26 февраля 2023 г.

Николай Якубовский «Белгородчина морская». От Петра Первого до наших дней.


Книга Николая Якубовского «Белгородчина морская» рассказывает о выдающихся земляках, внесший вклад в развитие отечественного военно-морского флота, проявивших мужество и героизм в сражениях. 

Автор работал над ней 15 лет, собирая данные архивов. 

От Петра I до наших дней. 

С самого зарождения русского флота морские офицеры были примерами мужества и отваги - так продолжается и по сей день. 

История страны неотделима от истории флота, именно российский флот стал основой для статуса нашей страны как великой державы. 

Книга создана на основе материалов государственных, центральных и военных архивов, сведений из военных комиссариатов, общественных советов ветеранов войны и труда Белгородской, Курской и Воронежской областей. 

Ещё в петровские времена белгородцы внесли свой вклад в строительство флота, участвовали в морских баталиях, а знаменитая победа 7 августа 1714 году у мыса Гангут стала днём воинской славы России. 

В этот день русский флот под командованием Петра I впервые в российской истории одержал морскую победу над шведами. 

Пётр сказал тогда: «Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет - обе руки имеет». 

Белгородчина вырастила для ВМФ 16 героев Советского Союза, трёх героев Социалистического Труда, одного полного кавалера ордена Славы, 36 адмиралов и генералов различных служб флота. 

Среди героев - Герой Советского Союза Анатолий Михайлович Коняев, который во времена советско-финской войны 19 января 1940 года впервые в ВМФ совершил подлёдный переход, пройдя на глубине 16–24 метра более 50 километров.

(прим. - 19 января 1940 года впервые в ВМФ СССР Щ-324 под командованием Анатолия Коняева форсировала в Балтийском море пролив Южный Кваркен (Сёдра-Кваркен) подо льдом).  

Имя белгородца увековечено на мемориальной доске с именами героев Советского Союза бригады подводных лодок Балтийского флота, установленной на Аллее Славы в городе Кронштадт. 

Герой Советского Союза Вячеслав Николаевич Денисов, советский военный моряк и пограничник, командир бронекатера БК-332 первого дивизиона бронекатеров Азовской военной флотилии. 

С 31 октября по 6 ноября 1943 года его катер каждую ночь совершал до десятка рейсов через Керченский пролив, под ураганным огнём вражеской артиллерии и под ударами авиации доставляя подразделения 56-й армии на захваченный плацдарм северо-восточнее Керчи. 

В последнюю ночь с 9 на 10 ноября 1943 года бронекатер при совершении очередного рейса напоролся на плавающую мину, от взрыва которой затонул. 

В морской копилке сухопутного Белогорья - кавалер шести орденов, сигнальщик подводной лодки С-13 старшина Александр Никитович Волков

30 января 1945 года подводная лодка С-13 под командованием капитана третьего ранга Александра Ивановича Маринеско совершила атаку века: потопила немецкий корабль «Вильгельм Вустлофф» (нем. Wilhelm Gustloff).  

В этом же походе 9 февраля 1945 года С-13 торпедировала крейсер «Генерал Штойбен».

Страницы книги обращают нас и к судьбе морского офицера, первого в России генерал-майора авиации, уроженца села Новохуторное Бирючанского уезда Михаила Владимировича Шидловский. 

Его имя было надолго забыто не только земляками, но и всей Россией. 

А ведь это генерал, который дал стране первую военную авиационную эскадрилью, наводившую страх на немецкие позиции во время 1-й Мировой войны. 

Он канул в жерновах революции 1917 года. 

В августе 1918 года Михаил Шидловский со своим 18-летним сыном был задержан при переходе финской границы, и в январе 1921 года расстрелян в Петрограде. 

Он был надолго забыт, и лишь в последние годы потомки по заслугам оценили его вклад в развитие отечественного самолётостроения. 

Сейчас его именем называют самолёты. 

«Я знаю, сколько Николай Степанович потратил сил, чтобы собрать все эти сведения, - говорит доктор исторических наук, историк, краевед, редактор «Белгородской энциклопедии» Виктор Овчинников, активно помогавший автору в подготовке и издании книги. 

- Враги говорили о наших моряках: «Это русская чёрная смерть », они нас боялись, когда появлялись наши моряки, они всегда одерживали победы. 

Для книги была проделана титаническая работа, которая началась прежде всего с огромной любви к людям, к своим собратьям. 

Да, помогали десятки людей, находили материалы, что-то подсказывали, давали сведения, но главное - это душевна сила автора, чтобы сохранить память о моряках-героях, о наших земляках. 

И пусть она послужит новым поколениям, пусть молодые ребята избирают путь моряков, защищают Отечество».

Татьяна Черных / АиФ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Популярные сообщения