20 августа 2017 г.

200 лет со дня рождения Ивана Айвазовского.


29 июля - 200 лет со дня рождения Ивана Айвазовского - одного из самых знаменитых художников-маринистов

В то же время, известны и многие картины Айвазовского, не связанные с морской тематикой. 

Его работы находятся в Русском музее, Феодосийской картинной галерее, которая носит имя Айвазовского (он родился и умер в Феодосии), Национальной картинной галерее Армении, музее-заповеднике "Петергоф".

Автопортрет Айвазовского представлен в знаменитой галерее Уффици в итальянской Флоренции. 

А проходившая в прошлом году в Москве в Третьяковской галерее выставка картин Айвазовского вызвала небывалый ажиотаж - люди простаивали несколько часов в очередях, чтобы попасть на нее.

В этом году в интервью "РГ" генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова отмечала, что в рейтинге The Art Newspaper выставка Айвазовского оказалась в числе десяти самых успешных мировых выставочных проектов 2016 года.



18 августа 2017 года Владимир Путин встретился с представителями общественности, деятелями науки и культуры Севастополя и Республики Крым.

Т.Гайдук: Уважаемый Владимир Владимирович!

В XIX веке Крым привлек к себе очень многих выдающихся деятелей русской культуры и искусства, и поэтому в XIX веке у нас на полуострове в небывалом масштабе расцвело русское искусство. 

И конечно, в центре этого процесса главной фигурой был Иван Константинович Айвазовский.

В этом году исполнилось 200 лет со дня его рождения. 

Это большой срок. 

Между тем его картины по-прежнему вызывают восхищение, вызывают интерес, по-прежнему очень популярны.

И об этом свидетельствуют две крупные выставки в Москве и в Петербурге, которые вызвали действительно огромный интерес россиян и которые посетил в общей сложности почти миллион человек.

И действительно, на этих выставках они могли убедиться в его потрясающей технике живописи, в его удивительной творческой плодовитости – ведь он написал около 60 тысяч картин, многие из них большого и огромного размера.

И вот у нас в собрании есть его огромные работы, о размере которых удобнее говорить не в сантиметрах, а в метрах, даже в квадратных метрах. 

У нас есть работы площадью 12 квадратных метров, 14 квадратных метров, и всё это действительно шедевры мирового искусства.

Но, Вы знаете, в последние годы, и, может быть, это не очень большой срок, мы наблюдаем удивительную тенденцию среди российского общества.

Россияне, ничуть не принижая значения живописного наследия Айвазовского, может быть, в силу того, что последние десятилетия были периодом идейного безвременья, а, может быть, в силу того, что общество стоит на пороге изменения ценностей и многие россияне ищут какие-то новые идеалы, 

и в этой связи очень многих наших соотечественников очень интересуют, например, такие факты, что Айвазовский был первым и единственным русским художником XIX века, который стал действительным тайным советником.

Он был самым крупным землевладельцем Крыма. 

Он был очень влиятельным и состоятельным человеком, и он тратил огромные суммы на благотворительность. 

Начиная с 60-х годов XIX века, он абсолютно все свои доходы от выставочной деятельности обращал на нужды благотворительности, а это действительно были огромные суммы.

И многих восхищает то, что Айвазовский стал действительно настоящим флотским художником. 

Он был дружен с Лазаревым, Панфиловым, Нахимовым, Корниловым.

В осажденном Севастополе он устроил выставку своих работ, много раз посещал эту выставку. 

И, что совершенно беспрецедентно, когда в беседах с участниками обороны выяснялось, что какие-то детали картин, изображающих сражение, не соответствуют действительности, он прямо на публике переписывал эти картины для того, чтобы восстановить историзм этих картин, для того, чтобы в них сохранилась фактология.

И конечно, это прекрасный пример для подражания. 

И вот в этом, юбилейном году мы захотели, чтобы тысячи молодых крымчан лучше узнали и больше об Айвазовском-гражданине.

И совместно с Министерством культуры, с Министерством образования Крыма мы объявили конкурс, в ходе которого в мае этого года будущие выпускники школы написали сочинение на тему: «Айвазовский-гражданин и мое отношение к гражданской позиции Айвазовского». 

Этот конкурс выиграли 28 участников, и все они уже приглашены на бал в дом Айвазовского, который состоится в последнее воскресенье сентября.

И это получило такой широкий общественный резонанс, что мы думаем продолжать все это. 

Конечно, в следующие годы героями сочинений станут другие выдающиеся крымчане, но мы хотим, чтобы победители конкурса всегда приходили на бал в дом Айвазовского, поскольку в доме существуют большие традиции проведения балов, приемов, торжественных обедов, концертов.

И у Айвазовского действительно было очень много регалий, очень много заслуг. 

И интересно то, что он был к тому же и членом Русского географического общества. 

И Семенов-Тян-Шанский в письме к Айвазовскому написал, что «Русское географическое общество давно оценило Ваши, Иван Константинович, заслуги как выдающегося географического деятеля».

Владимир Владимирович, мы знаем, что Вы являетесь председателем попечительского совета Русского географического общества, и таким образом в некотором аспекте, во всяком случае, в части отношения к членству в Обществе, Вы и Айвазовский – коллеги.

И нам бы очень хотелось попросить Вас о такой любезности к своему коллеге, нашему маэстро, сделать так, чтобы имя, судьба и личность Айвазовского стали одной из тем Русского географического общества.

В.Путин: У меня сразу к Вам просьба: Вы тогда сформулируйте задачу или тему. 

Или, может быть, предложите группу людей, которые хотели бы поработать над какой-то конкретной темой. 

А мы, когда будем гранты распределять, будем иметь это в виду, и соответствующий грант можем выделить.

Т.Гайдук: Хорошо. Спасибо. Здорово.

Дмитрий Анатольевич был уже у нас в галерее. 

Мы, Дмитрий Анатольевич, и Вас приглашаем повторно, и Вас приглашаем, Владимир Владимирович. 

И разрешите Вам подарить плод наших научных трудов – юбилейный альбом.

В.Путин: Сколько там работ Айвазовского? Четыреста?

Т.Гайдук: У нас 416 произведений Айвазовского. 

Пожалуйста. Увесистый плод. 

Вы знаете, там, кроме альбома и научных материалов, есть еще самая последняя, может быть, не очень большая часть, но она родилась в жесточайших спорах с «детьми лейтенанта Шмидта». 

Мы вели с ними научные споры, сломали много копий, и теперь у нас настоящее генеалогическое древо рода Айвазовских.

В.Путин: У него и внук, по-моему, писал, да?

Т.Гайдук: У него трое внуков были художниками: Арцеулов Константин Константинович, который больше известен как «летчик России №46», у него было удостоверение №46 Качинской летной школы. 

Алексей Васильевич Ганзен и Михаил Пелопидович Латри. 

Вот эти три художника были выдающимися. 

К сожалению, только Арцеулов связан своими корнями с Россией, а остальные эмигрировали в свое время.

В.Путин: Ну, работы у вас есть его внуков, да?

Т.Гайдук: У нас есть, некоторая коллекция работ его внуков у нас есть, очень интересная.

И Вы знаете, его внукам, оказалось, нужно было быть очень смелыми людьми и смелыми художниками, потому что они находились в тени своего великолепного деда. 

И им нужно было принимать какие-то решения на уровне творчества, чтобы быть на него не похожим и быть самостоятельными в искусстве, они это сделали. 

И они действительно величины в нашем искусстве.

В.Путин: Вот идея у Вас, мне кажется, интересная, хорошая. 

Вы посмотрите действительно, что можно было бы поисследовать в его жизни, имею в виду, что ведь он оседло проводил только последние годы жизни, он много очень ездил, и за границей был, и по России.

Т.Гайдук: Он очень много путешествовал.

В.Путин: Да, путешествовал много. 

Писал там с натуры, по памяти писал и так далее, но предварительно посещая определенные места. 

Поэтому там есть, наверное, чем заняться по линии Русского географического общества.

А сам-то музей у вас, в каком состоянии?

Т.Гайдук: Основное здание требует завершения капитального ремонта. 

Второе здание, дом сестры, в нем не начинался еще ремонт, там тоже нужно производить некоторые ремонтно-реставрационные работы. 

И знаете, нас очень держит то, что эти работы не продолжаются, потому что мы не можем в полной мере показать все великолепие нашей коллекции.

И экспозиция наша лимитирована этими помещениями. 

Работы Айвазовского огромны, и получается, что не для каждой работы найдешь место. 

И вот то место, которое мы нашли, там мы большую повесили, а между большими работами повесили более мелкие картины. 

От этого, конечно, экспозиция страдает.

В.Путин: А работы, которые осуществлялись, проведены полностью?

Т.Гайдук: Нет. В этом году по ФЦП были произведены противоаварийные работы. 

Это работы на кровле и работы на главном фасаде.

В.Путин: А техническое оснащение музейных залов какое?

Т.Гайдук: Вы знаете, это все оставляет желать лучшего и этим нужно заниматься.

В.Путин: Но когда-то проводились? Когда проводились последние серьезные реставрационные и ремонтные работы?

Т.Гайдук: На самом деле, в украинский период все было очень эпизодически и никакой преемственности между этими этапами работ не было. 

По сути, по-настоящему ничего не делалось, к сожалению.

В.Путин: А техническое оборудование залов-то имеет место, или нет там никакого?

Т.Гайдук: Да, конечно.

В.Путин: Там соблюдается климат и прочее, контроль какой-то?

Т.Гайдук: К сожалению, это только кондиционирование и отопление. 

Да, это все нужно делать. 

И понимаете, я как директор с сожалением вижу, что мы не всегда отвечаем ожиданиям туристов континентальной России, потому что, конечно, в континентальной России музеи в гораздо лучшем состоянии, чем наши, крымские.

В.Путин: Понятно. Это же у вас музей в этом смысле уникальный. 

То есть работы Айвазовского есть везде – и в Москве, и в Питере в Русском музее – но такого, где сосредоточено такое количество работ Айвазовского, нет. 

Надеюсь, подлинники у вас там все?

Т.Гайдук: Конечно. У нас не только самая большая коллекция подлинников, но что очень важно, у нас большой массив эталонных работ Айвазовского. 

Сейчас в связи с тем, что Айвазовский дорого продается и много подделывается, очень важны эталонные работы. 

У нас 49 его эталонных работ.

В.Путин: Мы не пригласили сюда Министра культуры? 

Спрятался? 

Он знал, что вопросы к нему будут, видимо. 

Заблаговременно ретировался. 

Но мы это пометим. Это региональный музей?

Т.Гайдук: Муниципальный.

В.Путин: Вы подготовьте свои пожелания, что бы вы хотели сделать. 

А мы к вам пришлем специалистов, которые вместе с вами оценили бы, посмотрели, что, в какие сроки можно и нужно сделать, и нужно сделать план такой приведение музея в достойное имени Айвазовского состояние.

Т.Гайдук: Спасибо. Я завтра расскажу сотрудникам о нашей встрече, о результатах. 

Я думаю, все будут очень рады. Спасибо.

В.Путин: Просто нужно посмотреть объем работ, объем финансирования и сроки, в которые можно было бы сделать этапами. Ладно?

Т.Гайдук: Хорошо. Спасибо.


Комментариев нет:

Отправить комментарий