О блоге

26 июля 2012 г.

Поздравляю Вас с Днём ВМФ !

Дорогие ветераны Военно-Морского флота СССР, военные моряки Украины, России, других стран СНГ и Балтии! 

Тихоокеанцы и североморцы, балтийцы, черноморцы и ленинградцы, представители всех морских профессий, независимо от возраста и воинских званий! 

Приветствую вас и поздравляю с нашим традиционно главным, когда-то всенародным праздником - Днём ВМФ! 

Особые поздравления жителям города-Героя Севастополя, где вернулись, наконец-то, к совместному празднованию морского свята КЧФ РФ и ВМС Украины

Не могу не поздравить с этим замечательным во всех отношениях праздником своих коллег-маринистов, а также нахимовцев, морских кадетов и юных моряков клубов и флотилий – наследников боевых традиций Военно-Морского флота! 

Будем надеяться, что новый облик флота в России и обновление Военно-Морских сил Украины станут бальзамом на ноющие раны ветеранов. 

Дорогие сослуживцы по 10 оперативной эскадреОт всего сердца поздравляю вас    с 45-летним юбилеем 10 ОПЭСК Краснознамённого Тихоокеанского флота!

Её уже нет, но её боевые традиции живы и воплощаются в жизнь личным составом кораблей Приморского объединения разнородных сил – и мы приветствуем это. 

Здоровья всем и флотского долголетия! 
Семь футов под килем!

Счастья и благополучия вам и вашим близким!
ТАК ДЕРЖАТЬ! 

С глубоким уважением капитан 1 ранга Владимир ПЕЛЕВИН 
из сухопутного, но «с морским лицом» Харькова.

21 июля 2012 г.

Тихоокеанцы на учениях RIMPAC 2012

Тихоокеанцы на учениях "Римпак 2012" (Rim of the Pacific (RIMPAC) 2012)

На втором этапе крупномасштабного учения RIMPAC 2012 силы международной коалиции продолжили отрабатывать совместное маневрирование, отражение воздушных атак самолётов условного противника, проведение артиллерийских стрельб и досмотровых операций морской пехотой. 

Как сообщил «Красной звезде» начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ВВО по Тихоокеанскому флоту капитан 1 ранга Роман Мартов, в этот раз в оперативный квадрат проведения учения тихоокеанцы России направлялись в составе сформированного совместного ордера с кораблями ВМС США, который получил наименование 170-го оперативного соединения.

Параллельным курсом с отрядом кораблей ТОФ шли американские - крейсер USS Port Royal (CG-73) , сторожевой корабль USCGC Bertholf (WMSL 750) и фрегат USS Gary (FFG 51).

Во время движения в заданную точку соединение отработало боевое маневрирование и отражение воздушной атаки условного противника. 


По замыслу учения международный отряд был атакован истребителями условного противника, роль которого играли канадские ВВС.

Самолёты F-18 произвели массированный налёт парами и отдельными группами на корабли ордера. 

Отличились комендоры-тихоокеанцы. Они в числе первых обнаружили воздушного «противника» и осуществили условное его уничтожение.

По пути в район проведения артиллерийских стрельб спасательное судно «Фотий Крылов» взяло на буксировку фрегат USS Gary (FFG 51), условно потерявший ход.

Остальные корабли провели учения под кодовым названием «Чехарада» с элементами совместного маневрирования и обгона друг друга. После этого были проведены двухчасовые синхронные артиллерийские стрельбы по морской мишени.

В последующие два дня запланировано проведение кораблями пополнения запасов кильватерным способом и продолжение учения по высадке досмотровых групп с вертолётов.

В манёврах «Римпак 2012» принимают участие 45 кораблей и судов из 22 стран мира, а также 100 самолётов и более 20 тысяч военных моряков.


Российский Военно-морской флот представляет отряд кораблей ТОФ в составе: большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев» (large anti-submarine ship Admiral Panteleev), танкер «Борис Бутома» (tanker Boris Butoma) и морской спасательный буксир «Фотий Крылов» (marine rescue ship Photius Krylov).

БПК "Адмирал Пантелеев" PEARL HARBOR (June 29, 2012) Видео

INS Chakra II (K-152 Nerpa) hunter-killer submarine

Индия вернулась в элитный клуб стран, имеющих атомные подводные лодки.
India is back in the elite club of nations having nuclear-powered submarines.

Here are top 10 must-know facts about INS Chakra II:

1) INS Chakra II is a Russia-made, nuclear-propelled, hunter-killer submarine

Unlike conventional submarines that India operates which need to surface to charge its battery’s often – sometimes as frequently as 24 hours – INS Chakra can stay under as long as it wants. 

Its ability to stay underwater is restrained only by human endurance to stay underwater. Also, another problem that the submarine could face is acidity. This is because of a lack of exercise inside due to prolonged deployments. 

2) The Akula Class submarine will carry conventional weapons. The vessel is armed with four 533mm torpedo tubes and four 650mm torpedo tubes. It will be used to hunt and kill enemy ships. 

3) The INS Chakra II displaces about 10,000 tons. It can do over 30 knots – more than twice the speed of conventional submarines. It can go upto a depth of 600 metres. 

4) INS Chakra II is one of the quietest nuclear submarines around, with noise levels next to zero. 

5) It has about 80 crew members on board. The entire crew of INS Chakra II has been trained in Russia for over a year. Facilities for the crew on board INS Chakra II include a large recreation area, a gymnasium and a sauna as well. 

6) INS Chakra II has been taken on lease from Russia for 10 years and would provide the Navy the opportunity to train personnel and operate such nuclear-powered vessels. 

In 2004, India had signed a deal with Russia worth over $900 million for leasing the submarine. 

INS Chakra was expected to be inducted into Indian Navy a couple of years ago, but after an on-board accident in 2008, in which several Russian sailors died, the delivery schedule was changed. 

7) INS Chakra II formally joined the Indian Navy on Wednesday. It was commissioned by Defence Minister AK Antony at the Ship Building Complex in Visakhapatnam in Andhra Pradesh. 

 “INS Chakra will ensure security and sovereignty of the country,” the minister has said. When asked if INS Chakra’s induction will lead to arms race in the region, Defence Minister AK Antony told reporters, “India does not believe in arms race. We are not a confrontationist nation. We are a peaceloving nation….but, at the same time, the armed forces will be strengthened to meet any challenge.” 

8) The induction of the nuclear-powered submarine clearly indicates India’s intentions in the Indian Ocean Region and South East Asia which has recently seen increasing assertive Chinese presence in the last few months. It will also a send a strong reassuring message to south east Asian nations like Indonesia, Vietnam and Malaysia who want India to play a more active role in the region to counter the assertiveness of China in the area.

9) The induction of the INS Chakra II is likely to be followed by the induction of the indigenous INS Arihant, which will be capable of launching nuclear weapons and therefore complete the nuclear triad. INS Arihant, it is understood, is now undergoing sea trails at Vizag. 

10) The only other nations possessing nuclear-powered submarines are – US, Russia, UK, France and China. India is back in this elite club after over a decade. In 1988, the Indian Navy had leased a Charlie Class nuclear-powered submarine for three years till 1991. However, the expertise gathered then was lost as most officers who had trained to operate nuclear submarines have retired. 

INS Chakra: Top 10 must-know facts

 

INS Vikramaditya Begins Barents Sea Trials

The Indian Navy's newest aircraft carrier, the Vikramaditya (Sanskrit: विक्रमादित्य, Brave as the Sun), has headed into the Barents Sea for second-stage sea trials.

Северный флот проводит второй этап заводских ходовых испытаний авианосца ВМС Индии «Викрамадитья», сообщил в понедельник официальный представитель Северного флота капитан 1 ранга Вадим Серга.

В ходе испытаний проводится проверка функционирования основных корабельных систем и узлов, главной и вспомогательной энергетических установок, а также систем связи и навигации. Кораблем на испытаниях управляет экипаж СФ .

Многие из экипажа получили богатый опыт эксплуатации авианесущих кораблей во время прохождения службы на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». На борту авианосца «Викрамадитья» также находятся сдаточная команда, представители производственного объединения «Севмаш» и офицеры индийских ВМС.

В испытаниях авианосца задействованы и подразделения морской авиации СФ: экипажи самолетов и вертолетов совершают плановые облеты «Викрамадитьи» с целью проверки радиолокационных систем корабля, комплексов противовоздушной обороны, систем связи и управления авиацией.

Во время проведения первого этапа заводских ходовых испытаний в Белом море был выполнен ряд замеров физических полей корабля, отработаны тренировки экипажа авианосца по заправке топливом и пресной водой.

Авианосец «Викрамадитья» (ранее тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков») прошел масштабную реконструкцию на российском судостроительном предприятии «Севмаш».

Крупнейший экспортный контракт в сфере военно-технического сотрудничества по модернизации крейсера "Адмирал Горшков" (Kiev class aircraft carrier Admiral Gorshkov), был заключен Россией в 2004 году и предусматривал, что РФ модернизует корабль за 750 миллионов долларов и поставит Индии палубную авиацию на такую же сумму.

Первоначально передача корабля заказчику планировалась в 2008 году, но из-за увеличения объема работ сроки сдачи неоднократно сдвигались. Новая сумма контракта составляет 2,3 миллиарда долларов и является дополнительной к подписанному в 2004 году соглашению.

На корабле будут базироваться истребители МиГ-29К и вертолеты Ка-27 и Ка-31. Россия проведет также обучение индийского экипажа авианосца и создаст инфраструктуру базирования корабля в акватории Индийского океана.Предполагается, что срок службы авианосца составит 30 лет.

С 2004 года Невское проектно-конструкторское бюро, «Севмаш», контрагенты выполнили громадный объем работ: корабль оборудован палубой и трамплином для взлета истребителей МиГ-29К, отремонтированный и преобразованный под новые задачи корпус крейсера насыщен современным оборудованием, системами и механизмами, проложены новые кабельные трассы общей длиной более 2 тыс км.

Авианосец получил новые навигационный и радиолокационный комплексы, комплекс связи и управления авиацией. 

Фактически был создан совершенно новый корабль. 
Его передача экипажу ВМС Индии планируется после завершения испытаний.

«Сегодня для нас действительно праздник – впервые в истории современной России, впервые в XXI веке на испытания выходит авианосец, - сказал вице-президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Анатолий Тюков. – В этот корабль вложены ум, опыт, старания тысяч людей – проектантов, корабелов, поставщиков оборудования, контролирующих организаций. Мы все вместе доказали, что промышленность России способна строить такие корабли».

Передача корабля ВМС Индии запланирована на декабрь 2012 года. После завершения ремонта и модернизации водоизмещение корабля превысит 45 тыс тонн. Длина корабля – 283 м, ширина – 59,8 м, общее количество летательных аппаратов 30, численность экипажа 1924 чел.

По отзывам экспертов, передача авианосца Индии, выведет ВМС республики на качественно новый уровень, превосходящий по боевым возможностям военно-морские силы любой страны региона.

Фото Максим Воркунков,wikipedia

India's Russian-built Aircraft Carrier Starts Sea Trials
Indian Aircraft Carrier Heads For Second Sea Trials

19 июля 2012 г.

Харьковское отделение "Маринист" ВСПМ представляет. Инженер-капитан 1 ранга БЛИАДЗЕ Шота Николаевич.


Харьковское отделение "Маринист" Всеукраинского союза писателей-маринистов представляет. 

БЛИАДЗЕ Шота Николаевич.

Родился 15 февраля 1924 года в селе Ахалдаба Боржомского района Грузии.

Участник боевых действий в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 

Рядовой 16-ой отдельной горно-стрелковой бригады. Комиссован по ранению. 

Окончил Тбилисский политехнический институт и курсы при Военно-морской академии кораблестроения и вооружения им. А.Н. Крылова в Ленинграде. 

По образованию инженер-электрик. 

Инженер-капитан I ранга. 

Принимал участие в приёмке и испытаниях ПЛ К-3 «Ленинский комсомол» - первой атомной торпедной подводной лодки.

Стаж календарной службы около 25 лет. 

За плечами - Северный и Тихоокеанский флоты. 

Уволен в запас с должности руководителя Военной приёмки в Харькове.

Несмотря на возраст, принимает активное участие в морском ветеранском движении, являясь членом Харьковской областной общественной организации ветеранов ВМФ и подводников им. Героя Советского Союза И.И.Фисановича. 

Свои воспоминания о родной Грузии, о создании и развитии атомных подводных сил Шота Николаевич живо и интересно реализовал в своей книге «Моя жизнь как быстрая Кура…».(Издательство журнала «ФАРВАТЕР submariners», 2008 год). 

Поскольку книга воспоминаний быстро разошлась, Ш.Н.Блиадзе принял решение её переиздать, дополнив новыми фактами из жизни и службы на флоте, в том числе в Северодвинске и Владивостоке. 

В последние годы печатался в первых выпусках альманахов «Паруса творчества» и «Маринист» Всеукраинского союза писателей-маринистов, членом которого является с апреля 2010 года.  

Имеет государственные и общественные награды, в том числе и как участник ВОВ.

Шота БЛИАДЗЕ. МОЯ ЖИЗНЬ, КАК БЫСТРАЯ КУРА.

Листая альманах 
Творческого объединения "Маринист" ВСПМ 
выпуск Первый, Харьков, декабрь 2011 


БЛИАДЗЕ Шота Николаевич 

МОЯ ЖИЗНЬ, КАК БЫСТРАЯ КУРА
(отрывки из воспоминаний военпреда)

Владивосток.

В ГТУ я получил направление во Владивосток на «Дальзавод», где проходили капитальный ремонт надводные корабли и подводные лодки. Я взял билет на поезд «Москва-Владивосток» и отправился в путь. Питался в вагоне-ресторане. На станциях продавали варёную картошку и разносолы. Кругом одна нищета. Через одиннадцать суток прибыл к новому месту службы.

Представился начальнику военной приёмки. Правильно он назывался: Уполномоченный Технического Управления контрольно-приёмного аппарата Главного Управления судоремонта Военно-морского флота. Сокращённо: Уполномоченный ТУ КПА ГУК ВМФ. Во Владивостоке эту должность занимал контр-адмирал Кунаковский.

Он предложил мне вселиться в коммунальную квартиру в 2-х этажном доме, построенном в годы первой пятилетки, со сроком службы 20 лет. Комната нагревалась ночью, все удобства на улице, вода из колонки. Я отказался от такого жилья. Сколько можно мучиться! 

Мой отказ возмутил адмирала. Он отчитал меня и сказал, что пока он здесь уполномоченным, мне никогда не видать хорошей квартиры. Затем отправил меня к подводникам, где я разместился в их казарме. В казарме стояло 40 коек. Одна из них была моей. Постоянный шум, грязь, свет никогда не выключался. Я не высыпался.

Через шесть месяцев Кунаковского отправили в отставку.На его место пришёл капитан I ранга Горчаков. 

Он отнёсся ко мне по-отцовски. Слава богу, одного военпреда куда-то перевели, и Горчаков мне передал его пустую квартиру, с общей кухней на семь комнат, с общим туалетом и водой во дворе. Зато с видом на бухту Золотой Рог


Квартира располагалась в центре города. Тогда негде было купить мебель. Кто-то подарил мне железную, ржавую кровать, в которой я спал как бог, скрипя по ночам. Только через год я смог купить диван, фанерный буфет и табуретку. Готовил и кушал на подоконнике, своего стола не было. Постоянно текла крыша и, когда лил сильный дождь, в комнате образовывалась огромная лужа. 

Я иногда ходил в горисполком с просьбой починить крышу. Но мне всегда отказывали, мотивировали тем, что дом подлежит капитальному ремонту и на данный момент крышу ремонтировать не будут. 

Пришлось обратиться к начальнику цеха завода по строительству и ремонту жилого фонда. Тот прислал рабочего, и тот быстро починил крышу. Иногда вижу по телевизору Владивосток и этот 3-х этажный дом. Вижу, что и сейчас он стоит без капитального ремонта. 

Предприятие «Дальзавод» расположено  на побережье бухты Золотой Рог, между ремонтным заводом ВМФ и электромонтажным предприятием ЭМП-4. 

Завод производил ремонт, модернизацию подводных лодок и надводных кораблей довоенной постройки. 

Никаких чертежей не было. Некоторые были утеряны, или сгорели во время боевых действий. 

Конструкторам приходилось в натуре восстанавливать чертежи. Вносить в них изменения на основании актов дефектации объекта. После разоружения корабли становились в док, и тогда начиналась дефектация оборудования. В акте указывалось, что нужно демонтировать, что заменять и на что заменять. 

На основании этого акта начинались работы по демонтажу оборудования, выполнение ремонта корпуса и дефектации демонтированного оборудования в цехах. После окончания ремонта корпуса и получения от контрагентов заказанного оборудования, начиналась их погрузка на объект, монтаж и испытания: швартовые, ходовые и сдаточные государственные. 

После приёмки госкомиссией корабли передавали своему флоту, или продавали в Китай. Электрооборудование, выгруженное с кораблей, направляли в ЭМП-4, где комиссия, назначенная приказом директора завода, начинала детальную дефектацию. 

Я входил в эту комиссию по согласованию с районным инженером военной приёмки. 

Мы определяли пригодность оборудования к ремонту или его полную непригодность к ремонту и последующей эксплуатации.

За ходом ремонта и испытаний следили военные представители. 

Они проводили приёмные испытания на стендах, контролировали погрузку испытанного оборудования на корабли. Осуществляли приёмку монтажных работ от ОТК завода. Участвовали в швартовых испытаниях у пирсов и выходили в море на ходовые испытания

После окончания испытаний корабль предъявляли Госкомиссии для окончательной приёмки. Испытания в море ночью категорически запрещались. Только что закончилась война во Вьетнаме и Корее, и в море плавало много мин, тральщики работали с большим напряжением. 

При продаже корабля Китаю приезжал личный состав китайского военно-морского флота. Мы их обучали, проводили экзаменовку к допуску на самостоятельное управление боевыми постами и кораблём в целом. Сопровождали корабли до пункта их назначения. Составляли акт купли-продажи и после этого окончательного решения передавали корабль в руки китайцев. 

В те времена наше государство строило в Китае 250 крупных заводов. В свою очередь, китайцы помогали нам, чем могли. Поставляли курятину и свинину, одежду, фрукты, овощи и прочее. На Дальнем Востоке в магазинах почти всё было китайское. На всём была наклеена марка «Дружба».

Зато наши заваливали магазины рыбой и рыбопродуктами, крабами и продуктами из крабов. Особенно много было спиртных напитков, качественных и некачественных.

Из надводных кораблей в основном ремонтировали лидеры типа «Тбилиси», «Баку» и эскадренные миноносцы типа «Беспощадный». Все они начинались с буквы «Б».
(Skoryy Class destroyer

Что касается подводных лодок, то «малюток» типа М было всего 2 штуки. Одну отремонтировали, другую поставили на пьедестал у пирса завода. 

Средние лодки типа «С» не ремонтировали, у них прогнил прочный корпус, он был клёпаным, и комиссия их списала. Две большие подводные лодки типа «Б» после ремонта продали китайцам, а третью лодку завод переоборудовал в плавучую зарядовую установку для сохранения ресурса дизелей боевых лодок. 

На ней сделали надстройку для хранения кабелей и прочего оборудования, а так же место для вахтенного и командира. Получилась какая-то каракатица… 

Молотовск

Через месяц получил приказ о моём переводе в Молотовск военпредом на судостроительный завод «Севмашпредприятие». 22 февраля 1957 года, забрав детей и жену, я поехал поездом в Молотовск. Дочери Галине тогда и года не было. Купил сухой спирт и в тамбуре вагона варил ей кашу, покупал в ресторане продукты. Так мы добрались до заснеженного Молотовска.

Встретил меня друг, капитан III ранга Бурцев Дмитрий Алексеевич, мы с ним дружили ещё во Владивостоке. Он повёз нас на квартиру, снятую специально для нас. Там я прожил 2,5 месяца. Вскоре моя семья получила двухкомнатную квартиру в новом доме, где жили только офицеры.

При Никите Хрущёве Молотовск переименовали в Северодвинск. Строили завод, в основном, заключённые, я видел их могилы с деревянными крестами. На крестах были надписи: буква и цифра. Ни имени, ни фамилии.

Завод большой, мощный, между цехами ходил автобус. Когда я прибыл на завод, то на стапеле стояли ещё не состыкованными между собой 4-е отсека. Это были части прочного корпуса первой советской атомной торпедной подводной лодки проекта 627. Будущей субмарине присвоили заводской номер С-254. 

Когда лодку передавали на флот, ей присвоили тактический номер К-3 и назвали «Ленинский комсомол». 

Военная приёмка корабля состояла из семи человек. 

Командовал аппаратом военпредов капитан I ранга Коломеец В.И. 

В своей книге «Первые атомные подводные лодки и их военная приёмка» автор капитан I ранга Лазарев указывает на ошибки, которые допускал Коломеец, командуя военпредами во время строительства К-3. Я не буду повторяться. 

В целом же на заводе личный состав военной приёмки был большой. Военпреды принимали дизель-электрические ракетные подлодки проекта 629, а затем и атомные корабли разных проектов. Возглавлял военную приёмку завода районный инженер капитан I ранга Паврос А.П.

После Павроса руководителем военной приёмки на «Севмашпредприятии» был назначен москвич капитан I ранга Володин Борис Филиппович. Он был требовательным и справедливым человеком. Мы с ним как-то очень сильно сдружились. 

Пока К-3 ещё строилась, у нас, военпредов, работы было немного. Сидели, в основном, в первом отделе и изучали чертежи, инструкции, другие документы. Часто ходили в цех, сверяли изученные чертежи и инструкции. Начало поступать оборудование, и работы прибавилось. Надо было его проверять на соответствие ТУ, инструкциям и чертежам. 

Днём работали рабочие, сдавали продукцию ОТК, а ОТК предъявляло нам, как правило, «предъявка» происходила ночью. 

Мы работали до двух-трёх часов ночи, а утром к девяти на службу, изучать документы, которых было очень много. 

Разработанные учёными сложные схемы, незнакомые ранее приборы, автоматы, установки приходилось с ходу изучать, а затем принимать от завода после установки на корабль. Надо было знать возможности спасения личного состава при авариях, быть готовым к самостоятельному управлению техникой по специальности. 

Всё это надо было осваивать в сжато короткие сроки, и мы старались, были молодыми, всё перенесли. Атомная подводная лодка К-3 строилась в специальном цехе, туда пускали только по специальным пропускам. 

Пока попадёшь в этот цех, поменяешь ещё два пропуска. Даже высокопоставленных офицеров и чиновников из Минсудпрома пропускали только с разрешения Генерального штаба Министерства обороны. 

При спуске на воду с левого и правого бортов лодки, для маскировки, делали дополнительную, длиннее бортов К-3, обшивку. С носа и кормы закрывали стальными сетями. Сверху, над палубой и рубкой, натягивали маскировочные сети. На заводе была создана специальная служба безопасности, которая защищала секреты нового атомохода и предоставляла иностранным разведкам ложную информацию о строительстве. 

Во время ходовых испытаний принимались все меры, чтобы не просочилась правдивая информация о результатах испытаний. Несмотря на эти меры, в английском ежегоднике, в котором помещаются публикации обо всех построенных судах и кораблях мира за год, со всеми технологическими данными и фотографиями, были опубликованы секретные данные о советском первенце К-3. 

Некоторые фотографии мы никогда раньше не видели. Когда директор завода Егоров показал нам этот журнал, он от души смеялся над секретными службами завода и говорил о них, как о бездельниках. 

Когда К-3 была готова к спуску на воду, я знал о лодке всё. Каждый винтик прошёл через мои руки. Иногда приходилось выполнять роль гида, сопровождая вышестоящих начальников. К-3 мы передали флоту в конце 1958 года. 

Это была победа конструкторской мысли тысяч работников и учёных, участвовавших в разработке атомных подводных лодок. 

Это была победа тысяч рабочих и служащих, участвовавших в строительстве и испытаниях первой атомной подводной лодки. 

Это была победа десятка военных представителей, участвовавших во всех этапах строительства и испытаниях сложной, неизвестной в то время техники. Это была победа научной и инженерной мысли. Это было победой Союза Советских Социалистических Республик – ведь в строительстве первенца подводного кораблестроения принимали участие все республики Союза. 

Прошло много лет, как я покинул Северодвинск, но отношения с заводом, где строились атомные подводные лодки, не прерывались. Я был переведён в город Харьков, где работал на должностях представителя заказчика на заводах: ХЭМЗ, Электротяжмаш, СКБ ХЭЛЗ

Эти заводы делали оборудование для подводных лодок, и мы их принимали. Я несколько раз ездил в Северодвинск для решения технических вопросов на судостроительный завод, встречался с руководством завода, с рабочими, с которыми я когда-то работал и, главное, с друзьями, особенно с районным инженером военной приёмки на этом заводе капитаном I ранга Володиным Б.Ф.

Примечание: печатается по тексту первого выпуска альманаха «МАРИНИСТ» Харьковского областного отделения Всеукраинского союза писателей-маринистов (ХОО ВСПМ).

14 июля 2012 г.

Никакой единой «украинской нации» не существует

Это нужно просто понять и признать: это две разные нации. Нет на деле единой «украинской нации». Есть две разные и по своим устремлениям и ментальности подчас противоположные нации. Большинство среди них – это украинцы, меньшинство – западенцы, которые не имеют смелости назвать себя своим именем, но пытаются присвоить себе имя иной нации.

Итак, Верховная рада приняла закон о предоставлении языкам, на котором говорит часть жителей того или иного региона, статуса региональных. Закон этот, во-первых, давно требуемый большей частью населения Украины, при этом являющийся смягченным вариантом естественного требования большинства объявить русский язык вторым государственным языком на Украине. 

Во-вторых, он соответствует Европейской хартии о языках, к которой Украина давно присоединилась. В ответ проигравшее борьбу за закон меньшинство устраивает, по сути, блокаду правительственного здания, организует массовые беспорядки и одновременно прикрывается цепью депутатов меньшинства, злоупотребляющих своей неприкосновенностью. 

Повторю еще раз: речь идет не о том, чтобы считающие украинский язык родным обязывались говорить по-русски или по-венгерски, а о том, чтобы каждый мог говорить на своем родном языке

Вообще ситуация на Украине такова: примерно 50% и больше реально признают родным русский язык, примерно 45% – украинский. Остальные говорят на их смеси.

Вообще украинский язык – очень красивый и по своим корням более древний, чем нынешний русский. В каком-то смысле это предыдущая стадия развития того же языка, но не совсем, потому что с определенного момента они стали развиваться в некоем отрыве друг от друга.

Но к моменту, когда Украина после революции 1917 года получила государственность, бóльшая часть ее населения говорила именно на русском языке. Украинский же язык частью умирал, частью культивировался и насаждался в кругах эмиграции – большей частью польской и польско-украинской, осевшей в Австро-Венгрии, и именно там он сложился в формах, близких нынешним. 

Причем культивировался и сохранялся он там именно в целях развития антироссийских сепаратистских движений на Украине. 

Булгаковская сцена, когда адъютант самостийного гетмана Скоропадского мучительно пытается построить фразу на украинском, и сам гетман бросает: «Черт с Вами, докладывайте по-русски. Вообще, безобразие: никто из моих офицеров не говорит на государственном языке», – это не вымысел, а историческая правда. 

Относительно комфортно украинский язык стал приживаться на Украине лишь в результате курса советского правительства на поощрение национальных культур: украинский язык на Украине сохранился только благодаря политике компартии и существованию в едином союзном государстве с Россией, в котором, строго говоря, никто никогда не считал всерьез Россию и Украину разными странами – ни русские, ни украинцы, ни кто-либо другой.

Сегодня на Украине всерьез требовать, чтобы все говорили по-украински, – это все равно что требовать в Греции, чтобы все писали по-древнегречески, в Италии – по-латыни, а в России – по-церковнославянски. 

Хорошо, что все эти языки существуют, и, наверное, они должны входить в программу классического гуманитарного образования, быть предметом некоего гуманитарного снобизма, но не языком текущей жизни. Впрочем, кто как захочет. Только – сам. 

По данным опроса, проведенного компанией Research & Branding Group, 68% граждан Украины свободно владеют русским языком (украинским – 57%). Согласно исследованиям американского института Gallup, проведенного в 2008 году, 83% опрошенных граждан предпочитают использовать для общения русский язык. По данным ФОМ (2002), в областных центрах Украины 75% населения предпочитают общаться на русском языке и только 9% – на украинском. 

Официозная украинская статистика оперирует иными данными, но выше специально были приведены результаты не российских, а международных исследований. Вообще ни в России, ни в официальной украинской политике нет адекватного представления о реальной картине национальной жизни на Украине. 

Считается, что в республике живут в большинстве своем два доминирующих народа – русские и украинцы. Причем по официальным данным (перепись 2001 года) украинцев – 78%, русских – 17%, остальные насчитывают менее 1% каждый. 

С одной стороны, это результат ситуации, когда в период «украинизации» жители страны для того, чтобы избежать осложнений, предпочитали записывать себя «титульной нацией», особенно если была возможность записаться, имея родителей формально разных национальностей, по тому из них, чья национальность не могла создать лишних проблем (реальных или предполагаемых). 

О том, насколько это не соответствует действительности, говорит даже то, что по данным опросов 2004 года Киевского (!) международного института социологии русский язык используют дома 43-46% населения Украины – т. е. это скорее минимальная реальная численность русских на Украине. С другой стороны, все еще сложнее. 

Повторим еще раз: нет на деле единой «украинской нации». То, что ей называют, – это две очень разные нации, хотя и родственные: собственно украинская и западенская. 

Первая относительно равномерно расселена почти по всей территории Украины, с преобладанием на т. н. гетманщине (центр республики); вторые компактно проживают преимущественно в четырех западных областях (кроме Закарпатья, населенного еще одним субэтносом – русинами).

Отличия между ними наблюдаются очень во многом, но самое яркое из них в том, что украинцы обычно тяготеют к православию (или своего рода «православному атеизму») или православной культуре, а западенцы – к католичеству или униатской церкви

Западенцы, будучи меньшинством (причем достаточно злобным и закомплексованным), значительно активнее довольно благодушного и комфортно-расслабленного большинства, как это можно было только что увидеть в Киеве.

И благодаря тому, что их активно поддерживают внешние политические силы, крайне опасающиеся утверждения воли пророссийского (собственно украинского) большинства. И потому, что, начиная с Кравчука, все украинские президенты делали их своими «политическими янычарами», позволявшими проводить курс на элитную интеграцию в западные системы и отношения. 

Это примерно так же, как турецкие султаны держали в повиновении Грецию с помощью войска албанских пашей. В Крыму на деле вполне себе космополитичная верхушка Украины противопоставила местному доминирующему русскому населению переселяемых туда татар. 

На самой Украине русским и украинцам противопоставили западенцев, причем выдавая их за украинцев и как бы позволяя действовать от их имени, одновременно лишая права и на это имя, и на собственное самоопределение. Это просто нужно понять и не смешивать одних с другими. 

Пробудить волю украинцев и дать им возможность самим решать, чего они хотят в плане своего самоопределения (а подспудно на самом деле они ощущают свою некую общность по отношению к России), но в рамках общего единства. 

Они хотят говорить по-русски, зная при этом украинский язык, и, при случае бравируя им, как рафинированный аристократ бравирует оксфордским акцентом или знанием древнегреческого, хотят иметь единое с Россией государство, и хотят сами решать свою судьбу. 

Кстати, порядка 10 лет назад именно твердящий сегодня о «расколе» председатель Рады Литвин в ответ на вопрос, почему украинская власть не соглашается объявить русский язык, на котором говорит большинство страны, вторым государственным, заявил: «Тогда через три года вообще никто по-украински говорить не будет!». 

Т. е. признал, что навязывание украинского языка современной Украине искусственно и может быть осуществлено только под властным давлением 

политолог Сергей Черняховский

Читать полностью: http://www.km.ru/ukraina/2012/07/10/situatsiya-na-ukraine/nikakoi-edinoi-ukrainskoi-natsii-ne-sushchestvuet

Операция «Воссоединение»

Россия будет выдавать паспорта рожденным в СССР. 

Россия, всегда блестяще использующая все слабые места украинской государственности, готовит очередной удушающий прием. На этот раз российское руководство, всерьез решившее восстановить былой имперский статус своего государства, планирует упростить процедуру выдачи российских паспортов для всех рожденных в СССР

Идею 25 мая озвучил глава российского МИД Сергей Лавров. Насколько выполнима такая затея наших северных соседей и чем она грозит Украине, из которой итак за годы независимости выехало более 6 миллионов человек?

Проблема русских паспортов в Украине не нова. Объявив себя правопреемницей СССР, Россия всегда рассматривала и будет рассматривать Украину как пространство своего идеологического влияния

Были и приглашения в Сибирь, где якобы обещалась работа и жилье, был и скандал 2008 года с якобы раздачей российских паспортов в Крыму. Во всей этой катавасии присутствовала и немалая доля преувеличения со стороны тогдашнего украинского руководства, но сама тенденция знаковая и недвусмысленная - украинцы входят в ближайшую сферу интересов российского руководства. И это неудивительно.

Избирательную кампанию 2012 года нынешний глава РФ Владимир Путин провел под эгидой собирания славянских земель. Это своего рода idee fixe, конечная цель которой - создание на базе России новой империи, альтернативной западному миру. Громко и напористо. В русском стиле. Но не утопично - при правильном подходе. 

Путин понимает, что прошли те времена, когда все предложения от России украинцы воспринимали с распростёртыми объятиями: работа главного антироссийского идеолога Ющенко не прошла бесследно. Да и со сменой власти новые интеграционные проекты России не воспринимаются, казалось бы, своим Януковичем, «на ура». От Таможенного союза мы уже более года воротим нос, отчаянно пытаясь достучаться в закрытые двери Европы. 

А для будущей империи украинцы очень важны. Православное славянское население - это и рабочие руки, способные дать новый толчок российской экономике, и ресурс для расширения коренного этноса, на котором и держится русская идея. 

И если интегрировать территорию не так просто, то население - вполне реально. Технология предоставления гражданства в этом отношении очень и очень перспективна.

И не надо в очередной раз попрекать Россию тем, что она раскалывает нашу «неньку». Согласитесь, расколоть можно лишь то, что уже трещит по швам. А Россия четко и уверенно отстаивает свой национальный интерес - расширение культурного пространства и мобилизация демографического потенциала

А украинская независимость...Как любят говорить американцы, проблемы индейцев шерифа не волнуют. Кто же нам доктор, если своему же населению нечего предложить

А России, судя по всему, есть что. Это и принадлежность к родной культуре со всеми вытекающими из этого правами. В Украине одна лишь инициатива сделать русский язык региональным привела к небывалому общественному резонансу. Это и реальные экономические привилегии. 

Судите сами, в России средняя заработная плата составляет 760 долларов. В Украине... 350 долларов. Это и ощущение себя частью потенциального геополитического полюса, а не разменной монеты между Востоком и Западом, коей, к глубочайшему сожалению, является сегодня Украина. 

И, безусловно, люди потянутся за российским паспортом. Кто-то из идеологических мотивов, ностальгируя за советским прошлым. Кто-то из вполне меркантильных, гонясь за финансовыми привилегиями. Почему-то мне кажется, что среди вторых будет немало тех, кто сегодня громче всех кричит «слава Украине!».

Все это - результат двадцатилетней «работы» нашего руководства, которое и ментальные связи искусственно пыталось разрушить, и экономических условий для комфорта граждан создать не сумело. 

Так миллионы жителей в Восточной Украине остались не при делах. Им во многом чужды западные чаяния и европейские ценности. Им непонятны и оскорбительны исторические интерпретации в националистической редакции. Они никогда не смирятся, что родина их отцов - «империя зла», а многие из них, выходит, участники этого «чудовищного» процесса. 

И их не слышат. 
Все двадцать лет в тренде другое. Даже имитации компромисса нет. 
Государство в свое время «забило» на них. 

Почему же теперь и им не «забить» на государство? 

А теперь давайте посмотрим, как Россия собирается это сделать технически

Здесь, кстати, есть немало вопросов и рисков для самой РФ. 
Итак, Лавров анонсировал вероятные изменения в российском законодательстве, связанные с получением гражданства. 

«Я разделяю мнение о необходимости существенно либерализовать порядок предоставления гражданства тем, кто родился в Советском Союзе», - сказал министр иностранных дел России, выступая 25 мая в Общественной палате.

На данный момент в России действует закон, согласно которому соотечественником считается любой человек, имевший гражданство СССР, проживавший в республиках, входивших в состав СССР. 

Ранее подобный статус соотечественника не давал абсолютно никаких привилегий при получении гражданства, однако теперь именно он станет главенствующим фактором, благодаря которому можно будет заменить украинскую жовто-блакитную книжечку на российский триколор. 

Под условия получения подобного статуса подпадает больше половины современных украинцев. Поэтому доказать свои советские, а при необходимости и русские, корни не составит особого труда

К слову, Россия далеко не первая страна, стремящаяся произвести подобный «имперский рейд» по своим потенциальным соотечественникам. В 2007 году Польша разработала так называемую карту поляка - документ, подтверждающий принадлежность лица с гражданством одной из стран СНГ и Балтии, к польскому народу. 

Основная цель введения карты - привлечение квалифицированных трудовых мигрантов в Польшу, поддержка родственных, этнических и языковых ценностей польского народа в странах СНГ. 

Чем вам не имперский ход? Еще какой. Россия может позаимствовать польский опыт и сделать двухступенчатую систему. Ввести своеобразную «карту русского», позволяющую работать в России и пользоваться личными негражданскими правами, а затем уже на ее базе получить гражданство

Но есть и ряд существенных рисков. Как известно, современная Россия уже с добрый десяток лет испытывает проблемы от засилья среднеазиатских мигрантов, работающих гастарбайтерами в крупных городах, при этом даже на элементарном уровне не знающих русский язык. 

При определенных манипуляциях с действующим законодательством подобные товарищи умудряются довольно быстро становиться гражданами РФ. В марте этого года на этой почве произошел даже русско-киргизский скандал, в результате которого РФ решила расторгнуть договор с Киргизией об упрощенной системе получения гражданства

А теперь давайте представим, что закон, позволяющий всем рожденным в СССР получить желанное российское гражданство, уже принят. Бывшие азиатские советские республики имеют такое же самое право на получение российского паспорта. И это все те же Таджикистан и Киргизия, с которыми у РФ, мягко говоря, не все гладко в вопросах трудовой миграции. 

Не думаю, что именно таких «новых россиян» стремится заполучить Путин. Но ограничить эту норму довольно сложно. Введя в законодательство национальный или этнический принцип, Россия обрекает себя на вполне резонные обвинения в дискриминации, а то и вовсе в расизме. Выкручиваться будет сложно, учитывая то, что многие азиатские республики являются важными экономическими партнерами РФ и потенциальными членами будущего Евразийского союза. 

Но и из этой ситуации можно найти выход. Во-первых, введя в качестве обязательного условия для получения перспективы гражданства знание русского языка. С этим требованием у украинцев и белорусов как раз проблем не будет. Во-вторых, создав целый ряд бюрократических шлагбаумов в виде юридических коллизий или несостыковок в межправительственных договорах, что для современной России абсолютно не проблема. 

Интересно обстоит дело и с таким пикантным вопросом как двойное гражданство. Как известно, в Украине оно запрещено (что, однако, не мешает многим украинцам, включая Леонида Михайловича, им пользоваться). 

В России все несколько сложнее. Там де-юре можно этот вопрос регулировать межправительственными соглашениями. Но не думаю, что Виктор Федорович настолько увлечется российским курсом, что подпишет подобного рода документ. Хотя... Перед выборами может произойти абсолютно все. 

На практике же тема двойного гражданства выглядит куда прозаичнее. И виноваты в этом, в первую очередь, украинские органы. Ибо реального механизма отслеживания наличия у человека двух паспортов просто не существует. А при прохождении процедуры получения российского гражданства от экс-украинца почему-то требуется лишь письменный отказ, но никак не контролируется сама сдача украинского паспорта

Поэтому люди уже лет десять по факту имеют двойное гражданство. По неофициальной статистике, таких в одном лишь Крыму более 60 тыс. человек. А если сейчас еще и упростится процедура в российских ведомствах... 

Не уверен, что, даже задавшись целью, сегодняшняя Украина может влиять на этот процесс. Слишком много обстоятельств играют в пользу получения российского паспорта рядовым украинцем. Вопрос даже не языка, а права на культурный выбор все еще не решен. Новых рабочих мест нет. А перспективы для будущего у человека среднего возраста в Украине не самые радужные.

Неудивительно, что эмиграция - массовая тенденция для миллионов украинцев последних пятнадцати лет. И если раньше наш люд активно штурмовал чужую и далёкую Западную Европу, то сейчас вполне реально может двинуться в почти родную для многих Россию

Ну, а мы, с нашими явными националистическими тенденциями и постоянными скандалами, можем остаться белым пятном на карте Европы - территорией без населения.

P.S. По неофициальным прогнозам, в случае принятия описанных нововведений в российское законодательство, паспорт РФ могут получить около 25 миллионов человек, и половина из них - украинцы

Виталий Филипповский, специально для Полемики http://polemika.com.ua/news-90601.html#title#45

Путин предлагает упростить получение гражданства России
Российский паспорт как главный инструмент воссоединения

13 июля 2012 г.

Путин предлагает упростить получение гражданства России.


— 09.07.2012. Владимир Путин предлагает вновь рассмотреть вопрос об облегченном порядке предоставления российского гражданства бывшим гражданам СССР, а также потомкам бывших эмигрантов, сообщает «Интерфакс».


«Считаю также необходимым вновь вернуться к вопросу об облегченном порядке предоставления российского гражданства тем, кто был гражданином СССР, и прямым потомкам родившихся в Советском Союзе или даже в Российской империи», – заявил президент на совещании послов и постпредов России.

«Роль соотечественников, постоянно проживающих за рубежом, требует основательного переосмысления. 

Многие хотят быть полезными своей исторической Родине, хотят поддержать ее, а наши загранучреждения все-таки подчас недооценивают такой настрой и не в должной мере переориентировали свою работу на этом важном участке», – сказал Путин. 

http://www.kremlin.ru/news/15902

В 2009 году перестала действовать одна из норм российского законодательства (п. ст. 14 закона о гражданстве РФ), предполагающая упрощенную процедуру получения гражданства России.

Эта норма позволяла в упрощенном порядке приобрести гражданство лицам, которые прибыли из стран бывшего СССР и по состоянию на 1 июля 2002 года имели постоянную регистрацию в России, разрешение на временное проживание или вид на жительство.

Тогда в ФМС заявили, что такой механизм действовал 15 лет и за это время у людей была возможность определиться.

Теперь упрощенный порядок получения гражданства касается людей, у которых один из родителей является гражданином России, тех, кто жил в СССР, но не получил гражданства в странах бывшего СССР, а также выходцев из стран бывшего СССР, которые получили после 1 июля 2002 года в России среднее специальное или высшее образование, и ряда других категорий. «Интерфакс»

Российский паспорт как главный инструмент воссоединения

Российский паспорт как главный инструмент воссоединения


Константин Долгов 

Наконец-то свершилось. Или началось. В общем, как бы это мы не назвали — процесс ускоренного воссоединения пошел

К нашей с вами радости и ликованию.  

Новый-старый глава МИД России Сергей Лавров на днях (25 мая) выступил с эпохальным, считаю, заявлением о необходимости скорейшего упрощения предоставления российского гражданства тем, кто родился в СССР

Это — серьезнейшая заявка на победу в деле воссоединения! 

Понятно, что министр иностранных дел не может делать подобные заявление по собственной инициативе

При том что сам он вполне может так считать и даже наверняка считает. 

Но, поскольку вопрос, поднятый в заявлении, представляется одним из важнейших в деле воссоединения, поставить его мог только шеф Лаврова — Путин. 

Который и обозначил интеграционный проект приоритетом своей политики. 

Кстати. Что бы ни говорили, к примеру, доморощенные украинские патриоты, мол, двойное гражданство — это путь к развалу Украины, мы их слушать не будем. 

И вот почему.

Россия, как известно, выступает правопреемницей Советского Союза, гражданство которого было у каждого из нас. 

Но вот наступил 1991 год и для тех, кто, скажем, жил на территории УССР, наступило время выбора: или ты «превращаешься» в украинца, то есть в гражданина Украины, или переезжай туда, где, в свою очередь, дают гражданство России (то есть по сути новое гражданство СССР). 

Или вообще оставайся без гражданства — с непонятными перспективами. 

Вполне логично, что миллионы людей с насиженных мест никуда не сдвинулись и получили украинские паспорта. 

Понятно и то, что если украинские власти разрешат сейчас двойное гражданство, а Россия и в самом деле процедуру получения гражданства упростит — то не менее двадцати миллионов граждан Украины тут же получат российские паспорта. 

И что-то мне подсказывает, что жители Галиции и Волыни будут стоять первыми в этой гигантской очереди! 

Если российский паспорт будет у каждого второго гражданина Украины, да хотя бы и у каждого третьего — формальное воссоединение не заставит себя ждать. 

Потому как фактическое к тому времени уже осуществится. 

Наконец, самое главное. 

Никакой мнимой, высосанной из пальца, «нелегитимности» тут нет и в помине. 

Мы лишь восстанавливаем status quo – то есть возвращаем себе правильное гражданство, которого нас в свое время лишили и сделали это без нашей воли. 

Поэтому любые стоны, крики и прочие пуки «мирового сообщества» могут смело и с превеликим удовольствием игнорироваться.

Константин Долгов. Политический консультант. Руководитель PR-агентства "Афина". Родился в 1979 году в Донецке. Живёт и работает в Харькове. 

Журналистикой начал заниматься в 2001 году. С 2005 года - в политическом пиаре. Сфера интересов: философия, футурология, политические технологии, чёрный PR. 

Личный блог в Facebook - http://www.facebook.com/konstantin.dolgoff

Адрес для писем и предложений: pr@afina.in.ua

http://www.odnako.org/blogs/show_18556/

Сталинградская битва: 70 лет спустя - видеомост

17 июля отмечается 70-я годовщина начала решающего сражения Великой Отечественной войны - Сталинградской битвы, продолжавшейся 200 дней и ночей. 

Битва за Сталинград, развернувшаяся на территории в 100 тысяч квадратных километров, превзошла тогда все исторические сражения по продолжительности, ожесточенности боев, количеству участвующих людей и боевой техники. 

16-го июля, в понедельник, в 11:00 в представительстве РИА Новости в Украине (ул. Станиславского, д.3, оф. 50) состоится Мультимедийный видеомост Москва - Киев - Кишинев - Астана на тему: "Сталинградская битва: 70 лет спустя".

О новых фактах из истории жесточайшего противостояния, о героизме защитников города-крепости на Волге, а также о малоизвестных сражениях Великой Отечественной, которые позволили Красной Армии удержать Сталинград и разгромить войска противника, будут говорить историки.

Участники в Москве: - Георгий КУМАНЕВ, руководитель Центра военной истории России Института российской истории РАН, академик РАН, академик Академии военных наук, профессор; - представители НИИ военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ. 

Участники в Киеве: - Ростислав ИЩЕНКО, историк, президент Центра системного анализа и прогнозирования. Участники в Кишиневе: - Владимир ПОЛИВЦЕВ, доктор исторических наук; - Петр БОЙКО, кандидат исторических наук. 

Участники в Астане: - эксперты, журналисты.

http://rian.com.ua/anouncesments/20120712/79114662.html

Валерий Граждан - инженер-механик корабля космического флота

Харьковское отделение "Маринист" 
Всеукраинского союза писателей-маринистов 
представляет

ГРАЖДАН Валерий Аркадьевич

Родился в Тюменской области, Россия.
Образование высшее, инженер-механик.

Дважды проходил службу на Тихоокеанском флоте: срочную и по контракту на атомной подводной лодке, на плавбазе «Кучеренко», на корабельном измерительном комплексе  (КИК) «Чумикан» ТОГЭ-5 и в других частях флота, мичман.

По духу и существу журналист и писатель.Член Союза журналистов России.
Был главным редактором «Рабочей газеты», штатным и внештатным корреспондентом СМИ Ульяновска и Владивостока.

Имеет публикации в журнале «Морской сборник», еженедельнике «АИФ», газетах «Боевая вахта», «Макаровец», «Камчатский комсомолец», «Народной газете», «Ульяновск сегодня» и др.

Валерий Аркадьевич автор книг «Горячий поход в холодную войну», «Невозвращенцы на луне», «Военные приключения комендора-подводника старшины Дерябина», морских рассказов и повестей.

В творческих планах работа над книгами: «Великой помор» об адмирале флота Советского Союза Н.Г.Кузнецове и «Святой флотоводец» (неизвестные страницы о жизни адмирала Ф.Ф.Ушакова).

В.Граждан продолжает работать и над третьей книгой морских рассказов, собирает материалы о переходе группы подводных лодок с Тихоокеанского на Северный флот в годы Великой Отечественной войны.

Как видно из публикаций, россиянину в своём творчестве не чужды фантастика и флотский юмор.

В.А.Граждан принят в ХОО ВСПМ по рекомендациям В.Бойко и А.Терещенко. 
В настоящее время живёт и творчески трудится в Ульяновске.

Маринисты Харькова тепло (температура воздуха + 32 градуса!) поздравляют своего коллегу по организации из Ульяновска с днём рождения, радуются, что, наконец-то, Валерий Аркадьевич получил удостоверения и нагрудные знаки члена ВСПМ и Союза журналистов России, желают тихоокеанского здоровья и творческого долголетия, невзирая на возраст и всякие там болячки!

Автору "Военных приключений комендора-подводника старшины Дерябина" ТАК ДЕРЖАТЬ!

Валерий ГРАЖДАН. СНЯТЬ НСС ДОСРОЧНО И ПРЕДСТАВИТЬ

10 июля 2012 г.

Валерий ГРАЖДАН. СНЯТЬ НСС ДОСРОЧНО И ПРЕДСТАВИТЬ

Листая альманах 
Творческого объединения "Маринист" ВСПМ 
выпуск Первый, Харьков, декабрь 2011 



ГРАЖДАН Валерий Аркадьевич

СНЯТЬ НСС ДОСРОЧНО И ПРЕДСТАВИТЬ
(из книги морских рассказов)

Хотя дело было давно, но ручаюсь, что основная суть рассказанного соответствует действительности. Просто не вспомнить об этом было бы грешно. Да и в назидание потомкам: знай наших! А коли доведётся прочесть эти строки герою этого действа Ване Лупику, урождённому Брянщины, то пусть вспомнит, сколько хохм было на самом деле. А заодно посмеёмся от души.

Каабы не слукавить, но помнится, что дело было в году эдак в 1978-ом. 

Стоял наш гидрограф – КИКовец (корабль измерительного комплекса) «Чумикан» в ту пору в Дальзаводе. 

А что такое стоять в заводе? Это… Одним словом, хватали мы все вместе и порознь взыскания, щедро одаряемые начальством. 

«Разбор полётов» происходил на вертолётной площадке на вечернем построении.

Зачитывал приказы кто-либо из корабельных командиров по поручению старпома, а то и командира корабля. Но уж так повелось, что «вкусные» документы оглашал (что было очень и очень редко), конечно же, командир. «Чернуху» и «порнуху» поэтому читали, кто не попадя. А иногда и сам старпом, отворотясь от документа как от свежих фекалий: противно, ведь!

Самую откровенную «порнуху» читал помощник, а то и вовсе корабельный писарь – Ваня Лупик в звании мичмана. Он «чытал» с неким беларусским акцентом, с брянским выговором и скороговоркой, что, кроме смеха, ничего не вызывало. А Ваня, закончив чтиво, заправлял свою «секретную» сумку за спину и, как бы невзначай, гоготал: «Гы-гы». Что следовало понимать, как «доклад закончен», и вызывало неизменную ржачку команды корабля.

Ваню любили, Ваню уважали по-свойски все: от матроса и до командира. Случалось, что и подносили «за труды праведные» стопу-другую шила. Ваня много кое-чего мог. Например, снять ранее наложенные взыскания, НСС (неполное служебное соответствие), что частенько «хватали», как наш корабельный пёс блох, равно как офицеры, а более того – мичмана. Случалось, что «нечаянно» и вовсе повышал кого-то из старшин в звании. Просто так, хохмы ради. 

А подчинялся он старпому. Лично. Добродушный весельчак-мичман Лупик злостному криминалу и крамоле подвержен не был. 

Старпом же, хотя слыл мужиком строгим, но истинно флотским, то есть юмор ценил, то и сходило Ване с рук многое. 

Другому бы за подобные штучки-дрючки было бы не сносить головы, но Ване…

Но случилось как-то, что Лупика уговорили на коллективную пьянку в его же каюте. И собралась там компания дай боже: вся отъявленная мичманская «элита»! От снабженцев (а кто закусон организует?) до старшин команд. Не было лишь мичмана-секретчика. И не надо. Да так бы всё ничего. Но в соседней каюте, то есть за переборкой, угораздило старому мичману-зануде (нам так казалось, молодым) рискнуть отдохнуть. Скорее всего – до утра. 

Но уже через часик «светского раута», когда тамада Ваня Вершута произносил чуть ли не шестой тост, его тёзка рванул меха любимой гармошки: «Раскинулось мор-ре широка-а!». Мы добросовестно загорланили о бушующих волнах в дали, да так, что кто-то из «доброжелателей» позвонил из ПЭЖа (а это вообще по другому борту!): «Вы чё там, охренели, вас, поди, сам старпом слышит!».

Так оно и случилось. Старпом нас услышал, да ещё как! Зануда-сосед по каюте попросту позвонил именно ему и доложил всё как есть, вплоть до нашего «позывного» на открытие каюты. А надо было брямкнуть по вентиляционной обрешётке двери, и сопроводить это как бы непотребным в общественных местах звуком. Всё это воспроизвёл пришедший к нашему вертепу старпом, причём очень даже естественно и достаточно громко. Пожалуй, почти мастерски. Как тут не открыть… 

Открыли, конечно. Ну и что? А ничего: «Выходи по одному и не спеша!» - были слова любимого и уважаемого начальника. Первым вышел Лупик, предупредив: «Гармошка карабельна, а мене бить тожа не след!». Дело в том, что наш морской волк – старпом ко всему ещё и был перворазрядником по боксу (если не выше!). Фактор в сложившейся ситуации весьма существенный, и всеми, хотя и в изрядном подпитии, воспринят «с пониманием».

Правда, Ваня Вершута, лишь уточнил, что он всё-таки мастер спорта. И офицер учёл эту деталь. Всем остальным было вынесено «ФЭ» в виде пендаля под задницу, чтобы не изводить бумагу на приказы. Ну и ладно бы. Но, как видно, лично к мичману Лупику у старшего помощника был свой счёт. Скорее всего, немалый.

Приказ на самого себя писал Ваня опять-таки сам. По прочтении его шеф даже не скорректировал написанное: «За неоднократное и грубое нарушение корабельной дисциплины и нарушение установленного распорядка, повлекшее…мичману Лупику объявить НСС и…(далее шли не менее звучные, но совершенно декларативные наказания, придуманные самим же Ваней).

И, понятное дело, уже назавтра САМ старпом зачитал всё по тексту и нарочито громко. Ваня стоял рядом и отрешённо подавал из «секретной» сумки бумаги. «Гы-гы» в этот вечер не было. И уже на следующем вечернем построении…

Но прежде напомним, что Главный корабельный писарчук писал практически (и теоретически, ибо начальство предпочитает лишь подписывать бумаги) все приказы единолично и по СВОЕМУ уразумению. Носил приказы он же (не старпому же!) на подпись командиру корабля. Всё по чину-рангу. Что Лупик и сделал. Ну, а коли Ваня был в опале, то «чернуху» уже читал старпом, а Ваня лишь услужливо продолжал подавать очередные листки.

Один из них гласил: «В связи с ухудшением международной обстановки и резким улучшением общекорабельной дисциплины, бдительности…Учитывая предыдущие заслуги перед Родиной…снять ранее наложенные взыскания и представить к…». 

Далее шёл целый список наших корабельных товарищей. Очевидно, почуяв подвох. Старпом дважды вопросительно воззрился на Лупика. На лице визави реакции не наблюдалось. «…и ходатайствовать о досрочном присвоении звания «старший мичман»…». Тут читающий чуть ли не поперхнулся: «Мичману Гордееву, мичману Лупику, мичману…».

Голос старпома осёкся. Он всматривался в текст, в конце которого узрел знакомую подпись…командира корабля капитана I ранга Макарова. И, резко повернувшись к Ваньке, буквально прорычал: «Лупик, твоих рук дело, бл…ь?!!». Отскочив подальше от разъярённого начальника, Ваня проблеял нечто похожее на: «Это нечаянно». Тут же заводское эхо отозвалось дружным и заразительным смехом команды «Чумикана». 

Весь экипаж корабля, в том числе и офицерский состав, по достоинству оценили изящный юмор Вани. С неделю, а то и более, все смеялись до слёз. Старпом вначале едва сдерживался и изрыгал имеющийся запас матерных слов. Но уже спустя пару недель с благоговением пересказывал рассказ-легенду вновь прибывшим на корабль молодым офицерам, как бы в назидание о «происках» подчинённых. Нетрудно представить, как эту историю пересказывали на других кораблях.

Примечание: печатается по тексту первого выпуска альманаха «МАРИНИСТ» Харьковского областного отделения Всеукраинского союза писателей-маринистов (ХОО ВСПМ).

Флотская песня в подарок

Здравствуйте,  Владимир Александрович !

Нашёл ваш сайт и решил написать. 
Я как и вы - Люблю море.
И люблю наш Тихоокеанский Флот. 
Во Владивостоке живу с пяти лет. 

В пионеры меня принимали в ТОВВМУ. (учился в соседней школе.) Хотел стать флотским офицером, но в десятом классе (когда уже было написано заявление) к нам пришёл из училища ... майор, и давай муштровать нас - гражданских пацанов. 

Да удавлюсь, думаю, а не пойду к такому учиться, и забрал заявление. Правда, потом, когда чуть не добрал в институт на конкурсе в 8,5 человек на место, решил идти на флот. 

Открестился от курсов водителей и с отличием закончил водолазную школу. 
В подводники хотел попасть. Но флоту оказались больше нужны мои знания радиолюбителя и мой музыкальный слух. И я, попал в службу РЭП. 

Учился, в учебном отряде в бухте Аякс у капитана 3 ранга Сорокина. Служил тоже на Русском - на Бабкино. В полку РЭП у капитана 2 ранга Токарева. Стал начальником радиостанции, начальником радиокласса и радиомастерской батальона. Ну и попутно был бессменным дежурным электриком полка. 

Демобилизовался, но дружба с флотом не прекратилась. В Перестройку, бизнесменом, когда есть было нечего и вся страна перешла на талоны, снабжал флот продуктами. 
Даже вторую жену мне - подарил флот. 

Татьяна с красным дипломом окончила Ивановский техникум связи. Пришла на распределение, а там - одна путёвка на Тихоокеанский флот. Она её и выбрала. Потом половину жизни на Тихоокеанском флоте ремонтировала и обслуживала «Каштаны». Если вы хотя бы раз в жизни поднимались на борт корабля - должны знать, что это такое. 

Она и сейчас - обслуживает и ремонтирует флотскую связь. А вместе с ней, заочно служу и я. Ей .. командующий - личную благодарность объявил. Вот такие дела. 

Впрочем, пишу я, немного по другому поводу.

В 2009 году помогал одной своей ученице поднимать фестиваль Авторской Песни. И организовал для этого концерты на Тихоокеанском флоте. Каждую неделю Людмила Жердзинская, где сама, а где с друзьями, выступала перед моряками.

Приехали и к подводникам. Лодка готовилась в море. Все были заняты на ремонтных работах, и командир от концерта отказался. Но отступать не хотелось, и я предложил компромисс: «А давайте мы никого отрывать не будем. Люди выйдут на перекур, в лодке ведь курить не положено, Люда им и споёт. 

После концерта замполит провёл нас по лодке, рассказал её историю и попросил написать о них песню: «Служба у нас тяжёлая. И нам без романтики - ну никак не обойтись. А про нас забыли. С восьмидесятых - ни одной толковой песни. Напишите - хоть одну» - попросил он. Людмила - пообещала. 

Год писала, но без знания специфики морской службы песня получилась поверхностной. И я - забраковал её. А потом она случайно наткнулась на сборник стихов Олега Матвеева «Моя судьба - моя подлодка». Стихи - чудесные, но от стихов до песен - путь не близок. С год крутила стихи, а прошлой весной - её прорвало. 

Песни стали выскакивать - одна за другой. Когда песен было уже 9, решили показать их Автору стихов. Нашли телефон, и высвистали его в гости. Олег, приехав с женой, сказал: «Я не представляю, как мои стихи - может петь женщина». 
Но первая же песня - развеяла все его сомнения. 

Плакали - оба. Люда пела и плакала, Олег - слушал и временами смахивал слезу. 
(Я снимал на видео и потом смотрел). И встреча вместо часа, растянулась на три. 

На презентации диска в 19-й бригаде подплава - песня «Варшавянка» стала - гимном бригады. http://www.youtube.com/watch?v=AHnUEsG-ZNc&feature=relmfu

А ветераны-подводники Хабаровского края за эти песни сделали Людмилу - почётным Подводником, равноправным членом своей организации. Хочу подарить вам одну из песен диска. А понравится, вышлю остальные. 

С уважением, 

Александр Кравченко.
Владивосток.

Стихи - Олег Матвеев. Музыка - Людмила Жердзинская. "Бухта Сельдевая"
С диска "Подводникам Тихо-Океанского Флота"