7 октября 2012 г.

В.Харченко. Невосполнимая утрата

Скоропостижно скончался командир «С-56» Виктор Иванович Харченко
 
1 октября в Харькове на 88-ом году жизни скоропостижно скончался один из самых уважаемых подводников Тихоокеанского и Северного флотов, Почётный член Харьковской общественной организации ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И.И.Фисановича, участник боевых действий в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Черноморском флоте, инвалид I группы по зрению, гвардии капитан I ранга ХАРЧЕНКО Виктор Иванович. 

Он родился 27 января 1925 года в Харькове. 
Учился в школе №79 и школе №137. 
С 1940 года - в 15-й специальной артиллерийской школе, вместе с которой был эвакуирован в город Риддер (позднее— Лениногорск) Восточно-Казахстанской области. 

После ее окончания поступил в Рязанское артиллерийское училище, находившееся тогда в Алма-Атинской области. 

После завершения учебы в 1944 году сержанта Харченко направляют в отдельный запасной артиллерийский полк Среднеазиатского военного округа, откуда он поступает в Каспийское высшее военно-морское училище

Первую практику («оморячивание») проходит на боевых кораблях Черноморского флота. Там же заслужил статус участника боевых действий в годы Великой Отечественной войны, в связи с чем 9 мая 1945 года был награжден медалью «За Победу над Германией». 

В 1948 году выпускник училища, молодой лейтенант, направляется на курсы в Ленинград, после окончания которых его назначили командиром артиллерийской боевой части подводной лодки С-16 Северного флота. 

Подающего большие надежды офицера в октябре 1951 года вновь направляют в Ленинград — на годичные специальные классы офицеров-подводников. 

После их окончания с отличием Виктор Харченко в сентябре 1952 года сразу же назначается старшим помощником на подводную лодку С-102, а через восемь месяцев, уже в звании капитан-лейтенанта— на аналогичную должность на более «солидную» подводную лодку Б-22. Именно с этой должности талантливый 28-летний североморец 31 декабря 1953 года назначается командиром Краснознаменной гвардейской подводной лодки С-56. 

5 октября 1942 года С-56 под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Щедрина
(в последствии вице-адмирал, Герой Советского Союза) вместе с подлодками С-51, С-54 и С-55, начала переход из Владивостока в Полярный через Панамский канал. 

ПЛ прошла два океана и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Длительность перехода составила 2220 часов, дальность — 16 700 морских миль (почти 31 тыс. км). 8 марта 1943 года вошла в состав Северного флота. 

За годы войны С-56 совершила 8 боевых походов (по другим данным 7), произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один, на подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб. 

31 марта 1944 года за боевые заслуги ПЛ С-56 награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 года удостоена Гвардейского звания. За время Великой Отечественной Войны, С-56 19 раз объявлялась погибшей. 

В 1954 году под командованием капитан-лейтенанта Виктора Харченко С-56 Северным морским путем вернулась из Полярного во Владивосток.

Вот как об этом вспоминал сам Виктор Иванович: 
— Яростный ветер ломал ледяные поля. Льдины нагромождались друг на друга, образуя большие торосы. Корпус корабля обжимают льды, наползая со скрежетом на надстройку. Свободные от вахты вызваны наверх. Идут в ход пешни, а потом и подрывные патроны. 

В воздух взлетают белые фонтаны. Сжатие ослабевает, чтобы потом своими ледяными объятиями снова обхватить корпус лодки. От частых реверсов мотористы и электрики стоят на вахте мокрые. Напряжение достигает наивысшего предела. Две ночи никто не спит. Не до сна. Каждую минуту может произойти непоправимое. 

Таким образом, впервые в мире дизельная ПЛ совершила кругосветное плавание. 
Легендарная подводная лодка С-56 стала в СССР первым подводным боевым кораблём, поднятым в день 30-летия Победы 9 Мая 1975 года на Пьедестал Почёта и Славы в главной базе Тихоокеанского флота. 

Советское правительство и командование Военно-Морского флота высоко оценили профессионализм молодого командира: во время перехода на Тихий океан ему присваивается воинское звание «Капитан III ранга», а после швартовки С-56 в бухте Золотой Рог Виктор Харченко в мирное время награждается боевой наградой — орденом Красной Звезды. 

Продолжая службу на дальневосточных рубежах нашей Родины, Виктор Иванович последовательно назначается командиром подводной лодки Б-19, старшим офицером управления боевой подготовки штаба Тихоокеанского флота, командиром подводной лодки проекта 611. 

С каждым годом ухудшалось зрение — печальный итог кессонной болезни. И 5 мая 1961 года молодой по всем меркам (36 лет!), уважаемый сослуживцами командир подводной лодки уволился в запас по болезни и вернулся в родной Харьков.

Длительное время работал на предприятиях и в райкоме КПСС Ленинского района Харькова, пользуясь большим уважением как в органах власти, среди ИТР и кадровых рабочих, так и среди молодёжи, особенно у курсантов единственного в столице Слобожанщины Клуба юных моряков. 

В последние годы Виктор Иванович продолжал поддерживать тесные связи с подводниками-ветеранами, которые откликались на его просьбы по бытовым и социальным вопросам, часто бывали у него в дни рождения, поздравляли его с Днём защитника Отечества и Днём Победы, с профессиональными праздниками Днём ВМФ, Днём моряка-подводника и Днём командира.

О его жизни и боевой службе не раз рассказывалось на радио, телевидении, в Интернете и в печатных средствах массовой информации, в том числе в газетах «Слово ветерана», «Харьковские известия», в приложении к флотской газете «Боевая вахта» - «Компас» и в журнале «ФАРВАТЕР submariners». 


Он сам в меру своих сил и возможностей поддерживал тесную связь с Военно-историческим музеем Краснознамённого Тихоокеанского флота, Морским музеем нынешнего Харьковского детско-юношеского клуба моряков и с членами своего экипажа подводной лодки на постсоветском пространстве. 

Он живо интересовался делами морской ветеранской организации, которая, в свою очередь, в своей работе всегда учитывала мнение, советы и рекомендации Виктора Ивановича. 

Он был для всех образцом соблюдения морских традиций и обычаев, среди которых заметное место занимала трогательная дружба с первым командиром ГКПЛ С-56 вице-адмиралом Григорием Ивановичем Щедриным, который неоднократно встречался с Виктором Ивановичем в Харькове. 

Он остро переживал уход из ВМФ своего сына, который начинал свою офицерскую службу на атомной субмарине ПЛ К-56 – правопреемнице легендарной дизельной подводной лодки С-56. 

В годы быстрого карьерного роста В.И.Харченко по службе на флоте, в сложные годы трудовой деятельности и в дальнейшей жизни - даже без намёка на частичное восстановление зрения всегда рядом была надёжная, бесконечно заботливая «боевая подруга» Евгения Филипповна и харьковчане-родные. 

От себя лично и ветеранов-подводников из Харьковской областной организации им. Героя Советского Союза И.И.Фисановича, маринистов Харьковского областного творческого объединения ВСПМ и тихоокеанцев, которые знают и помнят Виктора Ивановича, скорбим по поводу его кончины и многократно выражаем искреннее сочувствие супруге Евгении Филипповне, родным и близким. 

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ о Викторе Ивановиче Харченко сохранится в наших сердцах! 

Капитан I ранга Владимир Пелевин
Капитан II ранга Алексей Пелевин 

К нам присоединяются: 
капитан I ранга Николай Филинюк
капитан I ранга Виталий Кизим
капитан I ранга В.Ерёменко
капитан I ранга А.Кондрацкий
капитан I ранга Шота Блиадзе
капитан I ранга Алексей Деревлёв
капитан I ранга Борис Сташевич
капитан III ранга Сергей Долгий
майор Александр Михайловский
капитан-лейтенант Юрий Лазуренко
старший мичман И.Любченко
старший мичман В.Постольник
старший мичман А.Павловский
старшины срочной службы А.Кисленко, В.Сидоров, А.Журавель и А.Шепелев.

На фото: - капитан 1 ранга В.И.Харченко в тужурке с наградами;
- Подводная лодка С-56;
- В.И.Харченко накануне Дня моряка-подводника. Харьков, март 2012 года.
- В.Харченко (справа), Н.Филинюк. Харьков 2010 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий