О блоге

6 мая 2012 г.

Крылатый снайпер Константин Пелевин

Гвардии старшина ПЕЛЕВИН Константин Яковлевич (Батя)

Родился 13 мая 1916 года в городе Петрограде ( ныне Санкт - Петербург ) в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в 1934 году. Работал слесарем на оптико - механическом заводе.

В Красной Армии с 1937 по 1940 гг. и с 1941 года. На фронте в Великую Отечественную войну с 1941 года. Воздушный стрелок в составе 174-го штурмового авиационного полка ( впоследствии ставшего 15-м Гвардейским ШАП ).

Совершил 146 боевых вылетов. 28 марта 1944 года в воздушном бою в районе населённого пункта Коссари ( 16 км юго - западнее города Нарва, Эстония ) сбил вражеский самолёт Ме-108.

8 апреля 1944 года награждён орденом Славы 3-й степени.
3 декабря 1944 года награждён орденом Славы 2-й степени.
29 июня 1945 года награждён орденом Славы 1-й степени.

В 1945 году демобилизован. Жил в Ленинграде.
Работал слесарем - модельщиком. Умер 22 октября 1987 года.

* * *
Константин Яковлевич Пелевин с детства мечтал об авиации. Вместе с соседскими ребятами днями пропадал на расположенном поблизости аэродроме, завороженно смотрел на стальных птиц и думал: "Когда вырасту, обязательно выучусь на лётчика".

Позже, уже работая модельщиком на ленинградском оптико - механическом заводе, с увлечением занимался в осоавиахимовском кружке, готовился поступить в военное авиационное училище.

Заводской комитет комсомола дал ему путёвку в училище. Казалось бы, цель совсем близка, но подвело зрение. Медицинская комиссия не пропустила. Тяжело тогда Костя переживал крушение своей мечты.

Вскоре его призвали на действительную. Служил в войсках НКВД до 1940 года. Уволившись из армии, работал по старой специальности - модельщиком. А тут грянула Великая Отечественная война. Снова пришлось надеть военную форму.

Его назначили связистом в батальон аэродромного обслуживания. Аэродром, где он нёс свою нелёгкую службу, был тот самый, на котором когда-то в детстве он мечтал об авиации.

В тяжёлые дни блокады Ленинграда прямо в цехе, у станка, от истощения умер его отец - старый питерский рабочий. В тяжёлом положении была мать. И Пелевин не выдержал. Обычно дисциплинированный, спокойный, он пришёл к начальнику политотдела возбуждённый, разгневанный:

- Не могу больше ! Хочу своими руками уничтожать проклятых фашистов. Отправьте на передовую. Очень прошу вас !

- Немного подождите. Скоро вам такая возможность представится, - пообещал начальник политотдела.

Он знал, конечно, что недалеко время, когда на вооружение штурмовой авиации поступит новая техника - двухместные "Илы", для каждого потребуется воздушный стрелок, и про себя решил: Пелевин вполне подойдёт.

После недолгого обучения в Январе 1944 года Константина назначили воздушным стрелком в 3-ю эскадрилью 15-го Гвардейского штурмового авиационного полка 277-й штурмовой авиационной дивизии 13-й Воздушной армии Ленинградского фронта.

Этот полк был хорошо известен с начала блокады. В нём воевали такие асы, как уроженец Ижевска Евгений  Кунгурцев, Владимир Алексенко, Григорий Мыльников, Алексей Прохоров,  ставшие дважды Героями Советского Союза.

От рядовых лётчиков до командиров подразделений выросли в этом полку отважные бойцы - А. Дерябин, В. Аверьянов, С. Попатов, Н. Палагушин, В. Катюнин и другие.

Заместитель командира эскадрильи Гвардии старший лейтенант Катюнин, человек весёлый, никогда не унывающий, как-то, встретив Пелевина, внимательно посмотрел на него и, улыбнувшись, спросил:

- Что такой сердитый, парень ?

- А чему радоваться ? - сдержанно ответил сержант. - Паёк получаем лётный, а сидим на земле. В бой не пускают...

- Успеешь, сержант. Хочешь ко мне в экипаж ?

- Хочу. Лишь бы в бой скорее ! - ответил Пелевин.

- Готовься, на днях полетим !

С раннего утра до позднего вечера Пелевин под руководством своего друга опытного стрелка - радиста, бывшего оружейника, Анатолия Тютрюмова тренировался в стрельбе, в распознавании по силуэтам вражеских самолётов, в разборке и сборке пулемёта, в устранении задержек...

Он нетерпеливо ждал первого боевого вылета, настойчиво готовился к нему. И всё же, когда Гвардии старший лейтенант Катюнин предупредил: завтра полетим, он разволновался, плохо спал ночь, едва рассвело - пришёл на аэродром, сел на своё место, пропустил через пальцы каждую пулемётную ленту...

Вылетели, когда совсем рассвело. Пелевин осмотрелся: справа и слева шли ведомые. Внизу, на белом фоне снега, словио игрушечные, мелькали домики, разбегались извилистые дороги, проплывали перелески, рощицы. Будто и нет войны. Но она тотчас же напомнила о себе. Рядом засверкали вспышки разрывов. На земле показались дымки выстрелов зенитных орудий. Огонь с каждой минутой становился сильнее.

Гвардии старший лейтенант, уходя от разрывов, бросал машину вниз, вправо, влево, взмывал вверх. Пелевин еле успевал ориентироваться. Как в калейдоскопе, мелькали картины земли и неба. Он даже не заметил, когда вышли на цель.

- Атакую ! - предупредил командир и ринулся вниз.

Пелевин успел разглядеть артиллерийские орудия, суетившихся возле них гитлеровцев. При втором заходе отчётливо увидел, как на позиции рвутся бомбы. Когда Катюнин обрабатывал противника пушечным огнём, Пелевин обстрелял из пулемёта стоявшие в укрытии автомашины.

- Ну как ? - спросил на обратном пути командир.

- Плохо, - признался Пелевин. - Я почти ничего не сделал, все боеприпасы целы...

- Не горюй, на первый раз и этого достаточно. Дело у тебя пойдёт!

С 19 января по 5 марта Константин Пелевин совершил 20 успешных боевых вылетов. Гвардии старший лейтенант Катюнин терпеливо учил его ориентироваться в воздухе, отбиваться от вражеских истребителей и поражать наземные цели.

На счету у Пелевина было уже несколько уничтоженных автомашин и десятки гитлеровцев. Рядом с медалью "За оборону Ленинграда" командир полка прикрепил ему на грудь медаль "За отвагу".

С 5 марта по 14 апреля 1944 года в боях за освобождение Эстонии экипаж Котюнин - Пелевин совершил 17 боевых вылетов, в которых уничтожил 1 танк, 6 орудий, 4 автомашины, 2 пулемётные точки, 2 миномета, 5 повозок и до взвода живой силы противника.

23 марта штурмовики вылетели на выполнение задания. Шли вдоль залива. Неожиданно из облаков вывалились вражеские истребители. Завязался бой. Тяжёлый Ил-2 в руках Катютина превзошёл все свои возможности. Лётчик, уклоняясь от огня, выделывал виртуозные фигуры высшего пилотажа, выполнял сложные маневры.

Разъярённые фашисты со всех сторон бросались на советский штурмовик, а он, ощетинясь огнём, уходил из-под удара. Одному из фашистов всё же удалось пристроиться в хвост. Расстояние быстро сокращалось. Первым открыл огонь немецкий лётчик. Пелевин, выждав и тщательно прицелившись, тоже нажал на гашетку.

Огненные трассы пуль между самолётами с каждой секундой становились короче. Фашист оказался упорным, он не отвернул, как обычно бывало, а в последний момент ударил винтом по стабилизатору. Штурмовик стал резко терять высоту.

Фашист, развернувшись, пошёл на штурмовик со стороны хвоста. Пелевин уже видел самодовольное лицо фашистского лётчика и, целясь прямо в него, нажал на гашетку...

- Молодец, Костя ! - услышал он через несколько секунд голос командира.

"Мессер", оставляя за собой чёрный шлейф дыма, упал в районе деревни Косари. Но и повреждённый штурмовик еле держался. Только благодаря искусству командира удалось дотянуть до своих.

За этот подвиг гвардии старшина Пелевин приказом по дивизии был награждён орденом Славы 3-й степени.

Приказом по 277-й штурмовой авиационной дивизии от 8 апреля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и отвагу Гвардии сержант Пелевин Константин Яковлевич награждён орденом Славы 3-й степени ( № 14182 ).



К концу октября 1944 года, за 10 месяцев своей боевой работы, он совершил 110 боевых вылетов. В этом, конечно, прежде всего, заслуга лётчиков, с которыми он летал на штурмовку вражеских объектов: Катютина, Дерябина, Алексенко, но немалая и его роль.

Если не 50, то 40 процентов безопасности экипажа зависят от воздушного стрелка, от того, насколько он умело охраняет заднюю полусферу самолёта. Пелевин своим примером доказал, что эту среднюю норму выживаемости можно во много раз перекрыть.

Он участвовал во многих воздушных боях. Кроме сбитого им лично Ме-109 он сбил ещё 3 самолёта в групповых боях, уничтожил десятки вражеских объектов - самолётов, автомашин, артиллерийских орудий и более сотни вражеских солдат, за что был награждён орденом Славы 2-й степени и орденом Отечественной войны 2-й степени.

В октябре - ноябре 1944 года в составе своей дивизии, но уже в 1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта, отличился в боях за освобождение Литвы.

Гвардии старший сержант Пелевин в боевых вылетах в районе юго - западнее города Вилкавишкис ( Литва ) в 5 воздушных боях отразил несколько атак вражеских истребителей, огнём из пулемёта по наземным целям подавил 3 пулемётные точки, вывел из строя 4 автомашины, 7 повозок, истребил большое количество солдат противника.

Приказом от 3 декабря 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и отвагу гвардии старший сержант Пелевин Константин Яковлевич награждён орденом Славы 2-й степени ( № 5199 ).

В завершающих боях гвардии старшина Пелевин в составе экипажа командира эскадрильи Героя Советского Союза гвардии майора В. Катюнина совершил ещё 36 боевых вылетов. Во время этих вылетов Пелевин уничтожил 8 автомашин, 5 повозок с грузами, 8 миномётов с расчётами, поджёг 3 здания с засевшими в них гитлеровцами и истребил не менее 150 вражеских солдат и офицеров.

Кроме того, огнём из пулемёта он подавил около 30 огневых точек малокалиберной зенитной артиллерии, чем обеспечил командиру успешную штурмовку вражеских объектов.

Всего к маю 1945 года на счету гвардии старшины К. Я. Пелевина было 146 боевых вылетов на штурмовку военных объектов, аэродромов, скоплений живой силы противника.

На территории Восточной Пруссии, и особенно в Кёнигсберге, где условия боевой работы лётчиков были крайне тяжёлыми, командир 15-го гвардейского Невского Краснознамённого, ордена Суворова и ордена Кутузова штурмового авиационного полка, представляя его к очередной награде, писал:

"Товарищ Пелевин своей боевой работой завоевал в полку славу лучшего воздушного стрелка. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом стойкость, доблесть, мужество и отвагу он достоин правительственной награды ордена Славы 1-й степени".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за исключительное мужество, отвагу и бесстрашие, проявленные на заключительном этапе Великой Отечественной войны в боях с гитлеровскими захватчиками Гвардии старшина Пелевин Константин Яковлевич награждён орденом Славы 1-й степени ( № 1048 ).

В 1945 году К. Я. Пелевин был демобилизован. Вернулся в родной Ленинград ( ныне - это Санкт - Петербург ). Работал по своей довоенной специальности - мастером модельного участка литейного цеха ордена Трудового Красного Знамени машиностроительного завода имени Котлякова.

Коллектив модельщиков, возглавляемый им, был лучшим на заводе.

Константин Яковлевич Пелевин принимал самое активное участие в общественной и оборонно - массовой работе, в военно - патриотическом воспитании молодёжи.

( Из сборника - "Солдатская Слава". Воениздат, 1976 год, книга 4. ) 


***
Авиаторы Второй мировой войны http://allaces.ru/p/people.php?id=00000007191
Кавалеры ордена Славы трех степеней. Краткий биографический словарь. — М.: Военное изд-во, 2000.
Андреев Г.И., Вакуров И.Д. Солдатская слава. М., 1976. Кн. 4.

Комментариев нет:

Отправить комментарий