно-образованными специалистами». 

Сегодня СПбГЭТУ (ЛЭТИ) готовит высококвалифицированных специалистов в сфере высоких технологий.

"Осиное гнездо"

Комментариев нет:

Отправить комментарий