О блоге

28 декабря 2023 г.

«Сильный» – корабль, события, люди». В 2023-м опубликован второй том книги, посвящённой СКР «Сильный».


«Наш экипаж в запас не уйдёт».  Такое обещание дали ветераны СКР «Сильный», торжественно отметившие 50-летие поднятия на корабле Военно-морского флага. 

На памятной встрече в Доме офицеров Балтийского флота собрались около 50 человек, причём не только из Калининграда и Балтийска, но и из других городов страны. 

– Полвека пролетели, как в 1973-м наш сторожевик под командованием капитана 1 ранга Владимира Анатольевича Егорова вошёл в состав Балтийского флота, – рассказал пятый командир «Сильного» капитан 1 ранга в отставке Сергей Родионов, организатор и ведущий праздника. 


– На счету экипажа шесть длительных боевых служб в Атлантике и Средиземном море, где он успешно справлялся с задачами, всякий раз возвращаясь в базу с отличной оценкой.

СКР «Сильный» всегда достойно представлял нашу страну, посетив с официальными визитами и деловыми заходами 13 портов иностранных государств. 

В коллективе служили будущие вице-адмиралы В. Апанович, А. Мезенин, контр-адмиралы Н. Качанович, А. Петров, В. Масягин. 

17 лет СКР «Сильный» находился в боевом составе 128-й бригады кораблей БФ, из них семь – с декабря 1976-го по ноябрь 1983 года – под началом комбрига капитана 1 ранга Владимира Егорова, впоследствии адмирала, командующего Балтийским флотом. 

Его, недавно ушедшего от нас, добрым словом часто вспоминали ветераны. 

В 1976 году СКР «Сильный» совместно с СКР «Свирепый» обеспечил безопасный переход первого в ВМФ СССР тяжёлого авианесущего крейсера «Киев» из Чёрного моря на Северный флот. 

Во время отработки полётов самолётов ЯК-38 экипаж успешно решил задачу дальнего привода, выдерживая заданную дистанцию и гарантируя безопасность. 

Через десять лет – с 1 февраля по 3 марта 1986 года – СКР «Сильный» совместно с БПК «Славный» вёл радиолокационный дозор в интересах противовоздушной обороны Ливии с целью прекращения американских бомбардировок страны. 

«Я был в Триполи и видел разрушенный дом, где погибли близкие родственники президента Муамара Каддафи, – писал в своей книге «Вахту сдал исправно» адмирал Владимир Егоров. 

– Самого тогдашнего лидера африканской страны спасло лишь чудо – он уехал за пять минут, как туда полетели бомбы». 

Большую работу выполнил СКР «Сильный» на Кубе. 

В разное время корабль четырежды находился в Гаване, трижды – в порту Сьенфуэгос. 

Совместно с СКР «Свирепый» экипаж помогал в восстановлении оружия и технических средств на восьми кораблях Революционного ВМФ Кубы, в разработке боевой и повседневной документации, в организации и проведении противолодочных и десантных учений. 

В книге «Сильный» – корабль, события, люди» есть интересная заметка капитана 2 ранга в отставке В. Литвинчука, в прошлом командира минно-торпедной боевой части, «Предупредительный залп из РБУ по американскому милитаризму» о поиске и уничтожении условной подлодки «неприятеля»: 

«Конец октября 1985 года. Вышли из порта Сьенфуэгос в Мексиканский залив. 

Несмотря на сильнейший шторм, мы смогли выполнить приказ ГШ ВМФ и с честью продемонстрировали вдоль побережья США не спускаемый ни перед кем наш Военно-морской флаг... 

Я как сейчас помню эту стрельбу. 

Из девяти человек расчёта минёров и электриков ПЛО только двое-трое более-менее сопротивлялись морской болезни. 

Если честно, я больше волновался за технику, а не за своих ребят. 

Я был уверен – они выдержат, а вот как железо и боезапас? 

Корабль так кренило то на один, то на другой борт, что установка РГБ с заряженными РБУ, казалось, уйдёт под воду навсегда. 

Однако, несмотря на качку, залп произвели успешно. 

Советское оружие всепогодно. 

Минёры молодцы. 

Удалось ли нам своими действиями как-то застращать или предупредить нашего вероятного противника, не знаю. 

А вот удивить – наверняка. 

Из-за шторма все, даже самые мореходные корабли ВМС США, пережидали непогоду в своих портах и базах». 

В 1985 году СКР «Сильный» был объявлен «Отличным кораблём ВМФ СССР», стал инициатором соревнования на Балтийском флоте. 

Ещё пять лет он нёс это высокое звание, подтверждая его отличными оценками за боевую службу у юго-западных берегов Африки, блестящим выполнением задач по слежению за силами НАТО на Балтике. 

Успехам способствовала умелая военно-политическая и воспитательная работа, направленная на сохранение и преумножение богатых флотских традиций. 

Вот как вспоминает в статье «Переход экватора» капитан 2 ранга запаса Сергей Клёсов, в то время командир ракетно-артиллерийской боевой части, о подготовке и проведении на корабле праздника Нептуна в августе 1988 года: 

«Ясным солнечным утром экипаж корабля по сигналу «Большой сбор» построился на юте. Настроение у всех празднично-выжидательное: что же сейчас будет? 

Ведь неспроста комсомольские активисты чуть ли не каждый день собирались в кают-компании – заговорщики совещались за плотно закрытыми дверями, с таинственным видом расходились потом в стороне от посторонних глаз: что-то мастерили, кроили, рисовали… 

Один за другим звучат три гудка. 

Корабль ложится в​ дрейф. 

С криком, гиканьем, свистом выскакивает на верхнюю палубу пёстрая шайка «пиратов».

За ними следом – перемазанные в саже «черти»… 

Весёлая кутерьма на юте вдруг утихает. 

Народ почтительно расступается: сам Нептун, царь подводный, пожаловал на корабль. 

С ним вся его сказочная свита: Русалка и Афродита, Негритёнок и Звездочёт, Эскулап и Брадобрей! 

Принимайте гостей! 

От имени экипажа командир корабля приветствует владыку океанов и морей, рассказывает об успехах, лучших людях... 

Насчёт купели. 

Изначально было желание занырнуть с борта прямо в географический «пуп Земли». 

Но, увидев неподалёку подозрительные плавники, горячие головы поняли, что можно нырнуть прямо в реальный пуп акулы, и ограничились растянутым в виде бассейна брезентом, заполненным морской водой. 

Потом уже на пляже в Анголе фотографировались по несколько человек в океане, чтобы не было видно берега, а близким хвастались, что отважно купались именно в этом месте.

Много чего было в этот день. 

Но гвоздём программы, конечно же, было посвящение в мореходы. 

И вот Нептун ударяет в палубу трезубцем: «Богатыри, примите крещение! 

«Черти», возьмите на попечение!» 

Завертелась, закружилась карусель! 

Вездесущие «черти» выхватывают из толпы новичков, впервые попавших на экватор (таких на корабле подавляющее большинство), волокут к Эскулапу. 

Вкусив «лекарства» – чистейшей солёной морской воды и горячей ещё каши, вы попадаете к Брадобрею. 

Раз, два – и вы с намыленной головой уже в чистилище – большом матерчатом рукаве, начинённом сажей. 

«Черти» быстро вытряхивают вас оттуда, теперь уже самого похожего на чёрта, и через мгновение вы с размаху летите в брезентовую купель. 

Теперь вы – настоящий моряк! 

Вот и свидетельство на сей счёт, заверенное самим Нептуном, имеется. 

И не вздумайте «сачкануть». 

Старпом вот пытался, но бдительные «черти» его настигли и с особым пристрастием пропустили через чистилище». 

12 марта 1990 года СКР «Сильный» был поставлен в средний ремонт с модернизацией на Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». 

Увы, из-за отсутствия средств 30 июня 1994 года он был исключён из боевого состава флота и вскоре утилизирован. 

Идея написать о корабле книгу родилась десять лет назад, в 2013-м, когда ветераны собрались, чтобы отметить 40-летие СКР «Сильный». 

Организацией также занимался капитан 1 ранга в отставке Сергей Родионов. К мероприятию он подготовил видеофильм, где была изложена история экипажа начиная с его третьего командира – Андрея Игоревича Петрова. 

Однако всё, что было до него, осталось за кадром. 

На это обратил внимание капитан 2 ранга в отставке Владимир Борисов, выпускник Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища 1968 года, в 1972-м назначенный командиром БЧ-5 на корабль-новостройку. 

 – Я был первым командиром электромеханической боевой части, – отметил Владимир Ильич. 

– На моих глазах прошли становление экипажа, формирование традиций. Я решил собрать информацию о сослуживцах и их судьбах. 

В архиве газеты «Страж Балтики» нашёл нужные публикации, а в одной из соцсетей завёл страничку корабля. 

В итоге удалось найти данные на более чем 1200 человек, кто в разные годы служил в экипаже. 

Активно проявили себя известные на флоте люди, чья служба была связана с кораблём: вице-адмирал в отставке Василий Апанович, капитаны 1 ранга в отставке Владимир Любжин, Алексей Остроумов, Александр Пронькин, Сергей Родионов, Юрий Симонов. 

Редакционный совет возглавил тогда адмирал Владимир Егоров. 

В 2023-м опубликован уже второй том, посвящённый СКР «Сильный». 

– Понимаете, когда вышла первая книга, я понял, что 90 процентов собранного мною материала в неё не вошло, – признался Владимир Ильич. 

– Пришлось искать спонсоров, очень помог судостроительный завод «Янтарь». 

– Вручая экземпляры бывшим сослуживцам, я настоятельно рекомендовал показать их не только семье, детям и внукам, но и сходить, например, в ближайшую школу, чтобы рассказать о нашей службе, – сообщил капитан 1 ранга в отставке С. Родионов. 

– Я как преподаватель знакомлю с книгами своих курсантов филиала ВМА в Калининграде. 

Словом, СКР «Сильный» уже в виде военно-исторического очерка продолжает свою службу, не только освежая память членов экипажа корабля, расширяя кругозор других читателей, но и воспитывая молодёжь. 

А встречи ветеранов будут продолжаться: военная служба – вечная дружба! 

Александр ЕЛЬЦОВ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий