О блоге

3 декабря 2009 г.

Фрегат "Адмирал флота Касатонов" для ВМФ России. Северная верфь. (Февраль 28, 2009)


На стапеле "Северной верфи"  28 ноября с.г. для ВМФ России заложен фрегат проекта 22350, которому приказом главнокомандующего присвоено имя «Адмирал флота Касатонов». Корабль, который будет передан заказчику в 2012 году. Всего должно быть построено  20 таких же фрегатов − по 4−6 на каждый из флотов. Эти фрегаты составят значительную часть группировки надводных сил флота России на ближайшие 20−30 лет. В конструкции «Касатонова» применен ряд уникальных технических решений, которые раньше на отечественных кораблях не использовались.

В церемонии закладки второго серийного фрегата проекта 22350 приняли участие заместитель главнокомандующего флота вице-адмирал Николай Борисов, вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский и адмирал флота Игорь Касатонов − сын Владимира Касатонова, в честь которого назван корабль.

Головной корабль этого проекта «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» заложен на стапеле «Северной верфи» в 2006 году, сейчас он находится в процессе постройки. По плану он должен вступить в строй в 2011 году. Это второй столь крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России за последние 15 лет.
Стоимость первого корабля этого класса, по некоторым оценкам, составит около 400 млн долларов.

В современном понимании к фрегатам относятся боевые корабли среднего водоизмещения океанской (дальней морской) зоны, обладающие универсальным ракетно-артиллерийским вооружением, способные решать задачи как оборонительного (ПЛО и ПВО конвоя, корабельного соединения, самообороны), так и ударного (поддержка морских десантов, атака кораблей противника, «горячая» разведка берега) характера.

Достаточно четко по массогабаритным характеристикам выделяются две группы фрегатов. Фрегаты I класса имеют стандартное водоизмещение 4−5 тыс. тонн и более, вплотную приближаясь к эсминцу по возможностям в плане ПВО/ПЛО, но несколько уступая в ударном аспекте. Эти корабли используются в основном для эскортирования авианосных и амфибийных групп, крупных конвоев в океанских условиях. Характерный представитель фрегата I класса − американский фрегат серии «Оливер Перри». (USS FFG-7 Oliver Hazard Perry). Это крупнейшая серия фрегатов, построенная в количестве 77 единиц, на верфях США, Австралии, Испании и Тайваня. На сегодня 67 таких кораблей служат в восьми странах.

Фрегаты II класса, имея меньшее водоизмещение (около 2000−4000 тонн), предназначены в основном для одиночной патрульной службы. Возможности ПЛО/ПВО у таких кораблей обычно заметно ниже, зато на борту имеются просторные помещения для тяжелого вертолета и подразделений морской пехоты, мощная артиллерия либо комплекс ПКР.

Наиболее характерным фрегатом 2-го класса является французский «Лафайет» (F170 La Fayette, снимался в фильме «бондианы» «Золотой глаз»). При этом, учитывая тенденцию использования при проектировании современных кораблей модульного принципа, в условиях пункта базирования возможно быстрое переоборудование корабля (путем замены стандартизованных блок-модулей вооружения, судового и радиоэлектронного оборудования) под тот или иной тип боевых задач, диктуемых конкретной миссией.

До недавнего времени подобных кораблей в составе ВМФ России не существовало: они классифицировались в зависимости от назначения или как БПК (большой противолодочный корабль), или как СКР (сторожевой корабль).

Заложенный корабль относится к 1-му классу, «тяжелым фрегатам», его водоизмещение по проекту составляет 4,5 тыс. тонн. Корабль будет нести комплекс вооружения, состоящий из восьми противокорабельных крылатых ракет ЗМ55 «Оникс», 130-миллиметровой артиллерийской установки А-192, противолодочного ракетного комплекса «Медведка-2» и зенитного ракетного комплекса средней дальности «Ураган» (24 ракеты) в варианте с вертикальным пуском, систем постановки активных и пассивных помех. Фрегат также будет нести вертолет Ка-27.

Такой комплекс вооружений позволит новому фрегату быть универсальным кораблем, способным вести борьбу с надводными, подводными и воздушными целями и наносить удары по побережью. Надстройки и элементы корпуса будут выполнены с применением технологий «стелс», снижающих его радиолокационную и оптическую заметность.

Прототипом корабля стал фрегат проекта 11356: три таких корабля построены по заказу Индии, ведутся также переговоры о строительстве двух единиц для ВМС Алжира. Однако российские корабли значительно отличаются от прототипа даже внешне своими непривычными пока «стелс-формами».

Технологии малой заметности, как и единая боевая управляющая информационная система (предположительно – «Требование-М»), применяются на отечественных надводных кораблях впервые.

Что касается сроков передачи кораблей флоту, они смещаются на год–два по сравнению с запланированными. Тут сыграли роль два фактора. Первый – недостаточное и неритмичное финансирование. Сейчас на «Северной верфи» находятся в постройке для ВМФ России три корвета проекта 20380, два фрегата проекта 22350, специальное судно связи проекта 18280, а также осуществляется ремонт большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» Северного флота. Однако предприятие работает себе в убыток.

Чистый убыток «Северной верфи» по российским стандартам бухгалтерского учета в январе − сентябре 2009 г. возрос в 2,9 раза и достиг 209 млн 939 тыс. руб. При этом выручка предприятия за отчетный период составила 6 млрд 956 млн 455 тыс. руб. – в основном благодаря индийским контрактам.

Второй фактор в октябре прошлого года в ходе визита на предприятие озвучил вице-премьер Сергей Иванов. Он связан с тем, что государственным заказчиком приняты решения о значительном изменении обликов рассматриваемых фрегатов и корветов. Это касается, в том числе, и систем вооружения. Например, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРК) «Кортик-М» должен быть заменен на ЗРК «Редут». Эти коррективы требуют от предприятий проведения дополнительных работ, которые сделают корабли дороже.

Иванов также сообщил, что по итогам знакомства с ходом строительства на «Северной верфи» фрегата «Адмирал флота Горшков» и корвета «Стойкий» решено, что корвет вступит в строй в 2010 году, а фрегат – годом позже.



Комментариев нет:

Отправить комментарий