О блоге

3 августа 2011 г.

Морские мили капитана МБ-99 ТОФ Виктора Бабикова

Ходили мы походами

Капитан морского буксира МБ-99 Тихоокеанского флота России Виктор Бабиков относится к разряду людей, в которых сразу чувствуется военная косточка – в выправке, четкости действий, высокой ответственности за порученное дело. Это и неудивительно, ведь Виктор Михайлович Бабиков долгие годы служил на Тихоокеанском флоте, командовал ракетными катерами и десантными кораблями. Во время одной из боевых служб произошла памятная встреча с тогдашним главкомом ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза С.Горшковым.

- Это было в конце семидесятых в Дананге, - вспоминает капитан 2 ранга в отставке Виктор Бабиков. - Мы только что вернулись с боевой службы в Индийском океане. Конеч­но, БДК ржавый, борта некрашеные. А тут неожиданно объявляют, что завтра прибывает в базу главком и в 9 утра будет на моём БДК-197. 

Что делать? Всю ночь красили корабль, бинтовали троса и т. д. Словом, при­вели в порядок. А ещё потрениро­вались с личным составом приветствовать главкома - не каждый день такие высокие гости! И тут я понял, что экипаж одномоментно не может сказать: «Здравия желаем, товарищ Адмирал Флота Советского Со­юза!» Дыхалки просто не хватит. Бились, бились и решили пойти на маленькую хитрость, написали на ватмане что-то типа: «Здра жела та-рищ рал флот Совет Сюз!» Потренировались, получилось. Потом прибыл главком, поздоровались. Он и говорит мне: «Хорошо! А во­обще-то, что они сказали?» С юмором был человек. Вот такая встреча.

За плечами у Виктора Бабикова четыре боевые службы в долж­ности командира большого десантного корабля. В основном работали в районе Красного моря, Аденского залива. А когда началась война Эфиопии с Сомали, его БДК участвовал в выведении подводных лодок, дока, съёмке узла связи с секретной аппаратурой. За участие в боевых действиях в районе Эфиопии во время похода в Индийский океан Виктор Бабиков был награждён медалью «За боевые заслуги».

Командирская должность шлифует необходимые качества в человеке: умение организовать работу подчинённых, принять оптимальное решение, оперативно и качественно выполнить поставленную задачу. И эти качества очень пригодились Виктору Михайловичу в его дальнейшей, гражданской жизни, когда он, уво­лившись в запас, в 1990 году пришёл на вспомогательный флот ТОФ. Сна­чала был капитаном килектора КИЛ-21, танкера «Иркут», МБ «Калар», а с 2000 года возглавляет экипаж морского буксира МБ-99.

Судно досталось капитану сложное: около десятка пет стояло в отстое, потом очень вяло ремонтировалось. Новый капитан вместе со старшим механиком Виктором Давыдёнком взялись за дело, мобилизовали экипаж максимально использовать имеющиеся резервы, что можно - сделать собственными силами. Да и заводчан «взбодрили».

Словом, морской буксир был отремонтирован и отправился в рейс. За 11 лет капитанства их было много, рейсов сложных и ответственных. Ведь МБ-99 - своего рода служба МЧС, скорая помощь на море. Где, какая нештатная ситуация - пожар, потеря хода судном и т. п. - морской буксир спешит на помощь. И такая беспокойная работа как нельзя луч­ше подходит боевому командиру, капитану. 


Длительные рейсы сменялись один другим: участие в северном завозе на дальние точки мате­рика, Сахалина, Курил, действия в составе северного спасательного отряда, шельфовые услуги, буксировки...

Вот один эпизод: поступил приказ перегнать плавучий док с подводными лодками. Вместе с МБ-37 тянули это огромное сооружение высотой с 9-этажный дом и длиной 250 метров, растянувшись цепочкой на километр. На всём пути следования нельзя было останавливаться ни на минуту, даже если бы возникли какие-то неполадки, иначе махина-док просто задавит. Поэтому весь экипаж во главе со своим капитаном был предельно собран, моряки чётко несли свою вахту, держали постоянную скорость, чтобы соблюдать дистанцию, определённый курс к волне, чтобы не допускать качку более 5 градусов, иначе подводные лодки попадают со стапелей... Экстрим, одним словом. Но задача была чётко выполнена.

А сравнительно недавно капитан Виктор Бабиков со своим экипажем участвовал в походе в зону Индийского оке­ана в составе отряда кораблей ТОФ. Вместе с БПК «Адмирал Трибуц» и БМТ «Борис Бутома» они проводили конвои вдоль северного побережья Сомали, охраняя их от нападения пиратов.

- Конвой по скорости разделился на три части: более 12 узлов - сопровождал БПК, до 10 узлов - «Борис Бутома», а всех остальных - в основном это небольшие суда - мы. Вдоль этой всей линии постоянно барражировали вертолёты с БПК «Адмирал Трибуц». Один садится - другой поднимается. И так весь путь ведётся охрана конвоя, несмотря на то, что ещё на каждом из судов находились наши вооружённые морские пехотинцы. Был и факт попытки нападения пиратов на группу судов, которые сопровождал МБ-99. Пираты работают сейчас по типу рыбаков. Вот такой один «рыбак» отделился от группы и начал интенсивное движение в нашу сторону. Морские пехотинцы, которые были на борту МБ-99, открыли предупредительную стрельбу по носу, по корме скоростной лодки. Пираты, наверное, просто не увидели пулемёта у нас на борту. А когда мы дали первую очередь, они всё поняли и ушли.

...О многих интересных фактах из биографии капитана морского бук­сира МБ-99 Виктора Бабикова можно было бы рассказать ещё. Ведь более 40 лет его жизнь связана с морем, а там, как известно, лёгких путей не бывает. Но боевой командир умело справлялся с трудностя­ми, и поэтому его экипажи - и воен­ные, и гражданские - всегда успеш­но выполняли задачи, поставленные командованием флота. А это главное.

Наталья ПИСКУНОВА. «Боевая вахта» 30 июля 2011 года
Фото Владимира БОЧАРОВА и из архива экипажа МБ-99.

Комментариев нет:

Отправить комментарий