8 августа 2023 г.

Капитан 1 ранга Николай Якубовский: «Тельняшку ношу с детства».


В последнее воскресенье июля в России отмечают День Военно-Морского Флота. 

В преддверии праздника Вадим КУМЕЙКО побеседовал с капитаном I ранга, председателем региональной общественной организации «Морское собрание», автором книги «Белгородчина морская» Николаем Якубовским. 

Служба по контракту — Николай Степанович, всю жизнь вы посвятили службе на флоте. Наверное, с детства грезили кораблями и дальними плаваниями? 

— Я родился в селе Рокита Полтавской области, вдали от моря. До 14 лет я не видел ни корабля, ни паровоза. 

 — Откуда же взялась тяга к морю? 

 — Прежде всего от тех односельчан, которые были призваны во флот и после службы возвратились обратно. 

Здоровенные мужики в тельняшках, брюках-клёш, в бескозырках с лентами — эти ребята производили сильное впечатление на нас, мальчишек. 

Большим уважением среди односельчан пользовался военный водолаз, проходивший службу на Балтийском флоте. 

Когда он приехал домой с кортиком, весь в наградах, я подумал, что тоже хочу стать моряком, когда вырасту. 

А тельняшку я носил с самого раннего возраста — её мне купила мать вместе с бескозыркой, на которой было написано «Моряк». 

Эти обновки настолько пришлись мне по душе, что я носил их почти не снимая. 

Даже на выпуском фото из школы видно, что под рубашкой у меня тельняшка. 

 — Как вы оказались на флоте? 

 — В ноябре 1962 года на призывной комиссии я услышал в свой адрес фразу: «Здоровый какой! Пойдёшь на Северный флот служить». 

Эти слова, сказанные адмиралом, стали определяющими в моей жизни. 

Учебный отряд, в который меня направили, был на Балтике, в Кронштадте. 

Везли нас туда в теплушках, поезд шёл долго, потому что двигался только по ночам из соображений секретности. 

В городе Ломоносов нас перегрузили в трюм буксира. 

Это была ночь, и о том, что мы на берегу моря, я догадался только по солёным брызгам. 

В Кронштадте недалеко от причала были одноэтажные казармы, в которых нам предстояло жить. 

После бани нам начали раздавать форму: по центру казармы шёл матрос с кипой одежды на руках, раздававший её в случайном порядке. 

Когда мы оделись, на себя были не похожи. 

«Ничего, походите и так!», — сказал усатый боцман. 

В учебном отряде мне посчастливилось увидеть Александра Маринеско 

(во время Великой Отечественной войны командовал подводными лодками М-96 и С-13 Краснознамённого Балтийского флота. 

Лидер среди советских подводников по суммарному тоннажу уничтоженных кораблей противника. 

Стал широко известен потоплением 30 января 1945 года плавказармы военно-морского флота нацистской Германии «Вильгельм Густлофф». — Прим. ред.). 

На День флота в 1963 году он приехал к нам в часть вместе с другими знаменитыми подводниками — Иваном Травкиным (в годы Великой Отечественной войны командовал подводными лодками Щ-303 и К-52, Герой Советского Союза. — Прим. ред.) 

и Николаем Луниным (в годы Великой Отечественной войны командир подлодок Щ-421 и К-21, Герой Советского Союза. — Прим. ред.). 

Это был его последний визит — осенью 1963 года Маринеско не стало. 

Как сейчас помню: Александр Иванович был в обычном гражданском пиджаке, без наград, но со знаком командира подводной лодки на груди. 

Все уже тогда называли его героем, хотя звание Героя Советского Союза ему присвоили только в 1990 году, уже после его смерти. 

Мне довелось вручать ему макет подводной лодки, который сделали ребята в нашем учебном отряде. 

Запомнил этот эпизод на всю жизнь. 

Я тогда сказал Маринеско: «Я тоже стану командиром подводной лодки». 

Эту задачу я в итоге выполнил. 

— Расскажите о вашей дальнейшей службе. 

— После учебного отряда я попал на дизельную подлодку проекта 641. 

Тогда это были самые современные подводные лодки. 

Наша первая боевая служба была в Средиземном море. 

Мы прошли Гибралтарский пролив в подводном положении, спрятавшись под торговым судном, шедшим на поверхности. 

Это непростая задача: нужно отрабатывать винтами так, чтобы идти с судном с одной скоростью, не издавая лишних звуков. 

На обратном пути командир проделал ещё один фокус: дело в том, что на разной глубине в Гибралтарском проливе вода движется в разных направлениях. 

Поймав нужное течение, командир вывел лодку в Атлантику с полностью выключенными гребными винтами. 

За это он получил орден Красного Знамени. 

Впоследствии вице-адмирал Владимир Акимов стал командиром Средиземноморской эскадры. 

Позже мне довелось служить на атомных подлодках. 

Первые ракетные стрельбы, всплытие из‑подо льдов Арктики — много чего можно вспомнить. 

Когда пришло время увольняться в запас, меня вызывал в штаб командир бригады и сказал: 

 — В Ленинграде в военно-морском училище тебя ждут на штурманском факультете. 

На тот момент после окончания мной школы прошло уже шесть лет. 

К вступительным экзаменам готовились усердно: меня вместе с 70 такими же будущими офицерами вывезли в Сосновый Бор и месяц в усиленном режиме напоминали нам школьную программу. 

Это дало свои результаты, и в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе я поступил. 

Окончил его в 1968 году, а спустя десять дет — в 1978-м — окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. 

— Как складывалась ваша дальнейшая судьба? 

— Северному флоту я отдал 33 года своей жизни, и это было прекрасное время. 

После службы на кораблях я перевёлся в учебный центр подводного флота в Обнинске.

Там я обучал экипажи подлодок, трудился депутатом Обнинского горсовета. 

Это были 1990-е, никому не нужна была наука, всё разваливалось. 

Количество экипажей, которые приезжали на обучение, резко сократилось. 

Офицеры были вынуждены подрабатывать, где и как могли: кто таксистом, кто грузчиком. 

Я сам работал на стройке, занимался прокладкой ливневой канализации. 

Непростые были времена. 

 — Николай Степанович, вы — автор множества публикаций о флоте и книги «Белгородчина морская». Когда поняли, что вас тянет к писательскому ремеслу? 

 — Литературной деятельностью я занялся, когда был лейтенантом. 

Рассказы и очерки я не писал, это была, скорее, публицистика с уклоном в журналистику. 

Все годы службы я набирал материал, и сейчас начинаю систематизировать все свои записи, скопившиеся за это время. 

Работаю в историко-документальном жанре, но многие читатели говорят, что читать мои труды так же легко, как художественную литературу. 

— Вы возглавляете «Морское собрание» Белгородской области. Расскажите о своей общественной деятельности. 

— В 2002 году я стал главным специалистом по военно-патриотическому воспитанию управления молодёжной политики Белгородской области. 

При ДОСААФ мы организовали занятия по морскому делу для молодёжи, проводили шлюпочные регаты. 

В 2006 году я возглавил белгородскую региональную общественную организацию «Морское собрание». 

За прошедшие годы нам удалось создать местные отделения организации во всех муниципалитетах региона. 

Сейчас в Белгородской области насчитывается около 20 тыс. ветеранов Военно-Морского Флота — от матросов до адмирала. 

Одно из главных направлений — это работа с подрастающим поколением. 

Сегодня у нас в области 17 военно-патриотических клубов и 47 кадетских классов. 

В Белгороде школа № 29 — полностью морская, в 41-й школе семь морских кадетских классов, ещё три — в белгородском лицее № 32. 

— В прошлом году в «Нашем Белгороде» вышел репортаж с церемонии подъёма флага на подлодке «Белгород». Насколько нам известно, вы сделали многое для установления шефских связей между нашим городом и экипажем подлодки. 

— Всё верно, наш город взял шефство над экипажем атомной подводной лодки специального назначения «Белгород». 

Ещё в 2010 году мы просили присвоить имя «Белгород» одному из боевых кораблей флота.

Тогда нам ответили, что ­такое название носит недостроенный атомный подводный ракетоносец проекта 949А. 

И только в 2012 году тогдашний главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что «Белгород» будет перезаложен по новому проекту и станет носителем глубоководных управляемых аппаратов. 

В один прекрасный день в моей квартире раздаётся звонок из учебного центра в Обнинске, с которым я все эти годы поддерживаю связь. 

Мне говорят: на обучение прибыл экипаж подводной лодки «Белгород». 

Буквально через неделю я был в Обнинске, в своём родном учебном центре, в котором прослужил шесть лет и где меня все прекрасно знают. 

Да, говорят, экипаж здесь, но контакты с ним категорически запрещены. Мол, нужен специальный допуск. 

— Так проверьте мой допуск, — говорю я. 

— Ответственные люди позвонили в Москву, всё уточнили и разрешили встречу. 

С тех пор Белгород начал развивать шефские связи с экипажем «Белгорода». 

— Николай Степанович, в ближайшее воскресенье — День ВМФ. Что бы вы пожелали нашим землякам, служившим на флоте? 

— Горячо и сердечно поздравляю ветеранов и их семьи с Днём Военно-Морского Флота СССР и России. 

Желаю доброго здоровья, благополучия и успехов в работе по воспитанию подрастающего поколения в духе славных морских традиций. 

Приглашаю всех в белгородский храм святого праведного Иоанна Кронштадтского на божественную литургию в честь Дня ВМФ. 

Беседовал Вадим КУМЕЙКО.

Фото: Борис Ечин


1 комментарий:

  1. Поздравляю с открытием памятника! Прекрасное событие! Слава морякам!

    ОтветитьУдалить