В ЗНАК ГЛУБОЧАЙШЕГО УВАЖЕНИЯ
27 апреля старшему товарищу и другу одесских и харьковских подводников, первому в послевоенные годы капитану с высшим образованием, безаварийному капитану дальнего плавания, кавалеру медали «Морская слава Украины», Почётному работнику морского и речного транспорта, участнику боевых действий в Великой Отечественной войне, первому и единственному в истории бывшего Союза «морскому диссиденту» Алексею Васильевичу
МОРОЗОВУ исполнилось 85 лет! Именно он, опередив на четверть века мировую науку и практику морского судовождения, 60 лет назад в 1952 году, будучи наделённым правами навигационного капитана разработал и применил на практике свой новый, по сути революционный метод исключения аварийности на флоте с помощью РЛС (радиолокационной станции) в любых экстремальных условиях (туман, снег, ветер, большое скопление судов при проходе проливами, заход и выход из порта и т.д.).
Именно он, используя свой метод (РЛС + пространственное воображение для визуального решения задач по маневрированию в условиях плохой видимости и в других обстоятельствах), впервые в истории арктических навигаций дважды (!) на т/х «Серго» в далёком 1952 году обеспечил доставку грузов Северным морским путём в порт Певек за одну навигацию – в то время и долгие годы позже неслыханное дело!
Именно он, в 1954 году на танкере «Вайян Кутюрье», работая на линии Владивосток-Совгавань-Корсаков, сэкономил дополнительный рейс за одно лето.
Именно он, впервые в мировой практике в феврале 1957 года и в последующие годы проводил суда ( «Молодечно» и «Лубны») через Босфор при пурге и густых туманах, сильном течении, при скоплении кораблей и судов на постоянной скорости 10 узлов без буксира и лоцмана!
Именно он впервые провёл танкер «Молодечно» от Берингова пролива до Мурманска, маневрируя на постоянной скорости хода среди льдов с помощью РЛС, в 1959 году всего за 5 суток!
Именно он в конце декабря 1963 года провёл танкер «Пенза» в густом тумане от входа в Английский канал через узости пролива Большой Бельт до порта выгрузки в Финляндии без снижения скорости судна – без аварии и ЧП!
И этот перечень можно продолжать. У капитана Морозова нашлось много последователей. Но колоссальная экономическая выгода от использования «метода капитана Морозова в судовождении» оказалась партноменклатуре и руководству Министерства и Черноморского пароходства не нужна.
В 1957 года была сфабрикована всесоюзная дискуссия, итогом которой явилось «отрицание возможности использования РЛС в качестве гаранта безопасности при судовождении». И началась травля «молодого выскочки»,строптивца, правдолюбца, неугомонного и неуживчивого капитана.
Отказавшись от включения в соавторы аварийщиков-руководителей и учёных, Алексей Морозов подписал себе пожизненный приговор: он не стал Лауреатом Ленинской, Сталинской,Государственной премий, Героем Социалистического труда и Героем Украины – ими стали те, кто пять раз исключал его из партии, кто три года держал его в «психушке» в Москве, кто не дал защитить диссертацию, кто списал его «с капитанского мостика на берег», чтобы добить строптивого капитана морально и физически до конца.
Но он выжил, поскольку рядом и за рубежом у него оказалось много единомышленников и друзей. Видя и недоумевая в связи с шельмованием новатора-капитана, зарубежные судовладельцы пригласили А.В.Морозова на работу к себе.
И он долгое время считался непревзойдённым капитаном пассажирских судов, но не в родном государстве и не у себя дома.Подумать только: окончательно покинул капитанский мостик капитан Морозов в возрасте 71 год!
Это ему принадлежат слова: «Работа на море стала искусством, особенно это относится к работе капитана по управлению кораблём в экстремальных условиях…».
Разработанная 60 лет назад методология скоростного вождения судов в тумане и других сложных условиях судовождения – это приоритетный метод капитана Морозова, гражданина СССР и Украины, руководство которых, смею сказать, мало что сделало, чтобы считать этот метод престижным делом сначала для одного, а затем и другого государства.
Кстати, за революционное, по сути, новаторство в судовождении капитан Морозов за шесть десятилетий не получил, насколько мне известно, ни копейки. А государство и его чиновники высшего ранга? Предполагаю, что – миллиарды!
Несмотря на свой возраст, Алексей Васильевич настойчиво и принципиально,без страха за свою жизнь (истинно одесское выражение уважения) продолжает бороться за престиж Украины, Одессы, Морской академии ( он её выпускник первого набора ещё в годы Великой Отечественной войны) и свой приоритет в новом методе судовождения.
В этом ему помогают и ветераны-подводники: у них и у капитана Морозова много общего и, прежде всего, вождение субмарин на глубинах и на поверхности морей Мирового океана по приборам с непременным личным пространственным воображением!
За годы «морского диссидентства», травли и опалы власть имущих у Алексея Васильевича было много идей, начиная с контейнеризации перевозок. Ныне он озабочен идеей пешеходных дорожек для пожилых туристов из Морского пассажирского порта сразу на Приморский бульвар,минуя знаменитую Потёмкинскую лестницу.
Дорогой Алексей Васильевич!
Примите самые искренние поздравления с 85-летним юбилеем от харьковских ветеранов ВМФ, подводников и маринистов!
Желаем вам флотского долголетия во имя окончательного признания вашего личного приоритета и приоритета Украины в новаторском когда, а ныне само разумеющемся методе судовождения! Да помогут вам в этом «боевая подруга» Нина Васильевна и настоящие друзья по «Фонду капитана Морозова»!
ТАК ДЕРЖАТЬ и дальше!
ПОДУМАЕШЬ – 85! Посвящается одесситу, но уроженцу России, безаварийному капитану дальнего плавания, моему старшему советнику и товарищу, «морскому диссиденту» так много сделавшему для престижа Украины, но так и не ставшего официально Героем и Лауреатом Алексею Васильевичу МОРОЗОВУ.
Вам не нужны Канары и Париж –
Вы океанами всю обошли планету,
Работая на Родины престиж.
Жаль, что «вверху» не оценили это.
Вы не сдаётесь до сих пор,
Расходуя свою энергию и силы.
Будь сказано имущим власть в укор:
Ему нужны моря, а вам топор и вилы.
Под корень попытались низвести,
Представить всему миру психом
За то, что он без лоцмана вести
Мог транспорта и без ЧП и лиха…
Не потому, что «в голову взбрело»,
Не безрассудно – по приборам точно!
Жаль, победило не добро, а зло –
Пять раз из партии вас исключали очно!
И чтобы казнокрадов кэп не обличал,
Его на берег как строптивого списали,
Чтобы забыл порт и родной причал –
И думали, что насмерть повязали…
Жаль, не нашлось народного суда
И божьей огненной гиены.
На иностранные был приглашён суда,
Где показал себя отменно…
Как удивлялись там – за рубежом:
Где ж премии его, награды?
Что ни вопрос – по органу серпом.
Познавши суть, помочь бывали рады.
Вожди менялись и министры-холуи…
На письма, представления – начхали.
И только лишь сочувствия свои,
Конечно, «кандидаты» присылали…
Он в 85 примером служит нам
В борьбе за правду, честь и справедливость.
Он в горле кость чиновничьим панам!
Мне нравится Морозова активность!
Принципиальность выше всех похвал.
И потому как представитель прессы
О нём рассказывал, о нём писал
Далече за пределами Одессы.
Морской он диссидент – других не знал.
Был столько лет и продолжает быть в опале!
Но «кое-кто» прозрел: Морозов-аксакал
Вновь с оптимизмом смотрит в дали…
Безаварийный в прошлом капитан
Достоин и сейчас наград – не наказаний!
Ему талант, возможно, богом дан –
На мой же взгляд: сплав опыта и знаний
Фундамент прочный его многих дел,
Основа продолжительности жизни.
А то, что с ним творили, это беспредел,
Хотя работал на престиж Отчизны.
До ста ему – рукой подать!
Активно, видим, трудится – без лени.
Мне остаётся лишь сказать:
Во всём с него берёт пример ПЕЛЕВИН!
С уважением Владимир ПЕЛЕВИН.
Где он теперь, капитан Морозов? Правда, сейас речь бы шла о столетии
ОтветитьУдалить