Открытое письмо ветерану труда Ивану Пивовару.
С 3 по 8 августа с.г. я находился в городах Белгород и Строитель по случаю 69-ой годовщины освобождения столицы Белогорья и Яковлевского района от немецко-фашистских захватчиков.
Вот почему с материалами уважаемой мною Харьковской областной газеты «Слово ветерана» за 4 августа № 31 (2048) я ознакомился неделю спустя после её выхода и был одновременно удивлён и обрадован.
Рядом с материалом за моей подписью «Давняя традиция» в рубрике «Читатель – газета – читатель» главный редактор П.З.Гулаков разместил письмо ветерана труда, члена ветеранской организации пос. Андреевка Балаклейского района Харьковской области Ивана Пивовара.
Уж не тот ли это моряк-тихоокеанец и «Отличник народного образования СССР», с которым я познакомился в ХНГУ на торжествах по случаю 25-летия Областного Совета ветеранов?
В письме под заголовком «Морская история» он взволнованно пишет о том, насколько скупы сведения о двоюродном брате жены Сергее, чья фотография хранится в районном музее в Балаклее с надписью: «Чаговец С.Г. Старшина 2-й статьи с подводной лодки С-52».
Прочитав несколько лет назад, опять-таки за моей подписью, список подводников - уроженцев Харькова и Харьковской области, погибших в годы Великой Отечественной войны, читатели из Балаклеи и Андреевки были озадачены тем, что их земляк значится погибшим в составе экипажа подводной лодки С-54.
Так ли это?
С 3 по 8 августа с.г. я находился в городах Белгород и Строитель по случаю 69-ой годовщины освобождения столицы Белогорья и Яковлевского района от немецко-фашистских захватчиков.
Вот почему с материалами уважаемой мною Харьковской областной газеты «Слово ветерана» за 4 августа № 31 (2048) я ознакомился неделю спустя после её выхода и был одновременно удивлён и обрадован.
Рядом с материалом за моей подписью «Давняя традиция» в рубрике «Читатель – газета – читатель» главный редактор П.З.Гулаков разместил письмо ветерана труда, члена ветеранской организации пос. Андреевка Балаклейского района Харьковской области Ивана Пивовара.
Уж не тот ли это моряк-тихоокеанец и «Отличник народного образования СССР», с которым я познакомился в ХНГУ на торжествах по случаю 25-летия Областного Совета ветеранов?
Прочитав несколько лет назад, опять-таки за моей подписью, список подводников - уроженцев Харькова и Харьковской области, погибших в годы Великой Отечественной войны, читатели из Балаклеи и Андреевки были озадачены тем, что их земляк значится погибшим в составе экипажа подводной лодки С-54.
Так ли это?
И недолго думая, послали запрос в Центральный военно-морской архив в Гатчину.
Автор письма Иван Пивовар сообщает, что в ответе из архива сказано: «…командир отделения трюмных подводной лодки С-52 старшина 2-й статьи Чаговец Сергей Григорьевич награждён орденом Красной Звезды, погиб в море при выполнении боевых заданий 1 апреля 1944 года».
Жители Андреевки, включая и сына погибшего подводника Дмитрия Чаговца, естественно, хотели бы «побольше узнать о своём земляке, разобраться, на какой же подводной лодке он погиб, защищая Родину», и выразили уверенность, что я им помогу в этом, хотя автором письма уже получен ответ из названного выше архива.
Спасибо, как говорится, за доверие.
Жители Андреевки, включая и сына погибшего подводника Дмитрия Чаговца, естественно, хотели бы «побольше узнать о своём земляке, разобраться, на какой же подводной лодке он погиб, защищая Родину», и выразили уверенность, что я им помогу в этом, хотя автором письма уже получен ответ из названного выше архива.
Спасибо, как говорится, за доверие.
При такой постановке вопроса я просто был обязан провести дополнительное журналистское расследование, поскольку приведённый текст ответа из архива меня, прямо скажу, не устраивает.
Он лишь подтверждает, что С.Г.Чаговец достойно защищал нашу Родину – иначе рядового члена экипажа не наградили бы престижным в те годы орденом Красной Звезды, которым по статусу награждают офицеров.
Видимо, в годы войны подводники были исключением.
А теперь по существу возникших вопросов и сомнений.
Во-первых, С.Г.Чаговец не мог воевать и тем более погибнуть на ПЛ С-52.
Во-первых, С.Г.Чаговец не мог воевать и тем более погибнуть на ПЛ С-52.
Эта «эска» была заложена на Балтийском заводе в Ленинграде 29 апреля 1937 года, по секциям была перевезена во Владивосток на Дальзавод, где 30 августа 1940 года спущена на воду, а окончательное её строительство завершилось только 27 июня 1943 года.
В боевых действиях С-52 не участвовала.
В боевых действиях С-52 не участвовала.
После войны в составе нескольких подводных лодок С-52 была передана военно-морским силам Китая, где и была в 1970 году расформирована и выведена из строя.
Так что С-52 никоим образом не могла погибнуть ни на одном из флотов 1 апреля 1944 года (на Дальнем Востоке подводники Тихоокеанского флота воевали с империалистической Японией лишь в августе-сентябре 1945 года).
Во-вторых, достаточно первоисточников, в том числе Книг памяти подводников, погибших в годы Великой Отечественной войне, справочных изданий, мемуаров и военно-морских исторических исследований, чтобы однозначно ответить.
Старшина 2-й статьи командир отделения трюмных Чаговец Сергей Григорьевич, родившийся в 1917 году (95 лет тому назад) в селе Андреевка Балаклейского района Харьковской области, был участником межфлотского перехода из Владивостока дивизиона подводных лодок проекта ДПЛ «С» («средняя», «Сталинец») серии IX-бис в составе С-51, С-54, С-55 и С-56 с Тихоокеанского на Северный флот на дизельной подводной лодке С-54 (командир капитан-лейтенант Д.К.Братишко).
В первых числах октября исполняется 70 лет со времени начала в 1942 году этого героического боевого перехода во главе с командиром дивизиона Героем Советского Союза капитаном I ранга А.В.Трипольским.
Советскими подводниками-тихоокеанцами было пройдено около 17 тысяч миль в районах активных боевых действий подводных лодок немецкого и японского флотов, о чём свидетельствует потопление у берегов Америки одной из двух ранее вышедших на Северный флот из Петропавловска-Камчатского подводных лодок другого проекта – ПЛ Л-16.
Пройдя в сложных погодных условиях значительную часть пути по Тихому и Атлантическому океанам через Панамский канал и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Гренландское, Северное, Норвежское и Баренцево Северного Ледовитого океана, экипажи подводных лодок сразу же включились в боевую деятельность североморцев.
В-третьих, подводная лодка С-54 была у командования ВМФ на особом счету.
Так что С-52 никоим образом не могла погибнуть ни на одном из флотов 1 апреля 1944 года (на Дальнем Востоке подводники Тихоокеанского флота воевали с империалистической Японией лишь в августе-сентябре 1945 года).
Во-вторых, достаточно первоисточников, в том числе Книг памяти подводников, погибших в годы Великой Отечественной войне, справочных изданий, мемуаров и военно-морских исторических исследований, чтобы однозначно ответить.
Старшина 2-й статьи командир отделения трюмных Чаговец Сергей Григорьевич, родившийся в 1917 году (95 лет тому назад) в селе Андреевка Балаклейского района Харьковской области, был участником межфлотского перехода из Владивостока дивизиона подводных лодок проекта ДПЛ «С» («средняя», «Сталинец») серии IX-бис в составе С-51, С-54, С-55 и С-56 с Тихоокеанского на Северный флот на дизельной подводной лодке С-54 (командир капитан-лейтенант Д.К.Братишко).
В первых числах октября исполняется 70 лет со времени начала в 1942 году этого героического боевого перехода во главе с командиром дивизиона Героем Советского Союза капитаном I ранга А.В.Трипольским.
Пройдя в сложных погодных условиях значительную часть пути по Тихому и Атлантическому океанам через Панамский канал и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Гренландское, Северное, Норвежское и Баренцево Северного Ледовитого океана, экипажи подводных лодок сразу же включились в боевую деятельность североморцев.
В-третьих, подводная лодка С-54 была у командования ВМФ на особом счету.
Будучи головной в серии «С» IX-бис, она дольше всех задержалась в Англии.
По какой причине?
Для установки новых аккумуляторных батарей, систем гидроакустики и радиолокации.
Только в середине мая для испытаний установленной аппаратуры ПЛ вышла из дока в Портсмуте в море, а затем, обогнув Англию с Запада, 31 мая 1943 года взяла курс к родным, но уже к северным берегам в Полярный.
Так что С-54 пришла на Северный флот последней из тихоокеанской группы подводных лодок.
Только в середине мая для испытаний установленной аппаратуры ПЛ вышла из дока в Портсмуте в море, а затем, обогнув Англию с Запада, 31 мая 1943 года взяла курс к родным, но уже к северным берегам в Полярный.
Так что С-54 пришла на Северный флот последней из тихоокеанской группы подводных лодок.
К этому времени уже успешно побывала в боевом походе С-51 и по два раза С-55 и С-56.
Экипажу подводной лодки через 8 месяцев после выхода из Владивостока дали всего 20 дней на отдых и подготовку к первому на Севере боевому походу!
За ПЛ С-54 в 1943-1944 годах числится пять боевых походов.
Экипажу подводной лодки через 8 месяцев после выхода из Владивостока дали всего 20 дней на отдых и подготовку к первому на Севере боевому походу!
За ПЛ С-54 в 1943-1944 годах числится пять боевых походов.
Данные о нанесённом противнику уроне – отсутствуют.
Из последнего похода, который был запланирован на 5 марта – 1 апреля 1944 года, подводная лодка С-54 не вернулась на базу.
Под №21 значится С-54: побережье Норвегии, полуостров Варангер, район Сюльте-фьорда.
Указанных координат, вроде, никто и не оспаривает.
А что же случилось с подводной лодкой и когда?
На мой взгляд, после изучения доступных мне данных, достоверной даты гибели подводной лодки – нет: чаще всего называют 11 марта, 1 апреля или пишут «в середине марта».
Почему именно «11 марта»?
Появилась версия, что накануне, 10 марта, подводная лодка вела бой с кораблями противника.
И когда выясняют причину гибели ПЛ С-54, то предполагают возможность не только подрыва на мине (чаще всего), но и повреждения от разрыва глубинных бомб, таран корабля противника.
Привожу печальные, но интересные данные: в боевых действиях против фашистской Германии принимали участие 170 подводных лодок.
Привожу печальные, но интересные данные: в боевых действиях против фашистской Германии принимали участие 170 подводных лодок.
Погибла 81 лодка, из них 39 подорвались на минах.
В-четвёртых, служил ли Сергей Чаговец на подводной лодке С-52?
В-четвёртых, служил ли Сергей Чаговец на подводной лодке С-52?
Возможно, он был в составе экипажа строящейся ПЛ С-52 и взят в экипаж С-54 на поход как высококлассный специалист, но для этого надо знать, когда призван на флот С.Г.Чаговец, каким годом датируются фотографии в музее, не сохранились ли письма из Владивостока?
Мне повезло найти свидетельства того, как командир подводной лодки, члены экипажа высоко ценили моральные и деловые качества Сергея.
Представьте себе, гибнет подводная лодка со всем экипажем.
Проходят годы, и вдруг появляется человек, который заявляет, что он из погибшего экипажа – и тогда все хватаются за голову: как, почему, откуда?
Не верите?
А у меня таких случаев зарегистрировано уже несколько.
Так вот, оказывается, подводная лодка С-54 по каким-то причинам вышла в последний боевой поход вне плана, досрочно, и находившийся в отпуске по поощрению (и такое бывало в годы войны!) в городе Димитров под Москвой матрос Анатолий Стребыкин (на фото) на выход родного подводного корабля в море не успел.
Как он сумел пережить гибель своих боевых товарищей, остаётся только догадываться.
Как он сумел пережить гибель своих боевых товарищей, остаётся только догадываться.
Скончался Стребыкин в 1974 году, оставил он после себя записи, которыми заинтересовался один из его родственников, подготовил их к печати и опубликовал несколько лет назад.
Речь в них идёт о переходе ПЛ С-54 с Тихоокеанского на Северный флот, о трудных буднях под палящим солнцем в тропиках и в условиях холодных штормов – ценнейший материал для любого подводника, в том числе и для родственников Сергея Чаговца.
В опубликованной рукописи "Тропиками на Северный флот" несколько раз упоминается имя Сергея Чаговца по вполне конкретным поводам.
В одном из эпизодов рассказывается, как экипажи подводных лодок отмечали во время стоянки в Сан-Франциско 25-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции 7-8 ноября 1942 года.
Было собрание с докладом командира и хоровым исполнением экипажа Гимна СССР, концерт матросской самодеятельности, встречи с эмигрантами, которые сначала смотрели на советских людей с ненавистью и отвращением в глазах, а затем провожали подводные лодки на Родину аплодисментами.
«8 ноября приехал на ПЛ С-54 профессор Калифорнийского университета господин Кавун (!), - читаю я рассказ живого участника чуть ли не кругосветного похода дизельной субмарины, - с просьбой направить к нему группу матросов.
Речь в них идёт о переходе ПЛ С-54 с Тихоокеанского на Северный флот, о трудных буднях под палящим солнцем в тропиках и в условиях холодных штормов – ценнейший материал для любого подводника, в том числе и для родственников Сергея Чаговца.
В опубликованной рукописи "Тропиками на Северный флот" несколько раз упоминается имя Сергея Чаговца по вполне конкретным поводам.
В одном из эпизодов рассказывается, как экипажи подводных лодок отмечали во время стоянки в Сан-Франциско 25-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции 7-8 ноября 1942 года.
Было собрание с докладом командира и хоровым исполнением экипажа Гимна СССР, концерт матросской самодеятельности, встречи с эмигрантами, которые сначала смотрели на советских людей с ненавистью и отвращением в глазах, а затем провожали подводные лодки на Родину аплодисментами.
«8 ноября приехал на ПЛ С-54 профессор Калифорнийского университета господин Кавун (!), - читаю я рассказ живого участника чуть ли не кругосветного похода дизельной субмарины, - с просьбой направить к нему группу матросов.
Командир разрешил.
И вот матросы Морозов, Стребыкин и Чаговец поехали на окраину Сан-Франциско в дом профессора.
Его жена при встрече с моряками разрыдалась.
Его жена при встрече с моряками разрыдалась.
А когда Сергей Чаговец заговорил с ней на украинском языке, старушка схватилась за сердце и запричитала: «Дивись, диду, земляк наш, скильки рокив не бачила человека из ридного края, не памятаю».
Затем темпераментная украинка набросилась на мужа: «Ну, что ты всё топчешься, успокаиваешь меня!
Затем темпераментная украинка набросилась на мужа: «Ну, что ты всё топчешься, успокаиваешь меня!
Завёз меня на край света, теперь и помирать здесь придётся. Спасибо этим ребятам – привезли привет с моей Родины. Дай мне поплакать!».
А вот эпизод о профессиональных качествах Сергея: «В бухте Лимон (Панама) на военно-морской базе США Коко-Соло решили самостоятельно без постановки в док (колоссальную сумму запросили!) произвести серьёзный ремонт Коломенским дизелям и при этом притирка клапанов цилиндров должна проводиться под давлением в цистерне.
Эту работу поручили матросам Рощину, Стребыкину и Чаговцу.
А вот эпизод о профессиональных качествах Сергея: «В бухте Лимон (Панама) на военно-морской базе США Коко-Соло решили самостоятельно без постановки в док (колоссальную сумму запросили!) произвести серьёзный ремонт Коломенским дизелям и при этом притирка клапанов цилиндров должна проводиться под давлением в цистерне.
Эту работу поручили матросам Рощину, Стребыкину и Чаговцу.
И они справились с задачей.
Американцы так и не поверили, что такую работу (при повышенном давлении, вниз головой, с фонарём в одной руке, при сильном запахе краски и гнили) можно провести не в условиях дока».
Уж не за эту ли работу Сергей Чаговец награждён орденом Красной Звезды?
Уважаемый Иван Пивовар!
Уж не за эту ли работу Сергей Чаговец награждён орденом Красной Звезды?
Уважаемый Иван Пивовар!
На этом я не завершаю своё журналистское расследование.
Мне, безусловно, надо побывать вместе с вами в районном музее и у сына Сергея Григорьевича Чаговца, с помощью поисковиков из местной школы и членов вашей ветеранской организации выявить всех, кто ещё может помнить о Сергее Чаговце.
И это ещё не всё.
И это ещё не всё.
Предлагаю вам вместе с сыном, если позволяет его и ваше здоровье, посетить Морской музей при Харьковском детско-юношеском клубе моряков, где имеется и карта Мирового океана с координатами гибели советских подводных лодок, и воспоминания участников боевых действий на Севере.
Более того, мы просто обязаны встретиться с живым участником того исторического перехода подводных лодок, о котором идёт речь выше, кавалером ордена "Красная звезда" и медали " За отвагу", участником Парада Победы 24.06.1945 года, автором воспоминаний «Тихоокеанцы на Севере» А.Н.Лавановым.
Более того, мы просто обязаны встретиться с живым участником того исторического перехода подводных лодок, о котором идёт речь выше, кавалером ордена "Красная звезда" и медали " За отвагу", участником Парада Победы 24.06.1945 года, автором воспоминаний «Тихоокеанцы на Севере» А.Н.Лавановым.
Вам знакома эта фамилия?
Несмотря на свой уважаемый возраст (17 марта исполнился только 91 год!), Алексей Николаевич – старший краснофлотец, специалист электро-механической боевой части подводной лодки С-51 в настоящее время ведёт активный образ жизни.
Член редколлегии областной газеты «Слово ветерана» и член пресс-центра при Областном Совете ветеранов.
Лучший пропагандист морских боевых традиций Харьковской областной общественной организации ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И.И.Фисановича – легендарного подводника-североморца, харьковчанина.
У Алексея Николаевича Лаванова острый глаз и не менее острая память: а вдруг, глядя на фотографию Сергея Чаговца, он его вспомнит?
У Алексея Николаевича Лаванова острый глаз и не менее острая память: а вдруг, глядя на фотографию Сергея Чаговца, он его вспомнит?
Сергей старше Алексея на четыре года, а младшие лучше запоминают лица старших по возрасту, чем себе равных.
Верится, что они общались и во Владивостоке перед выходом в длительный и опасный поход по морям и океанам, и на переходе в местах общих стоянок, и в Полярном на Севере.
Верится, что они общались и во Владивостоке перед выходом в длительный и опасный поход по морям и океанам, и на переходе в местах общих стоянок, и в Полярном на Севере.
Вот это была бы наша общая удача!
Для согласования наших действий не помешает и наша личная встреча в редакции газеты «Слово ветерана».
Для согласования наших действий не помешает и наша личная встреча в редакции газеты «Слово ветерана».
Мои реквизиты в редакции известны.
Слово за вами.
Журналистское расследование продолжается…
Журналистское расследование продолжается…
Приглашаю в нём принять участие всех, кто владеет информацией по существу поднятых в данном письме вопросов.
С глубоким уважением,
Председатель творческого объединения «Маринист», пресс-секретарь организации ветеранов-подводников Харьковской области журналист Владимир ПЕЛЕВИН, капитан I ранга в отставке.
ГДЕ-ТО НА ТОЙ ВОЙНЕ… Киноповесть о ПЛ С-54.
С глубоким уважением,
Председатель творческого объединения «Маринист», пресс-секретарь организации ветеранов-подводников Харьковской области журналист Владимир ПЕЛЕВИН, капитан I ранга в отставке.
ГДЕ-ТО НА ТОЙ ВОЙНЕ… Киноповесть о ПЛ С-54.
Господин Пелевин. Прочитал с интересом киноповесть Где-то на той войне о ПЛ С-54. К сожалению один из ее героев никак не мог принимать участие в описываемых событиях. Это мой дед, Сергеев Василий Константинович, командир БЧ-2/3 ПЛ С-101, случайно оказавшийся на ПЛ С-54 в ее последнем походе в марте 1944, заменив заболевшего сослуживца. Прошу вас исправить это досадное недоразумение, так как мой дед занимает в этой повести место человека, который реально принимал участие в этом походе. Это серьезная ошибка.
ОтветитьУдалитьСергей добрый день. У меня на этой ПЛ С-54 служил дядя. Как бы мне связаться с Вами. Мой телефон:89030091315.
УдалитьС Уважением Рощин Евгений.
Уважаемый внук старшего лейтенанта Василия Сергеева! К сожалению я не могу исполнить Вашу просьбу, так как не я являюсь автором киноповести "Где-то на той войне", а Владимир Любицкий. Повесть опубликована в «Роман-журнал XXI век», №3 в 2011 году. Предлагаю Вам написать открытое письмо Владимиру Любицкому, которое будет опубликовано на блоге. Возможно у Вас в семье сохранились фотографии, письма, фотографии деда. В память о нём, о экипажах ПЛ С-54 и С-101 возможна их публикация на данном блоге. С уважением, ПЕЛЕВИН Владимир Александрович
ОтветитьУдалитьУважаемый господин Пелевин здравствуйте! Расскажите, если есть возможность как с вами можно связаться. Дело в том, что мой дядя РОЩИН Николай Алексеевич (он по списку под №47) служил на ПЛ С-54. Хотелось бы как можно больше узнать об этой героической лодке. С Уважение Рощин Евгений.
УдалитьДа, у меня сохранилось два фото моего деда, еще с Владивостока.
УдалитьМой телефон для связи:89030091315 Рощин Евгений.
УдалитьЕвгений, посмотрите тут https://fotki.yandex.ru/users/maslopoop/album/201173/
УдалитьИз экипажа С-54 уцелел не только Анатолий Георгиевич Стребыкин .. вот список подводников, участников перехода и походов на "эске":
УдалитьБурлаченко Виктор Сергеевич старший моторист краснофлотец (4 пхда)
Варламов Виктор Порфирьевич командир БЧ-5 инженер-капитан 3 ранга, с постройки, ушел помощником флагманского механика КОУ БО СФ
Воротников Владимир Константинович радист старший краснофлотец (пришел на 1 пхд с С-17)
Лопухов Сергей Семенович командир БЧ-2-3 лейтенант
Майоров Николай Андреевич, 1920 г.р., лейтенант, командир БЧ-3, ушел на В-3 и погиб на переходе в Англию при торпедировании транспорта
Нуждин Юрий Федорович переводчик на переходе гвардии ст. краснофлотец, позднее рулевой МО-434
Стребыкин Анатолий Георгиевич старший трюмный старший краснофлотец (2 пхда, ушел на С-15 - 4 пхда)
Шаповалов Виктор Николаевич замполит капитан-лейтенант
А кто все-таки был командиром БЧ 2/3 в походе с Дальнего Востока в Мурманск?
ОтветитьУдалитьНа переходе командиром БЧ-2-3 был лейтенант Лопухов Сергей Семенович, участник 3-х боевых походов на "эске", 2 сентября 1943г.ушел дублёром див. минёра 2-го ДПЛ, совершил еще 1 поход..
Удалитьесли интересна С-54 посмотрите https://fotki.yandex.ru/users/maslopoop/album/201173/
Сын Стребыкина А.Г. живет в Керчи и рассказал мне что его отец опубликовал мемуары еще при жизни. У кого-то есть почитать?
ОтветитьУдалитьБурлаченко Виктор Сергеевич, мой дедушка. Действительно он выжил, так как находился в госпитале в тот момент. Он всегда вспоминал про экипаж и очень переживал за всех погибших. Он умер в 2011 году.
ОтветитьУдалить